Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Латышев О.Ю. 1 Крюкова О.Е. 2
1 Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко, директор, Москва
2 КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Воронеж
1. Гарбузов В.Н. К проблеме лечения психосоматических состояний у детей. Л., 1985. с. 245.
2. Караваева Е.В. Психологическая работа с детьми в Сенсорной комнате: формы и методы // «Снузлин». – М.: ООО Фирма «Вариант», 2001.
3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. – М., 1996. – С. 81 – 86.
4. Михайлов А.Н. Методические рекомендации по работе в сенсорных условиях. сб., Снузлин., М., 2001.
5. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000.
6. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984.

Игровая деятельность детей-сирот при поддержке педагога-психолога представляется весомым ресурсом их социально-психологической адаптации. Поскольку перевоплощение ребёнка в сказочного персонажа при его участии в интерактивной игре, по мнению С.Г. Якобсон, большое подспорье в этическом развитии детей [6]. Психологическая служба в образовательном учреждении может способствовать культивированию условий для воспитания у воспитанников жажды познания, формирования представлений об элементах реальной действительности, не находящих прямого подтверждения в их повседневной жизни. Например, экзотика восточного мира, льющаяся со страниц «Тысячи и одной ночи», находит подтверждение скорее в содержании художественных и научно-просветительских фильмов о странах востока, нежели в каждодневной практике знакомства с окружающим миром для воспитанников интерната в средней полосе России. И стремление психологической службы интерната обогатить эмоциональные и культурные представления воспитанников опирается на совершенно конкретный звуковой и зрительный ряд, требующий, однако же, от участников занятий мобилизации воображения? готовности принимать условия игры, которую разрабатывает, организует и проводит психолог. При этом собственно информативный ряд, несущий на себе среди прочего ещё и познавательную функцию, главным образом реализует задачу психологического инструментария. Она состоит, прежде всего, в том, что воспитанники, участвующие в занятии, смогут преодолеть те комплексы, которые мешают общению. Сделают более рельефными и филигранными традиционные для них средства выражения эмоций, чувств, ощущений, умозаключений. Большую роль в организации означенной деятельности играет сенсорная комната интернатного учреждения. На её базе можно проводить последовательность занятий, способных сыграть определяющую роль в процессе социально-психологической адаптации воспитанников. Одним из видов таких занятий являются тематические игры-релаксации, один из примеров которой позвольте Вам и привести. Это игра-релаксация «Мир Востока», включённая в систему занятий по программе «Профилактика и коррекция психосоматических расстройств у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста». Описание этой игры содержится в нашей работе «Игра-релаксация в работе с детьми-сиротами». Данная программа была сертифицирована на конкурсе реабилитационных программ в Санкт-Петербурге и используется нами с 2006 года. Для подготовки игры были использованы Korg Music Workstation, а также программные средства Microsoft Office и Cakewalk. В ней участвуют дети-сироты 10-12 лет. Для работы с ними хорошо подходит сюжетно-ролевая игра, предыстория которой имеет тесную связь с воображением ребёнка. Для них казенное образовательное учреждение Воронежской области «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» издавна располагает хорошо оборудованной сенсорной комнатой, где на протяжении многих лет и проходила апробация релаксационных занятий.

Основная методика работы психолога высшей категории Ольги Евгениевны Крюковой на оборудовании сенсорной комнаты – терапия образами. По представлению И. Ялома, групповая психотерапия способствует развитию социальных навыков [5]. Наиболее актуальным нам представляется использование авторской релаксационной музыки, которая вот уже на протяжении десяти лет эффективно применяется нами на занятиях в сенсорной комнате. Автор, исполнитель, аранжировщик музыкальных произведений, – Олег Юрьевич Латышев. На фоне общей релаксации (расслабления организма) проводится постепенное «погружение» в заданный образ, где ребенок, находящийся в интернатном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет возможность прожить и проработать свою психологическую травму, стрессовую ситуацию. Целью занятия является развитие рефлексивного мышления, обучение способам расслабления, закрепление установки на вербализацию эмоциональных переживаний у подростков. На занятии идёт формирование чувства безопасности, защищенности. Знакомство и закрепление «позы покоя», установление собственного ведущего канала восприятия участниками в ходе занятия (визуальный, аудиальный, тактильный, обонятельный) на оборудовании сенсорной комнаты, снятие нервного возбуждения и тревоги. Исходя из специфики обучения и воспитания в школе-интернате преимущественно в группах, у воспитанника появляется возможность индивидуальной камерной работы в сенсорной комнате. Это является ключевым моментом в формировании мотивации. Исходя из этого прогнозируется улучшение эмоционального состояния, снижение беспокойства и агрессивности у воспитанников. Также для нас важна сформированность умения анализировать собственное состояние и вербализовать его. Каждое упражнение предполагает получение обратной связи от участников игры-релаксации. Игры других видов предусматривают не только релаксацию, и даже не столько её, сколько мобилизацию широкого круга возможностей ребёнка и нацеливания его на достижение новых высот в развитии. Так, мобилизационный характер носит, среди прочего, разработанная нами в 1993-м году, когда только образовалась Российская Детдомовская семья, игра «Банк коллекций». В отличие от выше приведённой игры-релаксации, игра «Банк коллекций» рассчитана на реализацию традиции открытого проекта, то есть не предусматривает ограничений продолжительности, а ограничивается лишь подведением промежуточных итогов. Эта игра создана в поддержку стремления ребёнка к познанию мира, развитию его навыков коммуникации через экскурсионно-туристическую и краеведческую деятельность, бережливости, систематизации, упорядочению постепенно всех сфер собственной жизнедеятельности и помощи сверстникам в осуществлении выше перечисленного. Многолетний опыт проведения игры в детских домах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-реабилитационных центрах и приютах для детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в равной мере показал свою достаточно высокую эффективность. В проведении этой игры задействованы педагоги и воспитанники интернатных учреждений Краснодарского края, Астраханской, Воронежской, Калужской, Ростовской, Самарской, Челябинской и других областей Российской Федерации. Автор-ведущий игры, О.Ю. Латышев, уже двадцатый год ведёт работу по восполнению расходных материалов, требующихся для проведения игры. Это почтовые маркированные конверты, конверты первого дня и картмаксимумы, конверты и карточки с оригинальной маркой, целые вещи в филателии, специальные гашения, почтовые марки, значки, монеты, боны, карманные календари, открытки, книжные закладки и другие предметы традиционных сфер коллекционерской деятельности. Иллюстративной стороной выше указанных предметов коллекционирования являются виды городов и природы, портреты деятелей культуры, науки, образования, с именами которых так или иначе связана история городов и сёл, являющаяся предметом исследования юных туристов и краеведов. В этих ролях, а также юных экскурсоводов, психологов, журналистов, библиографов, археологов и т.д. и выступают воспитанники интернатных учреждений, участвующих в экспериментальной деятельности.

В приведённых здесь отдельных примерах мы готовы видеть перспективы социально-психологической адаптации детей-сирот, формирования знаний, умений, навыков, которые прямо или косвенно помогают выпускникам и нынешним воспитанникам в повседневной жизни. Стоит заметить, что приведённые в данной работе примеры игр являются далеко не единичными в нашей обоюдной практике. И в общеигровой инструментовке они в ряде случаев могли и не занимать главенствующих позиций. Но в наших дальнейших работах мы надеемся рассказать и о других играх – социально-психологических, социально-экономических и т.д., существенно расширивших как горизонты познания воспитанников, так и позволивших, среди всего прочего, занять достойные их места под солнцем современной жизни. Лишь в совокупности они могут в некоторой мере претендовать на определённую полноту системы воздействий, которые за годы своего становления получит социально неадаптированная личность воспитанника средствами игровой терапии. Мы далеки от ощущения, что наше повествование носит хоть сколько-нибудь стройный, исчерпывающий характер, полностью вписывающийся в удобную для Вас логику миропонимания. И мы готовы принять к рассмотрению Ваши вопросы и замечания, предложения и пожелания, а также сотрудничать в плане развития системы адаптации детей-сирот в социуме, столь тесно связанной с темами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности, понимаемыми нами как средства социализации, и конкретно – социально-психологической адаптации выбранной здесь целевой аудитории.


Библиографическая ссылка

Латышев О.Ю., Крюкова О.Е. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный школьный научный вестник. – 2016. – № 2. – С. 107-109;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=56 (дата обращения: 17.09.2019).