Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА ЮНЫХ АВТОРОВ

Подольская П.К. 1
1 г. Нижний Новгород, Гимназия №2, 10 класс
1. Образование сегодня // [Электронный ресурс ] дата обращения 16.11.2017 https://vk.com/away.phpto=http%3A%2F%2Fwww.ed-today.ru%2Fpoleznye-stati%2F37-7&cc_key=
2. Аркадий и Борис Стругацкие «Туча», «Гадкие лебеди», «Хищные вещи века»
3. Рей Бредбери «451 градус по Фаренгейту» Изд. ЭКСМО , 2012

Совершенствоваться – значит меняться, быть совершенным – значит меняться часто.

У. Черчилль

Каждый ребенок от природы наделен огромным потенциалом способностей. Первым этапом серьезного познания мира и себя самого является освоение школьной программы, а первооткрывателем талантов и склонностей ребенка – учитель. Однако, учебный процесс ориентирован на стандартную подачу информации со стороны педагогов, и на примитивное заучивание материала учениками.

Ребенку с креативным мышлением приходится подстраиваться к общепринятым стандартам, и постепенно идет угасание интереса к самовыражению, формированию собственного мнения. Развитие индивидуальности у юного литератора, например, практически невозможно, когда ему изначально продиктовано «правильное» мнение признанных критиков, а положительная оценка гарантирована за стандартное изложение материала, усвоение которого достаточно для успешной сдачи ЕГЭ. При этом отклонение от общепринятого суждения не только не приветствуется, но зачастую и наказывается. Вот и получается, что, если искру интереса не поддержать вовремя, талант может и не проявиться.

Таким образом, стандартные условия школьного процесса не способны обеспечить формирование творческих навыков юных авторов. Необходима трансформация привычного построения урока в процесс интересного узнавания нового. Началом этого явления может стать изменение как подачи материала, так и взаимоположения ученик-учитель, когда педагог становится не просто лектором, но и учеником тоже. Эти изменения могут быть внедрены как в обычном классе, так и в ориентированном на углубленное изучение литературы и развитие потенциала творческого самовыражения, необходимого для создания собственных текстов в различных жанрах художественной литературы и публицистики. Например, для эффективной работы ученики с использованием современных технологий дома изучают заранее приготовленную лучшими учителями тематическую лекцию. Это удобно, потому что каждый в своем темпе, но досконально изучает материал, что и является домашним заданием. В классе ребятам предстоит интереснейшая групповая работа в виде обсуждения лекции, дискуссий, выступлений, разыгрывания сценок, т.е. не рутинное изучение материала, а творческий процесс познания.

Роль преподавателя при этом заключается в том, чтобы выслушать учеников; акцентировать внимание на самом главном; подтолкнуть к новым обсуждениям; не навязывая общественное мнение, убедить в его правильности и обоснованности. При этом важно не просто давать знания, но и получать информацию от юных писателей. Этот процесс всеобщего участия, а не индивидуальный ответ у доски, безусловно будет полезен и тем ученикам, которые изначально были не заинтересованы даже в прочтении произведений. И скорее всего даже самые «неспособные» и ленивые усвоят материал. Подобного рода занятия успешно практикуют в некоторых университетах, например, в Гарварде. Учитывая, что учителя теперь тоже модернизированные ученики, несправедливым будет оставить их без оценок. Для преподавателя это не менее важно, ведь таким образом он поймет, насколько полезным и информативным был урок. Анализ работы учителя будет проводиться по таким критериям, как «работа с аудиторией», «подача материала» (интересно/неинтересно), «вовлечение в предмет» и т.д. Считаю, для продуктивного изучения и развития литературы и творческого мышления учащихся подобный «переворот» пойдет на пользу.

Обратную связь от слушателей уже получают лекторы, например, «Высшей школы экономики», преподаватели ОЦ «Сириус».

Почему за 24 дня в Образовательном центре участники литературного творчества успевают столько, сколько другие не смогли бы и за год? Все предельно просто. В «Сириусе» педагогические условия на самом высоком уровне. Система как раз направлена на развитие творческих способностей личности, а не сдачу экзаменов или получение оценки. Дети хотят там работать, потому что видят, что нестандартность и полет их собственных мыслей ценны.

Большой преградой для развития современной литературы становится шаблонность. От школьников требуют писать по четкой схеме, подрезая крылья любому проявлению креативности. Литература, в-первую очередь, – это творчество, демонстрация своих мыслей. Братья Стругацкие отмечают: «Фантазия – бесценная вещь, но нельзя ей давать дорогу вовнутрь. Только вовне, только вовне». [2] Разве может фантазия загоняться в рамки? Считаю, для писателей приемлемы некоторые ограничения, не допускающие проявления вседозволенности, но «рисовать» шаблон для написания любого произведения – абсурд. Чтобы придумать что – то новое, сделать рывок в выбранном направлении, нужно выходить за рамки того, что имеем. Такой подход не распространяется только на литературу. Ярким подтверждением этому являются и другие творческие проявления талантов. Например, никогда бы не было такого течения как беспредметное искусство, не отойди от реализма Кандинский, Малевич и Мондриан, теперь являющиеся всемирно известными художниками.

Изучение классиков – неотъемлемая и очень важная часть образовательной культуры для любого литератора. Но важно знакомиться и с творчеством своих современников, хотя бы для того, чтобы осознавать конкуренцию. Считаю, что читательский опыт юных авторов должен базироваться на огромной стопе изученных книг. С лучшими из них нас должна знакомить школа, чтобы вовлечь в познание мира через чтение. Согласна с высказыванием Рея Бредбери: «Есть преступление хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их» [3].

Литература напрямую связана с историей. Благодаря писателям прошлых лет мы можем судить о людях старого времени. Например, «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина считается энциклопедией русской жизни 19 века. Как сейчас создать великое поколение литераторов, чтобы через много-много лет о нашем времени говорили с таким же трепетом, как говорят о храбрости рыцарей и красоте барышень «вчерашнего» дня? Именно для достижения этой цели и нужна поддержка творчества начинающих писателей, путь которых лежит через педагогические условия.

Важной задачей для нового поколения литераторов будет написать нечто такое, чтобы самобытно и неповторимо отобразить эпоху своего времени.

«Какой смысл говорить о будущем? О будущем не говорят, его делают!» (А. и Б. Стругацкие).


Библиографическая ссылка

Подольская П.К. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА ЮНЫХ АВТОРОВ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 4-3. – С. 412-413;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=618 (дата обращения: 22.10.2019).