Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КОКЛЮШЕЧНОЕ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ И В РОССИИ

Кошелева В.Е. 1
1 г. Челябинск, МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска», 10 «А» класс
Полулях С.А. (г. Челябинск, МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска»)

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте II Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/2017/18/26332.

Посетители нашего музея «Истории МСКОУ школы-интерната №4» с особым интересом рассматривают необычный экспонат: подушку с коклюшками. Нам было интересно узнать, кто был его владельцем, откуда взялся данный экспонат в школьном музее и для чего он предназначался.

С этих вопросов началось наше исследование, которое позволило мне познакомиться с историей плетения кружев в целом. А также работа над данной темой дала возможность узнать об истории семьи, в которой плетение кружев было семейным делом.

Актуальность. Двадцать первый век – век промышленного и научного прогресса. Но не стоит забывать и о старых традициях. Веками на Руси процветало производство коклюшечного кружева, однако в наше время это искусство начинает забываться. Мы считаем, что кружевоплетение – это традиция, которую можно и нужно передавать из поколения в поколение!

Произведения кружевоплетения своей выразительной формой, приемами обработки материала, назначением использования несут информацию о времени и месте своего происхождения, о среде, в которой были созданы и использовались, об особенностях эпохи и психологии народа, отражают нравственно-эстетические идеалы, культуру и мировоззрение народа. Эти факторы способствуют формированию культуры, национального самосознания и творческих способностей школьников.

Цель: изучить историю коклюшечного кружевоплетения в России и современное применение кружева для декоративного оформления и отделки интерьеров и одежды;

− изучить и проанализировать историю развития и современное состояние проблемы плетения кружева в России в литературе по декоративно-прикладному искусству;

− выявить характерные особенности современной технологии создания коклюшечного кружева;

− изготовить образцы коклюшечного кружевоплетения;

− ознакомить с результатами исследования одноклассников.

Методы исследования:

  •  анализ документов, интернет – источников;
  •  изучение литературы;
  •  опрос учащихся;
  •  беседа.

Объект исследования: кружевоплетение в России и на Южном Урале.

Предмет исследования: технология коклюшечного кружевоплетения.

Гипотеза: коклюшечное кружевоплетение было распространено на Южном Урале и имело свои особенности: оно являло собой синтез мастерства мастериц Центральных регионов России.

Практическое применение: сохранение традиций народного промысла родного края и содействие развитию духовной и эстетической культуры и фантазии через создание кружевных изделий и пополнение школьного музея краеведческим материалом, помещение исследовательской работы на сайт школы, проведение бесед-презентаций для сверстников.

Нами был проведён опрос среди учащихся 6-8 классов нашей школы. В опросе приняло участие 29 учащихся. После того как экспонат показали в школьном музее и на фото, ребятам было задано два вопроса: знаете ли вы, что это за приспособление и какие ремёсла развивались на территории нашего края?

Ребята только по внешнему виду догадались, что приспособление служило для плетения кружева. 30 % из всех опрошенных верно ответили на первый вопрос, остальные не смогли на него ответить. Ответ на второй вопрос порадовал нас тем, что ребята назвали Каслинское литьё, Златоустовскую гравюру и оружейное дело, но никто не назвал кружевоплетение.

Мы изучили литературу по данной теме, и нам удалось выяснить, что первое исследование местного кружевного промысла было произведено С.А. Давыдовой по поручению комиссии по исследованию кустарной промышленности в России в 1880 году. По итогам обследования и изучения кружевных промыслов кружевоплетения в России С.А. Давыдова в 1892 г. издала книгу «Русские кружева и русские кружевницы». Это был первый научный труд по истории, экономике, статистике развития кружевного промысла в различных регионах страны. Интерес к истории кружев авторы проявляют и сейчас, так в 2005 г. была издана книга И.Е. Белозеровой и Л.И. Блиновой «Русское кружево. Школа плетения на коклюшках». В 2007 году в свет вышло 2-е издание книги Степана Петровича Ершова под названием «Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк)».

Несколько лет назад в школьный музей принесли необычный экспонат – подушку с коклюшками. И только теперь удалось выяснить историю этого экспоната. Подушка была семейной реликвией одной из учительниц нашей школы, она и рассказала историю этого предмета. И история оказалась очень интересной…

Жила в Липецкой губернии, ещё в XIX веке, семья Цедовых, были они из государственных крепостных крестьян. Как и все после реформы 1861 года (отменили крепостное право), имели надел земли и занимались выращиванием пшеницы и овощей. Но детей в семье было семеро, так что о будущем разделе земли думать не приходилось, поэтому родители постарались пристроить детей к ремеслу: сыновья занимались коробейничеством, кустарным промыслом, держали мастерские, дочери плели кружева. Старшая сестра Мария и младшая Наталья были неграмотными, а средняя, Матрёна, грамотная и деловая, занималась скупкой кружев, продавала их в Москве, привозила кружевницам шёлковые нитки, булавки, сколки кружев. Некоторые из мужчин тоже овладевали этим искусством. Один из братьев Цедовых, Кирилл, очень гордился своим умением плести кружева, один из сплетённых им шарфов был продан на аукционе в Париже. Но самой талантливой кружевницей в семье была Наталья Цедова, в замужестве ставшая Бесперстых.

Муж её, Павел Петрович, работал управляющим у помещицы Лещинской, был малограмотным, но много читал, дружил с сельской интеллигенцией, и в селе Талица, где они жили, пользовался большим уважением. Когда начались революционные события 1917 г., с имением пришлось расстаться. Во время гражданской войны через Талицу шла дорога на Москву, поэтому власть всё время менялась: красные, белые, махновцы – все грабили, и все мобилизовали молодёжь в свои войска. Парни и молодые мужики прятались, но не всегда успешно. Жили голодно, а тиф и дифтерия унесли у семьи Бесперстых жизни двоих детей. Когда, наконец, установилась Советская власть, она вселила надежды: Павел Петрович считал, что революция даёт дорогу умным, предприимчивым людям из народа. Во время НЭПа он собирался заняться торговлей, намеревался открыть магазин, прикупил ещё земли – выращивал хлеб и овощи. Наталья Михайловна, хотя и труднее стало с материалом (нитками), как и раньше, плела кружева. Обучала этому искусству и старших дочерей. Павел Петрович мечтал дать детям образование – при советской власти это представлялось реальным. Поэтому старшая дочь Анна после окончания школы I ступени училась в Ельце в профшколе кружевниц.

Всё изменилось к концу 20-ых годов. Брат Павла был арестован по ложному обвинению и расстрелян. Павлу Петровичу также грозила опасность попасть в число врагов, поэтому, бросив всё хозяйство и забрав жену с четырьмя детьми, он уезжает в Челябинск и устраивается работать каменщиком на строительстве ЧТЗ. Сюда же приехала окончившая школу кружевниц дочь Анна. Только профессия эта для Челябинска оказалась неподходящей, и Анна, выучившись в Миасском педагогическом техникуме, с 1934 г. стала работать воспитателем в детском саду. За работу в военные годы была награждена орденом «Знак почёта». А в 1957 г. была назначена заведующей детским садом, получила звание «Отличник дошкольного образования».

Однако плетение кружева, которому научилась в молодости, осталось для неё увлечением на всю жизнь. Конечно, она не стала такой искусной кружевницей, как мать, но самодельная подушка и привезённые из Ельца коклюшки оставались у неё до конца жизни. До конца жизни плела кружева и Наталья Михайловна (она умерла в 1963 г). У всех родных были сплетённые ими воротники, шарфы, косынки. К сожалению, больше никто из семьи не продолжил династию кружевниц, и после смерти Анны Павловны, её подушка с коклюшками были переданы в музей в 2012 году.

Заключение

Работа над данной темой позволила не только изучить историю кружевоплетения в России и на Южном Урале, но и узнать историю семей Цедовых – Бесперстых, которые перебравшись жить в Челябинск, привезли с собой умение плести Елецкие кружева. У нашей подушки с коклюшками оказалась давняя и очень интересная история. Мы достигли поставленной цели и решили основные задачи нашего исследования. В ходе исследования была подготовлена беседа для одноклассников о плетении коклюшечных кружев.

Нам удалось узнать, что в Челябинске несколько лет подряд проводится областная выставка «Радуга ремёсел». И в рамках этой выставки умелицы проводят мастер-классы для желающих приобщиться к старинным ремёслам, в том числе и к кружевоплетению. Сегодня в Челябинске действует Областной центр народного творчества, куда можно обратиться и освоить различные ремёсла, в том числе и плетение кружев.

Знакомясь с Интернет-ресурсами, мы выяснили, что в нашем городе есть мастерицы, владеющие умением плести кружева. Я верю, что ремёсла, имеющие давнюю историю, будут жить и радовать людей.


Библиографическая ссылка

Кошелева В.Е. КОКЛЮШЕЧНОЕ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ И В РОССИИ // Международный школьный научный вестник. – 2016. – № 3. – С. 21-23;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=65 (дата обращения: 17.07.2019).