Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИЗБИРАТЕЛИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Беглянов Н.С. 1 Шаронова М.В. 1
1 г. Астрахань, МБОУ «Гимназия №4», 10 «Г» класс
Рябина А.В. (Астрахань, МБОУ «Гимназия №4»)
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// «Российская газета» от 15 июня 2002 г. N 106.
3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// «Российская газета» от 16 января 2003 г. N 6.
4. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»// «Российская газета» от 24 мая 2005 г. N 108
5. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ) // Российская газета от 19 октября 1999 г. N 206.
6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 38-ФЗ) // Российская газета от 8 октября 2003 г. N 202.
7. Ветюнтев Ю.Ю, Широков А.С, Трифонов А.С (обзор всероссийской научно – теоретической конференции) Правовая культура в России на рубеже столетий /Ю.Ю Ветюнтев, А.С Широков, А.С Трифонов // Государство и право. – 2001.
8. Гаджиев К. и др. Политическая культура и политическое сознание Политическая культура, теория и национальные модели /Отв. Ред. Гаджиев К.С.М.: Интерпракс, 2000.
9. Ермакова Э. Правовая культура как основа электоральной активности молодежи // Журнал о выборах. 2009, №2.
10. Зайганов С.В. Политические технологии избирательных кампаний // Национальные традиции в торговле, экономике, политике и культуре: Материалы межд. Науч.-практ. Конф., Москва, 27–28 октября 2004 г. – М.: РГТЭУ, 2004.
11. Зубок Ю.А, Чупров В.И О формировании правовой культуры молодежи в России и Беларуси/Ю.А Чупров, Ю.А Зубок // Социологическое исследование. – 2006.
12. Михалев Н.А., Морозова Л.А. Краткий популярный справочник избирателя.- М., 1993.
13. Никитин А.Ф. Политика и право, Москва.» Просвещение», 1999,
14. www.vedomosti.ru

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте V Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/5/8/35277

Проблема участия молодежи в выборах является сегодня одной из самых актуальных, так как именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Это – основной электоральный резерв общества: каждый четвертый потенциальный избиратель – человек в возрасте до 30 лет. Молодежь наследует степень развития общества, формирует образ будущего, ее роль необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества. Вопросы участия молодежи в избирательном процессе становятся все более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день – совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодежи в избирательный процесс. Учитывая значимость правового просвещения как важнейшего фактора социализации личности и условия построения правового государства, следует отметить, что сегодня необходимо стимулировать рост общей культуры молодежи, их кругозора, способности ориентироваться в мире на основе нравственных критериев. Молодежь, как особая социально-демографическая группа, требует повышенного внимания общества. Необходимо стремиться к тому, чтобы молодые люди несли в себе большой потенциал правовой культуры, которая предполагает прежде всего, правовую образованность, то есть знание основ законодательства, умение ими пользоваться в конкретных жизненных обстоятельствах.

Почему юноши и девушки, достигшие избирательного возраста, не хотят идти на выборы? Равнодушие. Равнодушие – одна из главных причин нежелания молодежи идти на выборы. Наши родители пассивно относятся к данному вопросу, сами не всегда участвуют в голосовании и с нами об этом речи не ведут. Мы еще не достигли восемнадцати лет, но то, кто будет управлять нашей страной, нашим отечеством, нам – не все равно.

Исходя из всего сказанного, определилась проблема проекта, какая работа проводится в школе и в городе для устранения причины низкой избирательной активности молодежи. Решение данной проблемы является целью нашего проекта.

Объект: молодежь в возрасте от 14 до 17 лет.

Предмет: участие в выборах молодежи, гражданская позиция.

Гипотеза: Если происходит целенаправленная работа с молодежью, то отрицательного отношения к выборам у молодежи не будет.

Перед началом проекта, мы наметили следующий план работы:

- изучить нормативные правовые акты, регламентирующие избирательный процесс в России;

- узнать историю становления избирательного права в России;

- провести анализ статистических данных по результатам выборов на территории Астраханской области;

- провести анкетирование среди учеников и учителей гимназии для выяснения их отношения к выборам;

- взять интервью у директора и завуча, чтобы узнать, какая работа ведется в гимназии для развития правовой культуры среди обучающихся;

- провести интервью с заместителем председателя Центральной избирательной комиссия по Астраханской области и начальником организационно-методического управления аппарата избирательной комиссии Астраханской области для того чтобы узнать какие мероприятия по развитию правовой культуры среди молодежи проводятся на территории Астраханской области;

- подготовить буклеты для обучающихся гимназии с целью повышения правовой культуры;

- провести цикл бесед об избирательном праве.

Изучение нормативной базы проекта

Мы знаем, выборы – необходимый признак демократического правового государства. В соответствии со ст.3 конституции РФ «Высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Ст.32 «Граждане имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Знаем, но не понимаем, что настоящее и будущее человека, а также страны в целом зависит от нашей деятельности, нашего кругозора, мировоззрения, менталитета.

Конституция Российской Федерации закрепляет политическое право каждого гражданина участвовать в управлении делами государства. Это право реализуется в формах представительной и непосредственной демократии. При представительной демократии власть народа осуществляется через избранных им представителей. При непосредственной демократии граждане напрямую выражают свою волю. В настоящее время самой массовой формой непосредственной демократии являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Выделяют следующие разновидности выборов: в зависимости от того, кого и куда выбирают (президентские, парламентские, муниципальные и т.д.); от очередности (очередные, внеочередные, дополнительные); от принципов избирательного права (всеобщие – ограниченные, равные – неравные, прямые – косвенные, тайные – открытые).

История избирательного права в России

Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Хотя и раньше вечевые собрания, как политический институт, решавшие важнейшие вопросы местного и государственного значения, имели широкое распространение на Руси. Но именно в Великом Новгороде впервые сформировались выборные институты. Избирались должностные лица – староста и его помощники. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных слоев населения. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни. Все решения принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться «за» или «против» предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора (призвания) князя. Выборными были и главные должностные лица Новгорода – посадник, тысяцкий, архиепископ. Сложились демократические традиции: альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев. Выборы и избирательные процедуры в Русском государстве в XVI -XVII вв. получают юридическое оформление и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского государства. В 1497 г. принимается общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В первой половине XVI в. реформируется система местного управления, учреждаются новые органы самоуправления – губные и земские избы, которые были выборными органами; определенная процедура выборов. Особое место среди органов государственной власти в XVI – XVII вв. занимают Земские соборы, являвшиеся сословно-представительным органом, формировавшимся по принципу участия, по должности и общественно-политическому положению, а также по принципу выборного территориального и сословного делегирования. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д., но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. – избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. – Василий Шуйский, 1613 г. – Михаил Романов. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией.

В годы становления Российской империи Земские Соборы прекращают функционирование, но местное самоуправление получило развитие в результате Губернской реформы 1708-1715 гг. и некоторых последующих решениях. На уровне уездов при воеводах появились выборные дворянские советы из 2-4 человек. В городах создавались (с 1720-х) магистраты – выборные городские учреждения. Их выбирало торгово-промышленное (купцы и мещане) население. В ведении магистратов находились полиция, школы, госпитали. В Санкт-Петербурге был создан Главный магистрат. Он являлся одновременно и столичным магистратом, и начальственным органом над магистратами других городов. Впоследствии магистраты получили только судебные функции.

В 1775 году Екатерина II утвердила Учреждения для управления губерниями Всероссийской империи, в соответствии с которыми была проведена областная реформа. В числе прочего, произошло формирование трехъярусной системы выборных судебно-сословных учреждений, построенных по принципу подсудности обвиняемого представителям своего сословия. Для дворян учреждались уездный и верхний земский суды. Для горожан – городской и губернский магистраты. Для невладельческих крестьян – нижняя и верхняя расправы (крепостные оставались под юрисдикцией помещика). Около одной трети судебных чиновников стали выборными, но остальных назначали власти.

Базисным органом городского самоуправления стало Городское собрание. Оно избирало городского голову и представителей судебной власти.

Главной распорядительной структурой стала Городская дума, созывавшаяся раз в три года. Она состояла из председателя (обычно его функции выполнял городской голова) и гласных (депутатов) от нескольких «разрядов» населения: «настоящих городовых обывателей» – владельцев недвижимости в черте города, купцов трех гильдий, цеховых ремесленников, русских и иностранных специалистов, «именитых граждан» (посадских, интеллигенции, коммерсантов и т. д.).

В промежутках межу собраниями Городской думы ее полномочия передавались исполнительному органу Шестигласной думе, включавшей в себя по одному представителю от каждого разряда.

Положение о губернских и уездных 1 января 1864 г. – земских учреждениях. 16 июня 1870 г. – Городовое положение происходит серьезная реформа местного самоуправления.

6 августа 1905 года был опубликован Манифест об учреждении Государственной думы: «...Ныне настало время, следуя благим начинаниям... призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших Государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений. В сих видах... признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердить положение о выборах в нее».

Государственная дума Российской империи имела 4 созыва, просуществовав почти 12 лет. В период событий Февральской революции депутаты Государственной думы восполнили вакуум государственной власти. Ее членами был образован Временный комитет, принявший на себя функции верховной власти. Он сформировал Временное правительство и начал подготовку к выборам Учредительного собрания9 которое должно было определить будущее России.

Однако в результате событий Октябрьской революции к власти пришли большевики. В стране началось формирование однопартийной системы с фактически безальтернативными выборами. Это происходило в рамках создания системы советов – особых иерархичных представительных органов, сочетавших в себе как исполнительные, так и законодательные функции.

Практические шаги

После изучения нормативной базы и истории выборов, мы решили провести анкетирование среди обучающихся нашей гимназии. В результате анализа опроса (было опрошено 100 человек из 8,9 и 10 классов) выяснилось, что 1\3 опрошенных не интересуется выборами, а 1\4 вообще не знают о том, как они проходят. В результате анализа ответов на второй вопрос было выявлено, что родители 50% учеников на выборы ходят не всегда, половина учащихся отметила что пойдут на выборы, когда им исполнится 18 лет, 21% ответили отрицательно, а 29% затрудняются ответить на этот вопрос.

Почти половина обучающихся при ответе на 4 вопрос отметили, что знают свои политические права, 29 % – не знают, 21% – затруднились ответить на данный вопрос. Данные анкетирования показывают, что молодежь слабо понимает свою роль в выборах и не всем из них родители показывают пример активного политического участия в жизни страны.

После этого мы провели опрос учителей школы (всего опрошено 20 человек) , который показал, что 72 % – ходят на выборы, а 28% – нет. 64% учителей считают, что выборы проходят честно, некоторые из них с этим не согласны, а 11% затруднились ответить на этот вопрос. 90 % опрошенных учителей считают, что для повышения активности участия в выборах необходима работа с будущими избирателями. Сами педагоги активно участвуют в избирательном процессе. Считают, что работы педагогического коллектива недостаточно. Нужен пример родителей, желание видеть своих детей с активной жизненной позицией. Это трудно решаемый вопрос, т.к. потеряно целое поколение, которое на сегодняшний день безразлично относятся ко всем политическим событиям. Не понимая, что судьба страны зависит от каждого из нас.

Ознакомившись с материалами СМИ мы поняли, что выбранная нами тема сейчас очень популярна. Тема молодежи актуализировалась за счет того, что на президентских выборах будет голосовать большое число тех, кто раньше не голосовал. По словам замдиректора «Левада-центра» Алексея Гражданкина, молодежь больше всех поддерживает нынешнюю систему, но при этом наименее политически активна, а в силу демографических обстоятельств эта группа не очень велика.

Работая над проектом, мы решили узнать, а какие мероприятия проводятся в нашей гимназии для повышения правовой культуры и избирательной активности подрастающего поколения и взяли интервью у директора и заместителя директора по воспитательной работе.

В интервью с директором гимназии Лендовой Татьяной Викторовной, мы узнали, что в школьном курсе обществознания и истории затрагивается тема выборов и избирательного права в целом. В нашей гимназии существует Республика «Содружество», в которую мы каждый год выбираем президента. В течение избирательного процесса каждый из участников выдвигает свою кандидатуру и создает предвыборную кампанию. Предвыборные компании различаются по направлению и каждый из голосующих учеников выбирает, что ему ближе и голосует за определенного кандидата.

Завуч Баязитова Лейла Шакировна выразила свое мнение о необходимости осуществлять просветительскую работу по правовой грамотности среди учащихся, как со стороны школы, так и со стороны родителей. Повышение уровня правовой грамотности является гарантией снижения числа правонарушений среди несовершеннолетних. Каждый должен знать свои права и возможности, для этого нам помогает обществознание. Одно из самых важных направлений этой работы в гимназии, является работы Республики « Содружество» – это содружество умов и талантов, учеников, педагогов и родителей.

Также Лейла Шакировна подробно рассказала нам, как проходят выборы в республику. Каждый 10 класс выдвигает кандидата в президенты, которого они считают достойным. Далее кандидат собирает свою команду, которая в дальнейшем помогает ему выиграть выборы. Кандидат также составляет свою программу и пропагандирует. Может развешивать листовки или раздавать свою программу. За два дня до выборов проходят дебаты, где есть открытый микрофон, с помощью которого любой ученик может задать вопрос кандидатам. За день до выборов в школе проходит день тишины, снимаются все листовки, и ученики думают, за кого проголосовать. После того, как известны результаты. Президент передает обязанности будущему президенту, также отчитывается за последний год.

В ходе работы над проектом мы обратились в Центральную избирательную комиссию по Астраханской области и взяли интервью у заместителя председателя комиссии Золотокопова Владимира Яковлевича. Мы узнали о законности и легитимности выборов, а также, какая работа проводится для повышения явки избирателей. Также он рассказал нам о выборах в нашу Астраханскую думу, где боролись два весьма ресурсных кандидата. По окончанию выборов, после подсчета голосов выяснилось, что разница составляла всего 9 голосов, а ведь если еще 10 человек пришло на избирательный участок и проголосовало, то результат мог быть совсем другим. И на этом примере нам стало ясно, что каждый голос может быть решающим.

Большинство кандидатов считают более выгодным уделить внимание старшему поколению и при составлении своей избирательной кампании стараются максимально заинтересовать именно этих избирателей. И вследствие этого молодежь в принципе не заинтересована в выборах т.к. они не видят в этом выгоды для себя. И на этом замыкается круг. Молодежь не участвует в выборах, потому что считают, что им не уделяется внимание, а кандидаты утверждены что молодежь и вовсе не заинтересована в выборах. Поэтому зачастую привлечением молодых избирателей занимается комиссии, хотя они и не располагают такими ресурсами как сами кандидаты.

Также мы взяли интервью у начальника организационно-методического управления аппарата избирательной комиссии Астраханской области Мустафеевой Евдокии Анатольевны, которая рассказала нам о том, какая работа проводится с молодыми избирателями. Проходит день молодого избирателя, составляется программа, поступающая из разных районов города с предложениями образовательных учреждений. В этом году в план проведения входит около 150 мероприятий. Эти мероприятия будут проводиться в музее квартире поэта Луконина. Также будут проводиться мероприятия в рамках интеллектуального блока, такие как викторины, олимпиады и анкетирования.

Мы изучили данные протоколов окружной и территориальной избирательной комиссий об итогах голосования на территории Астраханской области по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, депутатов Думы астраханской области шестого созыва, Президента Российской Федерации 2012т года, Губернатора Астраханской области 2014 года.

Пришли к выводам, что наибольшее число избирателей пришло на выборы Президента Российской Федерации (56,3%). По количеству избирателей, явившихся на выборы, на втором месте это выборы Губернатора Астраханской области (40,52%). После идут выборы депутатов в Государственную Думу Астраханской области шестого созыва (35,92%) и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (36%), данные показывают, что явка избирателей падает.

В результате проведенного исследования, мы решили привлечь внимание наших сверстников к данной проблеме, подготовили и раздали буклеты, сделали и показали презентацию о важности участия в выборах и провели беседы с учениками школы (в 8 и 10 классах – всего 80 обучающихся).

Своим одноклассникам мы предложили создать социальную рекламу о важности участия в выборах, они очень активно заинтересовались нашим предложением. С целью привлечения внимания молодежи эта социальная реклама была размещена в социальных сетях наших друзей. Также был снят видеоролик, который уже набрал более 700 просмотров в социальной сети «Вконтакте».

Мы считаем, что нельзя останавливаться на достигнутом и следует продолжить работу над этим проектом. Планируем провести в гимназии: конкурс на лучший проект по молодежной политике; деловые игры, круглые столы, научные конференции.

Заключение

Основными мотивами участия в выборах является личная заинтересованность молодежи. Государство ведет агитационную политику именно в этом направлении, то есть мотивирует молодежь идти на выборы потому, что это долг каждого гражданина Российской Федерации.

В тоже время не вся молодежь недостаточно хорошо осведомлена о деятельности организаций, оказывающих свое влияние на политическую жизнь.

Изначально перед нашим исследованием стоял вопрос выяснения политической активности молодежи и ее электорального поведения. Можно ли считать, что эти задачи выполнены? Мы думаем, да, потому как нами была изложена основная мысль всего исследования, а также некоторые общие положения о политической обстановке, актуальность данной темы и выводы касательно дальнейшего развития проекта.

Итак, в своей работе мы постарались отразить проблему низкой избирательной активности молодежи. Главной причиной чего явилась недостаточная информированность. Сегодня в России демократия не работает по целому ряду причин, в том числе и потому, что современный российский избиратель пассивен и легко позволяет собой манипулировать. Сегодня СМИ являются главным воспитателем граждан страны, обучая их правовой культуре. Если судить о выборах по прессе, то картина часто представляется сильно искаженной и мрачной, действия закона разъясняются крайне редко. В публикуемых информационных материалах о выборах часто доминирует не правдивое описание процесса, а то, что может сойти за сенсацию или скандал.

Несомненно, приоритетом для государства должна быть молодежь. Ведь почему многие не голосуют? Потому что не удовлетворены жизнью, социальным и материальным положением, политической обстановкой в государстве, не защищены не только от терроризма, но и от природных катаклизм и других ситуаций. И видят, что от выборов до выборов ситуация в стране не улучшается. Повышение активности молодежи зависит от того, насколько быстро государство сумеет преодолеть сложившееся в молодежной среде отчуждение от власти, сумеет создать реальные условия для активного включения молодежи в политическую жизнь государства.

В ходе работы над проектом мы смогли переубедить часть молодого поколения, хоть и небольшую, но это уже является первым шагом на пути к изменению сложившейся ситуации.

Цели и задачи, поставленные в начале проекта, были достигнуты, гипотеза (если происходит целенаправленная работа с молодежью, то отрицательного отношения к выборам у молодежи не будет), по нашему мнению, подтвердилась. Для изменения ситуации нужно использовать различные методы. При организованных действиях избирательных комиссий и школы, при поддержке и пропаганде родителей преодолеть избирательную пассивность молодежи возможно.


Библиографическая ссылка

Беглянов Н.С., Шаронова М.В. ИЗБИРАТЕЛИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-2. – С. 230-235;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=657 (дата обращения: 31.10.2020).