Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПАМЯТЬ БЛАГОДАРНЫХ ПОТОМКОВ

Аншуков Д.Б. 1
1 г. Северодвинск, МБОУ «СОШ № 25», 8 «А» класс
Климов А.И. (Северодвинск, МБОУ «СОШ № 25»)
1. Для пользы общества, коль радостно трудится. К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. – М.: Звонница. – МГ. – 2010 – С. 11-13.
2. Лебедев Е.Н. Ломоносов. – М.: Молодая гвардия – 1990.
3. Равич Н. Повесть о великом поморе. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1986.
4. Мельников П. Описание празднества, бывшего в Санкт-Петербурге по случаю столетнего юбилея Ломоносова. – СПб.: Общественная польза, 1865.
5. Празднование столетней памяти (1765-1865) Михаила Васильевича Ломоносова в Архангельской губернии. – Архангельск: типография Губернского правления, 1865.
6. Михайло Ломоносов. Избранная проза / сост. В.А. Дмитриева. – М.: Советская Россия, 1980.
7. Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / сост. Г.Е. Павлова, А.С. Орлов. – М.: Современник, 1989. – 119 с.
8. М.В. Ломоносов – гений, российской землей рожденный / сост. Г.П. Добрунова. – Архангельск: Правда севера, 2013.
9. Шергин Б. Запечатленная слава. – М.: Советский писатель, 1983. – 284 с.
10. Партийная позиция: журнал. – Архангельск. – 1990. – № 3.
11. Природа и люди: газета. – 1912. – № 1.
12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Вернадский_Владимир_Иванович.

В чем особенности научного творчества М.В. Ломоносова?

Прежде всего, в том, что оно отражало наиболее важные направления науки и культуры XVIII века, и было тесно связано с насущными потребностями развития Российского государства. В творчестве Ломоносова с огромной силой и выразительностью раскрылись характерные черты научного гения: широта взглядов, большой круг и исключительная значимость решаемых задач, необыкновенная реальность поставленных целей, смелость и простота в подходе к сложным научным проблемам, и их осуществлению.

Негасимой звездой горит на небосклоне отечественной культуры и науки имя Ломоносова. Ученый-энциклопедист и поэт Михаил Васильевич Ломоносов внес исключительный вклад практически во все разделы отечественной науки – физику, химию, астрономию и астрофизику, геологию и геофизику, в поэзию, историю, педагогику, драматургию, технику, технологию, изобразительное искусство. Ломоносов ратовал за распространение грамотности, медицинских и научных знаний, критиковал государственные законы и церковные установления. Выдающийся ученый, неутомимый просветитель и горячий патриот своей страны, он стал для нас символом связи науки и практики, человеком, воплотившим в себе могучую силу русского народа. А ведь в то время, русская наука находилась не на первом месте. Михаил Васильевич Ломоносов принадлежал к числу тех редких деятелей науки, которые почти с одинаковым успехом проявили себя как ученые и как служители искусств.

Всем известно то, что многих известных писателей, исследователей, художников не признавали при их жизни. Не обошла стороной эта тенденция и М.В. Ломоносова. При жизни его признавали не как ученого, а как поэта.

М.В. Ломоносов получил научное признание спустя почти 50 лет уже после своей смерти.

Цель: исследование личности великого ученого М.В. Ломоносова, его трудов и вклада в различные науки, также оценка памяти его потомков на разных этапах истории.

Задачи:

1. Изучить 100-летний, 200-летний и 300 летний юбилеи М.В. Ломоносова.

2. Узнать имена таких же выдающихся русских ученых как М.В. Ломоносов.

3. Проанализировать высказывания известных личностей о научной деятельности М.В. Ломоносова.

4. Взять интервью у преподавателя Северного Арктического Федерального Университета, ломоносоведа г. Северодвинска Жиляевой Еленой Ивановной.

Предмет исследования: личность М.В. Ломоносова и память потомков о нем.

Объект исследования: труды, высказывания, заметки, документы о М.В. Ломоносове

Методы исследования: анализ письменных и иллюстративных источников, интервьюирование.

Практическая ценность исследования: использование на уроках истории, на классных часах, на занятиях дополнительным образованием.

Актуальность

Все, что связано с именем нашего великого земляка будет актуально и востребовано всегда, так как развитие многих отраслей науки и техники стоит на фундаменте открытий Ломоносова. Мне интересна тема ломоносоведения, поэтому я уже два года принимаю участие в городских Ломоносовских чтениях, с работами, которые связаны с личностью М.В. Ломоносова.

На городских Ломоносовских чтениях 2016 года в фойе на стендах я обратил внимание на пожелтевшие листы какой-то газеты. Это оказался альманах «Природа и люди» 1912 года выпуска, он был размещен на стенде Северного Арктического Федерального Университета, а в университет ее принес студент, который нашел ее в сундуке у бабушки. Эта чудом уцелевшая газета представляет огромную ценность. В ней описывается вся жизнь Ломоносова, начиная от «врат учености», до того, откуда пошла фамилия Ломоносовых.

В поисках литературы я обратился в городскую библиотеку имени Н.В. Гоголя, там мне предложили раритетное издание книги «Празднование столетней памяти (1765-1865) Михаила Васильевича Ломоносова в Архангельской губернии.», изданную в Архангельске в 1865 году. В ней описывается празднование юбилея нашего великого земляка, а если быть точнее, – открытие памятника М.В. Ломоносову в городе Архангельске и торжественный обед в честь юбилея Ломоносова в зале Благородного собрания.

Фонды нашей городской библиотеки хранят и другие редкие издания. К ним в частности, относится «Описание празднества, бывшего в Санкт-Петербурге по случаю столетнего юбилея Ломоносова» которая была издана в Санкт-Петербурге в 1865 году. В этой ценнейшей книге описывается все празднование юбилея, начиная от росписи кушаний на праздничном столе до надписи на надгробном памятнике Ломоносова, сочиненной Штеленым.

В нашей школьной библиотеке хранится книга «Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем.» В ней жизнь и научная деятельность М.В. Ломоносова описывается очень точно, и красочно. В книгу включены отрывки из его научных трудов, письма, статьи, стихи.

А в сборник «М.В. Ломоносов – гений, Российской землей рожденный» собраны уникальные материалы: о юбилеях гения науки, великого патриота России Михаила Васильевича Ломоносова и хроника Ломоносовских чтений.

Основная часть

Анализ высказываний известных деятелей науки и искусства о Ломоносове

Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии – украшение, везде верный и безотлучный спутник ...

М.В. Ломоносов

К великому сожалению, большинство научных открытий М.В. Ломоносова были признаны уже после его смерти (приложение 1). Прошло несколько десятилетий и многие замыслы Ломоносова начали воплощаться в жизнь. Были открыты Горный институт, Медико-хирургическая академия, Харьковский, Казанский и Петербуржский университеты, множество начальных и средних школ, проект нового устава Академии наук.

О М.В. Ломоносове в своих произведениях упоминали многие: начиная от малоизвестных писателей и историков, до таких известных личностей как: А.С. Пушкин (приложение 6), В.И. Вернадский, В.Г. Белинский, С.И. Вавилов, наш земляк Борис Шергин и многие другие выдающиеся деятели российской культуры и науки (приложение 4).

В.Г. Белинский однажды сказал: «На берегах холодного моря, подобно северному сиянию. Блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате. Что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему прекрасному и великому не менее всякого европейца».

Верным компасом при оценке вклада М.В. Ломоносова в отечественную культуру и науку могут служить слова академика В.И. Вернадского: «Вспоминая Ломоносова, нельзя не остановиться на характерной черте его научной деятельности, сближающей его с нашим веком. Он все время стоял за приложение науки к жизни, он искал в науке сил для улучшения положения человечества».

Академик С.И. Вавилов писал: «Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Даже Леонардо да Винчи, Лейбниц, Франклин и Гете более специальны и сосредоточены. Замечательно при этом, что ни одно дело, начатое Ломоносовым, будь то физико-химические исследования или оды, составление грамматики и русской истории, или организация и управление фабрикой, географические проекты или политико-экономические вопросы, – все это не делалось им против воли или даже безразлично. Ломоносов был всегда увлечен своим делом до вдохновения и самозабвения; об этом говорит каждая страница его литературного наследства» [1].

Известный поморский писатель Б.В. Шергин так образно выразил свое отношение к великому земляку: «Ум веселится, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела. Любо говорить о Ломоносове …» [9].

В 1865 г. к 100-летию со дня смерти Ломоносова Федор Иванович Тютчев написал стихотворение, в котором выразил отношение потомков к великому ученому [6] (приложение 5):

«…И мы, признательные внуки,

Его всем подвигам благим

Во имя Правды и Науки

Здесь память вечную гласим…»

Научное наследство М.В. Ломоносова до Октябрьской революции было слабо изучено. Деятельность М.В. Ломоносова нашла всестороннее освещение во множестве трудов великих ученых и писателей только с начала XX века. К сожалению, до сих пор его идеи не осуществлены полностью.

Михаил Ломоносов по праву считается первым русским академиком. В нем с необычной силой проявились черты, которые потом так же ярко блеснули в наиболее известных представителях русской науки: широта задач, простота их решения, цельность мировоззрения и непосредственная связь науки с практическим использованием.

Празднования юбилеев М.В. Ломоносова

В Архангельске первая торжественная церемония, посвященная памяти М.В. Ломоносова, состоялась в 1832 г. и была связана с открытием памятника великому русскому ученому. Она вылилась в настоящий народный праздник.

4 апреля 1865 года исполнилось сто лет со дня кончины М.В. Ломоносова. Эту дату кроме Санкт-Петербурга и Москвы отмечали в Архангельске, Холмогорах, Вятке, Сергиевом Посаде, Туле, Киеве, Харькове, Полтаве, Воронеже, Нижнем Новгороде, Иркутске, Вильне, Гродне, Дерпте, Нарве и Риге.

Министру внутренних дел России была направлена записка: «Почитатели славной памяти Ломоносова уполномочили нас нижеподписавшихся (П.И. Мельников, В.М. Лазаревский, А.Н. Майков, Б.М. Маркевич и П.П. Семенов), обратиться к вашему высокопревосходительству с покорнейшею просьбою о дозволении праздновать в здешней столице столетний его юбилей. В разных городах Империи готовятся празднества по случаю столетнего юбилея Ломоносова. В Петербурге тем приличнее было бы такое празднество, что в здешней столице протекла благотворительная для России деятельность этого всеобъемлющего гения и здесь, в Александровской Ларве, покоится прах его. Русские в России праздновали юбилей Шекспира и Шиллера. Как же им не праздновать юбилей своего кровного, родного гения, память которого дорога всякому русскому и составляет предмет законной нашей гордости?» [4].

На торжественном заседании, посвященном 200-летнему юбилею великого ученого прошедшем в Петербурге в 1911 году, присутствовало более двухсот делегатов. По предложению юбилейной комиссии с докладом «Ломоносов как естествоиспытатель» выступил профессор Б.Н. Меншуткин.

В последствии он опубликовал научную биографиию М.В. Ломоносова, ставшую одной из самых популярных изданий и сохранившую свою ценность до наших дней. В тот год памятные мероприятия кроме двух столиц проводились, по меньшей мере, в 25 российских городах. С большим подъемом отмечали юбилеи на родине Ломоносова – в Холмогорах и на Курострове.

Следует отметить, что во многих случаях инициатором почитания Ломоносова наряду с общественностью были, и представители православного духовенства – проводились памятные литургии, организовывались шествия к памятникам, воздвигнутым в честь ученого, и специальные уроки в духовных семинариях и церковно-приходских школах. Однако в то время мемориальные мероприятия все-таки не имели общегосударственного масштаба, проводились без связи с международными научными кругами. А самое главное, у них не было органической связи с реальными делами, которые способствовали бы претворению в жизнь Ломоносовских идей.

В 1936 году в нашей стране торжественно был отмечен 225- летний юбилей со дня рождения ученого. Солидным тиражом стали издаваться брошюры, книги о нем. Большой резонанс имела опубликованная в день этого юбилея передовица газеты «Правда» под названием «Гениальный сын великого русского народа». В ней указывалось, что Ломоносовское научное наследие является золотым фондом мировой и русской культуры [7].

В конце Великой Отечественной войны, когда еще шли бои в Берлине, в Архангельске уже готовились к проведению 180-летия со дня кончины М.В. Ломоносова. 10 мая 1945 года в Архангельске было принято решение об установке памятника великому ученому в селе Ломоносово.

Подготовка к 300- летнему юбилею первого русского академика началось задолго до юбилейного года. Примечательно, что этой дате специальным Указом Президента Российской Федерации был присвоен статус государственного события. А главным инициатором этого стали архангельская общественность и правительство нашей области. Были разработаны целевые долгосрочные программы под названием «Родина Ломоносова». Весь комплекс осуществленных мероприятий по этим программам можно отнести к двум группам: во-первых, это развитие материально-технической инфраструктуры на родине Михаила Васильевича; во-вторых, это проведение научных, образовательных, культурных, спортивных, информационных и иных общественных мероприятий.

Главное внимание, конечно, было уделено малой родине академика М.В. Ломоносова. Много лет на разных уровнях говорили о необходимости строительства учебно-производственного комплекса художественного профессионального училища резьбы по кости № 27, но только в 2011 году началось полноценное возведение этого нужного объекта, которое завершилось в 2013 году. В селе Ломоносово был открыт и полностью оборудован новый фельдшерско-акушерский пункт, построено и оснащено техникой пожарное депо, капитально отремонтировано почтовое отделение, всегда являющееся своего рода общественным центром в селах России. На родине Ломоносова начал работу научный стационар «Ломоносовский» Уральского отделения РАН. Кроме всего были организованы мероприятия по приведению в порядок малой родины великого ученого- энциклопедиста.

Вторая задача Ломоносовских мероприятий – это сохранение и популяризация культурно-исторического и научного наследия М.В. Ломоносова, воспитание у молодежи чувства патриотизма и гордости за достижения великого земляка. План мероприятий включил в себя свыше 200 научных, научно-образовательных форумов, конференций, выставок, конкурсов.

Одним из мероприятий большого Ломоносовского плана стала «Эстафета добрых дел» в городах и районах Архангельской области, посвященная юбилею нашего земляка.

Сбылась мечта Ломоносова – Архангельск стал настоящим университетским центром! На родине великого помора действует Северный Арктический Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова. Его создание – это одно из центральных событий в России по подготовке к юбилейной дате. Внимание всей России и многих зарубежных стран было привлечено к Ломоносовскому юбилею. Как подчеркнул В.В. Путин на открытии памятной стелы в Архангельске: «Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова является хорошей базой для воспитания молодых граждан нашей страны, для молодого поколения россиян».

Юбилей первого академика России, ученого – энциклопедиста сплотил жителей всей области. Северяне, поморы делами подтвердили тот признанный факт, что у них есть особое генетическое качество – способность к единению во имя общих интересов.

Ученые энциклопедисты, продолжатели дела М.В. Ломоносова

Согласно всероссийскому опросу, 23% россиян признались, что считают химика Дмитрия Менделеева самым значимым ученым отечественной науки. Второе место досталось основателю Московского университета, первому русскому академику Михаилу Ломоносову 18%. На третьей строчке оказался основоположник практической космонавтики Сергей Королев (12%), на четвертом Константин Циолковский (8%) и еще свыше 30 имен.

Если бы определять некий «рейтинг значимости» ученых российской науки, то Менделеев шел бы в этом почетном перечне славных имен сразу после Ломоносова – вторым. Они – великолепные соседи в любом самом престижном списке. У Ломоносова и Менделеева было много общего. Оба были природными гениями. Оба приехали покорять столицы из далекой российской провинции. И тот и другой пытались «объять необъятное». Постигнуть смысл вещей и явлений настолько, насколько позволяли условия их времени.

Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский ученый. Области его знаний очень схожи с ломоносовскими, он был энциклопедистом, химиком, физиком, метрологом, экономистом, технологом, геологом, метеорологом, педагогом, приборостроителем. Являлся профессором Санкт-Петербургского университета; членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Среди наиболее известных открытий – периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу.

Ломоносов жил веком ранее и так же, как Менделеев, был выдающимся механиком, химиком, минералогом своего времени. Менделеев разве что не мог прибавить к своим специальностям такие, как «историк», «ритор», «художник» и «стихотворец» (прекрасно освоенные Ломоносовым). Впрочем, литературу и искусство Менделеев любил, ценил и очень хорошо понимал.

В России было много выдающихся ученых, сделавших открытия в разных сферах науки, как Михаил Ломоносов. Но мне хотелось отметить лишь несколько из них:

Вернадский Владимир Иванович (28 февраля 1863 г. – 6 января 1945 г.)

Русский минералог, кристаллограф, геолог, геохимик, историк, философ, общественный деятель. Ученик основоположника почвоведения В.В. Докучаева. Одной из главных заслуг Вернадского является то, что он создал учение о биосфере, в котором показал, что живые организмы влияют на осадочные горные породы. В развитие этого учения Вернадский рассматривал и ноосферу – биосферу, в которой обитает человек. Вернадский – автор более четырехсот трудов, в том числе работы «История минералов земной коры». [12]

Александр Евгеньевич Ферсман (27 октября 1883 г. – 20 мая 1945 г.)

Российский и советский минералог, один из основоположников геохимии, «поэт камня» по определению Алексея Толстого. Являлся одним из самых известных учеников Вернадского Владимира Ивановича. Действительный член и вице-президент Академии наук. Лауреат Премии имени В.И. Ленина.

Константин Эдуардович Циолковский (5 сентября 1857 г. – 19 сентября 1935 г.)

Русский и советский ученый – самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полетов в космос, пришел к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» – прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.

Взгляд со стороны

(интервью с ведущим ломоносоведом Северодвинска Жиляевой Еленой Ивановной)

- Как относились к Ломоносову при жизни? Как к поэту? Художнику? Научному деятелю?

- Поэтические произведения писались по случаю, или по настроению. Мне кажется, к нему больше относились, как к научному деятелю. Общественность зачастую не знала, что такой ученый вообще существует, т. к. раньше не было такой популяризации научных знаний, а люди, занимающиеся наукой, к трудам Ломоносова относились положительно.

- Кто из известных научных деятелей не признают заслуг Ломоносова?

- Есть такие периоды в ломоносоведении, когда считали, что Ломоносов ничего не сделал. Но это была вторая половина XVIII века, а все самые яркие открытия это начало XIX века, то есть, Михаил Васильевич заложил основы и попробовал себя практически во всех сферах науки.

- Когда признали его заслуги на западе?

- Очень рано, его признали, как художественного деятеля. Когда Михаил Васильевич писал свои первые работы по химической физике, он получил признание от Леонардо Эйлера и от Кристиана Вольфа. Большую оценку он получил на западе. Ломоносов еще при жизни был признан членом Шведской академии наук и Болонской академии наук.

- В каких годах началось усердное исследование научного наследия Ломоносова?

В конце 1865 года, вышло жизнеописание великого ученого на французском языке, написанное племянником Шувалова. Практически сразу после его смерти. В 70-тых годах XVIII века пошли экспедиции в Арктику.

- В чем характерная особенность научного творчества Ломоносова?

Энциклопедичность, стремление к системности знаний. Он стоял за приложение науки к повседневной жизни. Он считал, что весь мир это один большой организм.

- Правда ли что, его открытия часто замалчивались, его заслуги преуменьшались, в итоге складывалось впечатление, что о научной деятельности знали только в России?

- Нет, т.к. уже при жизни было издано энциклопедическое собрание сочинений.

- Был ли Дмитрий Менделеев похож на Ломоносова?

- Менделеев высоко ценил заслуги Ломоносова, и если бы не было Михаила Васильевича, то не было бы и Менделеева. И именно Менделеев организовал систематизацию в науке.

- Расскажите о том, как к вам в руки попала книга «Природа и люди» 1912 года?

- Один из студентов с курса на базе высшего образования принес журнал, о котором он рассказывал мне раннее и подарил его университету. А нашел он его на чердаке старинного особняка у бабушки в Санкт- Петербурге.

- Как Вы считаете, что является самым значимым открытием Ломоносова?

По моему мнению, это открытие атмосферы на Венере.

Приложение 1

Портрет М.В. Ломоносова

anshukov1.tiff

Приложение 2

Празднование столетней памяти (1765-1865) Михаила Васильевича Ломоносова в Архангельской губернии

anshukov2.tiff

anshukov3.tiff

anshukov4.tiff

Приложение 3

Описание празднества, бывшего в Санкт- Петербурге по случаю столетнего юбилея Ломоносова

anshukov5.tif

anshukov6.tiff

Приложение 4

Портреты

anshukov7.tiff

В.И. Вернадский

anshukov8.tif

А.С. Пушкин

anshukov9.tif

Ф.И. Тютчев

anshukov10.tif

Б.В. Шергин

Приложение 5

Стихотворение, написанное Ф.И. Тютчевым к 100-летию М.В. Ломоносова

ОН, УМИРАЯ, СОМНЕВАЛСЯ

Он, умирая, сомневался,

Зловещей думою томим...

Но бог недаром в нем сказался –

Бог верен избранным своим...

Сто лет прошли в труде и горе –

И вот, мужая с каждым днем,

Родная Речь уж на просторе

Поминки празднует по нем...

Уж не опутанная боле,

От прежних уз отрешена,

На всей своей разумной воле

Его приветствует она...

И мы, признательные внуки,

Его всем подвигам благим

Во имя Правды и Науки

Здесь память вечную гласим.

Да, велико его значенье –

Он, верный Русскому уму,

Завоевал нам Просвещенье,

Не нас поработил ему,

Как тот борец ветхозаветный,

Который с Силой неземной

Боролся до звезды рассветной

И устоял в борьбе ночной.

Приложение 6

Высказывание А.С. Пушкина о М.В. Ломоносове

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка» [6]

Приложение 7

Встреча с ведущим ломоносоведом Северодвинска Жиляевой Еленой Ивановной

anshukov11.tif

Заключение

Дерзайте, ныне ободренны, раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумам Невтонов Российская земля рождать

М.В. Ломоносов

Историей Ломоносову была уготована важнейшая культурная миссия – заложить основы российской науки и системы образования, создать первый российский университет. С этой миссией он блестяще справился, став настоящим национальным достоянием.

Ломоносов принадлежит к числу универсальных деятелей мировой культуры, которые в своем творчестве воплощали непреходящую потребность человеческого рода, постичь и освоить мир во всем его многообразии, выражали извечное стремление человека к социальной и нравственной свободе, словом и делом своим утверждали необходимость деятельной любви к людям. Он был единственным из русских ученых XVIII века, при жизни которого дважды печаталось его Собрание сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов. Человек, который придал России – это стремительное ускорение, сам был весь порыв, весь движение. Уверовав в то, что страна уже не может жить прежними идеалами, в прежнем ритме, он торопил время. Его «революционная голова» (как писал Пушкин) работала над скорейшим, по возможности немедленным, претворением в жизнь всех замыслов, которые проносились в ней сумасшедшей вереницей.

В наше время большинство выдающихся молодых ученых, которые делают открытия в разных отраслях науки, можно назвать продолжателями дел великого помора. Ни одно открытие М.В. Ломоносова не упущено из виду. Например, Северный Морской Путь, который ученый смог предвидеть за несколько столетий до его открытия, сейчас является важнейшим фактором стабилизации и обеспечения национальной геополитики и экономической безопасности страны. Не стоит забывать и о том, что вопросам мореплавания и Арктическому региону посвящены многие научные труды Ломоносова, оказавшие и оказывающие до сих пор большое влияние на дальнейший ход полярных исследований. Об огромной важности этого вопроса говорит и то, что за полтора месяца до своей кончины Ломоносов вносил исправления в «Примерную инструкцию морским командующим офицерам, отправляющимся к поисканию пути на Восток северным Сибирским океаном».

Сегодня, становится очевидным насколько важна эта морская магистраль для нашей страны, т.к. Северный морской путь дает возможность транспортировать грузы в отдаленные районы российского севера, он важен для освоения северных территорий Сибири и Дальнего Востока, где нет сухопутных дорог. Северный морской путь является одним из самых выдающихся предвидений М.В. Ломоносова.


Библиографическая ссылка

Аншуков Д.Б. ПАМЯТЬ БЛАГОДАРНЫХ ПОТОМКОВ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-6. – С. 950-958;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=762 (дата обращения: 06.06.2020).