Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

РЫНОК ТРУДА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Денисова А.О. 1
1 г. Калуга, МБОУ «Средняя школа № 46», 9 класс
Мишина Ю.М. (Калуга, МБОУ «Лицей № 9 им. К.Э. Циолковского»)
1. Работа и образование // Все из первых рук. – 30.04.2016. – № 12(37).
2. Абитуриент 2013. Учебные заведения Калуги и Калужской области: справочник / Торгово- промышленная палата Калужской области. – 2013.
3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru.
4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://kaluga.trud.com.
5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.biorosva.com.
6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://molodezh40.ru.
7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://realty.dmir.ru.
8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://career.ru.

Выбор будущей профессии, самоопределение в жизни, востребованность и самореализация – вот, что сейчас волнует меня и моих ровесников! Мы закончили девятый класс, и каждый из нас осознает серьезность предстоящего выбора! Правильная расстановка приоритетов сейчас поможет нам в будущем сосредоточиться на конкретной профессии, не теряя времени на поиски себя, а используя его на обучение и приобретение конкретных навыков и умений. Таким образом, именно сейчас мне и одноклассникам необходимо сделать свой правильный выбор будущей профессии!

Наша область занимает выгодное географическое положение и имеет общую границу с Москвой. По территории области, площадь которой составляет почти 30 000 квадратных километров, проходят важные автомобильные и железнодорожные магистрали, связывают нашу страну с другими европейскими государствами. Население области превышает 1 млн. человек. И, что особенно важно, в радиусе 180 километров от Калуги проживают еще более 20 млн. человек. Это емкий рынок сбыта производимой продукции, а также дополнительные возможности для привлечения трудовых ресурсов. Поэтому, географическое положение и колоссальное социально-экономическое развитие нашего региона открывают огромные перспективы для выпускников!

Настоящий этап социально-экономического развития региона ставит перед учреждениями высшего образования стратегическую задачу кадрового и научного обеспечения экономики области. Сегодня в регионе работает 20 учреждений высшего образования, где обучаются 21 835 человек. В последние годы на базе ведущих вузов области открываются новые перспективные специальности. Это лечебное дело, медицинская физика, клиническая психология, техносферная безопасность, социально-культурный сервис и туризм, защита в чрезвычайных ситуациях, ветеринария, биомедицинская инженерия, фармацевтическая химия, землеустройство и кадастры, мехатроника и робототехника.

Калужская область нацелена на создание условий для того, чтобы талантливые и мотивированные школьники оставались получать образование в региональных вузах. Для привлечения лучших выпускников школ в ведущие государственные вузы Калужской области по очной форме, каждому абитуриенту, поступившему с первичными результатами ЕГЭ выше 250 баллов, выплачивается дополнительная ежемесячная именная стипендия из областного бюджета в размере от 3 до 5 тыс. рублей в зависимости от набранных баллов.

Это лишь малая часть тех «плюсов», которые могли бы талантливых и перспективных выпускников школ мотивировать связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с родным краем!

Моя работа актуальна и является своего рода рекомендацией моим сверстникам по вопросам самоопределения в профессии с учетом изменений на рынке труда в Калужской области в соответствии с приоритетами социально-экономического развития.

Цель работы – помочь старшеклассникам определиться в выборе профессии в рамках нынешнего социально-экономического развития калужского региона.

Задачи исследования:

- изучить потребности современного рынка труда в нашем регионе;

- составить информационную базу ВУЗов, готовящих кадры в условиях нового этапа социально- экономического развития области;

- составить рекомендации одноклассникам по профориентации, опираясь на вышеизложенную информацию.

Гипотеза: запросы рынка труда в Калужской области несоответствуют выбору будущей профессии старшеклассниками.

Объект исследования: изменения современного рынка труда нашего региона.

Предмет исследования: профессии, востребованные в регионе.

Методы исследования – анкетирование сверстников для выявления приоритетов в выборе профессии, анализ современного рынка труда и профессиональной направленности учебных заведений.

Работа состоит из введения, шести глав, заключения и списка использованных источников.

Новизна исследования. Поскольку наш регион развивается очень динамично, то постоянно происходят изменения и на рынке труда. Необходимо постоянно обновлять информацию о запросах современного рынка и о востребованных профессиях. В Калуге работает биржа труда, но, к сожалению, систематизированную информацию о запросах рынка в СМИ она не публикует.

Профориентационная агитация на пороге выбора профессии

В 2021- 2022 годах современные выпускники школ получат профессиональное образование. Поэтому уже сейчас очень важно сориентироваться, имея конкретные приоритеты в выборе профессии.

Среди учащихся 10 классов в социальной сети «В Контакте» был проведен опрос по вопросам профессионального самоопределения (табл. 1).

В опросе приняли участие в среднем 230 учащихся 10 класса.

71.4% учащихся до сих пор не понимают, кем бы они хотели стать (диаграмма1).

Полученные данные свидетельствует о необходимости усиления профориентационной работы в школе, эффективность которой определяется по тому, насколько эта работа помогла учащимся определиться в выборе будущей профессии и сколько человек выбрали профессии, на которые их ориентировали. 60% опрошенных пожелали прослушать информацию о востребованности профессий еще раз (диаграмма 2).

Министерством труда и социальной защиты области в соответствии с распоряжением Губернатора Калужской области от 01.07.2013 № 65-р «О формировании регионального прогноза потребности в кадрах на долгосрочную перспективу (7 лет)» подготовлены сводные сведения о потребности в кадрах на 2015 – 2021 годы.

Согласно сформированному прогнозу, региональной экономике в 2015-2021 годах потребуется не менее 62,9 тыс. работников, из которых 80% – на замену выбывающих. Территориальная структура потребности в кадрах значительно смещена в пользу рынков труда городских округов: на долю работодателей, ведущих свою деятельность на территории г. Калуги и г. Обнинска, приходится 49,2% от общей прогнозной потребности. В совокупной структуре спроса более 60% приходится на рабочих, 20,6% – на специалистов с высшим профессиональным образованием, 15,6% – на специалистов со средним профессиональным образованием.

В общем объеме прогнозируемой потребности в рабочей силе более 50% приходится на промышленные предприятия, 27,3% на сельскохозяйственные организации,14,8% на работодателей, вид экономической деятельности которых – «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». Наименьшая потребность в кадрах фиксируется в банковском секторе, торговле, добыче полезных ископаемых. Наиболее высокие требования по квалификации (более 80% потенциальных сотрудников должны иметь среднее или высшее профессиональное образование) предъявляют работодатели, относящиеся к сферам образования, здравоохранения, государственного управления.

Наиболее высокий спрос на квалифицированных рабочих отмечен в организациях, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа, пара и горячей воды, предприятиях транспорта и связи, добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах – 86,4%, 75,1%, 74,6%, 46,7% от прогнозной потребности в каждой из отраслей соответственно.

Почти 85% от совокупного спроса на неквалифицированных рабочих приходится на организации, вид экономической деятельности которых – «обрабатывающие производства», «сельское хозяйство, «охота и лесное хозяйство», «строительство».

В долгосрочной перспективе работодатели Калужской области будут испытывать высокую устойчивую потребность в медработниках, фармацевтах, инженерах, программистах, механиках, агрономах, ветеринарных врачах и зоотехниках. Высокий спрос сохранится на станочников, слесарей, электромонтеров, сварщиков, трактористов, машинистов водителей, каменщиков.

Прогноз самых востребованных профессий в условиях социально-экономического развития Калужской области и ВУЗы, готовящие специалистов в этом направлении.

Анализируя ответы ребят по вопросу выбора ВУЗа, можно констатировать, что 65.1% опрошенных понимают, куда они идут. Но оставшиеся 34.9% – просто плохо ориентированы в выборе учебного заведения в связи с недоинформированностью в этом вопросе (диаграмма 3).

В настоящее время Калужская область в социально- экономическом развитии делает основную ставку на создание и развитие кластеров. Именно поэтому многие ВУЗы нашего региона сейчас ориентированы на подготовку кадров для предприятий, входящих в разные кластеры. В настоящее время наибольшее развитие получили кластеры – автостроительный, биотехнологий и фармацевтики, медицинских услуг, транспортно-логистический кластер.

Согласно «Прогнозу потребности в кадрах (2016-2022 гг.)» можно сделать вывод, что для автокластеров сейчас важны инженерные специальности. К 2021 году будут востребованы 200 человек. Сейчас средняя зарплата инженера на автозаводах составляет 42500 рублей.

Инженеров с высшим образованием готовит МГТУ имени Н.Э. Баумана. Уже сегодня здесь готовят специалистов по металлообработке для нового завода двигателей «Фольксваген». Кроме того, ВУЗ совместно с ОАО «Калужский турбинный завод» и НПО имени С.А. Лавочкина внедряет результаты научных исследований, проводимых в университете, непосредственно в производственный процесс.

Но самая востребованная профессия, в которой нуждаются автомобильные заводы, а также предприятия, работающие на военную промышленность и другие, есть и будет – профессия сварщика. Согласно «Прогнозу потребности в кадрах (2016-2022 гг.)» к 2021 году только в ООО «ПСМА Рус» дефицит кадров, освоивших профессию сварщика, составит 260 человек.

Сегодня в Калужской области средняя зарплата сварщика составляет 62500 рублей. Специалистов сварщиков с высшим образованием готовит МГТУ имени Н.Э. Баумана. Целый факультет «Машиностроительные технологии» нацелен на подготовку кадров для машиностроения и робототехники. А специалистов среднего звена готовят многофункциональные центры.

Учитывая, что по информации журнала «Все из первых рук о работе и образовании 2016» на территории нашего региона создан и ИКТ-кластер, в котором состоят 200 предприятий, можно предположить, что IT-сфера находится в начале своего развития, и новые кадры будут требоваться постоянно.

Высшее образование в этой области предлагают получить и на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, и в МГТУ имени Н.Э. Баумана, и в Обнинске на базе ИАТЭ НИЯУ «МИФИ».

После обучения IT-специалисты всегда смогут трудоустроиться. Сейчас дефицит кадров в этом направлении составляет 43 человека. Средняя зарплата IT-сотрудника составляет 26000 рублей.

Для решения кадрового вопроса предприятий фармкластера в Обнинске на базе ИАТЭ НИЯУ «МИФИ» создан Центр практического обучения. В 2015 году центр был оборудован модулем чистых помещений для учебных и исследовательских целей. Подготовка специалистов будет проводиться по методике уже упомянутого ранее дуального обучения. Оснащение центра позволит смоделировать помещения «чистых комнат» промышленных предприятий и осуществлять подготовку специалистов в условиях, максимально приближенных к реальному производству.

Кстати, именно ИАТЭ является сегодня основным вузом, готовящим кадры для регионального фармкластера. К примеру, в обнинской инновационной компании «Мир-Фарм», которая занимается производством фармацевтических субстанций и готовых ЛС, работают 23 человека, окончивших ИАТЭ.

Это важно и для меня лично, потому что я собираюсь стать специалистом в области наноматериалов для медицины.

Отраслевая специализация кластера – проведение доклинических и клинических исследований, разработка, синтез и внедрение в производство фармацевтических субстанций и радиофармпрепаратов, промышленное производство готовых лекарственных средств (ГЛС) и фармацевтических субстанций, инфузионных растворов и перентерального питания. Текущий объем промышленного производства в кластере составляет 10,2 млрд. рублей.

Главный огромный «плюс» фармкластера в нашем регионе – это формирование системы в трех направлениях: научно-образовательном, инновационном и, собственно, производственном.

«К 2020 году около 15% в объемах промышленного производства нашей области будет занимать фармацевтическое производство. И мы к этому времени рассчитываем занять более 20% всего рынка фармацевтических препаратов в России», – заявил Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области.

Таким образом, получение специальности в любом из высших учебных заведений, включенных в научно-образовательный блок- Обнинский институт атомной энергетики – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» с медицинским факультетом, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского», Филиал Государственного научного центра Российской Федерации – Научно-исследовательский физико-химический институтим. Л.Я. Карпова, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Медицинский радиологический научный центр» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ФГУП Государственный научный центр Российской Федерации «Физико-энергетический институт им. А.И. Лейпунского» – открывает перед студентами реальную возможность трудоустройства на предприятия высоких технологий и, в то же время, возможность остаться работать в своем регионе.

В течение долгого времени калужский регион не имел ВУЗов, готовящих специалистов с высшим медицинским образованием, что привело к большому дефициту педиатров, терапевтов и других. По данным министерства здравоохранения Калужской области, нашему региону не хватает сейчас 870 врачей и 1420 медсестер. Калужские поликлиники укомплектованы на 77%, стационары – на 88,3%, «скорая помощь» – на 57,1%. В некоторых районных поликлиниках треть врачей уже достигла пенсионного возраста.

Но сейчас ситуация в корне изменилась и область имеет возможность готовить медиков на своей территории. В Обнинске на базе ИАТЭ НИЯУ «МИФИ» открыт медицинский факультет.

В Калуге на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского функционирует медицинский факультет. В его стенах создан инновационный научно-образовательный центр «Виртуальные и симуляционные технологии в медицинском образовании». В 2015 году его лаборатории были оснащены симуляционным оборудованием. Обучение с использованием манекенов, тренажеров и стандартизированных пациентов под наблюдением преподавателя предоставляет студентам возможность делать ошибки в безопасной среде. Центр осуществляет подготовку и повышение квалификации специалистов фармацевтических компаний и медицинских учреждений региона, а также организацию занятий студентов и учащихся профильных учебных заведений.

Вероятно, возможностью получить профессию врача в своем регионе и затем остаться здесь работать воспользуются многие выпускники.

Несмотря на формирование в Калужской области новых перспективных направлений в экономике, наша область остается аграрным регионом. В состав агропромышленного комплекса Калужской области входят 219 организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, 45 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 750 крестьянских (фермерских) хозяйств, 101,0 тыс. личных подсобных хозяйств. В структуре земельного фонда Калужской области земли сельскохозяйственного назначения составляют 1 млн. 817,9 тыс. га, в том числе сельскохозяйственные угодья – 1 млн. 143,0 тыс. га, включая 854,6 тыс. га пашни.

Это значит, что инвестиции в сельской хозяйство будут только расти, следовательно, эта отрасль потребует грамотных специалистов. Сегодня зарплата в сельском хозяйстве составляет 18000 рублей… Но открытие в 2015 году АО «Биотех-Росва» для реализации инновационного высокотехнологического проекта по глубокой переработке пшеницы в пищевые ингредиенты дает надежду на возрождение сельского хозяйства в регионе и, соответственно, повышение уровня зарплат.

Главным ВУЗом Калужской области, готовящим кадры для сельского хозяйства, остается калужский филиал Российского государственного аграрного университета- МСХА имени К.А. Тимирязева. Филиал представляет собой учебно- научный комплекс, в состав которого входят три факультета, 11 кафедр, учебно-научная лаборатория, ветеринарная клиника, опытное поле, оранжерея и другие подразделения, обеспечивающие учебный процесс.

Туристический кластер Калужской области сформировался благодаря созданию всех остальных кластеров, как естественный фактор. Сейчас, согласно информации журнала «Все из первых рук о работе и образовании 2016», туристический кластер включает в себя 100 предприятий гостеприимства. С 2008 года туристический поток в Калужскую область возрос в 2,8 раза.

Все эти профессии можно освоить и в нашей области: Калужский институт туристского бизнеса готовит именно менеджеров туризма, ИАТЭ НИЯУ «МИФИ» обучает по программам «Менеджмент: управление проектами», а в КГУ им. К.Э. Циолковского открыта специальность «Социально-культурный сервис и туризм».

Естественно, работа в туристическом бизнесе, а также в любой инновационной сфере потребует знания иностранного языка. Через шесть лет, кроме английского, французского и немецкого, особенно будут востребован китайский язык.

Сейчас зарплата сотрудника со знанием языка составляет 40000 рублей.

Также востребованными остаются ВУЗы, готовящие юристов, экономистов, дизайнеров, менеджеров, психологов и учителей. Эти профессии можно получить во многих ВУЗах, предоставляющие обучение на платной основе, а также в государственных, о которых я рассказывала выше.

Факторы, влияющие на выбор ВУЗа и будущей профессии

Стоит заметить, что ребята, которые уже определились с ВУЗом, в 17,3% опираются на советы семьи, 4% будут поступать «за компанию» с друзьями, 29,2% реально осознают свои возможности при сдаче нужных предметов в ЕГЭ, что говорит об осознанном подходе к выбору будущей профессии и серьезной подготовке по углубленному изучению необходимых предметов (диаграмма 4).

Также, исходя из полученных в ходе анкетирования ответов, можно сделать вывод, что на профессиональный выбор в первую очередь оказывает материальная составляющая профессии и возможность обеспечить хорошие перспективы – влияние факторов отметили 72,4%. По-прежнему значимым фактором выбора профессии является мотив – «дает возможность принести пользу людям» (диаграмма 5).

Профессиональная карьера в Калужской области: плюсы и минусы

Анализируя результаты ответов на вопрос о возможности остаться работать в Калужской области, можно сказать, что доля выпускников, планирующих связать свою карьеру с Калужской областью, стабильно составляет 57.7% от общего числа опрошенных (Диаграмма 6). При этом необходимо учесть, что процент школьников, готовых вернуться работать на предприятия нашей области при условии обеспечения высокого жизненного статуса достаточно велик – 80,1% от числа опрошенных одноклассников (диаграмма 7).

Ниже приведены аргументы в пользу получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства в Калужской области, которые, возможно, заставят задуматься неопределившихся одноклассников.

Наша область занимает выгодное географическое положение и имеет общую границу с Москвой. По территории области, площадь которой составляет почти 30 000 квадратных километров, проходят важные автомобильные и железнодорожные магистрали, связывают нашу страну с другими европейскими государствами.

Регион занимает лидирующие позиции в России по темпам роста промышленности, объемам инвестиций на душу населения, темпам роста реальных доходов населения и уровню ежегодно внедряемых в производство передовых технологий.

Наша область привлекает большое количество инвесторов, вкладывающих огромные средства в развитие нашей экономики, предлагая выгодные условия для сотрудничества. Все предприятия высокотехнологичны, что требует постоянного вливания новых образованных кадров.

Калужская область нацелена на создание условий для того, чтобы талантливые и мотивированные школьники оставались получать образование в региональных вузах. Для привлечения лучших выпускников школ в ведущие государственные вузы Калужской области по очной форме, каждому абитуриенту, поступившему с первичными результатами ЕГЭ выше 250 баллов, выплачивается дополнительная ежемесячная именная стипендия из областного бюджета в размере от 3 до 5 тыс. рублей в зависимости от набранных баллов.

Учитывая изменения в социально-экономической сфере Калужской области по востребованным специальностям профессионального образования практикуется целевое обучение. Целевое обучение проводится по направлению предприятия или учреждения. После завершения учебы в вузе студент обязан отработать в течение трех лет в направившей его организации. В Калужской области 2015 году 178 первокурсников – целевиков поступили в КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, КГУ им. К.Э. Циолковского, МСХА им. К.А. Тимирязева, Обнинский институт атомной энергетики, КФ Финансового университета при Правительстве РФ, КФ РАНХиГС при Президенте РФ. С ними заключили договоры о целевом обучении с дальнейшим трудоустройством 66 организаций области.

Согласно проведенному анкетированию, 59,6% одноклассников планирует в следующем году воспользоваться правом на получение целевого направления для дальнейшего образования (диаграмма 8).

В Калужской области действует Закон «О молодом специалисте в Калужской области» от 04.02.2005 N 25-ОЗ (в ред. от 06.07.2011 №160-ОЗ) в соответствии с которым сотрудникам учреждений бюджетной сферы Калужской области в возрасте до 30 лет установлены единовременные ежегодные выплаты – молодым специалистам, состоящим в Реестре молодых специалистов Калужской области.

В целях усиления мер социальной поддержки молодых специалистов – педагогических работников, установлены ежегодные единовременные выплаты:

- работающим в сельских поселениях – 30000 рублей, 40000 рублей и 50000 рублей в первый, второй и третий годы нахождения в реестре молодых специалистов соответственно;

- работающим в городских округах и городских поселениях – 20000 рублей,

30000 рублей и 40000 рублей в первый, второй и третий годы нахождения в реестре молодых специалистов соответственно.

Приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие поддержку специалистов в агропромышленном комплексе –·единовременное пособие после окончания высшего учебного заведения, отработавшим в сельскохозяйственной организации:

- один год – 30 000 рублей;

- два года – 50 000рублей;

- три года – 75 000 рублей;

Ежемесячная доплата к окладу в течение трех лет работы в размере 5 000 рублей.

Конечно, главный вопрос, который встанет перед выпускником ВУЗа – это обеспечение себя и своей семьи жильем. Калужская область славится очень высокими ценами на недвижимость из-за низких темпов ввода в эксплуатацию строящегося жилья. Средняя стоимость квадратного метра в однокомнатной квартире в Калужской области составляет сейчас 68818 рублей. Однокомнатная квартира площадью сорок квадратных метров обойдется молодому специалисту в 2752718 рублей. Даже при наличии первоначального взноса в 20% для ипотеки с господдержкой в 11.4% сроком на 10 лет, молодой специалист должен будет отдавать банку 240000 рублей в год. При этом зарплата начинающего специалиста составит в среднем 250000 в год. Это проблема, которую правительству Калужской области придется решать в ближайшем будущем. Хотелось бы увидеть региональную программу поддержки молодых специалистов в сфере приобретения жилья.

Профессии будущего

Согласно исследованиям портала career.ru, основная часть новых и перспективных профессий на российском рынке труда сейчас появляется в ИТ-сфере. Развитие новых технологий, рынка электронных устройств, растущая потребность в знаниях в области компьютерной техники, бизнеса и аналитики, появление новых объектов для исследования (например, виртуальные миры, облачные технологии), появление новых языков программирования, растущая значимость пользователя как главного потребителя сайтов компаний приводит к появлению новых профессий в ИТ-отрасли.

«Локомотивом» роста популярности медицинской сферы является бесконечная гонка за победой над старением и болезнями. Вопросы рождаемости и смертности также очень актуальны. Активное внедрение новых технологий меняет всю систему лечения и диагностику заболеваний. В ближайшем будущем появятся или будут набирать полярность много профессий, относящихся к медицинской отрасли, в частности в фармацевтике, которая менее подчинена государству, в отличие от рынка медицинских услуг. К тому же фармацевтический рынок сейчас переживает бум, связанный с попаданием на рынок огромного количества иностранных лекарственных препаратов. А это значит, что сфера нуждается в специалистах, разбирающихся в маркетинге как одном из главных элементов бизнес-процесса любой компании.

Проблемы в общении между людьми из-за развития интернет-коммуникаций, ускоряющийся ритм жизни, синдром «усталого человека», возникновение конфликтов из-за растущего уровня эмоциональности, а также примеры зарубежных стран постепенно делают в России популярной сферу психологии и HR. В связи с необходимостью создания благоприятной рабочей атмосферы в коллективе все чаще будут появляться профессии в области мотивации и адаптации персонала.

Многообещающей отраслью являются биотехнологии. Эта сфера будет служить своего рода «мостиком» между отраслями, что спровоцирует появление новых, междисциплинарных отраслей.

В ближайшее время ожидается бум в развитии экологической сферы. Хотя профессия эколога является достаточно старой, интерес к этой сфере будет связан с необходимостью решать проблему вредных выбросов, утилизации и переработки отходов, восстановления биосистем, изменения образа жизни, направленного на защиту окружающей среды. Также профессии этой сферы могут быть популярны из-за растущих требований по созданию экологически чистых продуктов со стороны государства.

Космическая сфера – еще одна отрасль, в которой должен произойти новый виток в развитии. Наличие инвестиций, инноваций в производстве летательных аппаратов, дальнейшее изучение вопросов жизни на других планетах спровоцирует появление новых профессий. К этой сфере можно отнести и изучение климата как одного из перспективных направлений для появления новых профессий.

Потребность в педагогах и специалистах в сфере образования будет увеличиваться с каждым годом. Педагогика массово уйдет в онлайн, что повлечет за собой развитие нового направления сферы образования.

По-прежнему будет расти спрос на качественных инженеров различных специализаций, особенно в производственной сфере. Оптимизация различных процессов, появление инновационных разработок и технологий в производстве автоматически спровоцируют спрос на новых специалистов.

Исчерпаемость существующих природных ресурсов станет причиной поиска новых, альтернативных. Благодаря чему в добыче сырья также проявятся новые профессии.

Катализатором к развитию маркетинга и рекламы станет SMM и цифровой маркетинг. Потребность в продвижении бренда, вывод новых продуктов на рынок, увеличение продаж, улучшение имиджа, а также уход бизнеса в онлайн и необходимость более тщательного исследования конкурентов приводит к появлению новых профессий в этой сфере.

Новый этап в развитии рынка труда ждет строительную и архитектурную сферу. В первую очередь это связано с новым трендом – градостроительством.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что в Калужской области имеются все условия для обучения профессиям будущего – все ВУЗы, упомянутые в работе ориентированы на ту или иную профессию. Мало того, но и предприятия, находящиеся на территории нашего региона, соответствуют всем требованиям для трудоустройства специалистов с профессиями «из будущего»!

В таблице 2 приведены профессии, которые станут востребованными через шесть – семь лет, но обучаться которым мы сможем начать уже в следующем году.

Приложения

Таблица 1

АНКЕТА для учащихся 10 классов по вопросам профессионального самоопределения.

ВОПРОСЫ

да

нет

1

Определились ли Вы с будущей профессией?

   

2

Выбрали ли Вы ВУЗы для поступления?

   

3

Почему Вы выбрали именно этот ВУЗ?

   
 

- Потому что так сказали родители.

   
 

- Потому что туда поступают мои друзья.

   
 

- Потому что этот ВУЗ очень престижный.

   
 

- Потому что у меня есть реальные шансы поступить в этот ВУЗ.

   
 

- Потому что я выбрал профессию по профилю ВУЗа.

   
 

- Потому что у меня очень хорошие знания по предметам, необходимым для поступления в этот ВУЗ.

   

4

Почему Вы выбрали именно эту профессию?

   
 

- Посоветовали родители.

   
 

- Посоветовали друзья.

   
 

- Эта профессия обеспечит мне высокий жизненный статус.

   
 

- Эта профессия мне интересна.

   
 

- Я хочу быть полезен людям.

   

5

Собираетесь ли Вы связать свою будущую профессию с Калужской областью?

   

6

Хотели бы вы работать в нашем регионе при наличии достойной зарплаты?

   

7

Планируете ли Вы использовать целевое направление при поступлении в ВУЗ?

   
 

- Я буду использовать целевое направление для поступления в ВУЗ В нашем регионе.

   
 

- Я буду использовать целевое направление для поступления в другом регионе.

   

denisova1.tif

Диаграмма 1. Определились ли вы с будущей профессией?

denisova2.tif

Диаграмма 2. Необходимость дополнительной информации по профориентации

denisova3.tif

Диаграмма 3. Определенность в выборе ВУЗа

denisova4.tif

Диаграмма 4. Факторы, влияющие на выбор ВУЗа

denisova5.tif

Диаграмма 5. Факторы, влияющие на выбор профессии

denisova6.tif

Диаграмма 6. Профессиональная карьера, связанная с Калужской областью

denisova7.tif

Диаграмма 7. Хотели бы вы работать в нашем регионе при наличии достойной зарплаты

denisova8.tif

Диаграмма 8. Целевое направление

Таблица 2

Профессия/

ВУЗ

МГТУ им. Н.Э. Баумана

ИАТЭ НИЯУ «МИФИ»

КГУ им. К.Э. Циолковского

КФ МСХА им. К.А. Тимирязева

КФ «Финансовый университет при правительстве РФ»

IT – специалист

х

х

   

х

Врач

 

х

х

   

Инженер

х

х

     

Фармацевт

 

х

     

Психолог

 

х

х

   

Биотехнолог

 

х

     

Эколог

х

х

х

   

Учитель

 

х

х

   

Архитектор

-

-

-

-

-

Маркетолог

       

х

Бизнес-тренер

-

х

-

-

-

Переводчик

   

х

   

Специалист по энергосбережению

х

х

     

Нанотехнолог

 

х

     

Менеджер в спорте

   

х

   

Аналитик рынка

 

х

   

х

Ветеринар

     

х

 

Ландшафтный дизайнер

     

х

 

Менеджер в сельском хозяйстве

     

х

 

Менеджер по туризму

 

х

х

   

Заключение

Современный рынок труда не стоит на месте. Он идет вперед в соответствии с быстрыми темпами роста социально-экономического развития нашей страны и, в частности, нашего региона. Именно поэтому осознанный подход к будущей профессии и выбор соответствующего ВУЗа до поступления является залогом успешного определения в жизни. Глубокие знания и четкое понимание того, что высокостатусная профессия требует огромных усилий на стадии ее получения, а также самоотдачи и постоянного самообразования в процессе работы.

Калужская область нацелена на создание условий для того, чтобы талантливые и мотивированные школьники оставались получать образование в региональных вузах. 20 учреждений высшего образования открывают новые перспективные специальности. Это лечебное дело, медицинская физика, клиническая психология, техносферная безопасность, социально-культурный сервис и туризм, защита в чрезвычайных ситуациях, ветеринария, биомедицинская инженерия, фармацевтическая химия, землеустройство и кадастры, мехатроника и робототехника.

Возможно, именно наши знания необходимы родному региону для еще более высокого экономического подъема, наши умения ждут тысячи людей, которым нужна помощь. От нашего решения сегодня зависит будущее родного края.


Библиографическая ссылка

Денисова А.О. РЫНОК ТРУДА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-6. – С. 1037-1047;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=774 (дата обращения: 16.09.2019).