Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВЛИЯНИЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1905 – 1907 ГГ. НА ЖЕНЩИН ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ И ЗНАЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕЙ

Козлова О.А. 1
1 г. Пермь, МАОУ «СОШ № 2» с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля», 11 «А» класс
Опрелкова О.В. (Пермь, МАОУ «СОШ № 2» с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля»)
1. Алексеева В. Письма товарищам по борьбе // Звезда. 23 мая 1972 г. – С. 3.
2. Гапон Г. История моей жизни. – М., 1990. – С. 24.
3. Коротаева Л. Куда пошлёт партия // Звезда. 17 сентября 1956 г. – С. 3.
4. Лобова В.Н. Очередная задача // Красный Урал. 1 октября 1919 г. – С. 2.
5. Рабочий бюллетень №6 Пермского комитета РСДРП за август 1903 года. Тектограф // архивный материал: фонд №160; опись №2; 12 с.
6. Саханова С. Отважная женщина // Звезда. 26 ноября 1965 г. – С. 2.
7. Мотовилиха в августе-декабре 1905 г.: Тематическая подборка документов и фотографий из фондов государственного архива Пермской области. – Пермь, 1990.
8. Тюремная тетрадь с записями пермской революционерки Ю.А. Хлыновой 1904 год // архивный материал: фонд №160; опись №2; 21 с.
9. Харитонова Е. Героиня пермского подполья // Звезда. 5 ноября 1965 г. – С. 4.
10. Хлынова-Деменчук Ю.А. В нелегальной типографии // Звезда. 5 мая 1957 г. – С. 4.
11. Аликина Н.А., Горовая И.Г., Назаровский Б.Н., Попов В.Ф. Революционеры Прикамья: Сборник. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1966. – 823 с.
12. Лобанова Т. Жёны русских царей. – СПб.: Медный всадник, 2015. – 33 с.
13. Лукьянова Е.Н., Аликина И.А., Горов Ф.С., Александров Ф.Л. Революция 1905–1907 гг. в Прикамье. Документы и материалы. – Молотов: Молотовское книжное издательство, 1955. – 328 с.
14. Обухов Л.А. Прикамье. Век ХХ. – Пермь: Книжный мир, 1999. – 317 с.
15. Бразуль И. Клавдия Ивановна Кирсанова // Славные большевички: Сборник / Е.Д. Стасова, Ц.С. Бобровская (Зеликсон), А.М. Иткина. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1958. – 324 с.
16. Тюкавкин В.Г., Щагин Э.М. Крестьянство России в период трёх революций. – М.: Просвещение, 1997. – 206 с.
17. Фролов С. Дзержинский. Любовь и революция. – М.: АСТ, 2017. – 416 с.
18. Борисова О.С. Репрезентация революции в советском кинодискурсе: Дис. – Белгород, 2011. – 160 с.
19. Баранов П.А. История: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс. – М.: АСТ, 2016. – 411 с.
20. Милов Л. В. История России ХХ – начала XXI века.- М.: Эксмо, 2006. – 960 с.
21. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник 2–е изд. – М.: Проспект, 2016. – 680 с.
22. Не прошло ли время феминизма? // Официальный сайт ВВС. Русская служба [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bbc.com/russian/features-39211444 (дата обращения: 13.05.2018).
23. Шанин Т. Революция 1905 года: момент истины. (Главы из книги) // Сайт Альманах «Восток» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.situation.ru/app/j_artp_224.htm (дата обращения: 27.05.2018).
24. Боброва С.П, Котлова Т.Б., Королева Т.В., Сироткин А.С. . Великая страна СССР. История России с древнейших времён до 1917 года. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.great-country.ru/content/letopis/1905.php (дата обращения: 17.05.2018) (дата обращения: 25.05.2018).
24. 50 цитат про преподавание. Dennis Callahan 19 июня 2014 года [Электронный ресурс] // Newtonew. – URL: https://newtonew.com/school/50–citat-pro-prepodavanie (дата обращения: 30.05.2018)
26. Фроянов И.Я. Революция 1905–1907 гг. в России // История России от древнейших времён до начала ХХ века: пособие для абитуриентов. 2–е изд. – М., 1998 [Электронный ресурс]. – URL: https://history.wikireading.ru/104347 (дата обращения: 14.05.2018).

Актуальность темы. История России начала XX века уникальна событиями, изменившими дальнейшую судьбу нашей страны. Именно тогда, в 1905–1907 гг. произошла Первая русская революция, значение которой неоспоримо велико. Радикальный переворот общества заложил основы того прочного союза рабочего класса и крестьянства, в последствии ставших основной движущей силой России. Их ярая борьба, охватившая многих людей, хоть и потерпела поражение, но «явилась первой народной революцией новой эпохи – эпохи империализма» [13] и «послужила прологом и генеральной репетицией Великой Октябрьской социалистической революции» [13]. Первый скачок социального развития русского народа предопределил нашу современность, ведь не случись его, всё было бы иначе.

Сама революция, как качественное и коренное изменение почти всех сторон общественной жизни, затрагивающее устои существующего социального строя, удивляет людей и побуждает их к её изучению, ибо важнейшие и стремительные преобразования возникают и в XXI веке. Доказательством служат «оранжевые» события на постсоветской территории и «сетевые» революции в странах Азии и Африки [18], серьёзно повлиявшие на людей.

Так и Первая русская революция 1905 – 1907 гг. воздействовала на сознание её участников. Сильные изменения претерпели женщины тех лет, только начавшие путь самореализации и уничтожения гендерной дискриминации. Они, способные на многое, внесли огромный вклад в распространение революции и достижения её целей. Женщины 1905 – 1907 гг. сыграли роль не менее значительную, чем мужчины.

Актуальность нашей исследовательской работы заключается не только в отсутствии полной информации о ней, т.к. она мало изучена, но и в том, что её тема отвечает общественным веяниям современности. В XXI веке активно развивается движения и идеи феминизма, ибо женщины на протяжении достаточного долгого времени не добились ещё равноправия во всех аспектах жизни, о чём и говорит в интервью программы «Пятый этаж» профессор университета Тромсё в Норвегии Андрей Рогачевский [22]. Следовательно, данный проект будет особенно интересен современной аудитории.

Для исследования данной темы мы использовали самые разные источники. Базис работы основан на статьях советской газеты «Звезда», в которых анализировались некоторые моменты деятельности революционерок начала XX века, а также на архивных материалах: Тюремная тетрадь А.Ю. Хлыновой-Деменчук и «Рабочий бюллетень №6», позволившие углубиться в интересные детали исследования. Надстройкой стала особенная литература, созданная пермскими советскими историками – Обухов Л.А. «Прикамье. Век ХХ» и Аликина Н.А., Горовая И.Г., Назаровский Б.Н., Попов В.Ф. «Сборник Революционеры Прикамья». В итоге, такая работа позволит обратить внимание на малоизученность этой темы в науке, найти большое количество материалов о женщинах начала XX века и собрать всё воедино, результатом чего и станет внесение вклада в развитие истории Пермского края.

Объектом исследования является: пермские революционерки в 1905 – 1907 гг.

Предметом исследования является: влияния Первой русской революции 1905 – 1907 гг. на женщин Пермской губернии.

Гипотеза: Если в 1905 – 1907 гг. происходила Первая русская революция, то изменила ли она сознание женщин Пермской губернии, и внесли ли они значительный вклад в развитие революции.

Целью исследования является определение влияния Первой русской революции 1905 – 1907 гг. на женщин Пермской губернии и их деятельность.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие основные задачи:

• объединить информацию из разных источников для создания исторического труда, посвящённого революционерками начала XX века.

• рассказать об известных революционерках Пермской губернии начала XX века.

• охарактеризовать революционную деятельность женщин Пермской губернии в 1905 – 1907 гг.

• выявить значение революционной деятельности женщин Пермской губернии в 1905 – 1907 гг.

Методологическая основа исследования. При написании работы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, таких как: исторический, сравнительный, структурный, системный, ретроспективный, логический, теоретический анализ, синтез и анализ исторических источников.

Структура работы. Данная работа включает в себя введение, две главы (в первой главе два параграфа, во второй – четыре параграфа), заключение и библиографический список.

1. Первая русская революция 1905 – 1907 гг.

Характеристика революционных движений 1905 – 1907 гг. в Пермской губернии

Первая русская революция 1905 – 1907 гг. имела широкое распространение и получила развитие почти во всех регионах страны. В том числе и в Пермской губернии, которую признали одной из самых опасных и заражённых революцией территорий. Следствием этого является большой объём событий, происходивших в этот период на Урале.

Основные мероприятия революции проходили в 1905 году. В это время происходили массовые восстания рабочих на предприятиях (забастовки Лысьвенском, Березниковском, Пашийском заводах). Но самым знаменитым выступлением является восстание на Мотовилихинском заводе в декабре 1905 года. Пролетариат первым подхватил революционное движение, позже к нему примкнуло и крестьянство (конец 1905 – начало 1906 гг.), у которого главным методом борьбы были погромы помещичьих хозяйств. Первую русскую революцию 1905 – 1907 годов активно поддержала и интеллигенция. Но Манифест 17 октября 1905 года смягчил напряжённость внутри государства, а созыв первой Государственной думы окончательно ликвидировало революционное движение. Последней вспышкой борьбы стало восстание отряда А.М. Лбова (весна – лето 1906 года), не достигшее каких-либо значимых успехов.

Однако поражение революционного движения имело огромное влияние на людей, т.к. оно привело к деполитизации общественной жизни в провинции. Бывшие повстанцы претерпевали разочарования от партийной и революционной деятельности, что способствовало усилению нейтральных муниципальных, профессиональных, благотворительных организаций, где они и группировались. Это облегчало возможность контроля над активными деятелями со стороны жандармского управления. Но в тоже время восставшие получили право организовывать профсоюзы и добились изменений в местной политике, ибо они смогли показать всё недовольство масс, жаждущих преобразований.

Оценка влияния Первой русской революции 1905 – 1907 гг. на сознание женщин Пермской губернии

Первая русская революция 1905 – 1907 гг., как и любой катаклизм истории, оставила глубокий след на обществе России начала XX века. Коренной переворот повлиял на сознание русского общества в целом, ведь это было первое в стране масштабное мероприятие такого рода. О воздействии Первой русской революции 1905 – 1907 гг. свидетельствует книга «Дзержинский. Любовь и революция» Сильвии Фролов: «каковы же ещё итоги революции и предшествующих ей лет – она создала климат, который повлиял на сознание людей как опасный вирус. Потому что то, что вытворяли сотрудники и агенты Охранки не могло пройти бесследно» [17].

Однако восприятие революционных волнений у людей было неоднородным, ибо они принадлежали к разным возрастным контингентам. Так пожилые, выросшие при крепостном праве и прожившие большую часть XIX века, тяжело подвергались влиянию революции, оставаясь до самого конца верными царизму. Но молодое поколение, к которому относиться большая часть, изученных нами женщин оказалось под сильным воздействием революционных пропаганд, ибо было образованнее и претерпело своё становление в период социальных перемен девяностых [23].

Революционерки начала XX века, хоть и поддержали новое радикальное движение, но восприняли его неоднозначно. Одних Первая русская революция 1905 – 1907 гг. вдохновила на борьбу за свои права, за улучшение материального положения, за справедливость и т.д. Она помогла обрести спасение и изменить их жизни, ведь они нашли дело, которое должно было искоренить то, что их так угнетало. А.Н. Костарева-Колеватова с группой учителей ответили на все волнующие их вопросы после вступления в революционный женский кружок Мотовилихи, организованный А.П. Туркиным. Благодаря этой организации женщины определились со своими убеждениями и нашли выход из тягот обыденной жизни. На слова старого отца: «Я тебя не держу, знаю, что дело хорошее, но трудное. Смотри, не раскаивайся – будет поздно». Александра Ивановна ответила: «Будьте спокойны» [11], т.к. революционное движение придало ей уверенность.

Для других Первая русская революция 1905 – 1907 гг., повлияв на их умы, стала долгом, который нужно было выполнять. Радикальные волнения привнесли в их жизнь много работы и трудностей. Партийный деятель, Наталья Ильинична Плюснина развелась со своим мужем из-за революционных убеждений, которые сильно изменили её. Она писала: «Муж резко отрицательно относился к революционному движению и упрекал меня в том, что я воспитала сыновей-революционеров» [11]. Активная помощь Плюсниной Н.И. была обусловлена не только восприятием революции, как обязанности, но и ненавистью к царизму и сочувствием к развивающемуся радикальному движению.

Однако не на всех женщин революционные веяния действовали как фактор, побуждающий к действию. Были те, кто через первоначальные страх и отчаяние переживали коренной переворот общества. Дочь священника, глубоко религиозная женщина, Юлия Алексеевна Хлынова-Деменчук с мучением перенимала взгляды своих революционных подруг – Валентины Житковой и Екатерины Вошевой. Она существовала в обществе полном радикальных идей. Ю.А. Хлынова-Деменчук пересмотрела всю свою жизнь под влиянием революционных настроений. Особенно тяжело и ужасно проходил переход к неверию. Внутренний кризис кончился попыткой самоубийства в 1900 году. Её путь становления революционерки был насыщен трудностями и истязаниями, ведь её сознание претерпело кардинальные перемены [11].

Первая русская революция 1905 – 1907 гг. и волнения, предшествующие ей, затронули жизнь каждого. Были люди, которые боролись с радикальными идеями, но многие восприняли их, как необходимое. Рассмотрев истории революционерок данного периода, можно заключить, что большая их часть приняли новое движение, как освобождение из оков непосильного труда и угнетения и поддержали его. Многие из них родились в бедных семьях и с ранних лет должны были зарабатывать на жизнь, что и повлияло на их активизацию. Революционные течения изменили сознание женщин тех лет, ибо они обрели уверенность, стойкость и самостоятельность. Революция стала смыслом их жизни. Хоть и путь преодоления старых устоев не всегда был простым.

2. Деятельность революционерок в 1905 – 1907 гг. в Пермской губернии

2.1. Известные революционерки 1905—1907 гг. Пермской губернии

О женщинах в революционном движении, в отличие от мужчин сохранилось намного меньше материалов. Это обусловлено малым количеством известных участниц Первой русской революции 1905 – 1907 гг. В Пермской губернии. Знаменитых революционерок около 30, революционеров более 130 [11]. Однако это обстоятельство не уменьшает значимость женского революционного движения, в котором активное участие принимали: К.Т. Свердлова-Новгородцева, Л.А. Фотиева, Е.А. Рогова, М. Фёдорова, О.И. Двинянинова-Патлых, М.М. Загуменных, В.Н. Лобова, Р.С. Землячка, К.И. Кирсанова, А.И. Костарева-Колеватова, А.Н. Маркова-Нечаева, М.Д. Миславская, С.А. Михайлова-Диджюлене, Е.И. Пищалкина, Н.И. Плюснина, Е.В. Савельева-Безрукова, М.Т. Фёдорова, Е.П. Шалагинова, Т.Н. Филенкова-Медне, Ю.А. Хлынова-Деменчук, Е.И. Худякова, А.Н. Ягодникова, А.Г. Кравченко, А. Хохрякова, М Южанина, В. Рогожникова и др. Жизнь и революционную деятельность некоторых из них мы смогли изучить благодаря советской газете «Звезда» XX века и Сборника «Революционеры Прикамья».

Обозначив все имена известных женщин, мы показали лишь небольшую часть женского революционного движения, которое в период Первой русской революции 1905 – 1907 гг. ещё только зарождалось. Оно в полном масштабе раскрылось во время Октябрьской революции 1917 года, ибо участницы событий 1905 – 1907 гг. подготовили женщин к новому перевороту. В итоге результаты женского революционного движения в борьбе были более чем значительные

2.2. Значение революционной агитации и заведений, в которых организовывалась работа Пермского комитета РСДРП женщин Пермской губернии в 1905 – 1907 гг.

Первая русская революция 1905–1907 гг. получило широкое распространение благодаря пропагандистской деятельности оппозиционеров. Она повлияла на все сферы жизни общества, затронув сознания людей и изменив их убеждения и мировоззрение. Революционная агитация, проводимая в начале XX века, стала фундаментом коренного переворота, ибо она подготовила пролетариат и крестьянство к борьбе за права и свободы, за свержение самодержавия и за улучшение жизни народных масс. Этот процесс значителен и важен, ведь именно революционную агитацию считали «прелюдией к исполнению народной воли внутри государства» [8].

Революционная агитация во всех смыслах определялась Пермским комитетом РСДРП, поручавшим разные задания своим участникам. Женщины наравне с мужчинами занимались распространением революционных идей. Прежде всего, пропаганды велись среди рабочих фабрик и заводов, ведь именно они являлись основой движущей радикальной силы. Революционеры устраивали на их предприятиях кружки, куда мог входить каждый. На них они читали марксистскую литературу и разговаривали о необходимости политических свобод, несправедливости существующего неравенства и чувстве собственного достоинства. Таким образом, были организованы: кружок работниц портновских мастерских на Заимке, которым руководила В.Н. Лобова [3], собрание рабочих-кожевников в Сарапуле, созданное С.А. Михайлова-Диджюлене [11], социал-демократические кружки Мотовилихи, которые возглавили М.П. Фёдорова и М.Д. Милославская [3] и др. После удачной агитационной работы пролетариат пробудился, что и обусловило его первенство во вступлении в революционное движение.

В деревне пропагандистскую деятельность в большей степени осуществляли женщины, т.к. они становились сельскими учителями (А.Н. Маркова-Нечаева, А.И. Костарева-Колеватова А.Г. Кравченко и др.). В школах они преподавали обычные предметы, но историю и естествознание рассказывали с точки зрения марксистской идеологии. Революционерки не только обучали крестьян, но и приносили им новости из города, объясняя при этом сложные моменты развития революционных веяний. Однако в деревне пропаганда шла с трудом, ибо крестьяне были преданы царизму, в особенности кулаки, которые оказывали огромное воздействие на других.

Постоянной революционной агитации подверглась и интеллигенция. Многие революционерки выходили из бедных семей, так что они могли получить лишь начальное педагогическое образование, которое им очень пригодилось, ведь «учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние» [24]. Учительницы изменяли сознания учеников и других учителей, посредством ярких революционных речей на собраниях. Доказательством служат: пропагандистская работа А.Н. Ягодниковой среди учителей в IV мужском городском училище Перми [11] и агитационная деятельность К.И. Кирсановой среди учеников средних школ Перми, благодаря которой она доставала деньги на нужды партии, ибо учащиеся получали средства от спектаклей, организованных ими [15]. Так резкие и радикальные идеи быстро захватывали умы интеллигенции.

Следы партии были заметны и в армии, где наибольшую инициативу проявила К.И. Кирсанова, ставшая первым помощником Я.М. Свердлова по работе в войсках. Там влияние оказывалось с помощью методов, применяемых и к другим слоям населения страны. Результаты деятельности были положительными потому, что революционеркам удалось в 1906 году поднять солдат на восстания и бунт.

Однако революционеры много времени проводили в тюремном заключении, что тормозило развитие их агитации. Ведь арест оставлял их без всего. Но в таком случае пропаганда осуществлялась при помощи системы записок, которые должны были передаваться из рук в руки и в итоге побывать у всех [11]. Многие после этого поддержали революционное движение, но некоторые сдавали полицейским с поличным.

Революционная агитация совершалась везде, где это было возможно. Изучив материалы по Первой русской революции 1905 – 1907 гг. в Пермской губернии, мы нашли множество небольших дифференцированных учреждений, занимавшихся в основном подготовкой к распространению прокламаций и совершению революционных выступлений. Примерами, осуществляющими указания партии, являются: Химическая лаборатория Е.И. Худяковой, создававшая взрывчатые материалы, мастерская по производству ручных гранат О.И. Двиняниновой-Патлых, типография Ю.А. Хлыновой-Деменчук, печатавшая революционные листовки и газеты и т.д.

Воздействие на народные массы проходило самыми разными способами, зависящими лишь от ситуации. Революционная деятельность имела особый успех. Уже в начале XX века активизировались пролетариат и интеллигенция, сформировав основу для развития Первой русской революции 1905 – 1907 гг. Немногим позже её поддержали войска и крестьянство. Но революционеры во время своей работы терпели и неудачи, ибо в обществе сильно укоренились традиционные устои, было сложно изменить убеждения большей части народа России.

2.3. Революционные труды женщин Пермской губернии в 1905 – 1907 гг.

Огромную роль в Пермской революционной агитации 1905 – 1907 гг. сыграли типографии, на которых печатались листовки, прокламации, газеты и отчёты о работе партийных комитетов. Их основу составляли молодые революционерки, ночами трудившиеся за гектографами. Таких организаций было достаточно, но они были непостоянными, т.к. всегда находились под риском разоблачения охранкой. Известны были: типография, находившаяся в библиотеке Смышляева, которой руководила М.М. Загуменных [11], подпольное заведение М.П. Туркина, где работала А.И. Костарева-Колеватова [11], печатня на двух квартирах Е.И. Худяковой [6], дом Клещева, выпускавший под контролем М.Д. Миславской листовки Пермского комитета РСДРП [11], маленькая квартирная типография супругов А.В. и А.И. Марковых [9] и конспиративное заведение семьи Пищалкиных [11]. Но наибольшее развитие получила типография Ю.А. Хлыновой-Деменчук.

Начало главной революционной типографии было положено в 1901 году А.Н. Ягодниковой и петербургской курсисткой-методичкой, Е.А. Роговой, которые организовали маленькое подпольное предприятие в Добрянке. Там они напечатали множество популярных прокламаций того времени: «Царь-помещик», «К рабочим Добрянского завода», «К рабочим Мотовилихинского завода» и т.д., а также большую анкету Петербургского союза борьбы за освобождение рабочего класса «О положении рабочих на железоделательных заводах» [9]. Однако их труды не сохранились. Впоследствии А.Н. Ягодникова передала типографию в руки Ю.А. Хлыновой-Деменчук, которая продолжила выпуск листовок и революционной газеты «Уральский листок» (основанной в конце XIX века).

Но Ю.А. Хлынова-Деменчук привнесла и свой вклад, восстановив революционную газету «Рабочий бюллетень», которая оказалась самой важной для успешного исхода революционной агитации пролетариата. Она начала свою работу с «Рабочего бюллетеня №3», материал о которой мы нашли в Советской газете «Звезда» 1957 года [10]. «Рабочий бюллетень» выпускался размером в школьную тетрадку обычно на 8 – 10 листах с обеих сторон. Каждый номер состоял из 3 – 4 отделов. В первом отделе печатались общие статьи о событиях в России, например «Роль искры», «Церковь и революция», «Армянские демонстрации на Кавказе», «Л.Н. Толстой (к 75–летнему юбилею)» и другие. Их целью было расширить кругозор читателя и показать масштабность распространения революционных идей. Во втором разделе, который носил название «Корреспонденция», помещались письма, присланные с Невьянского, Пожевского, Воткинского и других заводов для поддержания нелегальной связи среди рабочих. В третьем разделе – «Местная хроника» – публиковались небольшие заметки и письма в основном с Мотовилихинского завода и из главных железнодорожных мастерских. Они носили не только информационный характер, но и побуждающий, ибо их содержание описывало угнетения, бесправие, принижение, беззаконье и т.п., творившиеся там. О чём свидетельствует жалоба рабочих Центральной электрической станции: «В декабре 1902 года плата монтерам была сбавлена на 10 и 30 копеек в день, что в месяц составляет рубли» [5]. Четвёртый раздел – «От комитета» – был посвящён объявлениям и сообщениям Пермского комитета РСДРП, активно агитирующего народ, а также хронике арестов, т.е. с помощью последней части газеты именно революционеры держали связь и получали необходимую информацию, ведь они не всегда могли проводить собрания из-за усиленной слежки полиции. «Рабочий бюллетень» выполнял многие функции революционной пропаганды, оставаясь при этом центральным печатным объектом, соединяющим членов партии.

Неоспоримо велика значимость трудов революционерок тех лет, в которых всегда освещались не только указания и постановления Пермского комитета РСДРП, но и личные идеи членов партии по поводу борьбы и революционные события из разных уголков страны. Такая радикальная пропаганда имела широкое, успешное, плодородное развитие, всё с большей силы влияющая на народные массы.

Заключение

Проведя исследование и достигнув его главной цели, мы подтвердили заданную гипотезу. Первая русская революция 1905 – 1907 гг. имело огромное влияние на женщин, ибо после неё их жизнь претерпела ряд коренных изменений. Они проявились в семейных отношениях, работе и досуге, а также в сознании и внутреннем мире.

Многих женщин революционные веяния воодушевили и побудили к действиям. Именно они смогли увеличить агитацию народных масс, благодаря трудам, созданных в подпольных типографиях, освободить многих заключённых при помощи умелой вербовки, поддержать связь между членами партии в сложных ситуациях, дать образование неграмотным крестьянам и рабочим и воспитать в них революционный дух. От их действий зависел успех революционного движения. Но по нашему мнению значение их деятельности в истории Края недооценено, т.к. существует малое количество работ, содержащих информацию о революционерках 1905 – 1907 гг. Прикамья.

Изучив истории и жизни революционерок 1905 – 1907 гг., мы обозначили их особую роль в дальнейшем развитии женского движения, приведшего к созданию таких организаций, как: Женбюро Мотовилихинского райкома РКП(б) и Губком РКП(б) по работе среди женщин. Эти учреждения возвысили женщин, позволив впоследствии принимать активное участие в политических и общественных делах.

Первая русская революция 1905–1907 гг. показала всем сильных и стойких женщин, значение деятельности которых неоспоримо велико. Они определяли будущее России, подтверждая мудрые слова немецкого поэта, Генриха Гейне «женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин» [12].


Библиографическая ссылка

Козлова О.А. ВЛИЯНИЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1905 – 1907 ГГ. НА ЖЕНЩИН ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ И ЗНАЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕЙ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 6-2. – С. 270-275;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=833 (дата обращения: 14.08.2020).