Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПАМЯТЬ НАЧИНАЕТСЯ С МЕНЯ, ИЛИ ЗАБЫТЫЕ ГЕРОИ МАЛОЙ РОДИНЫ

Юрлова В.А. 1
1 ЗАТО Северск, МБОУ «СОШ № 84», 10 «Б» класс
Веденина И.Н. (Северск, МБОУ «СОШ № 84»)
Фокина И.А. (Северск, МБОУ «СОШ № 84»)
1. Бестужева-Лада С. Женское лицо войны / С. Бестужева- Лада // Смена: литературно-художественный иллюстрированный журнал. – 2015. – №4. – С. 102–117.
2. Бочарникова М. В женском батальоне смерти // Доброволицы: Сб. воспоминаний. – М.: Русский путь, 2001. – 336 с.
3. Васильев М. В.1-й Петроградский женский батальон в событиях 1917 года // Великая, Священная, Отечественная: Россия в Первой мировой: Международная научно-практическая конференция, посвящённая 100–летнему юбилею Первой мировой войны, 2014.
4. Великая война // ДЭ. Детская энциклопедия: познавательный журнал для девочек и мальчиков. – 2014. – №7. – С.1–56.
5. Дмитриенко Н.М. Бочкарева (урожден. Фролкова) Мария Леонтьевна // Энциклопедия Томской области. Т-1. – Томск, 2008. – С. 81–82.
6. Революция и гражданская война в России: 1917–1923 гг.: Энциклопедия в 4 томах. Т.2. – – М.: Терра, 2008. – С.77.- 560 с.
7. Сенин А.С. Женские батальоны и военные команды в 1917 году // Вопросы истории. -1987. – №10.
8. Женский батальон смерти // Нива. – 1917. – № 26. – С. 394–395: фот. Фотографии женского батальона смерти (есть и фото М.Л. Бочкаревой) в № 30 (с. 463, 464). № 32 (с. 495, 496, 497, 498, 499). В № 28 (с. 425) за 1917 г. – портрет командира женского батальона смерти М.Л. Бочкаревой.
9. Дроков С. Я не рождена для братания с врагом // Подмосковье. – 1992. – 25 апр. (№ 17).
10. Дроков С. Яшка: кто командовал женским батальоном смерти // Огонёк. – 1992. – № 24–26. – С. 21–23.
11. Дроков С.В. Организатор Женского батальона смерти // Вопросы истории. – 1993. – № 7. – С. 164–169.
12. «Мой батальон не осрамит России …»: окончательный протокол допроса Марии Бочкаревой // Родина. – 1993. – № 8–9. – С. 78–81.
13. Макшеев, В. «И желала умереть за Родину...» // Красное знамя. – 2000. – 26 янв. (Ева, спец. вып.). – С. 12–13.
14. Маслова И. «Манька» – «Бук-Бочкарева» – «Яшка Сибирская старина», 1993. – № 2.
15. Бочкарева М.Л. Яшка: Моя жизнь крестьянки, офицера и изгнанницы / Мария Бочкарева; В записи Исаака Дон Левина. – М.: Воениздат, 2001. – 444, [1] с., [15] л. ил. – (Редкая книга).
16. Омельчук А.К. Сибирская Жанна д’Арк // Частное открытие Сибири: каждый сам открывает свою родину. – Тюмень, 2001. – С. 300–306.
17. Бочкарёва Мария Леонтьевна // Военный энциклопедический словарь. – М., 2002. – С. 220.
18. Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»; Г.В. Скворцов.
19. Бочкарева (урожд. Фролкова) Мария Леонтьевна // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия Томска. – Томск, 2004. – С.39.
20. Бочкарева Мария Леонтьевна // Библиотека сибирского краеведения. – http://bsk.nios.ru/enciklodediya/bochkareva-mariya-leontevna.
21. Мария Бочкарёва – командир женского батальона смерти. – http://gorod.tomsk.ru/index-1233800710.php?Comment_page_num=2.
22. В Новокускове установлен памятный камень Марии Бочкаревой. – http://tomsk-novosti.ru/tag/mariya-bochkareva/
23. Как томское замужество Марии Бочкаревой стало первым шагом к созданию женских батальонов. – http://tomsk-novosti.ru/kak-tomskoe-zamuzhestvo-marii-bochkarevoj-stalo-pervym-shagom-k-sozdaniyu-zhenskih-batalonov/
24. Русская Жанна д`Арк. – http://ant53.ru/article/45/

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/5/37146.

«… Я уверен, что сохранение памяти о наших соотечественниках, защищавших Россию в годы той великой войны, – это не только одна из задач Национального организационного комитета, но и наша моральная ответственность. Ответственность за восстановление исторической справедливости»

(Сергей Нарышкин, председатель Российского исторического общества)

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности преобладают над духовными, искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Традиционнымисточником нравственности является патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей «малой Родине»; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

11 ноября 2018 года отмечаться 100–летие со дня окончания I Мировой войны (1914–1918 гг.), которая является первым глобальным конфликтом в новейшей истории человечества, включившим в свою орбиту 38 государств и коренным образом изменившим мир в политическом, экономическом, социальном и даже культурном планах.

Ведущую роль в развязывании I Мировой войны играли такие страны, как Германия и Австро-Венгрия. Первая стремилась к новому переделу мира, желая заполучить новые колонии и сферы влияния. Вторая – усилить своё влияние на Балканском полуострове и Украине, чьи территории входили в зоны влияния Российской империи. В свою очередь, страны Антанты, не желавшие допустить нового передела Мира, в силу складывавшихся обстоятельств были вынуждены пойти на конфронтацию, и открыто заявляли о возможности открытия боевых действий.

Затянувшаяся война требовала от всех ее участников огромных ресурсов. Экономика стран, участвовавших в войне, работала в первую очередь на нужды армии, что приводило к нехватке ресурсов в гражданской сфере. Это вызывало народные волнения, усиливавшиеся в случае неудач на фронте. В итоге прекратили существование Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская империи; во всех этих странах изменилась форма правления, монархии были ликвидированы. Распад империй изменил политическую карту Европы и Ближнего Востока. I Мировая войны стала самой кровопролитной войной в истории на тот момент. Для нее было характерно ведение позиционной войны, когда миллионные жертвы не приводили к значительному изменению баланса сил. Многие современники поражены, сколь малой сделали военные средства цену человеческой жизни.

Российская Империя вследствие катастрофического внутреннего положения вышла из I Мировой войны после подписания сепаратного Брестского мира в 1918 году и была ввергнута в тяжелейшую Гражданскую войну, последствия которой для России стали не менее ужасными, чем последствия Первой мировой войны.

Масштаб войны и число участников, новые методы ведения войны, принципиально новые вооружения и многомиллионные жертвы, крушение империй и политических режимов – всё это позволяет нам говорить о необходимости сохранения памяти о ней у подрастающего поколения.

Актуальность. Одним из самых удивительных фактов Первой мировой стало создание летом 1917 года женского батальона смерти. Подобного женского воинского формирования не знала ни одна армия мира. Инициатором их создания была простая русская крестьянка, а с 1915 года – военнослужащая Мария Бочкарева.

Заинтересовавшись этой незаурядной личностью, я открыла для себя немаловажный фактор, оказывается, что знаменитая личность Мария Леонтьевна Бочкарева была нашей землячкой, так как проживала с родителями в Томской губернии, Ново-Кусковской волости (ныне село Ново-кусково Асиновского района Томской области). Хоть расстояние от нашего города Северска (Томская область) до села Ново-кусково составляет всего 130 километров, среди моего окружения никто не знал, данного факта. Также, мало кто знает из Северска, что Мария не желая принимать участия в Гражданской войне, возвратилась в Томск, где жила в Горшковском переулке, в доме № 20, в квартире № 8; на жизнь она зарабатывала, помогая своей сестре-портнихе шить шинели на заказ. Часто посещала храм и молилась.

Об этой удивительной женщине ходит так много легенд, что трудно с полной уверенностью утверждать, что правда, а что вымысел. При жизни слава этой удивительной женщины была столь велика, что ей могли бы позавидовать многие звезды современной политики и шоу-бизнеса. Репортеры наперебой брали у нее интервью, иллюстрированные журналы помещали на обложках ее фотопортреты и восторженные статьи о «женщине-герое». Но, увы, спустя уже несколько лет в памяти соотечественников остались лишь презрительные строчки Маяковского о «бочкаревских дурах», бестолково пытавшихся оборонять Зимний дворец в ночь Октябрьского переворота...

Если верить документальным сводкам, она прожила всего 31 год, но за это время видела столько, сколько люди не увидели бы за 2 или даже 3 жизни. Ее имя забыто за пособничество Белому движению, но плюсы нынешнего времени заключаются в том, что личности подобные ей получают реабилитацию, а исторические факты становятся достоянием всех тех кому интересна история своей страны. Реабилитирована осужденная чекистами Мария Леонтьевна Бочкарева была лишь через 70 с лишним лет, в 1992 году.

В настоящее время в Томске проводят чтения и конференции, посвященные своей легендарной землячке, выражают справедливое мнение о необходимости увековечить память патриотки, установив на доме № 20 по Горшковскому переулку, где она жила в 1919 году, мемориальную доску. Получит ли это предложение поддержку властей? Сомнительно. Год постройки дома 1867 год и к сожалению около 15 лет назад его снесли, но пока там пустырь и еще теплится надежда о справедлив ости восстановлении памяти о истории Томска и его великих жителей.

В Интернет источниках Марии Леонтьевне Бочкаревой посвящены десятки научных статей и публицистических очерков, но в них встречаются разногласия фактов. Мы уверены, что наша землячка Мария Бочкарева и её подруги предопределили массовый героизм, который проявили русские женщины в годы I Мировой Войны и Великой Отечественной войны и продолжают проявлять себя в настоящее время в войсках России.

В нашей школе МБОУ «СОШ №84» есть историко-краеведческий музей «Истоки» где проходят открытые уроки разных уровней не только руководителем музея и педагогами нашей школы, но сами учащимися. После посещения нашего музея, у многих учащихся, также как и у меня, меняется мировоззрение к нашей истории, а самое главное – появляется желание самому выступить в качестве экскурсовода и поделиться своими знаниями.

Результаты данной научно-исследовательской работы найдут отражение, прежде всего, в работе с музейным собранием, в экспозиционной работе.

Цель. Расширение экспозиционных возможностей школьного музея для развития познавательного интереса и любознательности у учащихся к историческим корням малой родины, с позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; не механического запоминания исторического материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки направленной на осмысления поступков своих земляков и сохранения памяти о них.

Задачи:

1. Создать творческую группу, составить план работы и разработать анкеты «Что вы знаете о Пе́рвой мировой войне?»

2. Изучить доступные источники по данной теме;

3. Посетить музеи и библиотеки Северска, Томска и Томской области для сбора материала доступного ограниченному пользователю;

4. Проанализировать и обобщить полученный материал и составить отчет результатов в форме Проекта или реферата;

5. Предоставить продукты проекта (презентация, реферат, Проект) и отзывы по результатам работы для экспертной деятельности;

6. При получении качественной работы, передать в школьный историко-краеведческий музей «Истоки» МБОУ «СОШ №84» и изучить возможность участия собранного материала в конкурсной деятельности и публикации в Интернет сети для предоставления информации доступному пользователю.

Гипотеза

По результатам анкетирования:

1. Ученики старших классов не сопоставляют полученный рамках Программы материал со своим населенным пунктом и владеют знаниями только в рамках Программы. Мало кто знает:

1.1. Что с декабря 2012 г. 1 августа внесено в число официальных памятных дат России, как День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914–1918 годов;

1.2. Бочкареву Марию Леонтьевну, известную женщину в истории России, участницу I мировой войны, прототип главной героини художественного фильма «Батальон», нашу землячку жительницу с.Асино, Томской области;

2. Восстановление и сохранение памяти о Марии Бочкаревой в Северске, Томске и Томской области проводится наиболее интенсивно в географической зависимости, с учетом нахождения героя I мировой войны.

2.1. Марию Бочкареву – можно называть известной личностью в истории города Северска и Томской области символизирующий комплекс информации мероприятий посвященных восстановлению своей истории.

2.2. В нашем школьном музее нет информации о Марии Бочкарёвой;

3. Полученный опыт влияет на формирование личностного развития подростка, т.к. способствует развитию патриотических чувств, навыков поисково-исследовательской деятельности и формированию ораторских способностей: уверенность владеть собой на публике, умения обобщать свои знания и следовать в соответствии с запланированной стратегией ответа.

Новизна результатов

1. В источниках отсутствует хронологическая таблица жизни Бочкаревой Марии Леонтьевны. На основании изучения материалов, мы составили полную системную биографию Марии Бочкаревой (Приложение 1).

2. В процессе работы выявлены неверные и малоизвестные факты относительно жизни и смерти Марии Бочкаревой. Мария Бочкарёва не была полным георгиевским кавалером, как утверждается в ряде изданий. Сохранились материалы допроса Марии Бочкарёвой в ВЧК, где она названа полным георгиевским кавалером. Это не соответствует действительности. Путаница произошла в связи с тем, что она имела четыре георгиевские награды – два креста, две медали и серебряную медаль «За усердие» на Станиславской ленте. Именно с ними она изображена на фотографиях после производства в офицеры, в том числе сделанных в США в 1918 году.

До сих пор нет однозначных данных ни о дне, её рождения, ни о месте захоронения. Противоречивы публикации о дате расстрела – расхождение дат у разных историков в несколько месяцев. В 90–е годы прошлого века, когда в России в массовом порядке принимались решении о реабилитации невинных жертв Советской власти, в числе прочих было пересмотрено и дело Марии Бочкаревой. Изучив все обстоятельства, прокуратура России 9 января 1992 года пришла к выводу, что достоверные свидетельства ее расстрела отсутствуют.

В заключении прокурора Омской области Государственного советника юстиции 3–го класса Ю.А. Якунина говорится: «В деле нет документов о приведении приговора в исполнение. Обвинение не предъявлялось. Свидетели по этому делу не привлекались», рассказывает корреспонденту РП кандидат исторических наук Дмитрий Елизаров. Могилу Бочкаревой в Красноярске также обнаружить не удалось, что, впрочем, неудивительно, если учитывать сколько «врагов революции» расстреливали в те дни и как их хоронили.

Сейчас историки рассматривают две основных версии, что же все-таки произошло с Марией Бочкаревой в мае 1920 года.

– По одной из них, героиню I мировой войны после пыток и издевательств собственноручно расстреляла жена Павлуновского Мильда Дзелтынь, отличавшаяся крайней жестокостью.

– Другую версию выдвинул самый известный российский биограф Бочкаревой, историк Сергей Дроков. Он уверяет, что Мария Бочкарева вообще никогда не была расстреляна ее спас американский журналист русского происхождения Исаак Дон Левин, написавший о ней книгу «Яшка». Как раз в это время он прибыл в Россию, искал встречи с Лениным. Получил отказ, но зато ему удалось получить разрешение совершить путешествие по Сибири и документ с подписью вождя пролетариата, дававший ему особые полномочия, утверждает Дмитрий Елизаров.

В Красноярске Исаак Дон Левин воспользовался данным ему мандатом и спас героиню своей книги из большевистских застенков. Вместе с ним Бочкарева уехала в Харбин, где через некоторое время вышла замуж за бывшего однополчанина, вдовца с двумя сыновьями, взяла его фамилию. В 1927 году вместе с новой семьей, как и многие другие русские семьи, была насильственно депортирована с территории Китайско-Восточной железной дороги в Советскую Россию. В СССР похоронила мужа, и благополучно пережила Вторую мировую войну, в годы которой погибли два его сына от первого брака.

Основная часть

Данная работа является инновационной, так как отвечает всем требованиям современного инновационного образования. Доказательства представлены ниже в табл. 1.

Таблица 1

Обоснование в работе инновационных подходов

 

Принципы инновационного образования

Отражение принципов в работе

«Моя землячка Бочкарева Мария Леонтьевна»

1

Принцип индивидуального подхода

В проекте осуществляется самостоятельное всестороннее изучение объекта с учетом индивидуальных особенностей развития исследователей.

2

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации)

В рамках внеклассной деятельности активности ребенка; при добровольном участии исохранения права самостоятельной деятельности

3

Принцип междисциплинарного подхода

содержание Проекта включает в себя полученные знания по истории, психологии, литература, русский язык.

4

Принцип социального взаимодействия

Создание условий для понимания и принятия друг друга всеми участниками на правах партнерства. При использовании источников соблюдается сохранение авторских прав.

5

Принцип вариативности

В Проекте применяется поисковая деятельность предполагающая получение различных вариантов информации. В процессе получения информации осуществлять их отбор, сравнивать и находить оптимальный вариант

6

Принцип партнерского взаимодействия с семьей

Установка доверительных партнерских отношений, единый подход о совместных действиях направленных на поддержку и развитие поисково-исследовательской деятельности.

7

Принцип динамического развития образовательного процесса

По мере выявления необходимости в проект могут включаться новые специалисты или возможно изменение методов или средств.

Методики и технологии исследования

Технология музейной педагогики. Поисково-исследовательская – изучение материалов на бумажных и электронных носителях, посещение библиотек и музеев, опроса, интервьюирования, анкетирование;

Проективная технология. Современные информационные технологии – Интернет, Skyre, WhatsApp.

Технология взаимной поддержки – психологическая поддержка, оказание помощи, развитие мотивации, повышение интереса поиск дополнительных источников.

При анализе результативности проведенных музейных занятий использовались методы: наблюдения за деятельностью школьников, анкетирования, опроса, количественного и качественного анализа полученных данных, обобщения.

Этапы исследования

Подготовительный этап. Изучить методы поисково-исследовательской деятельности и доступные материалы по данной теме.

Аналитическая деятельность:

– анкетирование школьников «Что вы знаете о I мировой войне?» (Приложение 2)

– анализ информационных источников «Сохранение памяти о Марии Бочкаревой в г. Северске, Томске и Томской области» (Приложение 3);

Основной этап (сбор информации)

Посещение музеев и библиотек:

– Школьный музей МБОУ «СОШ №84»

– МБУ Музей города Северска

– Городская библиотека Северска

ТОУНБ им. А.С.Пушкина (при необходимости)

– Томский мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД» (структурное подразделение Томского областного краеведческого музея)

– Асиновский краеведческий музей (дистанционно)

Заключительный этап. Обобщение полученного материала в форме в форме научно-исследовательской работы проекта или реферата (Приложение 4);

Передача материалов Проекта в историко-краеведческий музей «Истоки» МБОУ «СОШ №84».

Организация и проведение тематических встреч и уроков с участием членов творческих Союзов ОГАУК «Дом искусств» (журналисты, писатели) и оформлением информационного стенда и отзывов (Приложение 5)

Участие в конкурсной деятельности:

1. Всероссийский конкурс «Международный женский день – волшебный праздник марта!». Номинация: «Образ русской женщины в истории» (заочное участие)

2. VII открытый конкурс проектно-исследовательских и реферативных работ школьников «Мир начинается с меня» (поисково-исследовательский проект). Защита Проекта на социально-гуманитарной секции и получение экспертной оценки (очное участие).

3. Участие в педагогических интернет конкурсах с публикацией материала в интернет источниках.

Результаты исследования

1. По результатам анкетирования учеников старших классов (74 человека):

73 % правильно назвали даты начала и окончания I мировой войны.

20 % опрошенных не знают что 1 августа является официальной памятной датой День памяти российских воинов, погибших в I мировой войне 1914–1918 годов. Наиболее популярным ответом был 7 ноября 36 %.

51 % не знают Бочкареву Марию Леонтьевну, как известную женщину в истории России, участницу I мировой войны;

70 % владеют знаниями о истории Томска времен I мировой войны. , но знания носят эпизодический характер.

88 % правильно назвали героев I мировой войны. Наиболее популярен: В.И. Чапаев – 40 %, А.В. Колчак – 31 %, М.Л. Бочкарева – 16 %.

35 % указали фильм «Батальонъ», 47 % указали фильмы «Сталинград» и «Они сражались за Родину», основанные на событиях ВОВ. Фильм «Гусарская баллада» на основе войны 1812 года указали 18 %.

96 % не знают, что прототипом главной героини в художественном фильме «Батальон», является наша землячка, создательница первого в России женского батальона;

70 % положительно относятся к сохранению памяти о событиях Первой мировой войны. Негативный ответ высказало 16 %, хотели бы пополнить свои знания 7 %.

2. Восстановление и сохранение памяти о Марии Бочкаревой активно осуществляется:

2.1. г. Томск (где проживала Мария Бочкарева и члены ее семьи):

В Томске на месте где был дом в котором проживала Мария Бочкарева (Горшковский переулок дом № 20, в историческом районе Болото), сейчас пустырь на котором нет памятного знака, но у нас еще есть возможность организовать на этом месте памятник. Данное предложение вынесено на обсуждение, но а пока члены союза писателей России при Областном доме искусств проводят Проект «Пешие прогулки по Томску». Следуя по памятным местам связанных с М.Бочкаревой они рассказывают малоизвестные исторические факты из ее биографии.

Из официальных документов, свидетельствующих о томских годах жизни Бочкаревой, в Государственном архиве Томской области сохранилось лишь свидетельство о первом браке, но достаточно широко освящена история Томской губернии времен I мировой войны.

Активная поисково-исследовательская деятельность проводится в Томском мемориальном музее «Следственная тюрьма НКВД» (структурное подразделение Томского областного краеведческого музея). Результаты ее размещены на сайте для доступного пользователя. При личном же посещении музея, выяснилось что материалы носят электронный характер, а в наличие лишь незначительный стенд с копиями документальных источников.

Томский краеведческий музей разработал проект «Яшка». Необычное историческое исследование о Марии Бочкарёвой, создательнице женского «батальона смерти», посетителям музея рассказывают на авторской экскурсии, после которой идет спектакль-эскиз «Яшка», но к сожалению он был показан однажды в рамках Всеросийской акции «Ночь в музее».

Томская областное учреждение научная библиотека им. А.С.Пушкина на сайте учреждения предоставляет список (но не систематизированный) литературы и анонсы информации разных источников.

2.2. Асиновский район и Ново-Кусково – где долгое время проживала Мария Бочкарева и члены ее семьи.

Все учреждения культуры и школьные коллективы целенаправленно и творчески занимается изучением истории родного края и являются неоднократным победителем конкурсов разных уровней, но к сожалению данная информация доступна только жителям ближайших населенных пунктов. На сайте учреждений данных о Марии Бочкаревой нет.

Центр культурного развития «Асиновский выставочный зал» разработал Проект к 100 летию со дня начала войны и организовал бесплатную выставку «Герои Великой войны. Забытые имена». В рамках проекта представлены 12 портретов героев Первой Мировой войны известного живописца и графика Алексея Лопато, профессора, члена Союза художников России. Данный проект включил в себя 55 портретов кавалеров ордена Святого Георгия, отмеченных этой наградой за подвиги в 1914–1918 годах. Среди героев, портреты: Мария Бочкарева, Александр Колчак, Василия Чапаева, уроженец села Ново-Кусково Асиновского района Пётр Сухачев и др. Мы связались с ними и получили любительские видео материалы. Таким образом мы смогли посетить данную выставку дистанционно, а полученный материал приобщить к материалам проекта.

Библиотечно-эстетический центр также предоставил нам электронную информацию, которой нет в сети Интернет. Данное взаимодействие позволяет обогатить музей нашей школы и продолжить дальнейшее сотрудничество.

В 2016 году в Томской области, Асиновского района, с. Ново – Кусково, на территории Храма Георгия Победоносца заложена памятная плита увековечившая Марию Бочкареву (от г. Томска – 123 км). Данную информацию можно найти в сети Интерет с разных источников.

2.3. город Северск , Томской обл. – моя малая родина.

Городская библиотека г.Северска, предоставили нам 9 источников библиографического содержания. Источники разносторонне описывают образ Марии Бочкаревой. Наиболее значимы газетные статьи прошлых лет находящихся в читальном зале. Фотокопии статей вошли в Проект и размещены в Приложении.

МБУ Музей города Северска не имеет информации о Марии Бочкаревой, но имеет экспонаты Министерства культуры РФ Государственного исторического музея-заповедника «Горки-Ленинские», переданные нашему музею в рамках программы городов ЗАТО. Стенды основаны на фотоматериалах и отражают события I мировой войны, но на них нет даже упоминания о женских батальонах. Данные экспонаты находятся в запасниках, но нам предоставили возможность побывать там и ознакомится с их содержанием и даже сделать снимки которые вошли в материалы Проекта.

В школьном историко-краеведческом музее «Истоки» нет информации о Марии Бочкарёвой, но благодаря нашему Проекту посетители музея смогут ознакомится с интересующей информацией и найти ответы на свои вопросы.

Заключение

Выводы

1. Учащиеся старших классов действительно:

– не сопоставляют полученный рамках Программы материал со своим городом, регионом и владеют знаниями только в рамках Программы.

– не знают что Бочкарева Мария Леонтьевна, участница I мировой войны, прототип главной героини художественного фильма «Батальон», является нашей землячкой, так как жила в селе Асино, Томской области;

2. Согласно нашему предположению, восстановление и сохранение памяти о Марии Бочкаревой проводится действительно в географической зависимости, относительно места проживания героя.

– 1 место по наличию доступной информации г. Томск

– 2 место – Асиновский район и Ново-Кусково где долгое время проживала Мария Бочкарева и члены ее семьи, проводят памятные мероприятия, главное из которых – открытие памятной плиты, единственного в России памятника Марии Бочкаревой.

– 3 место – Северск. К сожалению, не смотря на территориальную близость (130 км.), не только в нашем школьном музее нет информации о Марии Бочкаревой, но и городском музее. В городской библиотеке она в ограниченном количестве.

Таким образом, выбор темы для нашей научно-исследовательской работы актуален и своевременен, а проведенные нами мероприятия безусловно повлияли не только на мое личностное развитие, но и учащихся. Привлечение учеников к поисково-исследовательской деятельности позитивно повлияли на уровень сформированных знаний и умений о исторических событиях нашей Родины при усвоении образовательной Программы. Постепенно пропуская факты через свое сознание, формировалось свое собственное восприятие событий I мировой войны, но главное развивался познавательный интерес к истории нашей малой родины и нашим героям.


Библиографическая ссылка

Юрлова В.А. ПАМЯТЬ НАЧИНАЕТСЯ С МЕНЯ, ИЛИ ЗАБЫТЫЕ ГЕРОИ МАЛОЙ РОДИНЫ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 6-2. – С. 299-305;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=838 (дата обращения: 15.12.2019).