Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ДРОБИ И НОТЫ

Скибо Я.М. 1
1 п. Мулино, МАОУ «Гимназия №1», 8 «А» класс
Дятел О.И. (п. Мулино, МАОУ «Гимназия №1»)
1. Азевич А.И. 20 уроков гармонии .- М., 1998.
2. Волошинов, А.В. Математика и искусство» – М.: Просвещение, 1992.
3. Деплан И.Я. Мир чисел. – М.: Просвещение, 2005.
4. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. – М.: Наука, 1990. – 192 с.
5. Ковалев В.П. Математика в музыке: Выступление на семинаре в Московском физико-техническом институте в секции математических основ жизнеустройства, 2007.
6. Холопов Ю.Н. Консонанс и диссонанс // Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.
7. Хорошо темперированный клавир: Ноты произведений на InternationalMusicScoreLibraryProject.
8. http://www.stonot.ru/.
9. http://www.krugosvet.ru/.
10. http://www.wikipedia.org/.
11. http://ru.wikibooks.org/wiki.

«Математика и музыка требуют единого мыслительного процесса»

(А. Эйнштейн)

Математика и музыка – два школьных предмета, два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.

«Мне казалось, что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека, и что между ними размещается все, что человечество создало в области науки и искусства», – писал Г. Нейгауз. Непривычно слушать подобные слова, исходящие из уст музыканта. Казалось бы, искусство – весьма отвлеченная от математики область. Однако связь математики и музыки обусловлена как исторически, так и внутренне, несмотря на то, что математика – самая абстрактная из наук, а музыка – наиболее отвлеченный вид искусства.

Гипотеза: любое музыкальное произведение можно представить как математическую модель, которая будет иметь числовые закономерности; «Математика» и «Музыка» тесно связаны между собой.

Задачи:

• Узнать историю происхождения дробей и теорию музыки

• Научиться решать уравнения с дробями и нотами.

• Изучить простые интервалы и обыкновенные дроби.

• Доказать, что «Математика» и «Музыка» тесно связаны между собой.

• Рассмотреть теорию о связи дробей с нотами.

Актуальность: многие увлекающиеся музыкой, не знают о ее происхождении.

Методы:

• Изучение литературы

• Анкетирование

• Сравнение

• Исследование

1. Теоретическая часть

1.1. Дроби

Дроби возникли не как результат деления целых чисел. Они возникли в процессе измерения, как определенные части некоторых определенных мер. Раньше дроби считались самым трудным разделом математики. Единой записи дробей, как и целых чисел, не было.

В древнем Египте были дроби вида skr1.wmf, так называемые аликвотные дроби, и еще была дробь skr2.wmf.

В древнем Вавилоне существовали шестидесятеричные дроби, т.е. дроби, знаменателями которых являлись степени числа 60.

В древней Руси основными дробями были

skr3.wmf – «половина», «пол»;

skr4.wmf – «треть»;

skr5.wmf – «четверть» или «четь»;

skr6.wmf – «полтрети»;

skr7.wmf – «полчети»;

skr8.wmf – «пол-полтрети».

Остальные дроби выражались посредством сложения и вычитания основных дробей.

Все народы называли дробь «Ломаным числом».

Герон Александрийский (1 век до нашей эры) применял дроби общего вида skr9.wmf и записывал их без дробной черты, числитель и знаменатель ставил рядом, причем числитель записывал с одним штрихом, а знаменатель записывал дважды и отмечал двумя штрихами.

Дробная черта начала применяться в XIII веке, но в постоянное употребление она вошла только в XVI веке.

Диофант (3 век до нашей эры) дроби записывал почти так же, как и мы, только над чертой писал знаменатель, а под чертой – числитель или записывал числитель, слово частица и затем знаменатель.

Индусы при изображении простой дроби числитель записывали под знаменателем, а дробной черты не имели. При записи смешанного числа целую часть писали на числителе.

1.2. Ноты

До нот в европейской музыке использовались особые знаки – невмы. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот, ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века.

Названия семи нотам, (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си), дал монах ГвидоД’Ареццо.

Монахи пели свои молитвы и одна из молитв, в которой они просили Иоанна Крестителя дать им сильный голос, стала родительницей названиям нот. Дело в том, что первый слог каждой строчки из этой молитвы стал названием одной из нот:

УТ квэнтлаксис – УТ (ДО)

РЕзонарефибрис – РЕ

МИраисторум – МИ

ФАмулитуорум – ФА

СОЛвэполлути – СОЛЬ

ЛЯбииреатум – ЛЯ

СанктэИоаннэс – СИ

В переводе это звучало так: «Дай нам чистый и сильный голос, чтобы мы могли петь о чудесах, которые ты сделал, святой Иоанн!»

Название первой ноты «УТ» было неудобно петь, поэтому чуть позже ее переиначили на «ДО» («ДОминус» значит «Господь»).

skib-1.tif

1.3. Дроби и ноты

Мы живем в мире звуков. Люди давно научились записывать различные звуки с помощью специальных знаков. Музыкальные звуки записываются с помощью нот. Давайте определим, какая же дробь, соответствует какой ноте определенной длительности.

Нота вдвое короче целой называется половинной. С точки зрения математики, целую ноту можно принять за единицу, половинная в два раза короче, значит, половинной ноте соответствует дробь skr10.wmf. Нота вдвое короче половинной называется четвертой. С точки зрения математики, половинной ноте соответствует дробь skr11.wmf, а четвертая в два раза короче, значит, четвертой ноте соответствует дробь skr12.wmf. Нота вдвое короче четвертой называется восьмой. С точки зрения математики, четвертой ноте соответствует дробь skr13.wmf, а восьмая в два раза короче, значит, восьмой ноте соответствует дробь skr14.wmf. Нота вдвое короче восьмой называется шестнадцатой. С точки зрения математики, восьмой ноте соответствует дробь skr15.wmf, а шестнадцатая в два раза короче, значит, шестнадцатой ноте соответствует дробь skr16.wmf.

Сравним длительности звучания таких нот:

1. skib-2.tif и skib-3.tif

2.  и skib-4.tif

3. skib-5.tif и skib-6.tif

Так как skr17.wmf, точетвертная больше восьмой; так как skr18.wmf, то половинная меньше целой; так как skr19.wmf, то шестнадцатая меньше восьмой.

Итак, в ходе проделанной работы, мы выяснили, какие бывают длительности нот, как эти длительности обозначаются, а также провели аналогию между длительностями нот и обыкновенными дробями, между сравнением длительностей нот и сравнением обыкновенными дробями.

skib-7.tif

1.4. Уравнения с обыкновенными дробями и уравнения с нотами

В течение многих веков шли поиски точной наглядной системы записи музыкального произведения. Сложность фиксации музыкального текста заключается в том, что два основных свойства музыкального звука – высоту и длительность – необходимо выразить одним знаком. Такой знак получил название ноты. Длительности нот (целая, половинная, четвертая, восьмая, шестнадцатая) аналогичны обыкновенным дробям (1, skr20.wmf, skr21.wmf, skr22.wmf, skr23.wmf). Покажем, что можно решать уравнения не только с дробями, но и с нотами.

Рассмотрим такое неравенство

skib-8.tif.

Давайте посчитаем длительность левой и правой частей выражения. Левая: 1-и-2-и. Правая: 1-и-2. Мы видим, что в правой части одной ноты не хватает. Мы сможем ее найти, как если бы мы искали неизвестное x в уравнении с обыкновенными дробями.

skib-9.tif

аналогично skr24.wmf.

Решаем уравнение с обыкновенными дробями:

skr25.wmfskib-10.tif

Сравним длительности левой и правой частей. Левая: 1–и-2–и. Правая: 1–и-2–и. Видим, что длительности левой и правой частей совпадают, уравнение решили верно

Мы выяснили, что решение уравнений с нотами сводится к решению обыкновенных дробей. Зная длительность такта при отсутствии некоторых нот, мы всегда можем сказать, чему равна длительность отсутствующих нот. Отсюда, также можем сделать вывод, что длительность такта равна сумме длительностей нот, входящих в него.

1.5. Простые интервалы и обыкновенные дроби

Соотношение двух музыкальных звуков по высоте называется интервалом. Выясним, как обыкновенные дроби соотносятся с количеством тонов в интервале.

Вслушиваясь в мелодию песни, можно заметить, что между каждой парой ее соседних звуков образуются различные интервалы – она течет то плавно, то делает широкие шаги в восходящем и нисходящем направлении. Каждый интервал от его основания (нижнего звука) до вершины (верхнего звука) заключает в себе определенное количество ступеней звукоряда. Самое маленькое количество ступеней содержит интервал, который называется прима. Он имеет одну ступень и 0 тонов. Две ступени содержит секунда. Секунда бывает малой и большой. Можем высчитать количество тонов у секунды малой и большой, зная, что между примой и малой секундой полтона (в математике это расстояние соответствует обыкновенной дроби skr27.wmf), а между секундами малой и большой тоже полтона. Значит, у секунды малой skr28.wmf тона, а у секунды большой: skr29.wmf, 1 тон. Аналогично терции (малая и большая), имеющие 3 ступени, отличаются на полтона: терция малая имеет

skr30.wmf

тона, терция большая –

skr31.wmf – 2 тона.

Кварта (4 ступени) бывает чистая и увеличенная. Чистая имеет

skr32.wmf

2,5 тона, а увеличенная имеет

skr33.wmf 3 тона.

Квинта (5 ступеней) бывает уменьшенная и чистая. Уменьшенная квинта имеет 3 тона, чистая skr34.wmf тона. Секста (6 ступеней) бывает малая (4 тона) и большая (skr35.wmfтона). Септима (7 ступеней) бывает малая (5 тонов) и большая (skr36.wmf тонов). И остался последний интервал – октава чистая, имеет 8 ступеней, 6 тонов.

Итак, исходя из тоновой величины, интервалы можно поделить на две группы. Первая – чистые интервалы: прима, кварта, квинта и октава. При увеличении на полутон (на дробь skr37.wmf они становятся увеличенными, при уменьшении на полутон – уменьшенными. Вторая – большие и малые интервалы: секунды, терции, сексты и септимы. Малые интервалы, увеличенные на полутон, становятся большими и, наоборот, большие интервалы, уменьшенные на полутон, становятся малыми.

1.6. Решение уравнений с дробями и нотами

Нотная запись разбита вертикальными линиями на отдельные части. Каждая такая часть называется тактом.

skr38.wmf

skr39.wmf

skr40.wmf

skr41.wmf

skr42.wmf

skr43.wmf

skr44.wmf

skr45.wmf

skr46.wmf

skr47.wmf

skr48.wmf

Подсчитаем общую длительность всех нот, входящих в каждый такт

(все ответы запишем в виде дроби со знаменателем 4).

skr49.wmf

skib-11.tif

skr50.wmf

skr51.wmf

skr52.wmf

skib-12.tif

skib-13.tif

skib-14.tif

Как видим, в каждом случае мы получили одно и тоже число – число

skr53.wmf.

Это число называется размером музыкального произведения и записывается в начале нотного стана.

skib-15.tif

skib-16.tif

skib-17.tif

skib-18.tif

skib-19.tif

skib-20.tif

skib-21.tif

skib-22.tif

skib-23.tif

skib-24.tif

skib-25.tif

1.7. История исследования связи музыки с математикой

Математика – царица наук, тесным образом перекликается с музыкой. Несомненно, математика пронизывает музыку.

Музыка и ее первый звук родились одновременно с творением мира, как утверждали древние мудрецы.

В своих трудах ученые неоднократно делали попытки представить музыку как некую математическую модель. Приведем, к примеру, одну из цитат из работы Леонарда Эйлера «Диссертация о звуке», написанная в 1727 году: «Моей конечной целью в этом труде было то, что я стремился представить музыку как часть математики и вывести в надлежащем порядке из правильных оснований все, что может сделать приятным объединение и смешивание звуков».

Свое отношение к математике и музыке ученые высказывались в своих личных переписках. Так, к примеру, Лейбниц в письме Гольдбаху пишет: «Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать». На что Гольдбах ему отвечает: «Музыка – это проявление скрытой математики».

Однако, одним из первых, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел, был Пифагор. Он создал свою школу мудрости, положив в ее основу два предмета – музыку и математику. Музыка, как одно из видов искусств, воспринималась наряду с арифметикой, геометрией и астрономией как научная дисциплина, а не как практическое занятие искусством.

Пифагор считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Он был не только философом, но и математиком, и теоретиком музыки. Родился Пифагор около 570 года до нашей эры на острове Самосее. Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив ее, как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева.

Они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Он учился музыки в Египте и сделал ее предметом науки в Италии. Пифагор считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Одним из достижений Пифагора и его последователей в математической теории музыки был разработанный ими «Пифагоров строй». Новая технология использовалась для настройки популярного в то время инструмента – лиры. Тем не менее, «Пифагоров строй» был несовершенен, как и древнегреческая арифметика. Расстояние между соседними звуками «Пифагорова строя» неодинаковые. Он – неравномерный. Чтобы сыграть мелодию, от какой- либо другой ноты, лиру каждый раз нужно перенастраивать. Исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики, такие как: Рене Декарт ( его первый труд – «CompendiumMusicae» в переводе «Трактат о музыке» ) , Готфрид Лейбниц, Христиан Гольдбах, ЖанД’Аламбер, Даниил Бернулли и другие.

2. Мои исследования

Подробно изучив связь музыки и математики, я решила проверить на практике. Взяв композицию Баха «Прелюдия №1», я провела исследование и выявила:

1. Рассмотрев шесть тактов этого произведения, получили следующий ряд чисел:

1351351313513513 / 1262462412624624 / 7252452472524524 / 1351351313513513 / 1263663613636636 / 1262462412624624 /…

2. Сложим цифры – устойчивые ступени – 44, II – 2, III – 20, IV – 44, V – 17, VI – 2…

Получили ряд чисел: 44, 2, 20, 44, 17, 2.

Следовательно, наблюдаем, что в произведении повторяется группа цифр: 44 и 2.

3. Теперь попробуем перемножить в каждом такте номера ступеней.

Получили числа в соответствии с номерами тактов:

I. 455625 (1*3*5*1*3*5*1*3*1*3*5*1*3*5*1*3)

II. 21233664 (1*2*6*2*4*6x2x4x1x2x6x2x4x6x2x4)

III. 501760000 (7x2x5x2x4x5x2x4x7x2x5x2x4x5x2x4)

IV. 455625 (1x3x5x1x3x5x1x3x1x3x5x1x3x5x1x3)

V. 136948896 (1x2x6x3x6x6x3x6x1x3x6x3x6x6x3x6)

VI. 21233664 (1x2x6x2x4x6x2x4x1x2x6x2x4x6x2x4)

Числа I и IV, II и VI тактов повторяются, следовательно, представляют математическую модель, которая имеет числовую закономерность.

Любое музыкальное произведение можно представить как математическую модель, которая будет иметь числовые закономерности. Однако, в ходе выполнения исследования, выше перечисленными способами, мною выявлено, что каждый числовой ряд имеет свою математическую закономерность (из-за разного количества нот в тактах). Таким примером является музыкальное произведение «Прелюдия № 1».

skib-26.tif

3. Анкетирование

1. Как вы думаете, дроби и ноты взаимосвязаны между собой?

А – да

Б – нет

2. Знаете ли вы об истории происхождения дробей?

А – знаю

Б – не знаю

В – Воздержался

3. Знаете ли вы, кто создал теорию музыки?

А – знаю

Б – не знаю

В – воздержался

skib-27.tif

Заключение

В своей исследовательской работе мы научились решать уравнения с дробями и нотами, выдвинули гипотезу о том, что любое музыкальное произведение можно представить как математическую модель, которая будет иметь числовые закономерности, и доказали что «Математика» и «Музыка» тесно связаны между собой.

Вывод. В своей работе я показала что числа и ноты взаимосвязаны; что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.

Я научилась:

1. Оформлять научно-исследовательские работы

2. Делать презентации

3. Решать уравнения с помощью нот

4. Представлять музыкальное произведение как математическую модель

5. Ставить цель поиска и планировать работу

6. Анализировать, сравнивать, обобщать.

Приложение 1

Математическая модель музыкального произведения «Солдатушки – ребятушки»

skib-28.tif

Приложение 2

Ноты музыкального произведения Бах «Прелюдия №1» (С- dur)

skib-29.tif


Библиографическая ссылка

Скибо Я.М. ДРОБИ И НОТЫ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 1-3. – С. 378-386;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=896 (дата обращения: 26.11.2020).