Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ВЕЩЕЙ

Глухова Е.И. 1
1 г. Сарапул, МБОУ «СОШ №13 им А.Л. Широких», 11 «Б» класс
Герасимик Г.Ф. (Сарапул, МБОУ «СОШ №13 им А. Л. Широких»)
1. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 176 с.
2. https://pandia.ru/text/78/442/11574.php.
3. https://sferachistoty.ru/news/kak-spravlyayutsya-s-musorom-v-raznykh-stranakh.html.
4. http://iddp.ru/istoriya-musora/.
5. http://mirznanii.com/a/203693/osobennost-metodov-anketirovaniya.

«Вы думаете, конечно, – как и я думал когда-то, – что на свете есть ненужные вещи. Ошибаетесь: нет такого хлама, который не мог бы для чего-нибудь пригодиться. Что не нужно для одной цели – полезно для другой; что не надобно для дела – годится для забавы».

Я.И. Перельман

Мы уже притерпелись к пейзажам, украшенным ржавыми консервными банками, битым стеклом и обрывками полиэтиленовых пакетов. Больно видеть замусоренную природу, ведь она от этого страдает. Все чаще мы употребляем слова «экологическая проблема», говоря о загрязнении окружающей среды промышленными и бытовыми отходами. Для того чтобы натуральные волокна разложились на свалке могут потребоваться сотни лет. При этом при разложении в атмосферу выделяются метан и углекислый газ. Распад синтетических волокон на свалке продолжается на порядок дольше, причем могут выделяться ядовитые вещества в почву и грунтовые воды. Ежегодно на каждого россиянина приходится более 400 кг отходов. За год в стране их собирается более 70 миллионов тонн, почти все из которых оседают на полигонах твёрдых бытовых отходов.

Сейчас уже в каждом доме скапливаются вещи, на которые не поднимается рука выбросить или раздать. Иногда случается положить в дальний угол даже абсолютно новую вещь, купленную в порыве, без необходимости. Генеральная уборка часто сводится к перекладыванию ненужных вещей с одного места на другое и приятной ностальгической грусти. Также у каждого из нас есть старая одежда, которая висит в шкафу годами; книги, которые вы приобрели по случаю и не собираетесь читать; треснувшие чашки и так далее. Все они, накапливаясь годами, занимают в квартире все больше места. И рано или поздно, конечно, возникает вопрос: куда деть старые вещи? А почему бы не превращать этот «мусор» и хлам в полезные предметы и произведения искусства или не использовать для развлечения, игры, декора помещения? Ведь вторичное использование не только сберегает ресурсы, но и позволяет значительно уменьшить площадь городских свалок. Кроме того, подобные творческие занятия являются отличным досугом для детей и всей семьи.

Цель: формирование понимания экологической проблемы путём применения вторичных материалов в жизни.

Задачи:

1. Привлечь внимание школьников к проблеме вторичного использования материалов.

2. Изучить способы переработки отходов в других странах, используя интернет – ресурсы.

3. Развить интеллектуальные и художественные способности детей.

4. Изучить технологию применения кожи.

5. Изготовить изделие из бросового материала.

Предмет исследования: возможность вторичного использования бросового материала.

Гипотеза: использование ненужных и старых вещей для произведения искусства и сохранения окружающей среды.

Основная часть

Обзор литературы

Первая мусорная свалка была создана в Афинах примерно в 500 году до новой эры. Согласно указу, предписывающему сбрасывать отходы за городской чертой, уборщики мусора должны были вывозить его, как минимум, за милю от городских стен. Примеру Афин последовали и другие города. В результате свободные площади вокруг городов быстро уменьшались, а количество грызунов увеличивалось. В средневековье твёрдые отбросы уже выбрасывали в ямы для нечистот, которые время от времени опорожнялись. Предписания городских властей запрещали выбрасывать мусор на улицу, но трудно представить, чтобы подобные запреты соблюдались достаточно строго. Более того, население теперь избавлялось от мусора, сбрасывая его в реки или рвы. В Западной Европе для этой цели часто использовали древнеримские сооружения гниющих отходов и нечистот, нанимали мусорщиков за собственный счёт. Первая мусорная печь появилась лишь в 1874 году в английском городе Ноттингеме. Позже такие печи были построены во многих европейских городах. Тепло от печей даже использовали для выработки электроэнергии. Однако, ныне, из-за ухудшения состава воздуха многие города отказались от сжигания мусора. Захоронение отходов в земле пока остаётся наиболее распространённым методом решения мусорной проблемы.

Только та страна будет богатой, в которой научатся бережно относиться к природным ресурсам. Например, в Азии лидером по переработке мусора является Япония. В стране буквально нет, не единого кусочка свободной земли и зарывать отходы или складировать их на свалках просто глупо и невыгодно. Практически все отходы в Японии, начиная от продуктов питания и заканчивая автомобилями, перерабатывается для вторичного использования. А энергию, получаемую от сжигания горючих отходов, направляют на отопление цветочных теплиц. Все вещи тщательно собираются и сортируются. Что-то идёт на вторичное использование без переработки, а что-то сразу в переработку. Из мусора делаются строительные материалы и даже отсыпаются новые небольшие острова.

Раздельный сбор и переработка мусора также популярны и в Европе. Самая прогрессивная в этом отношении оказалась Франция. На мусорные баки они установили компьютерные чипы и теперь имеют информацию о заполнении бака и когда нужно вывозить скопившийся в нём мусор. Эта информация помогает в регулировке маршрутов мусоровозов: куда поехать в первую очередь, куда в последнюю. Хороший способ оптимизации времени топлива и рабочей силы. В лидерах списка переработчиков мусора значится такая страна, как Бразилия. Бразильцев можно вообще выделить в отдельную строку. Например, город Куритиба сумел обогнать и занять первое место в сборе ценных бытовых отходов на Земле. Большую часть бумаги (70 %), пластика (60 %), металла и стекла перерабатывают. Это даже больше, чем в Японии (50 %). В Бразилии к сбору мусора привлечены беднейшие слои населения, очень оригинальным способом. В некоторых странах за сбор сырья дают денежное вознаграждение. Здесь поступили иначе: за 6 пакетов мусора дают один пакет с едой. Каждую неделю в 54-х бедных районах получаю еду более 100 тысяч человек, что позволяет собирать 400 тонн отходов ежемесячно.

Методы исследования

Теоретическая часть

Распространённым методом сбора информации является опрос. Таким методом можно получить большую часть всех социологических данных. Выбирая между двумя разновидностями социологического опроса: анкетирование и интервьюирование, я решила в своей работе использовать первый способ. Таким образом, опрос будет предполагать непосредственное обращение к участнику анкеты, путём их раздачи в классе [5].

Суть тестирования состоит в том, чтобы узнать отношение ребят к экологической проблеме окружающей среды, как во всем мире, так и в нашем городе; их знания о вторичном использовании ненужных предметов быта и способах борьбы с «хламом».

Тестирование было проведено среди 7–11 классов нашей школы. Тест состоял из 4 вопросов (см. приложение 1).

Практическая часть

Проблема бережного отношения к природе является общегосударственной, но начинается она в стенах наших домов и образовательных учреждений.

В нашем городе несколько лет подряд проходил интерактивный проект для старшеклассников «Закулисье». Одним из заданий являлось создание костюмов из бросового материала. Собрав ненужные вещи всей школой, мы мастерили их на уроках технологии под руководством Герасимик Галины Фёдоровны. При создании костюмов использовались различные материалы: сетка, трубочки, мусорные пакеты, бумага, вкладыши из коробок конфет, пуговицы, различная кожа и кожаные сумки, пластиковые бутылки, газеты и многое другое (см. приложение 2). Готовым изделиям жюри присуждало первые места, оценив их экологическое значение и креативность изготовления костюмов. Уже на данном этапе я осознавала значимость данных вещей и разумное использование ненужного материала.

Недавно найдя у себя дома остатки кожи и старые изделия, я решила обратиться к интернет – ресурсам по использованию данного материла на практике. Натуральная кожа – это материал, который создала сама природа. Искусственную кожу создаёт сам человек. Но оба вида являются модным, практичным, долговечным. К тому же, кожа разлагается 25–40 лет, что наносит значительный вред окружающей среде.

Доступным материалом могут быть ненужные кожаные вещи: сапоги, перчатки, портфели и т.п. Применить их можно в различных изделиях: из старого ремня получаются надежные и не скрипящие петли для ящика, мольберта, шкатулки; используя декоративную отделку, получим кожаный ремешок для часов; прорезанные карманы рекомендуют укрепить пристроченными в этих местах треугольными кусочкам кожи; маленькие кусочки замши можно использовать для протирания очков. Как видите, даже крохотные кусочки ценных материалов всегда найдут себе применение.

Изучив теоретический и практический материал по применению кожи, мне пришла идея использовать её для изготовления панно (см. приложение 3).

Результаты и обсуждение

В ходе проведённого тестирования, в котором приняло участие 375 человек, у меня получились следующие результаты:

gluh-1.tif

Как видно на диаграмме 71 % опрошенных, что составляет 266 человек от общего количества, волнует экологическое состояние окружающей среды на данный момент, в то время как остальные 109 человек, а именно 29 %, вполне удовлетворены результатом.

Узнавая о методах борьбы с загрязнением нашего города, ребятами было предложено несколько вариантов:

• Проводить ежемесячные субботники и акции;

• Создавать очистные сооружения и вводить систему штрафов;

• Назначить ответственных за уборку мусора на определённых участках города;

• Создавать комфорт на улицах родного города, начиная с себя, а именно выбрасывая мусор в специализированные баки.

Также респонденты дали ответ на вопрос: что в их понимании является «хламом»:

• Вещи, непригодные для функционирования;

• Выброшенный мусор, старые вещи;

• Предметы, лежащие «без дела» и брошенные на улице;

• Вещи, потерявшие значение.

gluh-6.tif

Исходя из данных диаграммы, можно сказать, что всего 21 % опрошенных, что составило 79 человек, используют старые вещи во благо природе и лишь 15 % стараются иногда давать им «вторую жизнь». Но оставшиеся 64 %, то есть 240 человек, наносят некий вред природе, выбрасывая оставшийся «хлам».

Таким образом, подводя итог анкетирования, можно сделать вывод, что учащиеся нашей школы заинтересованы в экологической проблеме окружающей среды и небольшими усилиями стараются менять ситуацию в положительную сторону.

По результатам опроса учителям было предложено провести классные часы на тему: «Экологическое состояние окружающей среды и методы борьбы с загрязнением».

Заключение

Вопрос о загрязнении окружающей среды всерьёз встал передо мной и проведённая научно – исследовательская работа показала, что каждый человек может многое сделать для сохранения окружающей среды, начиная со своей квартиры. Для этого необходимо разумно использовать старые и ненужные вещи на практике. Поделки из бросового материала развивают фантазию и воображение, формируют аккуратность и усидчивость, развивают мелкую моторику рук, воспитывают бережное отношение к окружающей природе.

Проводя практическое исследование, я сделала выводы о том, что изготовленные изделия носят эстетический характер и экономичны в затратах. Хочется надеяться, что ребята будут продолжать работать с бросовым материалом на уроках, внеурочных занятиях и внедрять идею по использованию ненужных вещей, как в своих целях, так и для общества.

Таким образом, я достигла поставленной цели; путем выполнения задач подтвердила свою гипотезу, используя бросовый материал, получив настоящее произведение искусства.

Приложение 1

Анкета

1. Беспокоит ли вас состояние окружающей среды на данный момент?

Да

Нет

Свой вариант ___________________________________________________________

2. Какие бы методы борьбы вы приняли для сохранения чистоты в вашем городе?

_______________________________________________________________________

3. Что, по-вашему, является «хламом»?

_______________________________________________________________________

4. Даёте ли вы «вторую жизнь» старым и ненужным вещам?

Да

Нет

Свой вариант ________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

gluh-3.tif

gluh-4.tif

Приложение 3

gluh-5.tif


Библиографическая ссылка

Глухова Е.И. ВТОРАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ВЕЩЕЙ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 1-3. – С. 466-470;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=907 (дата обращения: 26.11.2020).