Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МЯЧ ИЗ КОНСКОГО ВОЛОСА ИЗ ЦИКЛА «ИГРЫ ПРЕДКОВ»

Попова Р.П. 1
1 МР «Усть-Алданский район» Республики Саха (Якутия), МБОУ «Мюрюнская СОШ №2», 10 «Б» класс
Бурцева О.И. (МР «Усть-Алданский район» Республики Саха (Якутия), МБОУ «Мюрюнская СОШ №2»)
1. Белов В.Н. Комбинационные игры. – Л.: Лениздат, 1997.
2. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. 3-е изд.. – М.: Просвещение, 1984.
3. Богатырева Л.Е. Кыл-сиэл оцоЬук кистэлэцэ. – Якутск: Бичик, 2008.
4. Амосова Т.П. Математические знания и представления якутов. Ч. 1. – Якутск: Бичик, 1994.
5. Павлов Б. Легенда о табунщике. – Якутск: Бичик, 2006.
6. Габышева А.Л. Образ коня в изобразительном искусстве. – Якутск, 2006.
7. Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут-Сюр». – М.: Academia, 1997.
8. Попова М.А. Саха торут культурата. – Якутск, 1993.
9. Ефимова М. Сахалыы эмтэнии. – Якутск: Бичик, 2009.

Игра – одно из древнейших культурных проявлений человеческого разума. К третьему тысячелетию до нашей эры относится рисунок, запечатлевший египетского фараона за игрой в шашки. Тем же периодом датируется игральный кубик, найденный археологами в Центральной Америке, и каменная юла, обнаруженная при раскопках легендарной Трои.

Игрушка – это предмет детских забав и развлечений, служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания и разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей среды и действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу. На ранних ступенях развития человеческого общества игрушкам придавали логическое значение. С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготавливающейся из простых природных материалов. С помощью таких игрушек, сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывались у мальчика навыки, необходимые для охотника, рыболова и т.п. Игра в куклы; пошивка для них одежды и обращение с предметами кукольного хозяйства приучали девочку к труду женщины хозяйки.

Актуальность. В стране происходят глубочайшие изменения. Идет процесс формирования нового человека, в котором гармонически сочетаются духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Для формирования ребенка как личности с высокими нравственными качествами и культурой поведения необходимо учитывать такой фактор, как особенности национальной педагогики. Одним из действенных средств воспитания нравственности являются прогрессивные традиции, обычаи, обряды, игры, в которых воплощена народная мудрость. Воспитание ребенка закладывается с ранних лет и в этом процессе важная роль отводится игровой деятельности. В связи с этим возникает проблема создания игрушек из природного экологически чистого материала, основанного на национальных традициях наших предков.

Цель работы: изготовить из природных материалов дидактические игрушки, направленные на развитие индивидуальных способностей, формирование у детей младшего школьного возраста логического и творческого мышления путем приобщения их к наследию родного народа.

Гипотеза исследования: развитие индивидуальных способностей, формирование у детей младшего школьного возраста логического и творческого мышления может быть обеспечено, если: 1. Приоритетными в каждом районе, селе республики являются нравственные ценности, национальные традиции, обычаи. 2. Детские образовательные учреждения активно реализуют приобщение их к культуре и участию в воспитании культурных ценностей у своих детей с раннего возраста.

3. Родители и взрослые активно участвуют в игровой деятельности и приобщают своих детей с раннего возраста к подвижным играм с мягкими игрушками из природного экологически чистого материала. В соответствие с целями и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования, связанные с возрастными особенностями и психологией детей младшего школьного возраста и дидактическими играми

2. Определить роль игровой деятельности в формировании культурных ценностей у детей младшего школьного возраста.

3. Раскрыть потенциал микроклимата детского учреждения, традиций, праздников, совместного досуга в формировании культурных потребностей детей.

4. Разработать и изготовить игрушки (из конского волоса – мяч) и экспериментально проверить их влияние в развитии индивидуальных способностей, формировании логического и творческого мышления у детей младшего школьного возраста.

Новизна исследования:

• Раскрыты место и роль дидактических игр, как важного звена национальной и культурной идентичности в формировании культурных ценностей у детей младшего школьного возраста, выполняющие необходимые для передачи от старшего поколения к младшему традиций и обычаев и отражающие историю народа, животный и растительный мир, любовь к близким.

• Выявлен и описан принцип самоактивности школьника в игровой деятельности – личностное участие в игре; мотивированность и добровольность активности; его творческое проявление; самоуправление (автономности).

• Разработаны и экспериментально проверены изготовленные игрушки из природных, экологически чистых материалов.

• из конского волоса – мяч.

Объект исследования: процесс формирования интеллектуальных и нравственных качеств детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: дидактические игры, направленные на развитие мыслительной деятельности, речи и формирование познавательного интереса к родному краю, духовно-ценностной и практической ориентации детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами предпринята попытка исследования особенностей воспитания и выявление педагогических условий детей младшего школьного возраста.

Прикладная ценность полученных результатов состоит в предложении методики организации интеллектуальных игр, направленных на формирование познавательных и нравственных качеств школьников, в способности к пониманию другого, сотрудничеству, самоорганизации и саморазвитию ребенка.

Игровая деятельность детей как средство воспитания

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В младшем школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Именно, в процессе игры дети, получая удовольствие, проявляют свободную творческую деятельность в которой участвуют самые разнообразные компоненты психики детей: ощущения, восприятия, мышление, воображение, память, внимание, воля, эмоции и т.д.

В воспитании и обучении детей большое значение имеют дидактические игры. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества как воля, выдержка, самообладание.

Роль дидактических игр в младшем школьном возрасте

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

– игры с предметами (игрушками, природным материалом);

– настольные печатные игры;

– словесные игры.

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Учитель должен заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в большей мере к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Наглядность в играх, прежде всего, представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок). Начальный показ игровых действий, «пробный ход» в игре, использование поощрительно-контрольных значков, жетончиков, фишек – все это составляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, организуя игру и руководя ею.

Лошадь как культура, философия якутов для понимания мира

Издревле якуты уделяли особое внимание лошади, почитали и превозносили его как потомка Дьесегей. В мифологии якутов бог сначала создал лошадь. С неё упало существо, похожее на человека. Великий Тойон на срединный мир опустил белую кобылу, от которой зародились якуты.

В историческом сказании говорится, что путь в эту страну указала тоже белая лошадь. Когда Эллэй Боотур плыл вниз по реке Лене, тень белой лошади указывала ему дорогу.

В якутском эпосе – олонхо, конь для богатыря Айыы является его преданным другом, добрым советчиком и его летящими крыльями. Богатыри у Джылгы Хаан Тойона в первую очередь получают коня.

Для якутов лошадь издревле имела огромное значение. Так их верование, различные празднества, традиции имеют неразрывную связь с разведением лошадей. Проведение национального праздника ысыах – встреча лета, также основывается на культуре разведения лошадей. Возведение сэргэ – коновязи, багах – столба для вывешивания шкуры жертвенной скотины, сэлэ – натянутая между столбами ритуальная волосяная верёвка, привязывание салама – шнура из конского волоса с дарами, подношение кэрэх – жертвенной шкуры, лошадиные скачки, игры жеребят, питьё кумыса и др. – всё это традиции, игры, ритуалы, снаряжения народа, поклоняющегося коню.

Якуты – народ с лошадью. Конь в бою – верный товарищ, в пути – незаменимый транспорт, на соревнованиях – достойный соперник, на работе – богатырь, как пища – жирное мясо, крепкий кумыс.

Конский волос защищает от злых духов. Чороны, деревянные ложки украшали конским волосом.

Махалка (дэйбиир) из конского волоса вешалась на входной двери, так как имела очищающее и оберегающее свойство. Злой дух не мог из-за этого войти в дом.

Таким образом, можно прийти к выводу, что якуты очень ценили, превозносили лошадь.

Методы предков по изготовлению изделий из конского волоса

Посуда, вещи, одежда, изготовленная искусными руками якутских мастеров и швей, всегда пленяла своей красотой.

Недаром Серошевский писал: «Несмотря на то, что у якутов нет специального оборудования для прядения шерсти, их изделия имеют высокое качество, до того высоко их мастерство». Якуты сохранили и через века пронесли художественные умения, тонкий ум своих предков.

Исследуя, изучая умения предков, нужно обучать молодое поколение их мастерству. Если эти знания будут передаваться из поколения в поколение, превратится в традицию, укрепится культурная опора якутского народа.

Изделия из конского волоса вошли в нашу жизнь в качестве лекарственных средств, украшений.

Нашей настоящей жизни соответствует высказывание А.Е.Кулаковского-Ексекулээх Алексей из его работы «Якутская интеллигенция: «Открыв малые предприятия, нужно использовать в жизни собственный материал. Нужно вытеснить дорогие иностранные предметы. Из волоса якутского коня, из шерсти коровы нужно изготовить плетёные ковры. Это будет настоящей ценностью!»

Он специально акцентировал внимание на том, чтобы не путать якутскую породу лошадей с другими породами при их разведении. В печати появилось много материала о предметах, вещах наших предков, о методах их изготовления. Так подробно описан способ изготовления изделий из берёзы, тальника, пушнины, ткани. А об изделиях из конского материала специальной литературы почти нет.

За три тысячи лет до нашей эры во многих странах люди занимались разведением баранов.

В Египте победившие фараоны помимо дорогих вещей угоняли целые стада баранов. Вместо денег за оброк платили руно, плетёным изделием из шерсти барана. Тысячелетия назад в Азии, а позднее и в Европе народ стал сеять пшеницу, из льна, шерсти пряли ткань, разводили скот. Разделывание почвы, скотоводство распространилось по всей Земле, появилось много разных профессий, специальностей. В связи с этим намного улучшилась жизнь народа. Таким образом, народ стал придумывать всё новое и новое. Великий русский народ изобретал новые станки, оборудования, чтобы ускорить процесс прядения из шерсти и ткани. Для них рождение дочери являлось великой радостью. Прядение ткани – основное занятие девочек, женщин.

Ткань из шерсти зимой нравилась своей легкостью, мягкостью и теплотой. Ещё больше ценилась как способ лечения простудившихся людей, впитывала пот, сушила тело заболевшего.

Якуты были оттеснены в суровый холодный край из-за многолетних войн.

В первое тысячелетие нашей эры первые якуты прибыли на оленях. Второй поток якутов пригнал с собой тысячи табунов лошадей, на утёсах гор реки Лена нарисовали флаг с изображением коней, обосновав государство «Ус кырыы хаан».

Третий поток переселенцев-якутов занимались разведением лошадей, крупного рогатого скота. За многие годы они вывели выносливую породу якутской лошади.

Позже в XIV веке якуты распространились по центральным улусам.

По мнению исследователей, лошади Мегино-Кангаласского улуса близки к лошадям кавказских степей джете, а лошади северных улусов близки к монгольским лошадям.

Якуты извели баранов из-за их неприспособленности к суровым северным условиям, вследствие этого забыли об употреблении прядильного станка. Вместо этого занялись изготовлением из конского волоса разных видов верёвки, невода, сети, способ их изготовления дошёл до нашего времени.

Осенью у забитой лошади забирали гриву, хвост, в апреле у пасущихся на лугу лошадей остригали гриву, хвост. В старину конский волос не разрешали топтать ногами детям и женщинам.

Конский волос используется как средство отведения чёрных сил, как путеводитель для айыы, как оберег, защита от дурного сглаза, как украшение. Например, хлыст из конского волоса изгоняет, побеждает врага. Такую вещь может использовать только посвящённый для этого человек. Махалка из конского хвоста для якутского народа является необходимой вещью, отгоняют не только насекомых, но и обмахиваются им для прохлаждения во время жары, очищаются от плохого. Узор, форма махалки рассказывает о его хозяине. Махалку никогда не держат за волос. За волос можно держать в очень редких случаях, когда хозяин очень сильно разгневан.

Лечение конским волосом, кумысом

Конский волос унаследован от Айыы, имеет связь с Дьесегей, поэтому для якутского народа является неотъемлемой частью его жизни. Считают, что он имеет свойство изгонять злой дух, излечивает хронические болезни, помогает избавиться от многих недугов. Например, при гематомах, воспалении ран, растяжении связок, сухожилий больного лечили, перевязывая конским волосом.

Лоскуток из волоса накладывали на шею, живот, грудь, руки, колени. Если голову обматывать шарфом из волоса, головная боль проходит, ум становится ясным, улучшается память, сон, кровеносные сосуды расширяются.

Устойчивый кашель, слабость, вялость с древности лечат конским кумысом, который является сильным тонизирующим напитком. Издревле считается, что жеребятина прибавляет сил, тонизирует организм, является деликатесом. Сало, костный мозг, рыхлая часть трубчатых костей не только деликатес, но и лекарство, они входят в состав мазей. Издревле кровь молодого здорового коня употребляют как лекарство. Для лечения детей якуты использовали внутренние мышцы мозга лошади. Её печень – очень полезный деликатес. В старину для лечения от листиков использовали мочу лошади, прокисший кумыс.

Технология изготовления мяча из конского волоса

Наши предки прививали навыки труда своим детям с целью подготовки к жизни. Дети, помогая родителям, между делом научились делать плотный мячик из шерсти коровы. Играя таким мячиком, они развивали свои физические способности, учились быть выносливыми, терпеливыми, ловкими, гибкими, резвыми. С мячом играли в разные игры: поймай мяч, марка (как лапта), утки, попади в цель, ямки.

«Шерсть каждого животного зависит от его состояния. Шерсть болезненного, некормленого, умершего скота непрочная, ломкая. Плести шерсть хорошо, когда она гибкая, мягкая. Связанная из такой шерсти одежда носится долго. Толстая, длинная, жёсткая шерсть не растягивается, поэтому при разминании не становится прочной, пышной. Шерсть как нитка длинная, под микроскопом имеет оболочку, как рыбья чешуя. Внутри тоже есть оболочка, в середине которой находится сердцевина. Наружная оболочка наложена друг на друга. Чем толще сердцевина, тем будет теплее.

Изготовление мячика из шерсти состоит из нескольких этапов:

1. Расчёсывание. Во время линьки скот расчёсывают специальной расчёской (с марта месяца до конца мая).

2. Очистка, сортировка по цвету.

3. Взбивание. Нужно распутать, взбивать шерсть, чтобы она стала пышной.

Всё это делается вручную. Шерсть секут тальником, чтобы её взбить. Взбитую шерсть с одного края надо скатать и свернуть в шар.

Всю свёрнутую шерсть нужно катать на ладонях по восходу солнца, удерживая краем одной ладони, мизинцем и большим пальцем. Через некоторое время внутри мячика образуется твёрдый круг. Это образовался центр мячика.

Благодаря мягкости, способности растягиваться отрезанная шерсть как спираль цепляется друг за друга и становится прочным. Во время движения ладоней по восходу солнца мячик крутится волнообразно в обратную сторону, его размер уменьшается. Шерсть после расчёсывания надо использовать сразу. Если её долго не использовать, пот, жир просыхает, поэтому она теряет свою липкость.

Мячик можно изготовить не только из шерсти коровы, его можно сделать также из короткой гривы лошади.

При изготовлении мячика из шерсти огромную роль играет закон физики. Так вселенная (пространство, звёзды, планеты) органична с законами движения. А в жизни близки круги водоворотов или основывается на закон воздействия внутренних и внешних сил. Это сила Кориолиса. Сила Кориолиса заключается в том, что сила высокого давления дует на силу низкого давления против часовой стрелки. А по часовой стрелке дует в сторону высокого давления.

Высокое давление делает наружный слой мячика прочным. Сила высокого давления, собираясь внутри, делает мяч ещё прочным.

popova-2.tif

Рис. 1

popova-3.tif

Рис .2

popova-7.tif

Рис. 3

popova-5.tif

Рис. 4

popova-6.tif

Рис. 5

popova-1.tif

Рис .6

popova-4.tif

Рис.7

Философия чисел

Философия числа «9»

У народа Саха с древних времен самым почитаемым числом было девять. Возьмем чорон. Композиция орнамента и число орнаментальных поясов на чоронах имеют особый ритуальный смысл и символическое содержания. «Так, поскольку почитаемым числом было девять, то и поясов чаще всего девять», – пишет М.В. Хабарова в своей книге «Народное искусство Якутии», изданной в 1981 г. в Ленинграде.

Якуты делили богачей на три категории. Фольклорист С.И. Боло в 1938 г. на Вилюе записал одну старинную легенду об угоне скота в даль: «Боясь кары, возмездия за свое «бездонное» богатство, якутские богачи приказывали угонять лошадей, рогатый скот диковинной масти далеко в верховья речек и оставлять их там без присмотра. Согласно этому обычаю, первый богач должен был гнать в течение всей своей жизни три раза по девять скотин девять раз; средний богач – по семь скотин семь раз, всего за свою жизнь три раза, а самый младший – три раза по три и за всю жизнь один раз».

Можно привести еще такие примеры. Уровень накопленного богачами добра определяли по косичкам их дочерей. Дочь первого богача заплетала волосы в девять косичек, дочь среднего богача – в семь косичек, дочь младшего богача – в три косички.

«Старинные якуты только до девятого колена считали родство, а дальше шли сыган», пишет В.Л. Серошевский и дает пояснение: «Сыган – дети двоюродных». «Сыган девятого колена уже считаются людьми другого рода и могут жениться между собою».

Как показано в легендах, счет ведется тройками, семерками и девятками.

Самый главный из божеств Урун Аар Тойон, создатель Вселенной и человека, глава небес и остальных богов, живет на самом верхнем девятом небе.

Из приведенных примеров видно, что число девять было основанием системы счисления у древних якутов, и поэтому считали большим, всемогущим числом, использовали как символ в различных своих традициях.

«Игры с цифрами» с мячиком из конского волоса

На мячик из конского волоса вышиты цифры с 1–10. Цифры расположены в ячейках, расшитых в форме футбольного мячика.

С этим мячиком можно придумать много разных игр.

Игра «Найди цифры»

Дети могут играть сидя за столом, парами или группами. Один ребенок передает мяч напарнику и называет любую цифру от 1 до 10. Напарник должен найти эту цифру и показать пальчиком. Теперь он называет цифру и передает мяч напарнику. Так же в эту игру могут играть целая группа детей. Дети сидят вокруг стола и передают друг другу мяч и показывают цифру. Или учитель может передавать в центре круга и передавать мяч детям по очереди.

Игра «Найди сумму чисел»

Правила игры могут быть, как и при первой игре, т.е. попарно или группами.

Дети прибавляют числа, но сумма чисел не должна превышать 10. Например: первый ребенок просит сказать сумму чисел 7+1 и бросает мяч. Второй ребенок, поймав мяч, называет сумму и показывает цифру. Также можно играть с целой группой ребят.

Игра «Найди разность чисел»

Эта игра проводится, как и предыдущая игра «Найди сумму чисел». Воспитатель может придумать мини задачки. Например: «У тебя 4 конфетки, одну конфетку ты отдал Зое. Сколько у тебя осталось конфет?» и т.д.

Игра «Поймай цифру»

Правила игры те же что и предыдущие. Только играет вся группа. Дети стоят по кругу и бросают мяч друг другу, назвав цифру. Эта игра еще на ловкость.

Отбери мяч (кэппючит)

Игра проводится на ровной поляне. Игроки делятся на две команды с равным количеством. Задача команды – завладеть мячом и, передавая его друг другу, не отдавать его соперникам. Мяч передается без задержки, он должен побывать в руках каждого члена команды. Задача команды соперников – отобрать мяч и продержать его у себя, передавая друг другу. Побеждает та команда, у которой мяч был дольше по времени. Правила игры: не толкать соперника, не сбивать друг друга с ног, не кричать и звать друг друга по имени, чтобы передать мяч.

Игра с мячом (мачикат)

Участники игры делятся на две команды. Края поля отмечаются линиями. Игроки должны, пиная ногами сшитый из шкуры мяч, закатить его за линию команды противника.

Мяч (хулдун)

Собирается партия игроков, каждый берет палку, спереди закругленную, Ьа1каи. Делают в земле большую яму, а вокруг нее столько маленьких ямок, сколько игроков. В маленькие ямки вставляют палки. Один из играющих гонит мяч и старается закинуть его в большую яму, что другие не должны допустить. Как только тот, который гонит мяч, приближается, другие стараются отбросить мяч, а тот – сунуть свою палку в ямку другого. Тогда тот, в чью ямку он сунул свою палку, должен гнать мяч в большую яму. Экспериментальная часть

Экспериментальная часть данного проекта проведена на базе 2 «а» класса Мюрюнской СОШ №2, классный руководитель Готовцева Надежда Ивановна, с.Борогонцы Усть-Алданского района.

Учащиеся 2 класса с большим удовольствием занимаются с нами. Очень радуются нашим визитам, с удовольствием общаются, ждут нас. Им предлагаются «Игры с цифрами» с мячиком конского волоса. Мы наблюдаем за реакцией детей во время игры.

Правила игры легко воспринимаются детьми. Дети активно участвуют в играх, выполняют задания с большим удовольствием. Просят принести еще игрушки.

Мы вместе с руководителем провели сравнительный осмотр мячей схожих с нашим мячом, которые есть в наличии. Мячи резиновые пластмассовые маленькие, большие (волейбольные, баскетбольные, теннисные). В основном используются при спортивных занятиях.

По сравнению с ними мяч из конского волоса выполнен из экологически чистого материала, который обладает всемирно известными лечебными свойствами.

А.Е. Кулаковский-Ексекулээх Алексей в своей работе «Письмо якутской интеллигенции» написал такие слова, которые очень подходят нынешним сложным временам: «Дорогостоящие вещи иностранного производства надо отстранить. Надо изготовить коврики из конского волоса и коровьей шерсти. Вот это ценные вещи»

Дети, играя мячиком, говорят, что он легкий и мягонький, пушистый, колючий. Очень любят пожать его ладонями, катают по лицу. Игра мячиком развивает логическое мышление, память, внимание. Развивает мелкую моторику. В поисках цифры, крутят мячики в разные стороны.

Играя, совершенствуют навыки общения, речь.

Игра «Мяч из конского волоса» проходит апробирование первый год. В следующем учебном году мы продолжим апробирование. Думаю, что данная игра поможет справится с рядом проблем. Поможет развить мелкую моторику рук; развивать память; ловкость; логическое мышление.

Мяч имеет большое будущее при работе с детьми с ДЦП. Эту сторону данного проекта мы начнем тоже со следующего учебного года.

Заключение

В результате разработки данной исследовательской работы создана новая игрушка – мяч, изготовленная по традиционным технологиям предков и усовершенствованная нами. Разработаны игры с мячом, которые сочетают методики современного обучения и воспитания с традициями этнопедагогического учения. Развивающего младшее поколение как активных носителей национальной культуры, родного языка и национального характера.

Учащиеся начального класса с большим удовольствием играют в наши игры. Это доказывает, что игры доступны для понимания, интересны, активизируют самостоятельность и творчество школьников, побуждают к совместной игре, развивают творческую фантазию, способствуют регулированию взаимоотношения детей, обеспечивающие согласованность действий в игре и могут быть использованы в младших классах в качестве развивающих игрушек.

Цель этнопедагогической исследовательской работы – развитие индивидуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики достигнуто, предстоит дальнейшее совершенствование, апробация и поиск эффективных технологий саморазвития и самовоспитания.

Приложение 1

Мяч в готовом виде

popova-8.tif


Библиографическая ссылка

Попова Р.П. МЯЧ ИЗ КОНСКОГО ВОЛОСА ИЗ ЦИКЛА «ИГРЫ ПРЕДКОВ» // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 1-3. – С. 471-478;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=908 (дата обращения: 26.11.2020).