Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОКУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ МАОУ «СОШ № 48» ЧЕРЕЗ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ РОДНОГО УРАЛА (Г. НОВОУРАЛЬСК)

Курин М.В. 1
1 г. Новоуральск, МАОУ «СОШ № 48», 9 «Б» класс
Мезенина Н.В. (г. Новоуральск, МАОУ «СОШ № 48»)

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте II Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/2017/18/27486.

Охрана окружающей среды представляет собой одну из важнейших функций любого государства и является главным условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого социально-экономического развития.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты.

Городское население, особенно дети, все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования позитивных ощущений, восприятий, представлений. Нужны практические умения и навыки, а они приобретаются в процессе трудовой деятельности. Практические действия необходимы еще и потому, что дорогим и любимым становится только то, во что вложен личный труд. Не хватает любви человека к природе, ее понимания и бережного отношения. В этом кроется главная причина наших грязных улиц, вытоптанных газонов, поломанных деревьев и кустарников. Экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для познания природы, формирования экологически направленного поведения в природном окружении. История организации экологических маршрутов в окружающей природной среде насчитывает уже более полувека. В разных странах они называются no-разному; тропа природы, научная трасса, естествоведческая тропа. Как правило, их маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Протяжённость познавательных троп рассчитана на прохождение их в течение от одного до нескольких дней. В России впервые такие маршруты начали создавать в Прибалтике. Большую популярность они получили в Эстонии.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, поэтому основой развития общества должна стать гармония человека и природы. Сохранение природы для потомков является важной задачей, поэтому велика роль экологического образования и воспитания населения страны, в котором немаловажная роль принадлежит организации экологических троп.

Основная цель экологической тропы состоит во взаимосвязи трех компонентов: отдыха, воспитания и обучения. При этом в задачу обучения входит расширение естественно – научного кругозора посетителей, а воспитательная цепь направлена на формирование чувства любви к природе, заинтересованности в ее сохранении и ответственности за ее судьбу.

Назначение экологической тропы состоит в том, чтобы создать условия для воспитания экологически грамотных людей, дли формирования культуры поведения человека в окружающей среде. Причем здесь в роли воспитателей (и воспитуемых одновременно) выступает молодежь, и особенно школьного возраста.

Экологическая тропа рассчитана на многие категории посетителей. Кроме педагогов, воспитателей, учащихся школ, ее посещают и студенты, и дети старших групп дошкольных учреждений, и отдыхающие (туристы).

Большое значение имеет тропа для учащихся средних школ. Они овладевают на ней частью программного учебного материала (по географии, биологии), а также:

1) изучают объекты и явления природы;

2) познают виды природопользования;

3) приобретают опыт взаимодействия человека и природы;

4) пропагандируют идеи охраны природы среди населения.

По сути, экологическая тропа – это учебно-просветительный кабинет в природных условиях.

Формирование экологического сознания – важнейшая задача в настоящее время, в том числе и для местного управления.

Экологическая тропа помогает эффективно реализовать связь знаний, полученных учащимися на тропе, с программным материалом, расширяет и углубляет его. На экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания знания, чувства и действия. Особенность знаний на экологической тропе в том, что получаемые на ней знания не сводятся лишь к расширению научной картины мира. Основное внимание здесь важно направлять на анализ конкретного отношения человека к окружающему миру, развивать навыки комплексной оценки результатов труда, умения прогнозировать экологические последствия, в том числе в результате личного поведения своих одноклассников, знакомых. Высшим проявлением связи обучения с жизнью будет реальное участие школьников в систематическом уходе, защите и улучшении общего состояния и отдельных объектов экологической тропы.

Обеспечение органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан экологической информацией, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы просвещения, образования и воспитания в области охраны окружающей среды является одним из направлений деятельности Администрации г. Новоуральска.

Привлечение внимания учащихся МАОУ «СОШ № 48» и населения района к экологическим проблемам территории, вовлечение населения в социально-значимую природоохранную деятельность. Создание единого культурно-экологического пространства школы, района и города через различные модели взаимодействия местного сообщества, учреждений культуры, органов власти, социальных партнеров.

Цель экскурсии по экологической тропе:

– поднять вопросы взаимоотношений природной среды и человека;

– показать влияние хозяйственной деятельности на природу;

– дать представление о том, какие мероприятия осуществляются для ее защиты.

Комплекс мероприятий по организации экологической тропы на территории всего ЗАТО г. Новоуральск не реализовывался.

Новизна проекта. Расширение виртуального информационно-экологического пространства района и города; Стимулирование потребности разных социально-демографических групп населения в самореализации через творческую общественно-значимую деятельность; Продвижение научного и образовательного туризма и тематические экспедиций, пополнение базы краеведческого характера уникальными объектами природного ландшафта и историко-краеведческого культурного наследия; Реализация принципа сотворчества детей и взрослых через объединение коллективных и индивидуальных подходов; Уникальность проекта заключается: в возможности более углубленно и целенаправленно работать с населением по экологическому просвещению; В аккумулировании источников информации и предоставление доступа к ней.

За время организации и внедрения эко-тропы «Зеленое кольцо» участниками кружка «Юный исследователь» были проведены и запланированы следующие мероприятия (таблица).

Управление и контроль за реализацией проекта осуществляет МАОУ «СОШ № 48».

Дополнительные условия

Максимальная экскурсионная нагрузка приходится на май-октябрь. В остальное время нагрузка невелика, и природа отдыхает от антропогенного пресса. Заранее весьма трудно точно предвидеть, как отразится та или иная нагрузка на состоянии природных комплексов экологической тропы.

Если при постепенном повышении нагрузки становится ясным, что ее значения превышают критический порог, то есть если изменения в зоне тропы входят в противоречие, а затем и вовсе становятся несовместимыми с задачами сохранения заповедной природы, следует рассмотреть возможность применения одного из двух способов:

а) временно или надолго снизить нагрузку (возможно, перенести часть ее на другую тропу);

б) помочь природе выдержать существующую нагрузку без разрушения ее главных достоинств. Это возможно за счет повышения устойчивости тропы путем фитомелиорации или благоустройства с условием: чтобы благоустройство было благом как для людей, так и для природы

№ п/п

Название мероприятия

Участники

Срок проведения

Ответственные

1

Тропа здоровья

8-9 классы

Сентябрь, май

Участники кружка «Юный исследователь», волонтеры, классные руководители МАОУ «СОШ № 48»

2

Сказочная поляна в лесу

4 классы

Сентябрь, апрель

 

Экскурсия-сказка «О муравьишке, который пошел в школу»

4 классы

Сентябрь

3

Социально-психологический тренинг «Природное начало»

6 классы

Сентябрь, апрель-май

4

Тренинг-игра «Переправа»

6-7 классы

Сентябрь, май

5

Акция «ЖИВИ.ЛЕС»

5,6 классы

Сентябрь

6

Экскурсия «Природа Урала»

7-8 классы

Сентябрь, апрель-май

7

Экскурсия «Сказочный мир леса»

2 классы

Сентябрь, апрель-май

8

Тренинг «Дружба природы с человеком»

8 классы

Сентябрь, май

9

Социально-психологический тренинг-беседа «Право на чистый воздух» (профилактика табакокурения)

7-8 классы

Сентябрь, май

10

Экскурсия «Осенний лес»

6-8 класс

Сентябрь, октябрь

11

Социально-психологический тренинг «Природа человека»

8 класс

Сентябрь, октябрь

12

Наблюдательно-исследовательские работы «Юный исследователь»

4-11 классы (участники кружка)

Июль-ноябрь

13

Фотоохота

5-9 классы

Сентябрь-ноябрь, апрель-май

14

Конкурс поделок «Дары природы»

5-6 классы

Сентябрь-октябрь


Библиографическая ссылка

Курин М.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОКУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ МАОУ «СОШ № 48» ЧЕРЕЗ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ РОДНОГО УРАЛА (Г. НОВОУРАЛЬСК) // Международный школьный научный вестник. – 2016. – № 3. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=91 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674