Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА: СВОБОДА ИЛИ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ?

Лихачева А.Д. 1
1 МАОУ «Алабинская средняя общеобразовательная школа с УИОП им. героя Российской Федерации С.А .Ашихмина», 10 класс
Кривцова Ж.М. (, МАОУ «Алабинская средняя общеобразовательная школа с УИОП им. героя Российской Федерации С.А. Ашихмина»)
1. Громов Д. Молодёжь. Конструирование экстремальности. – М., 2008.
2. Керви А. Молодежные Субкультуры США и Великобритании с конца 40-х по наши дни. – http://osbook.net/book/317.
3. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.- М.: Воронеж, 1997.
4. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М., 1994.
5. Степанищев С., Чарный С. О проявлениях неонацизма в стране, победившей фашизм. – http://yandex.ru/clck/jsredir?from.
6. Крэйг`О`Хаара. Философия панка – больше, чем шум. – СПб., 2005.
7. Громов Д. Советские неофашисты как персонажи фольклора. -http://do.gendocs.ru/docs/index-153225.html.

Тенденция развития общества неразрывно связана с идеей личности в развивающемся мире. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления, как невысокий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга.

Актуальность исследования. Молодежные субкультуры, являясь одним из неотъемлемых элементов современных культуры и общества, создают предпосылки для осмысления возможностей, ответственности и самореализации индивидов. Благодаря им расширяется творческое пространство и повышается уровень свободы выбора молодых людей, рождается новая альтернативная реальность, предлагающая инновационные жизненные стратегии и способствующая развитию здорового самосознания будущих поколений.

Вместе с тем молодежные субкультуры могут усиливать деструктивные тенденции в духовной жизни молодого поколения, повышая уровень нигилистических настроений или уводя в сферу виртуальных симулякров массовой культуры и информационных технологий эпохи постмодерна.

Исследование молодежных субкультур позволяет выявить неоднозначность проекции данного явления на повседневность посредством определения «позитивного» и «негативного» путей его развития, что дает возможность раскрыть характер взаимодействия молодежи на межличностном, субкультурном и межгрупповом уровнях, определить степень свободы и творчества молодого человека, способствующую развитию ответственности индивида за самого себя и мир в целом.

Изучение молодежных субкультур позволяет раскрыть подлинную суть современного мира, утратившего смысл для молодого поколения, и понять, почему абсурдное сознание молодежи не только фиксирует распад привычных связей действительности, но и в немалой степени способствует ему, воплощает в себе противоречия, заставляет отстаивать собственную реальность перед реальностью наличной.

К. Манхейм, немецкий социолог 20 века, связывал процесс социализации личности при участии молодежных субкультур с культурной ориентацией страны. Он выделяет два вида стран, совпадающих с историко-философской классификацией цивилизаций: «западные» и «восточные».

Английский социолог М. Брейк разделяет молодежные субкультуры по классовому признаку на два типа: молодежные субкультуры среднего класса и молодежные субкультуры рабочего класса, не учитывая высший класс по причине его закрытости и малочисленности. Он считает, что данные субкультуры различаются по своей структуре и организации. Молодежные субкультуры рабочего класса основываются на культуре ближайшего окружения и кратковременны. Они ограничены промежутком между учебой, началом работы и семейной жизни. Среднеклассовые молодежные субкультуры более разнообразны и интернациональны, члены этих молодежных субкультур вовлечены в них на протяжении большего промежутка времени.

Объектом исследования данной работы является феномен молодежных субкультур. Предметом работы выступают эволюция и экзистенциальные основания молодежных субкультур.

Цель исследования – эволюции молодежных субкультур и их трансформаций.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

• доказать, что свобода и творчество выступают сущностными основаниями молодежных субкультур а не вседозволенности;

• проанализировать тенденции эволюции современных молодежных субкультур в различных экзистенциальных ситуациях культуры постмодерна;

• определить причины возникновения, особенности антропологической специфики западных и российских молодежных субкультур, их современные проблемы;

• установить, что между западными и российскими молодежными субкультурами, при всем их сущностном и типологическом сходстве, восприятие свободы и творчества основано на различиях российской и западной культуры и менталитета.

Методологическим основанием работы является системный метод, поскольку она строится на синтезе различных взглядов на феномен молодежных субкультур. Данный метод сочетается со стремлением к дифференциации и детальному описанию аспектов понимания сущности неформальных групп и объединений молодежи, рассматриваемых как в отдельности с целью изучения их своеобразия, так и в совокупности для лучшего понимания базовых механизмов их функционирования.

Новизна работы заключается в исследовании экзистенциальных оснований молодежных субкультур

Понятие «молодежной субкультуры» и ее появление в России

Для того чтобы четко сформулировать понятие «молодежная субкультура», нужно, прежде всего, рассмотреть понятия как «культура» и «субкультура».

Молодежная субкультура – это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Субкультуры не являются инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте [1].

Неформальные молодежные движения – это массовое явление, созданное при объединении подростков, ради общих интересов, действий, и реализации своих способностей [1].

Под субкультурой понимается частичная культурная подсистема культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей, субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Понятие «субкультура» в научный оборот вошло сравнительно недавно. Так, в справочной литературе до середины 80-х гг. ХХ века этот термин найти не удается. Кроме того, в первых работах отечественных исследователей, касавшихся этого понятия, отношение к нему было подчеркнуто отрицательным: говорилось, что субкультура – это не только порождение капиталистического общества, но и признак его загнивания. В настоящее время это понятие, освободившись от негативного значения, заняло в отечественной науке полноправное место. Согласно современной точке зрения, субкультура (от лат. Sub – под и cultura – возделывание, воспитание) – система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля какой -либо социальной группы, представляющей собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Для любой субкультуры существует ряд определенных черт, что бы социокультурное образование относилось к субкультуре:

1. Специфический стиль жизни и поведения;

2. Свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия;

3. Наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи [2].

Прежде чем обращаться непосредственно к молодежной субкультуре, необходимо прояснить смысл понятия «молодежь». В настоящее время существует два параллельных «измерения» понятия «молодежь», соответствующих двум природам человека: биологической и социальной. Для изучения молодежной субкультуры социальное измерение является первичным.

Отличительными признаками молодежи служат:

• Социальное положение обучающихся в «традиционных» учебных заведениях;

• Определение собственного социального статуса;

• Дифференциация в соответствии с социальными слоями.

• Еще не достигнута в полном объеме экономическая активность;

• Отсутствие собственной семьи;

• Социальная ролевая промежуточность между ролью взрослого и ребенка.

После рассмотрения этих понятий, можно перейти к феномену молодежной субкультуры, для которой характерно следующее:

Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель, который сам причисляет себя к ней, т.е. идентифицирует себя с ней;

Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а так же внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре;

Как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо цента, либо инициатора тех или иных инноваций, выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т.д.;

Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получает внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике [3].

Получается, что молодежная субкультура – культура, воссозданная молодыми людьми для себя; культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; культурная подсистема внутри культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.

В культурологи, психологии проблема молодежной субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры – процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические, социальные и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву.

С конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным – как у нас, так и за рубежом.

Молодежная субкультура как социальный феномен к нам в Россию пришла с Запада, но проведение параллелей между западной молодежной субкультурой и российской было бы ошибочно. В применение к конкретным обстоятельствам современной России это тем вернее, что привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры здесь довольно слабо представлен. На Западе молодежные группы формируются как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления социальных ценностей и особого образа жизни. В то время как у нас известность молодежной субкультуры в обществе во многом результат «эффекта CNN»: представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации.

Российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, предопределяет 3 фактора:

Социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения;

Особенности социальной мобильности в российском обществе (Каналы восходящей социальной мобильности в 90–е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Эта возможность, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.)

Утрата тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности.

Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежной субкультуры в России.

Характеристика молодежных субкультур

В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи в большом обществе». Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества.

Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием и неодобрением.

Фролов С.С., российский социолог, предложил следующую типологию субкультур:

• Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

• Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

• Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

• Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы) [4].

Субкультура «Скинхеды»

Разрушить образ скинхеда в России сложно, только недавно, спустя примерно десять лет после появления у нас первых скинхедов, одна из массовых газет опубликовала материал под названием «В Москве появились скинхеды – антифашисты». Ряд тематических программ на центральном телевидении так же поколебал представление населения об однозначности политической ориентации скинхедов. Более существенный вклад внес Интернет, но, несмотря на это доминирующая точка зрения сохраняет свои позиции.

Основные заблуждения, связанные с движением скинхэд-культуры

Скинхэды – это движение, связанное с фашизмом;

Скинхэды – это преступная группировка и никакой культуры там нет;

Проблему «буйства» скинхэдов невозможно решить.

Доказательства того, что между классическим движением скинхедов и мимикрирующих под него «неофашистскими» организациями нет ничего общего, кроме некоторых элементов одежды мы рассмотрим ниже («три волны классической скинхед-культуры») [5].

История: три волны классической скинхед-культуры

Первая волна. «Скинхэды» конца 60-х были «Моды» (mods) – это не только музыкальный стиль, но и определенное движение, образ жизни и манера одеваться, порожденная подростковой культурой Британии начала 60-х. Вечное противостояние «отцов и детей» с новой силой разгорелось с появлением рок-н-ролла (середина 50-х): молодое поколение американцев, получившее свою музыку, своих кумиров и свою моду, начало осознавать себя как самостоятельный социальный класс, не желавший подчиняться законам взрослых и пытавшийся самоопределиться. Английские подростки тоже захотели слушать и играть ритм-энд-блюз и рок-н-ролл. Так зародилось движение «мод». «Моды» одевались очень опрятно, носили обычно дорогие костюмы от фирм «Fred Perry», «Ben Sherman», «Lonsdale».

Позже появилась мода в стиле «Тэдди Бойз» («Teddy Boys»). У юношей – вельветовые пиджаки с большими лацканами, кожаные галстуки, брюки с отворотами, ботинки на рифленой подошве; прически – удлиненные, с волосами, обрамляющими лицо. Девушки носили юбки выше колен и свитера с глухими горловинами, длинные и прямые волосы. Из-за этого увлечения (хорошо одеваться) они часто обвинялись в предательстве рабочего класса, т.к. «моды» мало чем отличались в социальном плане от молодежи рабочего класса, но тратили на одежду большое количество денег. Любимым развлечением стали скутеры (мотороллеры). При этом «Тэдди Бойз» отличались весьма хулиганским нравом: они сколачивали банды, разъезжавшие на мотороллерах, дрались с рокерами (водивших мотоциклы), громили витрины магазинов и пугали обывателей.

Вторая волна скин-движения ознаменовалась ростом «панк-рока» в Великобритании. «Панк-рок» выглядел диким, грубым, агрессивным. Рабочая молодежь искала и хотела более жесткое и быстрое звучание для своей культуры. К тому же «панк-рок» стал просто студенческой бунтарской музыкой, музыкой для колледжа. И появившийся синтез яркого, быстрого и грубого звучания стал «streetpunk» (стрит-панк), в последствии названый журналистом издания «Sun» Гэри Бушеллом, как «Oi!». Из-за того, что корни «Oi!» музыки были в рабочем классе, СМИ негативно относились к данному музыкальному ответвлению, ходя сам «панк-рок», как музыку среднего класса, они приветствовали. Наряду со «стрит-панком» возрождалось движение «бритоголовых». Такие черты, как жесткость и гордость за рабочий класс, начали прививаться к «панку». В основном вторая волна «скинхэдов» ничего не знала о наследии и своих корнях, «модах», «ска», «рудебоях». Старые «скинхэды» постоянно критиковали и ругали новую поросль за новшества. В течение 70-х произошло много изменений у классических «скинхедов». Мода от размытого стиля перешла к лучшей одежде, чем ту которую могли себе позволить рабочие – «синие воротники». В 70-х появляется «военный» стиль одежды у скинхедов. В конце 80-х и по сегодняшний день, началось новое большое проявление «традиционных» ценностей скинхедов 60-х. Это произошло в Англии, Америке и в большей части Европы. Оно повлекло за собой новое противостояние классических (традиционных) и нетрадиционных (неофашистских, анархистских и коммунистических) скинов [6].

Третьей волной стали скинхэды середины 90-х. Появился признак «Гражданской войны» в «скинхэд-движении». Многие из тех, кто стал «скинхедом» более 15 лет назад, начали появляться на улицах, участвовать в развитии «скинхэд-культуры». 17–18-летние «панки» начали забривать себе головы, избавляясь от «ирокезов» и «помоек» [7].

Современные «скинхэды» Европы и Запада – это смесь из конца 60-х, и начала 80-х. Их музыкальные пристрастия простираются от «регги» до современного «хард-кора», а также «ска», «рокстэди», «рокабилли», «панк», «Ой!». Конечно, они интересуются своими корнями, культурой, но все же для большинства скинхэдов конца 90-х это пример из истории.

В нашей стране ситуация на данный момент складывается таким образом: у нас мало «красных скинов» (коммунистических), ШАРП скинов, классических (традиционных) скинов. В России почти не употребляется слово «бонхед». «Bonehead» (костяная голова) – термин, используемый классическими и другими скинами, для обозначения любых «оборотней-скинхедов», придерживающихся расистских или неофашистских взглядов. Понятие «скинхэд» в 99 случаях из 100 в России ассоциируется с неонацизмом и расизмом

SHARP-скины – это «скинхэды против расовых предрассудков»

«Redskins» или «RASH» – «Скинхэды против нацизма и власти капитала» или «Red and Anarchist Skinheads».

Если рассматривать схематически историю «скинхэд-движения», то можно придти к выводу, что неофашистские организации, использующие элементы культуры «скинхэд-движения», ими по определению не являются.

Субкультура «Стрэйт-эдж Straight edge».

Сообщения СМИ часто повергают взрослых в ужас: все больше подростков пьют, курят, принимают наркотики. Особо ужасает то, что они начинают делать это во все более раннем возрасте. И никакие призывы, лекции и прочие мероприятия, казалось бы не способны остановить эту волну. Даже курящие и пьющие родители, глядя на нынешних подростков, негодуют : «Ведь мы – то в ваши годы всем этим не занимались!» То есть негодование вызывает не алкоголь, табак как таковые, а то, что подростки приобщаются к ним раньше, чем это считается «нормальным». И вдруг оказывается что существуют подростки которые сами, без всякого влияния и принуждения или поощрения со стороны взрослых, полностью отказываются от алкоголя, табака и наркотиков. Они формируют общество, активно противостоящее лицемерию мира взрослых, который, с одной стороны, негодует против употребления алкоголя и прочих наркотиков подростками, а с другой стороны, поощряет его через рекламу и сообщния СМИ. edge (англ. путь напрямик, сокращённо sXe) – более философское ответвление панк-культуры, движение или скорее образ жизни, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая легальные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению. История субкультуры Стрэйт – эдж. Изначально возникший в среде американских панк-рок исполнителей как призыв против популяризации образапанка, Straight edge быстро превратился в этико-мировоззренческое движение, ставящее на первое место идею самоконтроля и личной свободы, и в начале 80-х стал довольно распространенным выбором среди американских панков, особенно в Вашингтоне и Бостоне, где образовались очень мощные хардкор-сцены. К середине 80-х эта культура распространилась и за пределы Штатов, хотя до начала 90-х большого распространения на других континентах не получила.

Характерные черты движения.

Отказ от наркотиков ( в том числе алкоголь, кофеин, табак, психо – активные вещества)

Сдержанность в сексе (разборчивые половые связи, один партнер, критическое отношение к порно-индустрии)

Антифашизм

Вегетарианство, веганство (нежелание быть участником убийства, активное участие в защите прав животных) (не является обязательным).edge – субкультура, не предполагающая саморекламу или навязывание sXe-образа жизни окружающим, поэтому у сторонников движения нет каких-либо предпочтений в одежде, прическе и т. п. Единственное средство самоидентификации – использование креста («X») или аббревиатуры «sXe», в частности:

Крест на тыльной стороне ладони – символ, появившийся в конце семидесятых, когда несовершеннолетним, приходившим в клубы на концерты, рисовали на руке крест, чтобы тем в баре не продавали спиртное. Такой же крест, но уже добровольно, рисовали себе приверженцы Straight edge.

Три креста, символ трёх НЕ: не пить, не курить, сдержанность в сексе.

Надпись DRUG FREE («свободен от наркотиков») или POISON FREE («свободен от яда»), часто используемая на одежде.

Часто вышеприведённые символы используются на татуировках, которые обозначают, что носящий их человек принял принципы Straight edge на всю жизнь, наносятся на стены зданий и т.п. Движение Straight Edge получило название от одноименной песни группы Minor Threat, и оно всегда было очень тесно связано с хардкор-панк музыкой.

Рэперы. История возникновения субкультуры репа в мире

Начинать историю рэпа, необходимо с разъяснения определенных нюансов. Рэп или Реп (оба написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом. Существует несколько версий возникновения слова «хип-хоп». Одной из популярных версий служит история про то, что один из отслуживших в Армии США друзей известного ди-джея, слушал сэмплы и напевал под них речитатив «хип/хоп/хип/хоп» (аналог «левой, правой, левой, правой»). Ди-джей, услышав это, стал использовать термин для обозначения своей ритмичной музыки, что было подхвачено другими ди-джеями. Само словосочетание «хип-хоп» отражает определенную «прыгучесть» его ритма, своеобразные танцевальные стили, которые позволяют его четко отличить от популярного в то время стиля «Диско» [6].

Первоначально общего названия у зародившегося движения не было, название «хип-хоп» появилось только в 1974 году. В конце 60-х молодые выходцы из Ямайки организовывали различные дискотеки для молодежи бедных афроамериканских районов. Дискотеки были популярными у молодежи, ди-джеи работали тогда в крайне примитивной технике семплирования, которая часто сводилась повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. МС в тот момент представляли собой больше конферансье, чем-то значение, которое существует в настоящее время. Они представляли ди-джеев и их композиции, а тальке подбадривали публику, не давали ей терять интерес, т.е. «заводили толпу», т.к. музыка игралась в режиме «нонстоп» (без перерыва). Причем выходцы с Ямайки повлияли даже на технику работы начальных МС, познакомив их с зародившейся техникой «тоастинга» (toasting) в 60-х годах на Ямайке (уличные танцы, на которых ди-джей играет пластинки с регги, а поэты вживую начитывают речитатив) [2].

Родиной репа считается Нью-Йорк, и реперы этого города не признавали значимым рэп из других мест, часто называя его «детским», «отстоем» и т.п. Рост влияния шоу-бизнеса на рэп-культуру приводил к росту поклонников репа, а так же становлением рэпа частью всемирной массовой культуры. Однако рост и благополучие МС, ди-джеев, их групп никак не влиял на реальное положение дел в районах-гетто. Основополагающая часть культуры репа разваливалась, молодежь наизусть знала тексты «коммерческих» кумиров, но сочинять свои рэперские стихи перестала. Брейкерские танцевальные бригады стали ориентироваться на клипмейкеров и заработки на музыкальном ТВ.

Иногда настолько нелепо, что это противоречит русским традициям и действительности. С другой стороны – начинает появляться в России рэп, который пытается быть привязанным исключительно к отечественным нормам – возможно, это и есть правильный путь, но при этом пропадает что-то очень важное, неотъемлемое, такой рэп часто бывает без «изюминки». Сегодня главная беда русского рэпа в том, что очень мало «народных» талантов в рэпе и слишком много предрассудков вокруг этой темы, что ставит рэп в России в невыгодную ситуацию. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто» с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и речи [2].

В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не по расовому признаку, а по социальному (бедные – богатые), культурному (конформисты – нонконформисты) и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года.

Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов и стали пионерами рэп-культуры были участники питерской группы «Bad Balance». Ее основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля. На протяжении 90-х годов различные группы, а так же выходцы из «Bad Balance» (LA (DJ), ШеFF и Михей (MC)) формируют рэп-культуру. В основном увлечение рэпом было уделом столичных мегаполисов, а в регионах России формировались небольшие фан-клубы в основном западных исполнителей. Именно концентрация рэп-культуры в двух городах Москва и Санкт-Петербург заложила фундамент «коммерческого рэпа» в нашей стране. Подробнее мы рассмотрим это в нашей статье ниже. Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Bad Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»). В 1999 году глобальное возрождение брейк-данса способствовало его повторному оживлению и в России [3].

Русский хип-хоп противоречив, как и его западный оригинал, при этом элементы рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои песни. После 90-х годов в российском шоу-бизнесе сформировались крупные компании, которые были заинтересованы в развитии различных молодежных стилей музыки. Им была нужна молодежь мегаполисов России. Из-за сложившейся в нашей стране исторической системы интеграции западных инноваций, как в бизнесе, так и в культуре, отечественные лидеры шоу-бизнеса ориентировались на так называемую группу «новаторов». «Новаторами» в маркетинге называют ту группу людей, которые раньше всех пробует «новинки» и являются лидерами мнениями. Их всего около 2,6 %. Однако, эти новаторы формируют потребительские предпочтения всей оставшейся покупательской аудитории. Российские «золотые новаторы» довольно часто путешествуют по странам мира и знают последние новинки. Одной из таких новинок после 2000 года стал музыкальный стиль R&B (rhythm-and-blues). В России он получил название r`n`b. Современные российские клубы для современной молодежи являются не сколько местом отдохнуть и послушать музыка, а сколько показать себя, продемонстрировать соответствие неким групповым стандартам. Для таких мест не подойдет тот рэп, который говорит о бытовых проблемах, социальных и политических неурядицах.

Всего в современном рэпе существует свыше 20–ти различных направлений, каждый из которых имеет свою историю, богатую учениками школу, стиль звучания и преданных фанатов по всему миру.

Помимо музыкальных различий, существуют различия в социальных ролях рэп-культуры, которые отличаются как своим поведением, так и манерой одеваться и сленгом.

Мода и социальные роли в молодежной субкультуре

Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура. Субкультура является своеобразным компенсаторным механизмом, который снижает давление массовой («глобальной») культуры на индивида.

Молодежная субкультура – это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде.

Участие в субкультуре это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них. Единственно стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения. На данный момент для социологов, маркетологов и социальных психологов стоит насущная проблема – замена социальной модели у молодежи потребительским поведением.

В «идеальной» субкультуре участники тренируются в исполнении социальных ролей, развитии самосознания и солидарности. Индивид ищет свой статус в своей субкультуре и пытается достигнуть признания. С другой стороны, неформальные молодежные группы культивируют протест против общества взрослых. Данный протест часто эксплуатируют различные производители товаров и услуг в своих рекламных и маркетинговых акциях. Производители одежды, табака и алкоголя, музыкальные лейблы, развлекательные учреждения, телевидение и радио каналы все заинтересованы в лояльном и надежном потребителе.

Заключение

Научный интерес к исследованию субкультур, в особенности молодежных, не угасает уже на протяжении пятидесяти лет. Сегодня нет единого определения и подхода к пониманию данного феномена, что вполне объяснимо, поскольку он представляет собой особую сферу человеческого бытия, в многогранности которого проявляется уникальность каждого индивидуального «Я». Вследствие этого однозначная оценка его невозможна. В эпоху глобализации понимание молодежных субкультур усложняется и ведет к парадоксальным явлениям: с одной стороны они выступают необходимым элементом демократического общества, конституирующим приоритетное значение свободы и творчества в жизни индивидов, а с другой, все более очевидной становится тенденция к унификации, стандартизации человеческого сознания, нивелированию личности, растворению ее уникальных характеристик в безликой усредненной массе, культивируемой в качестве некоего образца. Утрата духовности, добровольный отказ от свободы лишает молодежь способности к рефлексии, самосовершенствованию, творческой самореализации, позволяет активно манипулировать им, создавать для него искусственные схемы мышления и поведения.

Приложение 1

Результаты социологических исследований

В ходе исследования моим одноклассникам был предложены ряд вопросов:

«Перечислите представителей каких молодежных субкультур вы встречали?

Результаты были следующие:

1. Субкультуры, выделенные на основании признака асоциальной направленности и деликвентного / криминального поведения – 2,19 %

2. Субкультуры, выделенные на основании признака увлечения различными видами спорта – 6,24 %

3. Субкультуры, выделенные на основании способа проведения свободного времени / трудно идентифицируемые – 7,78 %

4. Субкультуры, выделенные на основании признака социальной активности и политических взглядов – 20,92 %

5. Субкультуры, выделенные на основании признака музыкальных пристрастий, соответствующей моды – 62,87 %

lihac-1.tif

Следующим вопросом к респондентам был «Представители каких музыкальных субкультур вы встречали ?

Ответы распределились следующим образом:

«Панки» – 25,13 %

«Эмо» – 22,32 %

«Рэперы» – 19,06 %

«Готы» – 12,94 %

«Хиппи» – 6,64 %

«Металлисты» – 5,5 %

«Неформалы» – 4,01 %

«Альтернативщики» – 2,98 %

«Другие» – 1,43 %

«Что является основным источником информации о субкультурах?» Результаты получились следующие:

– Телевидение – 35,20 % – Рассказы друзей – 23,70 % – Наблюдаете со стороны, являетесь очевидцем – 14,59 % – Сами активно участвуете в жизни какой-либо из субкультур – 10,52 % – Газеты, журналы, радио – 10,52 % – Интернет – 4,63 % – Нет ответа – 0,84 %

Мотивы, по которым молодые люди становятся участниками определённой субкультуры, распределились следующим образом:

– Интересы – 42,63 %

– Попытка победить внутреннее одиночество, желание найти друзей и единомышленников – 34,71 %

– Потребность в эмоционально насыщенном общении – 12,48 %

– Конфликты на учёбе и дома – 5,89 %

– Потребность в защите и независимости – 4,29 %

Как видно группа мотивов, обусловленных проблемами в общении, отношениях со взрослыми, чувством незащищённости дома и на учёбе в сумме составляют 12,48 %. То есть субкультуры в большей степени выступают как объединения по интересам, помогающие уйти от одиночества и удовлетворяющие потребность в насыщенном общении.


Библиографическая ссылка

Лихачева А.Д. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА: СВОБОДА ИЛИ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ? // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 2-1. – С. 103-111;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=938 (дата обращения: 20.05.2019).