Концепция экологического образования в соответствии с программами формирования УУД и воспитательными программами ФГОС предполагает проектирование содержания внеурочного компонента с учетом учебных и практических задач экологического образования: формирование мотивации, потребности к повышению экологической грамотности, самовыражения в исследовательской деятельности [1, 6]. Кроме того, при стремительном развитии информационно-коммуникационных технологий в обществе возникает возможность применять инновации в системе образования. Следовательно, вопрос основания выбора технологии проектирования внеурочной работы в области экологического образования с учетом современных требований информационно-коммуникационного обучения по-прежнему остается открытым. При этом процессы формирования целостной естественнонаучной картины мира и информационной культуры у современных школьников должны быть взаимосвязаны [2, 4, 5].
Учитывая вышесказанное, нами разработан проект «Музей естествознания». Реализуемый проект на базе школы № 48 г. Копейска обеспечивает коллективный и индивидуальный опыт решения экологических задач, опыт взаимодействия с окружающей средой. При реализации проекта были выбраны практико-ориентированный подход и формы обучения: экспедиции, экскурсии-практикумы, виртуальные экскурсии [3, 4].
Цель – определить эффективность практико-ориентированного обучения при создании стационарного музея естествознания и его виртуальной вариации.
Задачи: провести анализ результатов реализации проекта, создать стационарный музей, оцифровать экспонаты и экспозиции.
Методы исследования: анализ, педагогический эксперимент, синтез.
В результате экспедиционной деятельности по территории Челябинской области отобраны тренажеры, монолиты почв, гербарии, оформлены энтомологические коллекции с целью дальнейшего изучения, выполнено макетирование геологических процессов. Фундаментом для первых экспозиционных папок послужили исследовательские работы обучающихся, выполненные по материалам экспедиций и экскурсий в природных условиях [7]. Отобранные материалы оформлены в разделы экспозиции (табл.7) [8].
Таблица 1
Тематическая структура экспозиции и разделов музея
№ |
Наименование разделов, тем |
Краткое содержание тем и подтем |
Основные экспозиционные материалы |
1 |
Почвоведение. Рельеф Ю.Урала |
Характеристика почв, родников, оврагов, рек, прудов, известковых отложений. Макеты: «Гора Круглица, «Долина реки Миасс», «Рельеф, созданный реками», «Эрозия и транспортировка наносов» |
Монолиты почв, фотоматериалы, природные и оцифрованные объекты. Макеты, публикации в журналах РИНЦ) |
2 |
Ботаника. Энтомология |
Растения и животные. Флора и фауна |
Гербарии, энтомологические коллекции, оцифрованные объекты |
3 |
Исследовательская деятельность |
Проекты «Озеро Б. Шантропай Челябинской области», «Санитарное состояние оз. Мыркай Красноармейского района» |
Исследовательские работы, проекты, публикации школьников в журналах РИНЦ |
4 |
Этапы развития земледелия |
Способы земледелия на Северном, Южном Урале и Зауралье, 16 -17 в. Средневековый: трехполье. Современные технологии в с.х. GPS навигации |
Макеты, исследовательские работы |
При оцифровывании экспозиций стационарного музея нами выполнена задача по формированию пространства активной деятельности школьников с учетом современных требований информационно-коммуникационного образования. Уникальность виртуального музея, включающего оцифрованные объекты природы и экспозиции, заключается в объемной визуальной проработке моделей экспонатов. Виртуальные модели, в свою очередь, обеспечивают доступность информации для участников экспедиции, актива музея, обучающихся школы и посетителей сайта школы. Оцифрованный музей также включает справочную информацию о каждом экспонате. Некоторые объекты виртуального музея дополнены медиа-файлами (фото, видео, аудио), раскрывающие экологические проблемы региона. При этом выбор виртуальной формы обусловлен следующим: современные цифровые технологии повышают интерес школьников к естественнонаучным дисциплинам и экологическим проблемам [3, 8]. Активная деятельность школьников позволяет войти в сетевое пространство и популяризировать исследовательскую и практическую деятельность в области естествознания.
В итоге применяемые нами виртуальные и практико-ориентированные формы обучения (экспедиции, экскурсии-практикумы, экскурсии в музее естествознания) позволили организовать внеурочную деятельность экологической направленности с учетом современных требований информационно-коммуникационного образования.