Урок № 1
Тема: Н.В. Гоголь «Шинель».
Своеобразие реализации темы «маленького» человека. Образ «маленького» человека в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем лица (одиночество, косноязычие). Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой, противостоящего безумию общества.
Мы все вышли из «Шинели» Гоголя. (Ф. Достоевский)
Цель: 1.дать понятие «маленького» человека, особенности создания этого образа Гоголем. 2.навыки работы с текстом, глубокое прочтение произведения. 3.воспитание чувства милосердия, сострадания.
Оборудование: учебник по литературе, тетрадь.
Ход урока. Словарная работа.
Анекдот - случай, приключение, происшествие, смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания.
Юмор - мягкий, незлобивый смех автора, обращенный к существенным, но частным недостаткам людей и жизненных явлений.
Ирония - скрытая насмешка, один из видов юмора, смех с чувством грусти, сожаления. Особая злая, уничтожающая ирония называется сарказмом.
Слово учителя: вы самостоятельно прочитали повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Какие чувства она у вас вызвала? (сострадания, милосердия, несправедливости, жалости, непонимания). Начнем нашу беседу с выполнения заданий кроссворда, который не только поможет вспомнить содержание, но и покажет глубину понимания текста.
|
1 |
|
9 |
|
|
|
|
|||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|||||
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Что могло бы помочь Башмачкину» попасть в статские советники»? (награда)
3. Это насекомое упоминается в произведении дважды. (муха)
5. «Подруга жизни» Башмачкина? (шинель).
4.Какой мех был выбран на воротник шинели? (кошка)
2.Место действия в повести? (Петербург)
7. Сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалования или около того. (мороз)
8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (одном).
6. Это ставит на одну ступень «маленького человека» и «значительное лицо»? (бедствия).
Какое получилось ключевое слово и как оно связано с темой урока (Гуманизм - это человеколюбие, сострадание, любовь к ближним, в этом так нуждается «маленький человек».)
Беседа по содержанию и проблематике текста. С темой маленького человека мы уже встречались в литературе. Это Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А. Пушкина, Червяков в произведении «Смерть чиновника» А. Чехова и др. Как же возник замысел повести, действие которой происходит в одном департаменте? Обратимся к истории создания повести. (Индивидуальное задание)
«Однажды при Гоголе,- свидетельствует П.В. Анненков,- рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200(асс.) В первый раз, как на маленькой лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который о где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни, но о страшном событии он уже не мог вспоминать без смертельной бледности на лице. Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель», и она заронилась в его душу в тот же вечер». [1.194.]
- Чем отличается повесть от анекдота? (повесть заканчивается трагически и фантастически). Обратимся к повести и образу главного героя. «МУХА» с ней сравнивается герой. В чем смысл этого сравнения?
Башмачкин не человек для окружающих, а существо низшее, вроде насекомого. Первое сравнение встречаем вначале повести, с него начинается рассказ об отношении к «маленькому» человеку.
- Как относятся к нему в департаменте, где он служит, сослуживцы, сторожа, начальник? (зачитать в тексте)
Работа с текстом. Расскажите подробнее о герое. (пересказ с цитатами)
Акакий - не делающий зла, незлобивый, невинный. Акакий - смиреннейший (в квадрате). Башмачкин - от «башмак», но звучит уменьшительно - уничижительно.
- Какие строки говорят о предопределенности судьбы? Каков быт Акакия Акакиевича? Каким образом показывает Гоголь обезличенность героя? В чем видит причины?
Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира Башмачкина, его ограниченности, скудости интересов, неспособности логически мыслить, косноязычие. Он не способен даже перевести глаголы из одной формы в другую. Боится, отказывается от предложения начальника.
- Почему же Гоголь приглушает все эти отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным планом дает другое: кротость, душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка? Ответом могут служить слова самого Гоголя «Прекрасное смирение, которое составляет первую красоту души».
(А.А. прощает тех, кто его обижает, готов терпеть унижения и лишения. Он как бы олицетворяет собой заповедь христианскую: «Я брат ваш».)
«Гибель героя посреди мрака и холода бесконечной зимы соотносится с мраком безумия, окружавшим его всю жизнь» В. М. Маркович.
- Кто способствует еще большему обезличиванию, потере собственного я у Башмачкина? (значительное лицо, зачитать характеристику в тексте, обобщить). Составьте ассоциативную цепочку - схему: Башмачкин - одиночество, скудость, забитость, всепрощение, беззлобие, духовное превосходство.
Петербург --------------------------------------------Департамент
Холод, ветер ----------одиночество------------------насмешки, неуважение.
Шинель------------------Башмачкин------------------значительное лицо
Мечта-----------------------------------------------------бедствие
Вывод и обобщение:
Духовное вырождение А.А. Гоголь изображает отнюдь не как исключение, оно не является фактом лишь его индивидуальной биографии. Именно потому, что источник страшного измельчания личности заключается в социальной униженности «маленького» человека, образ А.А. вырастает в художественное обобщение огромного диапазона. Судьба Башмачкина является уделом многих других, таких же, как он, «маленьких людей». Найдите в тексте подтверждение этим словам: «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем и его и никогда не было.
Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп» [7.47]. Возникает чувство вины перед вечным титулярным советником, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться.
Письменно в тетради краткий ответ на вопрос:
- Испытывает ли у Гоголя хотя бы один герой чувство стыда за отношение к Башмачкину? Подтвердите текстом.
Оценки за урок.
Домашнее задание:
1.Индивидуальное задание: высказывание о Петербурге.
2.Пересказ сцен: пошив шинели, распекание у генерала.3 Рисунки.
Урок № 2
Тема: «Шинель» как петербургский текст. Мечта и реальность в повести. Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль фантастики в художественном произведении.
Цель 1. Навыки сопоставительного анализа.
2.Умение ориентироваться в тексте, находить детали и художественные средства. 3.
Оборудование: учебник с текстом произведения, распечатки стихов, тетрадь.
Ход урока:
1. Слово учителя: Откройте тетради, запишите тему урока, просмотрите схему, которую мы составили на прошлом уроке. Какие слова встречаются в названии темы? (холод, Петербург, шинель) Определите самостоятельно цель урока.
Рассмотрите рисунки, прокомментируйте.
2. Работа со стихотворным материалом. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений о Петербурге.
Город туманов и снов
Встает предо мною
С громадой неясною
Тяжких домов,
С цепью дворцов,
Отраженных холодной Невою.
(П. Соловьев)
Ты знавал этот город туманов,
Город холода, мглы и тоски.
(П. Якубович)
Ветер с моря тучи гонит,
В засиявшей синеве.
Облак рвется, облак тонет,
Отражаяся в Неве.
(М. Кузмин)
Холодно, серо, туман все растет.
(А. Барыкова)
Ходит ветер избочась
Вдоль Невы широкой,
Снегом стелет калачи
Бабы кривобокой.
Бьется весело в гранит,
Вихри завивает и,
Метелицей гудя,
Плачет да рыдает.
Под мостами свищет он
И несет с разбега
Белогрудые холмы
Молодого снега.
(К. Случевский)
Гуляли по Неве валы,
Ревущий ветер не знал преграды….
(В. Щиглев)
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид.
Свод небес зелено-бледный,
Голод, холод и гранит.
(А. Пушкин).
- Что общего в описании Петербурга в стихах поэтов? (холод, ветер, бесприютность),
«Гоголь и сам чувствовал себя очень одиноко, мерз в холодном, открытом всем ветрам зимнем Петербурге, не будучи в состоянии приобрести себе новую шинель: в письме к матери от 2 апреля 1830 года Гоголь сообщает, что «не в состоянии был сделать нового…даже теплого плаща, необходимого для зимы» и» отхватал всю зиму в летней шинели» [1.197] В таком городе хочется согреться, укрыться от ветра, хочется тепла и понимания. Хочется этого и А.А. Башмачкину
Работа с учебником: с.391, вопрос 2.
-Каким предстает Петербург в повести? Проиллюстрируйте отрывками из текста, как Гоголь описывает зиму, ветер. (ответ учащихся).
Петербург - символ вечного адского холода. Только ли о физическом холоде идет речь, как вы думаете?
(Речь идет не только о физическом холоде, но и о внутреннем, душевном холоде, одиночестве, забитости и ненужности, тоске).
- Так ли необходима новая шинель Акакию Акакиевичу?
(старая протерлась, в ней холодно, новая необходима, так как старую починить нельзя)
Запись в тетрадь.
Башмачкин (живет в своем игрушечном мире, не замечая окружающего)
|
Шинель (заставляет его вступать во внешний мир, взаимодействовать с ним) |
- Какие определения шинели встречаются в тексте? (старая шинель, капот, серпянка; вечная идея, подруга жизни, светлый гость). Как меняется поведение Акакия Акакиевича с появлением в его жизни «шинели»? («озарилась светом идеи», зачитать в тексте). Меняется ли отношение сослуживцев к Акакию Акакиевичу? (все узнали, выбежали, стали поздравлять, приветствовать, приглашают на вечер», чтобы показать, что знаются даже с низшими.)
Анализ эпизодов: 1.перескажите эпизод пошива шинели, обратите внимание на детали (лучшее сукно, коленкор на подкладку, кошка на воротник)
- Какие детали можно назвать знаковыми? (генерал на табакерке предвещает встречу с настоящим генералом).
Учитель: Гоголю свойственно видеть в вещах нечто роковое, дьявольское, губительное для человека. Мечта согреться, быть другим, почувствовать себя нужным не сбылась. В мире, где царит равнодушие, унижения, вседозволенность и всевластие, трудно «маленькому человеку».
2. Рассмотрим сцену грабежа: зачитайте, выделите ключевые слова. (пустынные улицы – глуше и уединеннее – площадь – пустыня - огонек на краю света: сердце предчувствовало недоброе- точно море вокруг него - затуманило в глазах и забилось в груди.)
Вывод: сцена грабежа навевает жуткий холод на душу читателя. Погружаясь в безмолвие громадного города, Башмачкин испытывает смертельное одиночество и тоску. Злая, равнодушная стихия ползет, надвигается на него: пустынные улицы становятся глуше, фонари мелькают реже. А.А. терпит бедствие от разгула стихии и ищет зашиты у государства.
3. Сцена посещения значительного лица: можно ли ее считать кульминационной? (учащиеся зачитывают эпизод). Сцену можно считать кульминационной, так как после этого заканчивается реальное и начинается фантастическое. Генерал не видит в титулярном советнике человека. Смиренный вид только раззадорил начальственный кураж значительного лица. После распекания значительным лицом А.А. заболел и умер. Но Башмачкин взбунтовался, уходя из жизни. Со смертью героя сюжет не заканчивается, не обрывается, он переходит в фантастический план. Начинается возмездие, бушуют вышедшие на поверхность жизни стихии. Сцена покушения на значительное лицо является зеркальным отображением сцены ограбления Акакия Акакиевича «А! так вот ты наконец! Наконец я тебя того, поймал за воротник! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек,- отдавай же теперь свою!» [7.49]
Творческая 5-минутка. Как вы поняли концовку повести «Шинель»? (зачитывают свои работы)
Учитель: повесть заканчивается внезапно разгулявшейся стихией… Образ будочника - блюстителя власти, пассивно бредущего за разбушевавшейся стихией символичен: бунт возмущенной стихии против искаженных, подавляющих человека форм российской государственности. Возвращаю ваше внимание к кроссворду, который разгадывали на прошлом уроке. Гуманизм- ключевое слово. Вспомните слова Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Таким образом, повесть не только о любви к ближнему, к соотечественникам «Я брат Ваш», но и об ответственности каждого друг перед другом, о роли и государства в судьбе каждого человека.
Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите, он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.
Оценки за урок.
Домашнее задание: И. С. Тургенев «Певцы» читать. Индивидуальное задание: сообщение о жизни и творчестве писателя, цитатная характеристика героев по группам, рисунки.