Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Yashkova G.G. 1
1

Урок № 1

Тема: Н.В. Гоголь «Шинель».

Своеобразие реализации темы «маленького» человека. Образ «маленького» человека в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем лица (одиночество, косноязычие). Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой, противостоящего безумию общества.

                             Мы все вышли из «Шинели» Гоголя. (Ф. Достоевский)

 Цель: 1.дать понятие «маленького» человека, особенности создания этого образа Гоголем. 2.навыки работы с текстом, глубокое прочтение произведения. 3.воспитание чувства милосердия, сострадания. 

Оборудование: учебник по литературе, тетрадь.

Ход урока. Словарная работа. 

Анекдот - случай, приключение, происшествие, смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания.

 Юмор - мягкий, незлобивый смех автора, обращенный к существенным, но частным недостаткам людей и жизненных явлений.

Ирония - скрытая насмешка, один из видов юмора, смех с чувством грусти, сожаления. Особая злая, уничтожающая ирония называется сарказмом.

Слово учителя: вы самостоятельно прочитали повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Какие чувства она у вас вызвала? (сострадания, милосердия, несправедливости, жалости, непонимания). Начнем нашу беседу с выполнения заданий кроссворда, который не только поможет вспомнить содержание, но и покажет глубину понимания текста.

 

1

 

9

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что могло бы помочь Башмачкину» попасть в статские советники»? (награда)

3. Это насекомое упоминается в произведении дважды. (муха) 

5. «Подруга жизни» Башмачкина? (шинель).

4.Какой мех был выбран на воротник шинели? (кошка)

2.Место действия в повести? (Петербург)

7. Сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалования или около того. (мороз)

8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (одном).

6. Это ставит на одну ступень «маленького человека» и «значительное лицо»? (бедствия).

Какое получилось ключевое слово и как оно связано с темой урока (Гуманизм - это человеколюбие, сострадание, любовь к ближним, в этом так нуждается «маленький человек».)

Беседа по содержанию и проблематике текста. С темой маленького человека мы уже встречались в литературе. Это Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А. Пушкина, Червяков в произведении «Смерть чиновника» А. Чехова и др.  Как же возник замысел повести, действие которой происходит в одном департаменте?  Обратимся к истории создания повести. (Индивидуальное задание) 

«Однажды при Гоголе,- свидетельствует П.В. Анненков,- рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200(асс.) В первый раз, как на маленькой лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который о где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни, но о страшном событии он уже не мог вспоминать без смертельной бледности на лице. Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель», и она заронилась в его душу в тот же вечер». [1.194.]  

- Чем отличается повесть от анекдота? (повесть заканчивается трагически и фантастически). Обратимся к повести и образу главного героя.  «МУХА» с ней сравнивается герой. В чем смысл этого сравнения?  

Башмачкин не человек для окружающих, а существо низшее, вроде насекомого. Первое сравнение встречаем вначале повести, с него начинается рассказ об отношении к «маленькому» человеку. 

- Как относятся к нему в департаменте, где он служит, сослуживцы, сторожа, начальник? (зачитать в тексте) 

Работа с текстом. Расскажите подробнее о герое. (пересказ с цитатами)

Акакий - не делающий зла, незлобивый, невинный. Акакий - смиреннейший (в квадрате). Башмачкин - от «башмак», но звучит уменьшительно - уничижительно.

- Какие строки говорят о предопределенности судьбы? Каков быт Акакия Акакиевича? Каким образом показывает Гоголь обезличенность героя? В чем видит причины?

Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира Башмачкина, его ограниченности, скудости интересов, неспособности логически мыслить, косноязычие. Он не способен даже перевести глаголы из одной формы в другую. Боится, отказывается от предложения начальника.

- Почему же Гоголь приглушает все эти отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным планом дает другое: кротость, душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка? Ответом могут служить слова самого Гоголя «Прекрасное смирение, которое составляет первую красоту души».

  (А.А. прощает тех, кто его обижает, готов терпеть унижения и лишения. Он как бы олицетворяет собой заповедь христианскую: «Я брат ваш».)

«Гибель героя посреди мрака и холода бесконечной зимы соотносится с мраком безумия, окружавшим его всю жизнь» В. М. Маркович.

- Кто способствует еще большему обезличиванию, потере собственного я у Башмачкина? (значительное лицо, зачитать характеристику в тексте, обобщить). Составьте ассоциативную цепочку - схему: Башмачкин - одиночество, скудость, забитость, всепрощение, беззлобие, духовное превосходство.                            

Петербург      --------------------------------------------Департамент

Холод, ветер ----------одиночество------------------насмешки, неуважение.

Шинель------------------Башмачкин------------------значительное лицо

Мечта-----------------------------------------------------бедствие

Вывод и обобщение:

Духовное вырождение А.А.  Гоголь изображает отнюдь не как исключение, оно не является фактом лишь его индивидуальной биографии. Именно потому, что источник страшного измельчания личности заключается в социальной униженности «маленького» человека, образ А.А. вырастает в художественное обобщение огромного диапазона. Судьба Башмачкина является уделом многих других, таких же, как он, «маленьких людей». Найдите в тексте подтверждение этим словам: «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем и его и никогда не было.

Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп» [7.47]. Возникает чувство вины перед вечным титулярным советником, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться. 

Письменно в тетради краткий ответ на вопрос:

 - Испытывает ли у Гоголя хотя бы один герой чувство стыда за отношение к Башмачкину? Подтвердите текстом. 

Оценки за урок.

Домашнее задание:

1.Индивидуальное задание: высказывание о Петербурге.

2.Пересказ сцен: пошив шинели, распекание у генерала.3 Рисунки.  

Урок № 2

Тема: «Шинель» как петербургский текст. Мечта и реальность в повести. Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль фантастики в художественном произведении.

 Цель 1. Навыки сопоставительного анализа.

2.Умение ориентироваться в тексте, находить детали и художественные средства. 3.        

Оборудование: учебник с текстом произведения, распечатки стихов, тетрадь.  

Ход урока:

1. Слово учителя: Откройте тетради, запишите тему урока, просмотрите схему, которую мы составили на прошлом уроке. Какие слова встречаются в названии темы? (холод, Петербург, шинель) Определите самостоятельно цель урока.

Рассмотрите рисунки, прокомментируйте.

2. Работа со стихотворным материалом.  Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений о Петербурге.

 

Город туманов и снов  

Встает предо мною 

С громадой неясною 

Тяжких домов, 

С цепью дворцов,

Отраженных холодной Невою.

(П. Соловьев) 

 

Ты знавал этот город туманов,

Город холода, мглы и тоски.

(П. Якубович)    

 

Ветер с моря тучи гонит, 

В засиявшей синеве. 

Облак рвется, облак тонет, 

Отражаяся в Неве.

(М. Кузмин)   

 

Холодно, серо, туман все растет.

 (А. Барыкова)

 

Ходит ветер избочась 

Вдоль Невы широкой,

Снегом стелет калачи  

Бабы кривобокой.

Бьется весело в гранит,

Вихри завивает и, 

Метелицей гудя, 

Плачет да рыдает.

Под мостами свищет он 

И несет с разбега

Белогрудые холмы 

Молодого снега.

(К. Случевский) 

 

Гуляли по Неве валы, 

Ревущий ветер не знал преграды….

(В. Щиглев)

 

Город пышный, город бедный, 

Дух неволи, стройный вид.

Свод небес зелено-бледный,

Голод, холод и гранит.

(А. Пушкин). 

 

- Что общего в описании Петербурга в стихах поэтов? (холод, ветер, бесприютность),

«Гоголь и сам чувствовал себя очень одиноко, мерз в холодном, открытом всем ветрам зимнем Петербурге, не будучи в состоянии приобрести себе новую шинель: в письме к матери от 2 апреля 1830 года Гоголь сообщает, что «не в состоянии был сделать нового…даже теплого плаща, необходимого для зимы» и» отхватал всю зиму в летней шинели» [1.197] В таком городе хочется согреться, укрыться от ветра, хочется тепла и понимания. Хочется этого и А.А.  Башмачкину

 Работа с учебником: с.391, вопрос 2.

-Каким предстает Петербург в повести? Проиллюстрируйте отрывками из текста, как Гоголь описывает зиму, ветер. (ответ учащихся).

 Петербург - символ вечного адского холода. Только ли о физическом холоде идет речь, как вы думаете?

(Речь идет не только о физическом холоде, но и о внутреннем, душевном холоде, одиночестве, забитости и ненужности, тоске).

- Так ли необходима новая шинель Акакию Акакиевичу?

 (старая протерлась, в ней холодно, новая необходима, так как старую починить нельзя) 

Запись в тетрадь.

 

Башмачкин

(живет в своем игрушечном мире, не замечая окружающего) 

 

Шинель (заставляет его вступать во внешний мир, взаимодействовать с ним)

 

 - Какие определения шинели встречаются в тексте? (старая шинель, капот, серпянка; вечная идея, подруга жизни, светлый гость). Как меняется поведение Акакия Акакиевича с появлением в его жизни «шинели»? («озарилась светом идеи», зачитать в тексте).  Меняется ли отношение сослуживцев к Акакию Акакиевичу? (все узнали, выбежали, стали поздравлять, приветствовать, приглашают на вечер», чтобы показать, что знаются даже с низшими.)

Анализ эпизодов: 1.перескажите эпизод пошива шинели, обратите внимание на детали (лучшее сукно, коленкор на подкладку, кошка на воротник)

- Какие детали можно назвать знаковыми? (генерал на табакерке предвещает встречу с настоящим генералом).  

Учитель: Гоголю свойственно видеть в вещах нечто роковое, дьявольское, губительное для человека. Мечта согреться, быть другим, почувствовать себя нужным не сбылась. В мире, где царит равнодушие, унижения, вседозволенность и всевластие, трудно «маленькому человеку». 

2. Рассмотрим сцену грабежа: зачитайте, выделите ключевые слова. (пустынные улицы – глуше и уединеннее – площадь – пустыня - огонек на краю света: сердце предчувствовало недоброе- точно море вокруг него - затуманило в глазах и забилось в груди.) 

Вывод: сцена грабежа навевает жуткий холод на душу читателя. Погружаясь в безмолвие громадного города, Башмачкин испытывает смертельное одиночество и тоску. Злая, равнодушная стихия ползет, надвигается на него: пустынные улицы становятся глуше, фонари мелькают реже. А.А. терпит бедствие от разгула стихии и ищет зашиты у государства.

3. Сцена посещения значительного лица: можно ли ее считать кульминационной? (учащиеся зачитывают эпизод). Сцену можно считать кульминационной, так как после этого заканчивается реальное и начинается фантастическое. Генерал не видит в титулярном советнике человека. Смиренный вид только раззадорил начальственный кураж значительного лица. После распекания значительным лицом А.А. заболел и умер. Но Башмачкин взбунтовался, уходя из жизни. Со смертью героя сюжет не заканчивается, не обрывается, он переходит в фантастический план. Начинается возмездие, бушуют вышедшие на поверхность жизни стихии.  Сцена покушения на значительное лицо является зеркальным отображением сцены ограбления Акакия Акакиевича «А! так вот ты наконец! Наконец я тебя того, поймал за воротник! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек,- отдавай же теперь свою!» [7.49] 

Творческая 5-минутка.  Как вы поняли концовку повести «Шинель»?   (зачитывают свои работы)

Учитель: повесть заканчивается внезапно разгулявшейся стихией… Образ будочника - блюстителя власти, пассивно бредущего за разбушевавшейся стихией символичен: бунт возмущенной стихии против искаженных, подавляющих человека форм российской государственности.  Возвращаю ваше внимание к кроссворду, который разгадывали на прошлом уроке. Гуманизм- ключевое слово. Вспомните слова Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Таким образом, повесть не только о любви к ближнему, к соотечественникам «Я брат Ваш», но и об ответственности каждого друг перед другом, о роли и государства в судьбе каждого человека.

 Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите, он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое. 

Оценки за урок.

Домашнее задание: И. С. Тургенев «Певцы» читать. Индивидуальное задание: сообщение о жизни и творчестве писателя, цитатная характеристика героев по группам, рисунки.