Приобщение подрастающего поколения к богатствам литературы, развитие их читательских интересов всегда было и по-прежнему остается важнейшей задачей.
Интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п. [1]
Таким образом, в современных условиях глобальной информатизации общества, всеобщего отказа от чтения книг в пользу других источников получения информации возникает необходимость использования новых форм привлечения к чтению учащихся начальных классов, использования эффективных стратегий смыслового чтения и формирования читательской грамотности в учебной и внеурочной деятельности.
Осознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, в последние десятилетия стало предметом заботы государства и общества во многих странах. С целью повышения читательской компетентности и роста читательской активности в России была разработана "Национальная программа поддержки и развития чтения" сроком на 2007-2020 годы [2]. К решению задачи по привлечению детей к чтению привлечены разные социальные институты и в первую очередь школа.
Мне бы хотелось поделиться опытом своей работы по привлечению к чтению учащихся начальных классов.
В практике работы многие учителя используют одно из средств формирования читательской компетентности и привлечения к чтению – читательский дневник. Как показала практика, средство хорошее, но не всегда эффективное. Я стала замечать, что часть моих учеников регулярно посещает информационно-библиотечный центр, читает заданные для внеклассного чтения книги, берет другие книги по желанию и тоже вносит в читательский дневник; другая же часть обучающихся очень много времени уделяет современным гаджетам и вместо чтения, просматривает мультфильм или фильм, а затем заполняет читательский дневник. Фактически – задание выполнено, читательский дневник заполнен, но при этом наша цель не достигнута, читательских навыков не сформировано.
Заметив, что ребята, обмениваясь приложениями, используют QR-коды, проблема была решена - родилась идея объединить книгу и смартфон.
В Калуге с 2014 года существует Мобильный гид: на некоторых достопримечательностях города размещены таблички с QR-кодами и номером телефона для голосового сопровождения, историю отмеченных табличками объектов можно узнать в любое время с помощью фотокамеры мобильного устройства или телефона.
На ближайшем классном часе мы учились считывать коды с местных достопримечательностей и добывать новую информацию, используя навыки чтения и анализа текста.
После этого в нашем кабинете стали появляться таблички с QR – кодами. На такой табличке я размещала краткую аннотацию на рассказ, фотографию обложки или иллюстрацию из книги и QR-код. Ребятам было предложено читать и результаты отражать в читательском дневнике. Самый первый рассказ, который был предложен детям – А. Платонов «Маленький солдат».
После прочтения и анализа данного рассказа, дети вспомнили, что через месяц 9 мая, праздник, посвященный окончанию тех событий, которые описывались в прочитанном им рассказе. В ходе беседы обнаружили, что мало знают о предстоящем событии и ещё меньше о событиях, которым этот праздник посвящен. Так появился социальный проект класса, который был разработан совместно с учащимися.
Дети сами поставили перед собой задачу познакомиться с событиями Великой Отечественной войны. Самым доступным для детей способом решения данной задачи оказалось прочитать об этом в каких-нибудь книгах. Так у проекта появилось название - "Читаем о войне".
Совместными усилиями мы составили план по реализации данного проекта. Он включал в себя прохождение нескольких этапов и схематично его можно представить в виде таблицы:
1 |
Побор литературы для изучения |
Посещение ИБЦ |
2 |
Создание стенда «Читаем о войне» |
Изготовление заголовка, выбор места для размещения. |
3 |
Чтение рассказов |
Чтение литературы из списка на классных часах, обсуждение, ведение читательского дневника, отбор материала для размещения на стенде. |
4 |
Привлечение родителей. |
Создание интернет-площадки для размещения электронных версий рассказов и формирования QR-кодов. |
5 |
Пополнение стенда |
Размещение отобранной литературы на стенде. |
6 |
Привлечение к чтению других классов |
Размещение на листовках призыва «Сканируй код, читай вместе с нами» и размещение листовок в школе. |
7 |
Подведение итогов |
Подведение итогов, обсуждение, обмен мнениями. |
На первом этапе мы осуществили поход в библиотеку, где попросили библиотекарей подобрать нам литературу по возрасту о Великой Отечественной войне. Список произведений, который подготовили нам библиотекари, мы использовали в качестве плана для проведения классных часов в апреле.
На втором этапе нашей работы мы подготовили стенд «Читаем о войне», ребята изготовили заголовок для стенда, принесли массу интересных сведений для размещения на нем. На этом стенде мы стали размещать отобранные рассказы, а так же заметки и аннотации с qr-кодом (рис. 1).
Рис. 1. Стенд «Читаем о войне»
Третий этап заключался в серии внеклассных мероприятий, на которых мы читали и обсуждали рассказы, стихотворения, биография выдающихся людей и другое. После прочтения и обсуждения какого-либо произведения давалось задание детям найти, прочитать и оформить в читательском дневнике одно произведение к следующему внеклассному занятию.
На одно из таких занятий ученик принёс биографию летчика, именем которого названа улица в микрорайоне, в котором мы живем. История летчика Георгия Амелина настолько заинтересовала и впечатлила ребят, что они решили выяснить, именами каких героев названы еще улицы нашего микрорайона. Мы выяснили, что одна из улиц микрорайона названа именем Генерала Попова, братьев-близнецов Луканиных. Но более всего ребят впечатлили истории о детях-героях, об их сверстниках, которые пожертвовали своей жизнью, во время чтения были и слезы, и страх, и чувство гордости. Дети стали сами искать и приносить подготовленные для стенда истории маленьких героев.
Если изначально стенд планировался как выставка художественных произведений, зашифрованных в QR-коды, то к завершению проекта стенд превратился доску почета. Так стенд выглядел в начале апреля (рис.2), так - в конце апреля (рис.3).
Рис.2. Стенд на начало апреля
Рис.3. Стенд на конец апреля
На четвертом этапе работы мы привлекли родителей для создания интернет - площадки, на которой были размещены все рассказы из списка нашей литературы, а также для шифрования наших рассказов в виде QR-кодов, на базе сервиса okis.ru родителями был создан сайт проекта (galo4ka.okis.ru). Но это оказалось достаточно затратно по времени, поэтому приняли решение, что просто будем тщательно подбирать ссылки на литературу (например, orden.rf, сайт минобороны), чтобы дети попутно могли познакомиться с историями других героев.
Таким образом, за один месяц были достигнуты сразу несколько целей: та, которую ставила перед собой я (привлечение к чтению и формирование читательских интересов), та, которую поставили перед собой дети (знакомство с событиями Великой Отечественной войны).
В настоящее время стенд имеет вот такой вид как на рис.4.
Рис. 4. Оформленный стенд «Читаем о войне»
Вернемся к началу – к формированию читательской активности и формированию читательского интереса.
QR – коды становятся тем самым мотивом, который побуждает современных детей обращаться к книгам. Читательская активность возрастает в разы, а формирование читательского интереса на основе данной модели идет гораздо быстрее, потому что:
1) дети сами выбирают материалы и книги, которые хотели бы прочитать,
2) процесс формирования читательского интереса проходит ненавязчиво.
Основная задача учителя в данном процессе – помочь, направить начинающего читателя.
В планах: создание «книжной QR-полки» с произведениями детской литературы для внеклассного чтения.