Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Rogachekva K.V. 1
1

В октябре 2019 года наш класс участвовал в областном конкурсе «На лучший кадетский казачий класс». В перерыве между этапами конкурса всем участникам предложили к просмотру документальный фильм о людиновском подполье. Именно тогда, после просмотра этих кадров у меня и родилось желание больше узнать о людиновских подпольщиках. Стала собирать информацию, и тогда попался фильм «72 часа» о партизанском подполье и его предателе Дмитрии Иванове. Продюсером фильма выступил Николай Расторгуев. Этот фильм посвящен людиновским «орлятам» - героям комсомольцам, отдавшим жизни за счастье народа.

Проходит время, стираются в памяти народа даты и события, но есть такие страницы истории, забыть которые мы не имеем права.

9 мая, в День Великой Победы над фашистской Германией, весь советский народ, высоко подняв голову, наполнившись гордостью и преданной памятью к героизму и мужеству наших солдат, встает в ряды Бессмертного Полка. И бегут «ручейки» Полка по городам, сливаясь в одну «реку» Памяти. Вот об одном таком «ручейке», о людиновских «орлятах» моя работа.

Великая Отечественная Война 1941-1945г.г. – это одно из самых страшных событий в истории нашей Родины. За этот период на полях сражений и в тылу погибли сотни тысяч людей. Фашисты не жалели никого: ни старого, ни малого. Они бомбили города, сжигали заживо людей и целые деревни. Строили концентрационные лагеря, где жгли людей и проводили над ними страшные, бесчеловечные опыты, травили их собаками, расстреливали.

Наши прадеды победили фашистов, прогнали их с нашей земли. К сожалению, участников тех кровавых событий почти не осталось в живых: одни погибли на полях сражений, другие, просто уходят из жизни.

Сегодня, многие современные подростки почти ничего не знают о войне, многие не в силах назвать основные этапы и битвы, в которых участвовали советские воины.

А бывает и так, что некоторые материалы войны попадают под гриф «Секретно» или передаются в спецхранилище. Вот одному такому историческому событию, непростительно забытому и по случайности всплывшему, я посвятила свою работу в канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

 

9 сентября - День освобождения Людиновского района.
Когда 4 октября 1941 года немецкие войска вошли в город, их встретили пустые улицы, пустые цеха заводов. Многие жители успели уйти вместе с отступавшими советскими частями, но многие остались в родном городе, где их ждали трудная жизнь и жестокие издевательства захватчиков. Но на Людиновской земле враг не знал покоя. До слуха горожан долетали и грохот взрывов, и дробь перестрелок. Догадывались люди, что это неспроста, и верили, что час свободы обязательно настанет. И не ошиблись!

Ещё до оккупации в городе была развёрнута политическая и организационная работа по созданию широкой сети партийно-комсомольского подполья и партизанских отрядов. Заблаговременно партизанские базы были созданы в юго-восточной части района, откуда удобнее всего было контролировать важные железнодорожные и автомобильные магистрали. С августа 1941 года Людиновский райком ВКП (б), в связи с возможной угрозой захвата города и района немецкими войсками, приступил к формированию 2- х партизанских отрядов, которые должны были базироваться в окрестных лесах. Основную часть «городского» отряда составили кадровые заводские рабочие, партийный и комсомольский актив города. Его командиром был назначен Василий Иванович Золотухин, начальник районного НКВД. Второй отряд формировался из работников торгово-заготовительных органов и сельского актива. Его комиссаром стал секретарь райкома партии Афанасий Фёдорович Суровцев, начальником штаба – А. В. Алексеев.

Для обеспечения задач по сбору информации и организации подпольной работы в самом городе было создано, по некоторым данным, три подпольных группы: медицинская (врачебная), возглавляла которую сестра-хозяйка городской больницы К.А.Азарова, духовная (руководил священник В.А.Зарецкий, брат Олимпиады Зарецкой медицинской сестры) и комсомольская во главе с 16-летним комсомольцем Алексеем Шумаковым. В неё входили Анатолий и Виктор Апатьевы, Александр Лясоцкий, сёстры Тоня и Шура Хотеевы – совсем ещё молодые ребята 16-18 лет. Все три группы должны были держать связь с партизанским отрядом под командованием В.И. Золотухина и А.Ф.Суровцева. Именно по решению В.И.Золотухина (сотрудника НКВД) и А.Ф.Суровцева (секретаря райкома) Алексей Шумавцов был отобран для подпольной работы в городе

А началось все так.

Василий Иванович Золотухин работал в военкомате по отбору молодежи на фронт. «Однажды ко мне пришел Алексей Шумавцов и попросился добровольцем. Я объяснил, что ему в армию рано, но если хочешь мстить фашистам, можно остаться здесь и работать в подполье. Он согласился»

Почему Золотухин выбрал именно Алексея? Во-первых, он был ответственный. Сказал – сделал. Во-вторых, хватка! Осваивал всё влет. И закалка – крепкая, комсомольская (не зря просился на фронт) и семья правильная, рабочая.

Выбрал Василий Иванович Алексея и не ошибся.

Будучи сотрудником госбезопасности, Золотухин всерьез готовил Лёшу в разведчики-диверсанты: учил распознавать вражескую технику, и воинские звания, грамотно распределять информацию и передавать донесения, оставаясь незамеченным. Обучал минно-взрывному делу.

В октябре 1941 года в результате неудачной для Красной армии оборонительной Орловско-Брянской операции город Людиново был оккупирован немецкими войсками. Есть сведения, что незадолго перед захватом его немцами, семья Алексея Шумавцова, кроме него самого и бабушки, успела эвакуироваться.

С начала оккупации Шумавцов работал электриком на Людиновским локомобильном заводе, где осенью 1941 года по собственной инициативе организовал диверсию – сжег склад. В источниках сказано, что именно после этого события и началось формирование подпольной комсомольской группы, руководителем которой и был назначен А.Шумавцов.

К работе в подполье привлекались комсомольцы, с которыми Алёша дружил или вместе учился, жил по соседству, их родственники (например, представители семьи Апатьевых и Хотеевых). Одной из громких акций уже сложившейся подпольной группы стал подрыв мост в пригородном посёлке Сукремль (сейчас - в черте города Людиново), по которому фашисты переправляли резервы и боеприпасы к передовой. Алексей Шумавцов, Саша Апатьев, Толя Лясоцкий и Витя Фомин заминировали мост, не потревожив немецкую охрану.

Это была ответная реакция «орлят» на гибель юного патриота – Толи Крылова, который, несмотря на жестокое издевательство и пытки никого не выдал и унес с собой тайну о товарищах. Свидетель Мария Фунтикова рассказывала: «Я видела, как два полицая вели подростка. Он был весь избит. Без пальто. Одежда изорвана. Когда он поравнялся с колодцем, то бросился туда и утонул» Взрыв моста нарушил немцам доставку боеприпасов к фронту, и в поисках партизан полицаи стали хватать людей по малейшему подозрению. Так была арестована «Весна», учительница Ольга Мартынова. Опознали ее почерк в листовке.

Из воспоминаний сестры Оли – А.М.Гладковой: «5 января 1942 года рано утром, когда еще все спали, в дом Мартыновых на улице Войкова нагрянули полицаи – начальник полиции Двоенко, его заместитель Иванов и два рядовых полицая. Двоенко сразу прошел в комнату Оли и приказал ей одеваться. В это время полицейские учинили в доме обыск. А потом Олю увели».

6 или 7 января Оля после пыток была расстреляна. Она погибла, выдержав нечеловеческие пытки, унижения, утверждая на земле высокое чувство человеческого достоинства.

Но, ни жестокое обращение, ни пытки не смогли сломить партизанку, тогда ее застрелили и бросили тело на улице, запретив хоронить. Похоронили Олю только 9 января 1942 года с воинскими почестями, когда в город вошли наши войска.

7 января 1942 года в ходе Ржевско-Вяземской операции город был освобожден, однако 17 января части Красной армии были вынуждены вновь отступить. Покидая Людиново, партизаны по приговору военного трибунала, прямо в камерах расстреляли два десятка полицаев и немецких приспешников. А Дмитрию Иванову повезло, его только ранили в руку.

Следствие по делу Д. Иванова установило, что начав службу в полиции в январе 1942 года, уже весной бывший студент стал старшим следователем, а затем главой русской тайной полиции. За ревностную службу Иванов дважды был награжден немцами. Его даже премировали поездкой в Германию. Это значит, у него были особые заслуги перед хозяевами.

«Кто наводит авиацию на немецкие объекты?» На этот вопрос Иванов должен был найти ответ любой ценой.

Фронт надолго стабилизировался в нескольких километрах севернее Людинова. В этих условиях основной задачей городского подполья становилась разведка. Алексей и его группа собирали сведения об укреплениях противника в городе и окрестностях, скоплениях вражеских солдат и бронетехники. Эти данные передавались в партизанский отряд и использовались при организации диверсий, а также при проведении бомбардировок позиций немецких войск в районе Людинова советской авиацией. Кроме того, подпольщики вели агитационную деятельность в оккупированном городе: распространяли листовки, сводки Советского информационного бюро, советские газеты и организовывали собственные диверсионные акции: взрыв электростанции, пожары на военных объектах и объектах тылового обеспечения, минирование дорог.

«В городе началась минная война. Теперь немцы стали ездить не по дорогам, а прямо по палисадникам, под окнами. Там хотя бы нет мин. Для оккупантов создавались невыносимые условия. Диверсанты Шумавцова становились мастерами своего дела. Редко, когда удавалась немецким минерам отыскать их мину» Способ борьбы с минами придумал Дмитрий Иванов. Мама Толи Апатьева вспоминала, что именно он предложил гнать по опасным участкам местных жителей. Тогда взрывы в городе прекратились. Эту заслугу Иванова особо отметил немецкий комендант города, наградив его и назначив командиром роты полиции. Но «орлята» Шумавцова продолжили минную войну за городом. Они стремились парализовать автодорогу и узкоколейку. Только в июне 1942 года они уничтожили 8 машин с боеприпасами, разобрали 150 метров полотна. (Но еще более точных данных у В.И.Золотухина не было).

Из воспоминаний мамы Толи Апатьева: «Однажды ночью его не было, и я страшно волновалась и переживала. Когда он возвратился домой, я стала много делать допросов. Почему так случилось? Почему тебя не было всю ночь? Я чувствовала, какая-то беда должна надвинуться скоро. А он мне говорит: «Да, сегодня мы были заняты и немецкие вагончики пошли под откос с немцами» Орлята наводили на цель не только советскую авиацию. На основании их донесений штаб 10 Армии Западного фронта принимал стратегические решения. В момент наступления на Киров нашим войскам нужна была тщательная разведка тыла противника. Три дня бродили разведчицы Тоня и Шура сестры Хотеевы, меняя вещи на продукты по населенным пунктам, уточняя наличие войск оккупантов, а Алёша Шумавцов сообщал данные в партизанский отряд. Наступление немцев было отбито имеющимися силами. Город Киров удалось отстоять.

В июле гитлеровцы наносят удар в районе города Жиздры. Нашему командованию нужны были данные о немецком резерве. Тоню Хотееву одели в новое платье, сшитое из немецкого парашюта, достали ей документы на имя немецкой колонистки Анны Рерих, и придумали легенду, что фрау разыскивает своих родных в Жиздренском районе. Немецкие фронтовики верили Тоне, сажали в машину, подвозили. Десятки населенных пунктов были пройдены. Так было установлено, что у немцев резерва войск в этом районе нет. Наши войска перешли в контрнаступление, но были остановлены и понесли большие потери. Партизанам поставили новую задачу – разведать оборону противника. Второй раз фокус с немкой Анной Рерих пройти не мог, но «орлята» нашли выход. В обозах немцев много бывших пленных, их называли легионерами. Один из них достал для Шумавцова немецкую форму и два велосипеда. Была придумана новая легенда о донесении, которое везли немецкому офицеру. Говорил везде с немцами Шумавцов. Разведка прошла успешно, и в отряд партизан ушло донесение с отмеченными на карте немецкими пушками и пулеметными гнездами.

В августе 1942 года подпольщики переправили в партизанский отряд первую партию легионеров из числа Власовской армии. Именно тогда подпольщики получили от партизан ящик с магнитными минами замедленного действия. Были подорваны 20 автомашин с боеприпасами, машина со штабным немецким офицером. Без приказа (а связные из отряда приходили все реже) «орлята» сожгли в городе немецкий санпропускник, взорвали кабельную связь, убили двух телефонистов.

Осенью в городе была сорвана отправка молодежи на работу в Германию, наблюдалось подозрительно много больных. Дмитрий Иванов дотошно начинает проверять картотеку Клавдии Азаровой и Олимпиады Зарецкой. Вроде бы все сходится, но медсестры попали под подозрение. «Иногда, когда Иванов заходил в медсанчасть, а там был связной от партизан, одной из медсестер необходимо было отвлекать полицая, а другой незаметно выводить связного через подвал под аптекой»

От Олимпиады Зарецкой ниточка тянулась к ее брату – священнику отцу Викторину. Иванов был уверен, что он связан с партизанами. Угроза нависла сразу над двумя группами людиновского подполья: врачебной и церковной.

В октябре 1942 года комсомольская партизанская группа была раскрыта.

30 октября Прохор Соцкий (человек Шумавцова, недавно привлеченный к работе и не являвшийся активным участником) выболтал Ф.И.Гришину, хозяину съемной квартиры, что в городе действует боевая организация комсомольцев, а командует ею Алексей Шумавцов. Хозяин квартиры, тайный осведомитель тут же донес информацию Иванову. Прохора Соцкого задержали.

В результате были задержаны наиболее активные участники подполья, составлявшие ядро разведывательной организации: Шура Лясоцкий и его сестра Мария, Тоня и Шура Хотеевы. 1 ноября взяли Лёшу Шумавцова (прямо на столбе, когда он выполнял работу электромонтера). Затем Толю Апатьева, Жору Хрычикова, Володю Рыбкина, Колю Евтеева почти всех... В городе прошли массовые аресты. В тюрьме оказались семьи подпольщиков. Всего около 30 человек.

Арестованные подвергались жестоким пыткам, так как немцы пытались добиться от них информации о других членах подполья, еще не попавших в поле зрения полиции, и о партизанах, базирующихся в людиновских лесах. Однако никаких новых сведений от Шумакова и его товарищей, кроме тех, что уже были получены на момент ареста членов подпольной группы, добиться не удалось. Благодаря стойкости Алексея и его друзей целый ряд участников людиновского подполья смогли избежать ареста и пережили оккупацию. Не были разгромлены и партизанские отряды в окрестностях города.

При обыске в домах Хотеевых и Шумавцова нашли оружие и взрывчатку, а также листовки. Но нашли не все. Сегодня мы знаем, что спустя 10 лет при ремонте дома Лёши Шумавцова были найдены несколько листовок, пистолет Парабеллум и комсомольский билет «Орла», которые сегодня хранятся в краеведческом музее вместе с фотографиями и документами подпольщиков, и стенограммами открытого суда над предателем Ивановым.

Следствие и открытый суд по делу изменника Родины Дмитрия Иванова выяснили обстоятельства разгрома и гибели Людиновского подполья. Установлен и главный виновник – это Дмитрий Иванов. Именно он жестоко избивал Хотееву, Лясоцкого и Шумавцова, выбив ему все зубы и превратив весь рот в месиво.

Ничего не добившись от арестованных, фашисты пошли на хитрость. Они создали карательный отряд в составе около 20 человек, в который вошли полицаи, немецкие солдаты, взяли с собой А.Шумавцова и А.Лясоцкого. Провели мальчишек по улицам города, а затем решили прочесать лес, где, по предложению Бенкендорфа должна быть явка партизанских связных. Но в первый день эти поиски не дали результатов. 6 ноября 1942 года для поиска партизан Д. Иванов решил вывезти ребят в лес, используя как приманку для захвата партизанских связных. В партизанском отряде еще не знали об арестах в городе, и в назначенный день на установленное место на явку пришли Афанасий Посылкин и Перт Суровцев. Чтобы предупредить партизан, Алёша крикнул: «Каратели! Уходите!» Тотчас тяжёлый удар прикладом сбил его с ног. А крик Алёши подхватил Лясоцкий Саша.

Ребята сорвали затею полицаев ценой собственных жизней, предупредив партизан, что с ними идут немцы. Тела комсомольцев были расстреляны и брошены. Алексею Шумавцову Иванов отрубил голову саблей, которой, по словам свидетелей, любил угрожать. Их трупы нашли весной 1943 года, когда сошёл снег. Труп Шумавцова был обезглавлен, его опознал брат по меткам на белье и ботинкам.

7 ноября отвели на казнь Тоню и Шуру Хотеевых, Толю Апатьева. Больше их не видели. По приказу Д. Иванова были зверски расстреляны семьи партизан Лясоцких и Рыбкиных – 11 человек: женщин, стариков, детей. Чудом спасся только Володя Рыбкин, которому на тот момент было немного лет. Перед казнью, у рва, мать, которой на тот момент стало нехорошо, отдала ему на руки маленькую сестру. Разрывная пуля попала 2-летней малышке в голову и обдала Володю мозгами. Он первый спрыгнул в яму, а сверху на него стали падать тела убитых.

Руководителей врачебной группы Клавдию Азарову и Марию Белову арестовали месяц спустя. Их тоже пытали и расстреляли.

Через год после трагической гибели подпольщиков Людиново было освобождено. Тогда удалось найти и опознать останки только двух героев. Алексея Шумавцова и Александра Лясоцкого похоронили с воинскими почестями на кладбище, где присутствовали жители Людинова и личный состав воинской части. Памятник комсомольцам - орлятам поставили 15 лет спустя.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе против фашистских захватчиков, юные подпольщики были посмертно отмечены высокими боевыми наградами. 12 октября 1957 года Алексей Шумавцов посмертно получил звание Героя Советского Союза. А. Апатьев, Лясоцкий, Александра и Антонина Хотеевы посмертно награждены орденами В.И.Ленина, В. Апатьев и Евтеев — орденами Красного Знамени. З. Хотеева (Михаленко) награждена орденом Красного Знамени, Фирсова (Савкина) и А. Хрычикова (Ананьева) — орденами Красной Звезды

10 ноября 1956 года в Москве на Павелецком вокзале был задержан гражданин 158 лет находящийся в розыске по обвинению в измене Родине, в годы войны служивший старшим следователем полиции в оккупированном Людинове. Он был доставлен на Лубянку и вскоре дал признательные показания. Именно тогда, из показаний Дмитрия Иванова страна впервые узнала о людиновском подполье и о комсомольцах-орлятах, отдавших стране самое дорогое, что у них было – жизнь.

Из заключительной речи прокурора следует: «При участии Д.Иванова было расстреляно 27 человек. В том числе более 20 человек подверглись тяжелым испытаниям». Суд приговорил предателя к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение.

Во время Великой Отечественной войны было совершено много героических подвигов, которые вдохновляли людей, вселяли в их души уверенность в Победу. В 1943 году на всю страну гремел подвиг героев молодогвардейцев. Людиновские «орлята» уже погибли, когда молодая гвардия города Краснодона только начинала боевую работу. Да, орлята были первыми, но оказались вторыми. Тогда наверху решили: «Вторая молодая гвардия стране не нужна!» и отправили дело Людиновского подполья в спецхранилище.

Сколько же было их, молодых «орлов» и «орлят», кто ценой собственной жизни закрыл для нас мир.