Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.
Тема урока_ Система географических координат
Тип урока_ урок изучения нового материала с элементами практикума.
Задачи урока: Раскрывать значение терминов, сформировать у учащихся понятия «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты», комплексное применение знаний в практической деятельности, формирование умений работы с картой. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесные, наглядные, практические;
методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – работа с картой, планом местности, учебником, дополнительной литературой.
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современным условиям, проведение самостоятельного поиска географической информации о своей местности из картографических и геоинформационных источников.
Основные понятия:» экватор», «нулевой меридиан», «пара ллели», «меридианы», «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты».
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент Цель:
|
Приветственное слово учителя: Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. И сегодня на уроке мы с вами поиграем в игру «Морской бой». Игра проходим по географическим правилам. Наше путешествие начинается.
|
Приветствуют учителя, Слушают условия игры, выполняют задания Делают вывод о том, что нельзя определить «адрес» корабля на игровом поле, зная только букву, или только цифру. |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний
|
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будет следующее стихотворение: На карте – огромная планета Земля: Реки и горы, равнины, моря. Точка на карте зовется «объект» - Такое понятие ввёл человек. - Сегодня мы с вами узнаем о том, Что каждая точка имеет свой дом, Чтобы её отыскать в целом мире, Ей указали этаж и квартиру. Сложно найти этот адрес ребятам, Если не следовать координатам . Этаж называется широтой, Номер квартиры – её долготой. Как отыскать в дом заветный ключик? Карта и глобус нас этому учат. Нам остается припомнить немного, Какие ведут к каждой точке дороги. Как только дороги пересекутся, Искомые точки сразу найдутся. (слайд1) |
Слушают стихотворение.
|
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
3. Этап изучения новых знаний и способов действий
Физкульт-ка
|
-Давайте, определим тему нашего урока. -Итак, тема нашего урока «Географические координаты». (слайд2) -Откройте тетради и запишите тему урока. -Кто внимательно слушал стихотворение, тот, наверное, сможет сказать из чего складывается адрес любой точки на карте? Поэтому, сегодня на уроке мы с вами должны: Вспомнить! Что такое экватор? На какие полушария экватор делит Землю? Узнать! Что такое параллель и меридиан? Что такое долгота, широта? Что такое географические координаты? Научись делать! Определять географические координаты.
Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? . Нам предстоит ответить на главный вопрос: Можно ли одинаково определять координаты на плоскости и на поверхности шара?
-Первая часть адреса начинается с географической широты «географическая широта» это величина дуги меридиана от экватора к северу или к югу до заданной точки (или параллель, на которой расположен географический объект) -Вспомните, какая параллель находиться в центре? -На какие полушария она делит? Правило 1: Точки, расположенные к северу от экватора, находятся в северном полушарии, следовательно, имеют северную широту, которая сокращенно записывается – с.ш. -На основе этого сформулируйте правило для точек с южной широтой. Правило 2: Точки, расположенные к югу от экватора, находятся в южном полушарии, следовательно, имеют южную широту, которая сокращенно записывается – ю.ш. -Параллели, как Вы уже знаете, имеют величину в градусах. -Откуда начинается отсчет? ПОМНИТЕ! Отсчет всегда от экватора -Для того чтобы определить широту, необходимо выполнить следующие действия: • Найти объект на карте. • Определить в каком он полушарии? (Такая и будет широта: северная или южная) • Определить, на какой параллели расположен объект? (такова его и широта) -А теперь эти действия попробуем закрепить на практике. Задания по группам: (На карте полушарий найти город и определить широту: 1группа – Москва 2группа – Пекин 3 группа –Сидней 4 группа – Париж 5 группа – Бразилиа -Достаточно ли знать только широту, чтобы найти объект на карте? Почему? -Поэтому вторая координата, которую необходимо найти, называется географической долготой. «географическая долгота» это величина дуги параллели от нулевого меридиана к западу или к востоку до заданной точки (или меридиан, на которой расположен географический объект) -Вспомните, какой меридиан является начальным? -На какие полушария он делит? Правило 3: Точки, расположенные к западу от нулевого меридиана, находятся в западном полушарии, следовательно, имеют западную долготу, которая сокращенно записывается – з.д. -На основе этого сформулируйте правило для точек с восточной долготой. Правило 4: Точки, расположенные к востоку от нулевого меридиана, находятся в восточном полушарии, следовательно, имеют восточную долготу, которая сокращенно записывается – в.д. -Меридианы, как Вы уже знаете, имеют величину в градусах Откуда начинается отсчет? (от нулевого меридиана) ПОМНИТЕ! Отсчет всегда начинается от нулевого меридиана -Для того чтобы определить долготу, необходимо выполнить следующие действия: · Найти географический объект на карте. · Определить, в каком полушарии расположен объект. (Это определит западную или восточную долготу). · Найти меридиан, который проходит через объект. (Это и будет долгота)
Давайте немножко отдохнём. Гимнастика для глаз Север-юг, запад-восток. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Задания по группам: (На карте полушарий найти город и определить долготу: 1группа – Москва 2группа – Пекин 3 группа –Сидней 4 группа – Париж 5 группа – Бразилиа Вот вы и определили географические координаты городов.
А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока Можно ли одинаково определять координаты на плоскости и на поверхности шара?
|
Записывают тему в тетрадь Целеполагание.
Отвечают на вопросы
Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное
Слушают учителя, работают с текстом учебника на стр. 14-15. делают записи в тетради, выполняют практическую работу по определению географических координат
Отвечают на вопрос (экватор, северное и южное)
-Правило №1 записывают в тетради
-Формулируют правило для точек с южной широтой. -правило №2 записывают в тетради
-отвечают на поставленный вопрос. -(от экватора)
Отвечают на вопросы, проверяют ответы.
Выполняют задания на новый материал в группах Работают в группах, определяют широту.
Отвечают на вопросы. -(нет, так как придется «обойти» всю параллель по окружности)
Пытаются ответить на вопрос (-Нулевой меридиан или гринвичский. -на западное и восточное). -Правило №3 записывают в тетради
-Формулируют правило для точек с восточной долготой. -Правило №4 записывают в тетради
(от нулевого меридиана)
Выполняют упражнения |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения). познавательные: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно...
Коммуникативные
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само коррекции.
коммуникативные, познавательные
Регулятивные, коммуникативные, познавательные
Регулятивные, коммуникативные, познавательные |
4. Этап информации о домашнем задании
|
П.2. вопросы на стр.17, определить координаты: г. Эверест, г. Вашингтон, Г. Рио-де- Жанейро, м. Игольный.
|
Записывают д/з. |
|
5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации
|
1. Что такое параллель? 2.Что такое меридиан? 3. Что такое Географическая широта? 4.Что такое географическая долгота? 5.Что такое географические координаты? 6. Какие географические координаты имеют полюса Земли? 7.Какая бывает широта и долгота? |
Отвечают на вопросы |
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
Личностные: формирование мотивации Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез. |
6.Этап подведения итогов |
Выставление оценок за урок |
|
|
7.Этап рефлексии |
сегодня я узнал…(слайд 10) |
Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.
|
Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само коррекции. |