Цель исследования: создание эффективной интерактивной среды для автоматизации навыка задавать прямые вопросы на основе задания 2 устной части ЕГЭ по английскому языку.
На уроках по выполнению заданий экзаменационного типа по УМК Spotlight очень тяжело моим ребятам давались именно эти упражнения, несмотря на то, что относятся они к базовому уровню. Каждый раз прокручивая в голове неверно заданный ребенком вопрос, я приходила к выводу о том, что он или она как-то по своему понимает значение давно известных на слух слов (типа facilities или transportation). В том-то и дело, что эти нередко встречающиеся звуковые цепочки только кажутся им знакомыми. На деле же ребята либо неверно понимают вокабуляр, либо наоборот склонны дополнять семы таких лексических единиц неожиданными значениями.
Естественно, что передо мной встала задача раз и навсегда избавиться от подобных сложностей. И первое, что мне пришло в голову, это воспользоваться сервисом Cambrige dictionary+Plus для создания интерактивного вордлиста. Достаточно перейти на сайт https://dictionary.cambridge.org, авторизоваться и кликнуть Cambridge Dictionary +Plus [1]. Далее: go to my wordlists, а затем Create Word list. Я назвала свой, к примеру, «ЕГЭ». Пополнение такого листа происходит путем набора необходимого слова в поисковой строке словаря, а затем переноса нужного значения из словарной статьи в свой список посредством клика на иконку плюсика/списка на желтой кнопке, служащей разделителем между значениями указанной лексической единицы. В результате проведенных манипуляций получается и удобный список в формате xlxs, который можно продолжить редактировать оффлайн, и не менее удобный pdf для печати. Более того, xlxs был использован мной для групповой тренировки выполнения задания по иллюстрированию понятий из списка собственными примерами учащихся. Я просто загрузила данный документ на google диск и попросила ребят быстро заполнить всего по 1 секции со своих мобильных телефонов прямо на уроке. Но главное достоинство такого интерактивного вокабуляра – это возможность сделать его публичным и выслать ученикам в качестве ДЗ-опросника или загрузить, например, на онлайн-доску платформы Padlet. Особенно моим старшеклассникам пришлась по душе функция Quiz с возможностью набирать очки за правильные ответы по соотнесению понятий и их значений. Конечно же, проходили мы такую викторину и на уроке, где она оказалась превосходным warm-up activity с возможностью потренировать спеллинг.
Как известно, наша речь напрямую связана с образами, которые мгновенно как бы вытаскивает из подсознания и облачает в ту самую звуковую цепочку наш мозг при необходимости говорить, т.е., в нашем случае, задать вопрос. Образы - это особая форма ментального представления, обладающая свойствами, отличными от лингвистических или чисто концептуальных представлений [3]. Поэтому следующей ступенью преодоления сложностей автоматизации навыка стала попытка создания визуального задания - интерактивного модуля на основе шаблона «Перевернуть плитки» на платформе wordwall.net. Шаблон плиток оказался максимально удачным способом воплощения идеи унификации вопросов с помощью добавления идентичных картинок в разные ситуации по выяснению информации на основе рекламных объявлений из банка заданий ФИПИ [2]. Платформа позволят добавлять и текст, и, когда надо, (преднамеренно одинаковые) картинки на каждую из сторон карточек. Таким образом, выйти за пределы одной языковой ситуации и привыкнуть виртуозно жонглировать образами. Тем более, что визуально даже сама платформа настраивает на подобные манипуляции, позволяя как случайное вращение, так и перетасовку плиток. В итоге удалось добиться максимального сокращения времени на обдумывание. Тем более, что интерес ребенка тем сильнее возрастает, чем быстрее исчезают из большого ряда карточки, с помощью которых был задан верный вопрос. Все это благодаря удачному многофункциональному инструменту!
В идеале во внеэкзаменационной действительности выпускник должен задавать такие вопросы уже без всяких наглядных опор. О возможностях повысить реконсолидацию памяти с помощью запуска воспоминаний до режимов обучения в своих работах писал Дэвид Льюис - признанный мировой лидер в применении методов нейробиологии в изучении мыслительной деятельности [4]. Переход унифицированного образа из визуального аспекта восприятия в план воспоминаний помогло создание интерактивного учебного задания на основе шаблона «Случайное колесо» платформы Wordwall. Теперь мы вращали колесо, похожее на барабан из знаменитой телепередачи «Поле Чудес», с секторами – опорами для вопросов, мысленно обращаясь к картинке-символу. Получилось экономно по времени и очень эффективно.
Разработанные мной задания я разместила на онлайн-доске Padlet. Эта мощная платформа позволила аккумулировать весь опыт в одном месте и дала возможность развиваться дальше. Также мы начали размещать там собственные аудиозаписи заданных на уроках вопросов и разбирать допущенные ошибки с помощью функции комментирования.
Padlet помогла решить и проблемы рефлексии. На платформе удачно разместились удобные сводные таблицы от экспертов ЭГЭ по наиболее распространенным вопросам, встречающимся на экзамене.
Заключение: таким образом, описанный выше опыт использования многофункциональных инструментов Cambrige dictionary+Plus (wordlists), Wordwall и онлайн-доски платформы Padlet считаю эффективным дополнением к изучению раздела Spotlight on Exam в старшем звене школы в части подготовки к заданию 2 устной части ЕГЭ. Применение вышеперечисленных интерактивных инструментов позволило выполнить задачу по автоматизации базового навыка говорения в условиях реализации ФГОС.