Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Gorbikova A.A. 1
1

Важнейшей задачей современной системы образования в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса в школе является оптимизация личностного и познавательного развития детей на основе УУД).

Возникновение понятия УУД связано с изменением парадигмы образования:

от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.

В широком смысле термин означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.

В узком значении термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное:

· усвоение новых знаний

· формирование умений, включая организацию этого процесса.

Виды универсальных учебных действий:

I Личностные

II Метапредметные которые включат в себя:

1. Регулятивные; 2. Познавательные; 3. Коммуникативные.

Личностные обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения).

Метапредметные

1. Регулятивные УУД позволяют учащимся организовывать учебную деятельность (планировать последовательность действий по достижению цели; мобилизировать силы в преодолении препятствий, контролировать свои действия, вносить изменения в план и способы действий).

2. Познавательные УУД позволяют учащимся самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и извлекать необходимую информацию, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, составлять целое из частей.

3. Коммуникативные УУД обеспечивают учащимся учитывать позиции др. людей по общению и деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В рамках реализации ФГОС, приоритетной целью современного общего образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться.

4. Результат

Успешная личность

3. Формирование потребности навыков

Формирование УУД

2. Мотив

Игровая деятельность

1. Потребность

Двигательная активность

Этот процесс можно представить в виде Пирамиды в основе которой находится естественная потребность ребенка в движении использование которой позволяет учителю формировать мотивацию к урокам ФК и к систематическим занятиям ФКиС через игровую деятельность как ведущую на ступени начального общего обучения.

Именно естественная потребность детей в двигательной активности и присуще детям желание играть, подвижные игры могут выступать как универсальное средство в развития УУД и в достижении конечного результата.

Игровая деятельность позволяет:

- удовлетворить потребность ребенка в движении;

- развить двигательные способности, умения и навыки;

- воспитать нравственные, волевые качества, чувство товарищества и коллективизма;

- сформировать потребность к систематическим занятиям ФК;

- создать предпосылки для развития личности ребенка и формирования УУД.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые позволяют в естественной и непринужденной форме формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела (Разучивание игр с навыками бега, взаимодействия, противодействия и т.д.);

- как элементы более обширной технологии (Игры с применением элементов спортивных игр переходящих в игровые задания);

- в качестве части урока (Игры подготовительной и заключительной части урока);

- как технология внеклассной работы (Веселые старты, соревнования).

Сложность игр зависит от характера игровых взаимоотношений. Чем элементарнее эти отношения, тем проще содержание игры. Различие в характере этих отношениях позволяет выделить три основные группы игр:

- некомандные, в которых нет коллективной цели и каждый действует самостоятельно, независимо от других;

- переходные к командным, в которых появляются элементы согласования действия внутри отдельных групп для решения поставленных частных задач;

- командные, в которых соревнование проходит между командами и действия отдельных участников подчинены интересам всего коллектива и цель достигается главным образом согласованными действиями всех играющих.

В этой связи начинать обучение целесообразно с простых игр, и с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, переходить к переходным играм и далее к командным играм.

Методика обучения подвижным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения.

Для качественного овладения комплексом игр, обучение детей подвижным играм должно представлять собой целостную систему обеспечивающую:

• системность применение игр и постепенность их усложнения;

• учет возрастных возможностей и подготовленности учеников;

• соблюдение принципов «от простого к сложному», «от известного к неизвестному».

Поэтому после освоения базового варианта игры, учащихся необходимо знакомить с ее вариантами, ставить новые образовательные задачи соответствующие трудностям предстоящей игры, обогащать игру новыми действиями в достижении цели, чтобы игра не потеряла воспитательного значения.

Это достигается с помощью:

• введения дополнительных правил и новых построений;

• изменения взаимодействий игроков в достижении цели;

• увеличения или уменьшения количества водящих, мячей и т. д.

При этом каждая новая игра должна как бы вырастать из игры старой ранее разученной.

Дети 1-2х кл. с большим удовольствием играют в не командные игры. В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности и элементарные умения (ловля, передачи, броски). Игры больше направлены на развитие воображения, внимания, воспитание инициативности.

Учащимся 3-4х кл. уже доступны игры с элементом соревнования, в которых необходимо проявлять технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействия). Длительность игр и нагрузка в них несколько увеличивается. Более строгим становится судейство.

Игры учащихся 5-6х кл. сокращаясь по количеству, усложняются по содержанию, постепенно приближаясь к спортивным играм.

В 7-8х кл. соревновательная деятельность выходит на первый план. Игры по своему содержанию приближаются к спортивным. Возрастает доля заданий в игровой и в соревновательной форме.

В настоящее время подвижные игры в примерной Программе нового поколения включены в раздел «Физическое совершенствование», как одно из средств формирования ЗУНов различных видов спорта.

Практика подтверждает, что при изучении спортивных игр не следует стремиться сразу, обучать учеников двусторонней игре. Все навыки спортивных игр должны формироваться в доступной для них игровой форме, в подводящих играх, с применением элементов техники и тактики, в условиях приближенных к соревнованию.

Поэтому авторские программы, опираясь на стандарты нового поколения, рекомендуют применять не только традиционные подвижные игры, но и другие близкие по форме и содержанию игры для:

- обеспечения непрерывной преемственности игрового материала;

- создания логической цепочки в их изучении;

- качественного формирования навыков игровой деятельности, необходимых в спортивных играх.

Памятка.

• Процесс обучения играм должен носить воспитывающий характер.

• Последовательность применения игр должна быть спланирована заранее.

• Сложность игры определяется двигательным ее содержанием и отношениями между играющими.

• При проявлении интереса у детей к коллективной деятельности переходите к изучению командных игр.

• Для прочности усвоения приобретенных ЗУНов систематически включайте игры в урок.

• Не включайте в игры технические приемы спортивных игр, которые еще плохо сформированы.

• Усложняйте правила игры по мере ее освоения.

В то же время в условиях развития нашего общества и изменения требований к подрастающему поколению в отношении подвижных командных игр наблюдается некий застой. Разработчики авторских программ, опираясь на стандарты нового поколения, по-прежнему рекомендуют традиционные коллективные игры с мячом, предложенные в далеком прошлом («Смелые и ловкие», «Охотники и утки», «Снайперы», «Перестрелка», «Переброска»). А для активизации творческого потенциала учителей лишь ограничиваются рекомендациями применять и другие игры, близкие по содержанию, обеспечивающие непрерывную преемственность игрового материала для постоянного поддержания их воспитательного и развивающего потенциала. В этой связи возникает необходимость модернизации традиционных и разработка новых разнонаправленных подвижных игр, отвечающих современным реалиям и интересам подрастающего поколения.

Как и другие игры, подвижные игры с мячом, должны подбираться в соответствии с уровнем развития ребенка на данном этапе. Однако сложившаяся практика преподавания этих форм физических упражнений не обеспечивает должной преемственности между ними, снижая воспитательный и развивающий потенциал их применения из-за отсутствия промежуточных игр.

Чтобы обеспечить соблюдение принципа «от простого к сложному» и выстроить целостную систему при обучении и совершенствовании тактических взаимодействий, а также техники перемещений, владению мячом, начиная с 1 класса, необходимо активно внедрять в учебный процесс новые подвижные игры с мячом: «Ловцы», «К своим капитанам», «В своем плену», «Очистить огород», «Переходные уголки» и другие.

В школе средней ступени образования спортивные игры являются следующим звеном в формировании УУД. С их помощью продолжается работа по закреплению и совершенствованию естественных двигательных навыков; развитию физических качеств; воспитанию навыков сотрудничества и коллективизма.

В этом отношении игры с мячом могут выступать как универсальное средство среди множества других средств в решении этой задачи, так как с их помощью можно сформировать потребность к систематическим занятиям физической культурой, создать мотивацию в приобретении знаний умений и навыков. Игровая деятельность наилучшим образом создает предпосылки для развития личности ребенка. Это обусловлено разнообразием способов достижения двигательной цели в ходе игры, необходимостью взаимодействия занимающихся друг с другом, использованием различных предметов. Они создают неограниченные возможности для развития координационных и кондиционных способностей, воспитания нравственных, волевых качеств, взаимовыручки и чувства коллективизма.

Учитывая тот факт, что детям всегда присуще желание играть, при формировании УУД в учебном процессе необходимо чаще использовать не только традиционные рекомендуемые игры, но и другие новые близкие по содержанию и направленности, чтобы игровая деятельность не потеряла воспитательного значения. Поэтому после освоения базовой игры учащихся нужно знакомить с ее вариантами, ставить перед ними новые образовательные задачи, соответствующие трудностям предстоящей игры, обогащать игру новыми действиями в достижении цели.