В современной весьма сложной и неоднозначной международной обстановке особое значение приобретает лояльность граждан к государству и патриотизм, как основные условия функционирования всех государственных и социальных институтов, фундаментальные основы самой государственности. При этом основная роль в формировании личности, обладающей указанными качествами, отводится системе образования. В связи с этим в настоящее время особую актуальность приобретает воспитательная работа в образовательных учреждениях, в особенности – гражданско-патриотическое воспитание.
С. И. Ожегов объясняет понятие «патриотизм» так - «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». А. Н. Вырщиков определяет понятие «патриотизм» как «одна из базовых составляющих национального самосознания народа. Патриотизм выражается в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, быту; в осознании своего нравственного долга перед ним, в готовности к защите его интересов, а также проявлении великодушия и толерантности в отношении других народов».
Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В настоящее время школа является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России. Одновременно с этим, как отмечается в «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию, недостаток в котором очень сложно восполнить в последующие годы. Следовательно, именно школа должна стать центром гражданско-патриотического воспитания. Если с начальной школы воспитывать истинных патриотов, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Усиление внимания к гражданско-патриотическому воспитанию привело к необходимости разработать и реализовать программу внеурочной деятельности «Я и мое Отечество» для 1 - 4 классов.
Целью программы является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции младшего школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Ожидаемыми результатами программы являются:
− развитие творческих и индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей широкого выбора внеурочной занятости;
− расширение знания детей о нашей стране, роли человека в обществе;
− осознание учащимися ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
− вовлечение ребят в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и школьного воспитания постепенно сближаются, перестраиваются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой;
− развитие у учащихся способности к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
− осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Для достижения поставленной цели и указанных в программе результатов используются преимущественно коллективная форма организации работы. Так, традиционно проводятся следующие коллективно-творческие дела:
− дни воинской славы России;
− уроки гражданственности: «Русь, Россия, Родина моя!»;
− реализация исследовательских проектов «От Берлина до Магнитогорска», «Дети войны»;
− реализация социального проекта «Лента длиною в жизнь»;
− встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, оказание им посильной помощи, акции благотворительности и милосердия: операции «Забота», «Подарок ветерану»;
− заочные путешествия («Рассказы людей, победивших смерть», «По дорогам малой и большой родины»);
− проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
− сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочные, внеурочные, внешкольные);
− оформление стендов в классе («Маленькие герои большой войны», «Солдатский треугольник», «Государственный символы РФ», «История георгиевской ленте», «Ты живёшь на земле Волгоградской» и др.);
− общешкольные классные часы: «Государственные символы России», «Основной закон государства»;
− экскурсии в краеведческий музей г. Волгограда;
− экскурсионные поездки: «Дома на нашей улице», «Куда течет Волга»;
− фольклорные праздники: «У самовара я и моя семья», «Ярмарка национальностей», «Масленица»;
− смотр строя и песни, посвященный Дню Победы;
− конкурс инсценированной военно-патриотической песни «Песни Великой Победы»;
− военно-спортивная игра «Зарница»;
− конкурсные программы: «Если бы парни всей Земли…», «Богатыри земли русской»;
− встречи с воинами-интернационалистами «Опаленные войной»;
− конкурс плакатов и рисунков «Память жива!»;
− общешкольные праздники: «Поклонимся великим тем годам», «И помнит мир спасённый»;
− литературно-музыкальные композиции: «Во имя жизни на земле», «Трудные дороги Победы», «У партизанского костра»;
− часы поэзии: «Растёт в Волгограде березка», «Стихи военных лет»;
− тематические фестивали и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наблюдения за учащимися, анализ проводимых мероприятий и участие в них обучающихся, позволяют сделать вывод, что младшие школьники становятся более общественно активными, демонстрируют осознанное отношение к труду и народному достоянию, бережное и уважительное отношение к природной среде и памятникам культуры, проявляют осознание гражданской ответственности за свои действия и поступки и т.д.
Таким образом, за четыре года работы в рамках реализуемой программы «Я и мое Отечество», младшие школьники стали более самостоятельными и творчески инициативными при организации коллективных дел, увеличилось количество учащихся желающих заниматься в детских объединениях школы. Они стали с уважением относиться к старшим. Появился интерес к историко-краеведческой, поисково-исследовательской и творческой деятельности, возрос интерес к культуре своей малой родины. Учащиеся умеют отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, принимают участие в общественно направленном труде, бережно относиться к природе, результатам труда других. Деятельность в условиях программы создает возможности для гражданско-патриотического воспитания учащихся, способствует становлению социально значимых ценностей, формированию патриотизма, культуры гражданского поведения и социальной активности школьников. Использование разнообразных форм и методов работы дали положительные результаты и стали основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.