Введение
Актуальность исследования. Данная тема исследования обусловлена следующим: 1) некоторое время назад автору довелось приобрести журнал с прилагавшейся к нему маленькой, чуть больше спичечной, черной коробочкой. Но эта коробочка была волшебной, вещи – монета, кольцо, положенные в нее исчезали; 2) автор несколько раз был в цирке, где больше всего ему понравились фокусники; 3) выбирая тему исследования, автор обратил внимание на имя, совершенно не знакомое, но короткое и привлекающее внимание своей необычностью – Игорь Кио. Данное исследование направлено на рассмотрение такого интересного явления в нашей жизни как фокусы, насколько магическое действие, показываемое фокусником, действительно является волшебством или четко разработанным, хорошо поставленным спектаклем, основанным на багаже научных знаний фокусника; а также на интересе автора данного исследования к личности замечательного отечественного фокусника-иллюзиониста Игоря Кио. Цель исследования. Рассмотреть историю развития фокуса и личность самого фокусника, его работу. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: соотнести основные термины, используемые в данной работе; рассмотреть кратко историю появления фокусов и магии в целом в жизни человека; рассмотреть некоторые особенности личности фокусников-иллюзионистов, на примере некоторых фактов из биографии и выступлений Игоря Кио; проанализировать особенности восприятии учащимися личности фокусника и его деятельность, а также фокуса в целом; рассмотреть ряд фокусов, которые можно выполнить учащимся самостоятельно на школьном мероприятии, например на новогоднем вечере. Объект исследования. Объектом данного исследования являются некоторые фокусы и личность фокусника-иллюзиониста, их представляющих, а также учащиеся. Предмет исследования. Предметом исследования является восприятие учащимися фокуса и самого фокусника-иллюзиониста, его работы. Гипотеза исследования. Основная гипотеза – многие любят цирк особенно фокусников-иллюзионистов, однако зачастую не догадываются о работе, предшествующей демонстрации фокуса. Дополнительная гипотеза – многие учащиеся не знают такого фокусника-иллюзиониста как Игорь Кио. Методы исследования. В данном исследовании были использованы следующие методы – сбор необходимой информации по теме исследования, исторический анализ, сравнительный анализ, анкетирование, обобщение полученных результатов. Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов: Первый этап – изучение литературы по теме, определение основных направлений исследования; Второй этап – корректирование формулирования цели и задач исследования, разработка авторских анкет, используемых в исследовании; Третий этап – проведение анкетирования, анализ полученных данных, графическое отображение полученных данных; подбор фокусов, проведение которых возможно учащимися на школьном мероприятии. Четвертый этап – систематизация полученных в ходе исследования результатов и материалов, оформление всех материалов в данный вариант исследования. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1231 имени В.Д. Поленова». Для исследования автором были разработаны две анкеты «Цирк» и «Фокусы». В опросе участвовали: 33 учащихся 3 классов, 29 студентов 3-4 курса вуза и 7 преподавателей, 4 преподавателя школы и 3 преподавателя вуза, всего 69 человек. Апробация и внедрение полученных результатов проводилась в школе 1231 им. В.Д. Поленова, г. Москва и КФ МГТУ им. Баумана, г.Калуга.
Основные понятия и термины, краткая история и классификация фокусов Иллюзия (от лат. Illusio – «заблуждение, обман») – это обман чувств, нечто кажущееся, т.е. искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию; программный номер иллюзиониста; в переносном смысле несбыточная мечта.[1] Манипуляции (от фр. main – «рука», может применятся синоним престидижитАция от фр. preste – «быстрые» и лат. digitus – «палец») – разновидность иллюзионного жанра, которая противопоставляется иллюзии. Если в иллюзии эффект достигается за счёт специальной хитроумной аппаратуры, то в манипуляции – за счёт мелкой моторики и ловкости рук.
Жанр фокусы объединяет два поджанра: иллюзионизм и престидижитация. Общую историю развития искусства фокуса можно подразделить на следующие периоды (авторская периодизация): 1 период – «доисторический», наивные представления и верования доисторических людей в рукотворные «чудеса»: наскальные рисунки, добывание огня, например, в книге д,Эрвэ «Приключения доисторического мальчика» очень хорошо описывается чудо появления огня, которое показал появившийся в племени незнакомец. 2 период античный – Древний Египет, Вавилон, Шумерское царство, Ассирия и другие. Искусство фокусов сначала было принадлежностью жрецов различных божеств. Жрецы в храмах с помощью придуманных устройств создавали «чудеса», приводили людей в ужас, священный трепет и помогали поддерживать силу богов, например, под сводами храма внезапно появлялась статуя бога, на жертвеннике неожиданно сам вспыхивал огонь, сами открывались двери алтаря и т.д. Однако уже в эти времена появились и «странствующие» и «домашние» фокусники – в Древней Греции это тавматурги – исполнители фокусов – иногда они странствовали, но могли и проживать в богатом доме. Или факиры, которых и сейчас можно встретить в Индии. 3 период – В средние века появляются уже профессиональные артисты-фокусники – кукольники, фокусники, в том числе и карточные, жонглёры, однако, некоторое время все они подвергались гонениям в связи с объявленной церковью «охотой на ведьм», но нашлись у фокусников и защитники, так английский богослов Реджинальд Скотт выпустил объёмный труд, в котором через описание механизмов многих фокусов доказал что фокусы ничего не имеют общего с колдовством. 4 период – в XVIII-XX веках на искусство фокусов оказывает огромное влияние достижения науки и особенно оптики, так в Италии состоялось, наверное, самое первое выступление фокусника в театре. Джузеппе Пинетти демонстрировал свои магические возможности: читал закрытые книги, угадывал предметы в запертых коробках и сундуках, демонстрировал экзотических животных. В представлении участвовали несколько десятков ассистентов, применена сложная техника зеркал и специально созданные механизмы. 5 период – послереволюционный и до 1991 годов – в советский период выступления фокусников, уже точнее фокусников-иллюзионистов, приобретает новую окраску. В этот период происходит разработка основ иллюзионного искусства – сюжетность, занимательность и высокое исполнительское мастерство. 6 период – по настоящее время.
Классификация фокусов (авторская) Нерукотворные: природные/ жизненные (счастливый случай, чудо) и рукотворные: простые (домашние)/специальные (сценические). На взгляд автора нерукотворные фокусы или чудеса, это чудесные и необъяснимые события, которые встречаются в жизни, например, чудесная красота заката, или камень, лежащий на краю скалы, но не падающий уже много веков, или авария, которая произошла за вашей спиной, а вы сделали всего два шага от места трагедии, или выздоровление больного, которого все считали неизличимым. Рукотворные чудеса – это именно фокусы в полном смысле этого слова, но они могут быть простыми (домашними) - это фокусы, которые может, потренировавшись, осуществить каждый, даже школьник, и специальные (сценические) – фокусы (иллюзии), которые выполняют профессионалы. К таким профессионалам относится и Игорь Эмильевич Кио.
Игорь Эмильевич Кио родился 13 марта 1944 года в Москве, его отец – Эмиль Теодорович Ренард-Кио был цирковым артистом, фокусником-иллюзионистом, а мать Евгения Васильевна Гиршфельд (Смирнова) ассистировала во время представлений. [2] Впервые на манеж Игорь вышел, когда ему было 5 лет, в 1949 году, но всё равно это было выступление, и было это в Цирке на Цветном бульваре. А самостоятельный дебют состоялся в 1959 году, заменив отца, когда тот заболел, и постепенно Игорь так увлёкся, что, взяв за основу номера, разработанные отцом: «Сжигание женщины», «Превращение женщины во льва» и другие. [3]
Глава 3. Исследовательская часть Автором были подготовлены две анкеты – «Цирк» и «Фокусы», в опросе участвовали: 33 учащихся 3 классов, 29 студентов 3-4 курса вуза и 7 преподавателей, 4 преподавателя школы и 3 преподавателя вуза, всего 69 человек. 1 анкета «Цирк» После сбора данных и их анализа были получены следующие результаты: Вопрос 1. Были ли Вы хоть один раз в цирке? да – 5; нет – 6; видел только по ТВ/интернету – 8 Вопрос 2. Любите ли Вы цирк? да – 31; нет – 18; не знаю – 20 Вопрос 3. Выступления каких цирковых артистов Вам нравятся? А. фокусники – 28; Б. дрессировщики – 17; В. эквилибристы – 10; Г. другое – 8; Д. не нравится никто из артистов цирка – 4 Вопрос 4. Хотели бы Вы побывать за кулисами цирка, посмотреть на репетиции цирковых артистов? да – 40; нет – 24; не знаю – 3
Анкета 2 «Фокусы» После сбора данных и их анализа были получены следующие результаты: Вопрос 1. Видели ли Вы выступления фокусников-иллюзионистов? да - 59; нет - 9; не знаю – 1 Вопрос 2. Нравятся ли Вам выступления фокусников-иллюзионистов? да - 45; нет – 18; не знаю – 6 Вопрос 3. Знаете ли Вы, кто такой Игорь Кио?* да - 7; нет - 61 Вопрос 4. Считаете ли Вы, что демонстрация фокуса тяжелый труд, требующий большой подготовки и специальных научных знаний от фокусника? да - 43; нет - 20; не знаю – 6 Вопрос 5. Хотели бы Вы сами уметь показывать фокусы? да - 42; нет – 18; не знаю – 9 *В одной анкете на этот вопрос ответ не был дан.
Выводы Таким образом, суммируя полученное, делаем выводы: 1. Большинство ходят и любят цирк; 2. Из цирковых артистов наибольшей популярностью пользуются именно фокусники-иллюзионисты; 3. Большинство из опрашиваемых хотело бы побывать за кулисами цирка; 4. Большинство из опрашиваемых считает, что демонстрация фокуса – это тяжелый труд, требующий от фокусника-иллюзиониста большой подготовки и специальных научных знаний, а не взмах волшебной палочкой и/или произнесение волшебного заклинания. Однако, хотя, получившийся ответ нет – 20 (ответ – нет – 17 был получен от учащихся 3 класса), при этом, ответы нет и не знаю – можно практически уравнять, получая в сумме – 26, таким образом, больше половины опрашиваемых считают, что демонстрация фокуса не требует большой подготовки и специальных знаний от фокусника, и не является тяжёлой работой. Показатель достаточно высокий, но он может быть объясним возрастом опрашиваемых – 3 класс, тогда как студенты, ответили на этот вопрос – нет – 3 ответа, а преподаватели – 0, не знаю, ответили – 1 студент и 0 преподавателей, суммируя, получаем, что только 4 из опрашиваемых не считают труд фокусника-иллюзиониста тяжёлой работой, требующей большой подготовки и специальных знаний. 5. К большому сожалению, из опрашиваемых самого популярного в недавнем прошлом фокусника-иллюзиониста знают только – из учащихся – 1 школьник (дома есть у бабушки и дедушки книга И.Э. Кио), 2 студента (один студент вместе с братом увлекается фокусами и даже сам их показывает, а второй случайно видел в Интернете материалы, посвященные И.Э.Кио, когда подбирал материалы на другую тему), и 3 преподавателя, которые видели выступления И.Э. Кио (2 преподавателя в цирке и 1 преподаватель по телевизору).
Сам себе фокусник
Фокус 1. «Бегающие цифры»
Фокусник показывает первоначальный порядок цифр зрителям 1, 2, 3. Затем, на глазах у наблюдающих, показывает, как цифры меняются местами ещё, и ещё раз, снова, и снова. «Бегающие цифры» можно заменить на «Бегающие картинки». [4] Фокус 2. «Волшебные жидкости» Перед зрителями два стакана с прозрачной жидкостью большого размера и один маленький стакан с мутной жидкостью. В большой стакан кладем белый платок и в другой большой стакан кладем такой же белый платок. Разливаем мутную жидкость по большим стаканам. Один платок окрашивается в персиковый, а другой платок становится коричневым. Фокус основан на знаниях в области химии. В одной большой стакане был раствор кислоты. А в другом большом стакане щелочной раствор. При добавлении раствора хлорида железа произошла химическая реакция и платки окрасились в разные цвета.
«Волшебные жидкости»
Фокус 3. «Магический стакан» Стакан заполняется доверху водой. Накрывается бумагой. Переворачивается и поднимается. Вода не выливается из ёмкости благодаря силе, возникающей из-за разницы атмосферного давления вне стакана и давления, которое образуется внутри между дном и поверхностью воды. То есть, когда столб воды пытается опуститься вниз, в ёмкости образуется среда с пониженным давлением, которая и удерживает жидкость. Фокус 4. «Фокус с числом» Фокусник просит зрителя задумать число и к нему прибавить столько, сколько ему осталось до ста лет. К этой сумме прибавить число людей присутствующих на данном представлении вместе с фокусником, а затем отнять число окон в комнате. Далее добавить свой возраст и сообщить результат. Фокусник угадывает задуманное число. Секрет фокуса в том, что сумма возраста и числа до столетнего юбилея всегда равна 100. Число зрителей и окон фокусник знает. Так что ему остается от результата отнять 100 и число людей и прибавить число окон.
Заключение
В исследовании автором было проделано следующее: рассмотрены основные понятия и термины по данной проблеме; представлена авторская классификация фокусов; изучены материалы и представлена краткая история развития и становления искусства иллюзионизма; рассмотрена и представлена краткая биография фокусника-иллюзиониста Игоря Эмильевича Кио, показано, какой большой труд стоит за демонстрацией им тех или иных фокусов-иллюзий; проведено исследование среди учащихся и преподавателей с использованием двух авторских анкет – «Цирк» и «Фокусы», в результате анкетирования были получены результаты, представленные в главе 3; приведен ряд фокусов, которые учащийся может демонстрировать самостоятельно на школьном мероприятии или даже дома. Таким образом, задачи, поставленные перед автором исследования выполнены, цель достигнута, основная гипотеза о том, что многие любят цирк, особенно фокусников-иллюзионистов, но не представляют какой это тяжелый труд, подтвердилась частично, дополнительная гипотеза, сформулированная на первом этапе исследования о знании такого фокусника-иллюзиониста, как Игорь Эмильевич Кио, подтвердилась полностью, а ведь до середины 2000 годов по всей стране не было ни одного взрослого или ребёнка, который не знал бы Игоря Эмильевича Кио. Исследование подтвердило, что фокусы-иллюзии, какими бы простыми, на первый взгляд, они требуют от фокусника-иллюзиониста огромного, постоянного труда, научных знаний, непрекращающегося поиска новых путей и большого артистического мастерства. Однако, автор хотел бы отметить, что, не смотря на проведенное исследование и разделение точки зрения, что фокусы-иллюзии – это большой труд и одновременно и наука, и искусство, но (и в этом нет противоречия с темой исследования), автор одновременно считает и согласен со словами Игоря Кио: «Ничего нет скучнее, чем рассказывать, как делается фокус.», зритель, любой – и «старенький» и «маленький» приходит в цирк за сказкой, и поэтому особенно фокус должен оставаться для него загадкой, магией, волшебством, в этом то и заключается главная роль артиста – фокусника-иллюзиониста – быть волшебником. Конечно, данная работа, предназначена ещё и для того, чтобы развить, повысить интерес к цирку.