Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Shirokova A.S. 1
1

Введение

Исследования компетенций учителей – это часть программы Национальной системы учительского роста, которая вошла в указ президента Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Осенью 2018 года часть регионов нашей страны прошли апробацию аттестационного экзамена  в новой форме. Согласно данным, опубликованным в СМИ, представленных на информационных совещаниях, результаты  экзамена продемонстрировали профессиональные дефициты педагогов: и предметные, и методические.  Одной из проблем, выявленных в результате проведённого экзамена,  является  выбор методов, приёмов и средств обучения:

·        неумение пользоваться учебником как ведущим средством обучения;

·        ошибки в выборе методического инструментария;

·        неоправданный выбор заданий и др. 

Выбор методов обучения зависит от многих факторов: от специфики содержания изучаемого материала, от  уровня возрастных и познавательных особенностей обучающихся, от времени, которым располагает учитель, от наличия средств обучения и много другого.  На сегодняшний день существует довольно много современных технологий обучения, включающих богатый выбор разнообразных методов и форм. Каким отдать предпочтение?

Цель: создание условий для повышения уровня педагогического мастерства педагогов по восполнению дефицитов методических компетенций посредством овладения эффективными методами игровых технологий.

Задачи:

- актуализировать и систематизировать знания о методологических основах игровых технологий;

- содействовать практическому освоению активных методов использования игровых  технологий.

Материалы: 4 аудитории, карточки с дифференцированными заданиями, цветные карточки с классификацией игр, маршрутный лист на обратной стороне одной из карточек группы.

Ведущий метод: игра

Форма проведения: квест-игра

Основное содержание

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодняшний семинар мы посвятим одной из самых древних, но, не смотря на это, эффективной технологии. Для работы на семинаре вы при входе в зал выбирали себе карточку по цвету, на которой написаны разновидности игр. Давайте вспомним, а что такое игра?

Теоретический блок:

Игра – это такой вид деятельности, в процессе которого в игровой ситуации решается учебная задача. В современной педагогической и психологической литературе выделяют множество видов игр. Что же такое «игровые педагогические технологии»?     

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Д.Б.Эльконин. Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. Они, в общем, отличаются от игр тем, что обладают четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются определенной воспитательной направленностью [1].

Давайте вспомним классификацию педагогических игр по нескольким принципам [1].

Объединитесь, пожалуйста, в группы по цвету карточек (рассаживаются по группам, у кого из группы написан принцип классификации, тот и лидер, он формирует вокруг себя команду и представляет классификацию игр по определённому критерию. На его карточке маршрутный лист)

Лидер группы № 1 (красный цвет карточек). Деление игр по виду деятельности на

- физические (двигательные),        

-интеллектуальные(умственные),
- трудовые,                                     

 - социальные                                     

 -  психологические.

Лидер группы № 2 (жёлтый цвет карточек). Деление по характеру педагогического процесса выделяют:

- обучающие, тренировочные,                                         

 -контролирующие,обобщающие;
- познавательные,   воспитательные,   развивающие;  

 - коммуникативные,

- репродуктивные, продуктивные, творческие              

- диагностические,

Лидер группы № 3 (зелёный цвет карточек). Деление по характеру игровой методики:

- предметные,        

- сюжетные,           

-ролевые,
- деловые,              

- имитационные,   

 - игры-драматизации.

Лидер группы № 4 – это сам ведущий, у него и инструкторов синий цвет карточек, они представляют деление по игровой среде, так как именно они эту среду и обеспечивают:

- игры с предметами и без них,     

- настольные,         

 - с различными средствами передвижения

- на местности,                               

- комнатные,           

 - компьютерные и с ТСО 

Ведущий: Спасибо за представление. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока. Предлагаю перейти от теории к практике. Каждая команда получает буклет-путеводитель по аудиториям, где они будут выполнять разнообразные задания. В каждой аудитории вас будет встречать инструктор, который объяснит суть задания и  подведёт итог его выполнения. По окончании задания вы будете получать карточку с буквой, одна из которых у вас уже есть. Из этих букв к концу семинара сложится слово (у всех участников, кроме лидеров, с обратной стороны цветной карточки буква К).

Практический блок - квест

Станция 1. Игра «Перевёртыши»

Инструктор: приветствую Вас, уважаемые участники, на станции «Перевёртыши»

Задача: подобрать к каждому слову антоним или слово  той же тематической группы. Выберите уровень сложности согласно пятибалльной системе с учётом ваших возможностей, можете начать с самого простого и перейти на другой уровень (используется приём дифференциации, создание «ситуации успеха»)

«3»

«4»

«5»

Отгадай название сказки, подобрав к каждому слову антоним или слово  той же тематической группы [3]

«Бодрствующее чудовище»

«Пациент Ойздоров»

«Дождливая служанка»

«Жарилко»

«Километровочка»

«Мышка в босоножках»

«Милый лебедь»

Отгадай пословицы и поговорки, подобрав к каждому слову антоним или слово той же тематической группы [3]

- Ложь уши ласкает

- Новые враги хуже старого одного

- Вклад невыплатой ужасен

- Лысина – мужское безобразие

- Курица кабану подружка

- Кошка- враг обезьяны

 

Отгадай стихотворную строку, подобрав к каждому слову антоним или слово той же тематической группы [3]

- Ты забываешь ужасную вечность.

- Ты ушла от меня, не попрощавшись.

- Лето!... Помещик, приуныв…

- Жара без луны; ночь ужасная! Все я бодрствую, враг безобразный

- Чёрный дуб у твоей двери

Инструктор: так же, как на каждом этапе урока, мы делаем выводы, проведём рефлексию, тем самым устраняя дефицит методической компетенции в выборе практических заданий и способов их предъявления в сильном и в слабом классе. При изучении каких тем можно использовать эту игру? На каких этапах урока? В чём эффект? (на этой станции выдаётся буква В)

Станция 2. Игра «Угадай, кто» или «Угадай, что»

Инструктор: это игра, которую можно использовать и на уроках русского языка и литературы.

 Организовать её можно по-разному.

1. При изучении какого-либо произведения с большим количеством героев, которых нужно охарактеризовать, литературоведческого термина или языкового явления. Дети сами могут зашифровать понятие для всего класса. Например, этот герой провёл всю свою жизнь в боях, имеет двух сыновей, сражается с поляками, татарами, турками, ему принадлежат фразы «Я тебя породил, я тебя и убью», «Есть ещё порох в пороховницах?».

2. Или игру можно построить по-другому, когда дети загадывают для своего одноклассника литературного героя, автора, литературный термин, языковое явление, а отгадывающий с помощью наводящих вопросов догадывается, о ком или о чём идёт речь.

Задание: один из участников команды встаёт спиной к экрану, где на иллюстрации изображён А.С.Пушкин. Участник начинает с вопроса «Я что?», команда может отвечать нет или да. После этого он задаёт разные вопросы, постепенно приближаясь к разгадке. Двум другим участникам предлагается таким же образом отгадать понятия «имя существительное», «метафора».

Инструктор: так же, как на каждом этапе урока, мы делаем выводы, проведём рефлексию, тем самым устраняя дефицит методической компетенции в отсутствии работы литературоведческими и лингвистическими терминами. При изучении каких тем можно использовать эту игру? На каких этапах урока? В чём эффект? (на этой станции выдаётся буква Е)

Станция 3. Игра «Филворд»

Инструктор: филворд – это разновидность кроссворда, состоящего из букв, расположенных, казалось бы,  хаотично, среди которых спрятаны слова. Они могут располагаться в любой последовательности, кроме диагонали, но не пересекаются. Задание: прочитав информацию в учебнике о жизни знаменитого писателя В.Г. Распутина [2], найдите ключевые слова текста с помощью филворда. Слов зашифровано 9, одно выделено.

Р

И

Х

И

М

Я

И

Д

И

Л

А

Р

А

Й

Л

О

В

Н

А

Ю

С

К

А

Т

А

Л

А

Н

К

А

П

У

А

Ю

Х

И

Ы

Н

У

Т

У

Т

Н

Я

Щ

П

К

Т

Ю

А

Т

С

А

И

Ц

Р

Л

Б

Ш

Н

И

К

С

С

Б

О

У

И

Г

В

Н

А

Т

А

Э

К

О

П

Ь

Е

С

Я

У

Ь

Ч

Е

Ф

В

З

Ж

И

Б

И

Р

А

Н

 Г

А

Р

А

Инструктор: данный приём помогает нам устранить дефицит методической компетенции, связанный с неумением пользоваться учебником как ведущим средством обучения. На каких этапах урока можно использовать? В чём эффективность?

Таким образом,   филворды можно использоваться на разных этапах урока. Это способствует   формированию познавательного интереса к предмету, активизации мыслительной деятельности; развивает наблюдательность, смекалку, помогает ученикам и в снижении психических и физических нагрузок (на этой станции выдаётся буква С).

Все участники семинара  собираются в исходное место.

Подведение итогов

Ведущий: сегодня мы с вами использовали несколько игровых приёмов.

- В какой форме проходил сам семинар? Для правильного ответа вам не хватает одной буквы (ответив, участники получают букву Т и складывают слово)

- Давайте охарактеризуем его в соответствии с нашей классификацией (выступает спикер от каждой группы, характеризуя квест как элемент игровой технологии)

Рефлексия семинара-практикума

Ведущий: давайте подведём итоги нашей работы: первый этап был связан с технологиями. Расшифруем слово «Квест»:

Как сделать урок познавательным  и увлекательным?  
Всегда ли игровые технологии уместны на уроке?  
Если в классе есть особенные дети (ОВЗ и одарённые), то какие формы и методы будут уместны?
Стоит ли предоставлять право выбора заданий разного уровня сложности на уроке?
Творчество и/или креативность – обязательный элемент каждого урока?

Второй этап работы был связан с  повышением уровня методической компетенции.

- С помощью каких других технологий можно устранять рассмотренные сегодня дефициты, а также те, которые ещё  выявлены в ходе апробации?(предлагают свои варианты и заносят их на плакат). Приём «Всё у меня в руках»: на доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец (образец): игровые педагогические технологии. Каждая из групп подписывает на любом пальце плаката свои предлагаемые технологии.

Ведущий: Уважаемые коллеги, подводя итог, мы уже наметили тему будущего семинара-практикума, который будет продолжением работы не только по устранению профессиональных дефицитов педагогов, но и по созданию эффективных условий для повышения качества образования и уровня методических компетенций. Спасибо за работу!

Результаты

Описанное мероприятие было успешно апробировано на заседании ГМО учителей русского языка и литературы. Все присутствующие отметили оригинальную форму работы семинара, интересные игровые приёмы, которые были продемонстрированы, а также полезность предоставленной информации, ее востребованность в практике педагогической деятельности.

Заключение

Тема «Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы» вызывает у меня особый интерес. В рамках данной темы мной были разработаны несколько мероприятий, успешно апробированных и представленных педагогическому сообществу на разном уровне, данная разработка – одно из них. Считаю, что урок будет продуктивнее, если детям на нем будет интересно, и такой метод как игра этому способствует.  После внедрения различных игровых приёмов на уроках русского языка и литературы, могу отметить, что изменилось отношение к изучению предметов, активность детей стала выше, появился интерес к выполнению творческих заданий, что способствовало развитию умственных и творческих способностей.