Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Sadykova A.R. 1
1

В современном мире все большее внимание привлекает к себе проблема получения образования. Многие люди стремятся к лучшему, к более качественному образованию, которое будет способно открыть двери в «светлое будущее». Однако далеко не все придерживаются подобного мнения. Дело в том, что вместе с усложнением системы образования, все больше людей в попытке обойти какие-либо трудности откладывают получение образования или решают совсем обойтись без него. В чем же кроется причина подобного поведения? Почему многие школьники не имеют желания учиться в школе и продолжать обучение в ВУЗе?

Для выявления действительных причин школьного образования в России был проведен опрос. Ознакомиться с вопросами, которые я задавала в процессе исследования, можно на Рис 1.

Рис 1. Опрос.

 

Результаты опроса оказались довольно неожиданными. Всего было опрошено 113 человек. Для удобства были составлены Таблица 1 и Таблица 2, благодаря которым можно ознакомиться с некоторыми ответами.

Таблица 1. Результаты опроса.

 

Таблица 2. Результаты опроса.

 

Исходя из данных, полученных в результате опроса, было выявлено 5 основных причин проблем школьного образования, к ним я добавила еще две возможные – оторванность школьного обучения от жизни и проблема воспитания подрастающего поколения. Следует рассмотреть каждую из них.

1. Гонка за показателями. Эту проблему некоторые обозначали немного иным образом – конкуренция. Дело в том, что у каждой школы есть свой рейтинг. Понятно, что чем он выше, тем у образовательной организации больше преференций. Этот рейтинг складывается из многих показателей, обычно это результаты экзаменов – ОГЭ или ЕГЭ и средний балл учеников. Из этого вытекает следующая проблема общеобразовательных школ – не связанность оценок и знаний учеников. Вместе с тем у некоторых школьников отметки порождают комплексы и становятся причиной для буллинга и других проблем обучения в школе. Кроме того, такая нездоровая конкуренция разрушительна для самооценки ребенка, так как он находится под постоянным давлением со стороны как учителей, так и «более успешных и одаренных» учеников.

2. Разный уровень подготовки учеников. Это своего рода уже «классическая» причина недовольства родителей школой. Каждая мама объясняет сейчас плохую успеваемость сына или дочери разным уровнем подготовки, она несомненно в чем-то права. Одни родители сами готовят детей к школе, например, обладая педагогическим образованием, они в силах обучить ребенка без помощи образовательных организаций, другие же полагают, что это зона ответственности исключительно педагогов. Одни дети в три года умеют читать и считать благодаря посещению дошкольных образовательных учреждений, другие в семь только начинают изучение алфавита и простейшей математики. Но ведь в итоге все эти ребята окажутся в одном классе, и тот, кто умеет читать со скоростью 120 слов в минуту, и тот, кто только выучил первые буквы. Неудивительно, что появляются лидеры и отстающие, и это тоже своего рода проблема современной школы. Обычные образовательные учреждения не могут учитывать интересы всех сторон, поэтому родитель вынужден искать другие учебные заведения, которые могут подойти именно его чаду. Быстро схватывающие материал ребята скучают на уроках, а те, кому нужен особый подход в силу каких-либо обстоятельств, находятся в постоянном стрессе из-за понимания того, что остальные ребята справляются, а он нет.

3. Неэффективность занятий. Урок в школе длится обычно 45 минут. Из них 10–15 уходит на организационные вопросы, ещё 10–15 на проверку и разъяснение домашнего задания и всего 10-15 минут остается на объяснение нового материала, но ведь этого совсем мало! В случае, если ребенок не смог усвоить тему за 10-15 минут, он должен будет сам разобраться с ней дома. Но тут опять возникает вопрос индивидуальности. Каждый ли ребенок способен разобраться в сложной теме? Определенно нет. Дети в возрасте от 7 до 15 лет точно нуждаются не только в постоянной помощи, но и в контроле. Только так можно гарантировать успешное освоение материала. Но в школьных условиях, когда максимум 30 минут есть на усвоение материала, очень тяжело понять новую тему, несмотря на контроль учителя и возможность получить поддержку или помощь. Конечно, находятся те, кто справляется, однако как трудно приходится тем, кто не обладает необходимыми навыками для быстрого усвоения материала.

4. Высокая загруженность. Современная программа обучения включает в себя материал, с которым порой не каждый взрослый может справиться. С каждым годом появляются новые сложные задания, новые предметы и обязанности. Однако времени, на их выполнение не становится больше. «Все, что не успели сделать на уроке, остается на дом» - наверное, каждый в своё время слышал эту фразу от учителя. Но когда же разбирать то, что не успел, если помимо уроков есть различные репетиторы, кружки и другие интересы. По СанПину на выполнение домашних заданий в младшей школе должно уходить 1,5-2 часа, в 6 классе — 2,5, в 9-м — 3,5 часа, но реальные цифры гораздо больше из-за того, что нужно не только сделать домашнее задание, но и еще разобрать то, что не успел на уроке. Домашняя работа зачастую настолько объёмна, что за уроками приходится засиживаться допоздна. А как быть тем, кто не может справиться с задачей и ждет прихода родителей, чтобы они смогли помощь? Они сидят до поздней ночи и решают задания всей семьей. Эта актуальная проблема современного образования беспокоит многих родителей.

5. Устаревшие методы работы. Педагоги в возрасте зачастую не могут приспособиться к электронному документообороту, а главное — они не понимают ценностейпоколения Z, то есть современного поколения. Сейчас ученики не понимают зачем пересказывать параграфы, если они все равно их не запоминают, зачем что-то учить, если ответ на любой всегда можно найти в интернете, не прилагая никаких усилий. Одна из главных проблем современного образования – это потеря детьми интереса к учёбе. Почему это происходит? Во многом из-за того, что подача материала происходит традиционными способами, «по старинке»: учитель долго и нудно объясняет тему из учебника, а затем даёт домашнее задание на закрепление пройденного материала, но сейчас ученики ждет какой-то красочной презентации или рассказа в шуточной форме, чего не могут дать все учителя. Из-за подобного «непонимания» сторон дети теряют интерес к учебе, а учителя к обучению.

6. Оторванность школьного обучения от жизни. Тут весь секрет кроется в том, что зачастую дети задаются вопросом: «А зачем мне знать эту формулу? Как она мне пригодится?». Думаю, что каждый из нас хоть раз в жизни задавался подобным вопросом. Процесс обучения в школе – долгий, сложный и, как оказывается, зачастую бесполезный. Знания, полученные на уроках, не находят применения в обычной жизни, и мы благополучно о них забываем. А что, если обучать не только каким-то законам физики и математики, но и общим жизненно необходимым навыкам, например, как платить за счета и коммунальные услуги или как открывать вклады в банке. Не лучше ли было потратить это время на изучение вопросов кибер-безопасности в Интернете или на овладение умением работать с документацией, будь то трудовой договор или договор о найме жилья? Если бы подобная возможность была в школе, думаю, ученики не стали бы пропускать подобные уроки, так как уж они точно пригодятся в жизни.

7. Проблема воспитания подросткового поколения. Из года в год остаётся неразрешённой дилемма: кто же всё-таки должен воспитывать детей – школа или семья? Родители аргументируют тем, что им некогда заниматься этим процессом, они зарабатывают деньги, чтобы ребёнок был сыт и обут. Педагоги тоже не хотят брать на себя полную ответственность в этом вопросе, говоря о том, что только в семье закладываются фундаментальные основы воспитания. В этом случае правы обе стороны. На самом деле в процессе воспитания участие принимают как родители, так и преподаватели, только каждый из них вносит свой вклад. Вопрос тут в другом, родители часто не учат детей правильному отношению к учителям. Это приводит к тому, что ученики проявляют неуважение к преподавателям и могут пренебречь важными замечаниями и советами. Если бы родители предупреждали подобное поведение и учили правильному отношению к взрослым, то, возможно, и отношение к школе и процессу обучения было бы другим.

Проблемы вроде вполне очевидны и понятны, однако, до сих пор никто не предложил ряд мер по их решению. А если и предложил, то никто их просто не применял. На самом деле, все проблемы решаемы довольно просто. Я предлагаю следующие варианты:

- Проблема конкуренции решается через возможность человека к развитию в своем темпе. Нельзя задавать стандарты «правильной» скорости решения задания, потому что у каждого ребенка свои склонности к тому или иному предмету.

- Разный уровень подготовки учеников – нормальное явление. В некоторых школах существует такая система, что в каждой параллели есть классы «сильных» учеников, которые преуспевают в учебе и впитывают в себя знания с огромной скоростью, а также классы с детьми, которым учеба дается с трудом. Кроме того, следует искать индивидуальный подход к ученику, стараясь не сравнивать его с другими.

- Проблема неэффективности занятий решается тоже очень просто. Некоторые школы практикуют систему «элективов», которые посещают не только ученики, интересующиеся предметом, но и ученики, которые не успевают за короткое количество времени освоить тему. Почему бы не ввести подобную практику в других школах?

- Высокая загруженность нормальное явление в современном мире на любом «этапе жизни». Эту проблему зачастую тяжело решить, так как нельзя отменить половину своих занятий или забыть про какой-то предмет. Но можно научить детей тайм-менеджменту. Это очень популярная практика, необходимая каждому человеку в 21 веке. Навык тайм-менеджмента поможет правильно организовать ученику своё время так, чтобы появилось время не только на выполнение домашних заданий, но и на посещение кружков по интересам.

- Многие учителя используют устаревшие методы работы с учениками, как следствие, у детей исчезает интерес к предмету. Данную проблему можно решить возможностью свободно получить переквалификацию учителям. Известно, что сейчас существуют много курсов, позволяющих научиться новым методикам преподавания, однако такие курсы зачастую недоступны в силу своей высокой цены. Почему бы не дать возможность преподавателям получить повышение квалификации за малую стоимость. Думаю, тогда бы непонимание между учеником и учителем значительно сократилось.

- Проблема оторванности школьного обучения от жизни уже почти решена. Как уже говорилось, неплохо было бы получить навыки, необходимые в жизни. Например, оплата счетов и кредитов, коммунальных услуг и прочее. Если бы эти знания давались в школе наравне с законами Ньютона, тогда, возможно, ценность образования повысилась бы.

- Проблема воспитания подросткового поколения может быть решена посредством активного участия родителей в жизни детей, в их воспитании и развитии личностных качеств.

Как видно, решить все эти проблемы можно. Нежелание детей учиться можно понять. Требования к образованию растут, растет напряжение учеников. Дети просто пытаются избежать трудностей, протянуть счастливую пору как можно дольше. Важно, чтобы все эти проблемы решались на государственном уровне, тогда велика вероятность улучшения ситуации. Кроме того, следует учитывать мнение всех субъектов образовательного пространства: и учеников, и педагогов, и родителей. Как мы понимаем, сделать это будет довольно непросто, тем не менее вполне возможно.