Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Kozlova A.Y. 1
1

В последние десятилетия коренным образом изменилось ин­формационное пространство вокруг нас: традиционная письменная культура с прео­бладающим в ней линейным текстом стремительно сменяется культурой визуальной [2]. Мир, насыщенный элек­тронными коммуникациями, формирует иной тип восприятия и культуру мышления, ориентированную на нетекстовую, образную информацию, позволяющую быстро пере­ключаться между разрозненными и разнородными смысловыми фрагментами. В первую очередь новый тип мышления формируется у детей и подростков [3].

Именно это и натолкнуло нас на интересные наблюдения, и как итог этих наблюдений - постановка проблемы: отсутствие интереса к школьному материалу. Складывается такое ощущение, что книга, как источник информации, а следовательно, и источник опыта, чувств и вдохновения, стала не актуальна для современного человека. И чтобы убедиться в этом или опровергнуть свои догадки, мы решили провести исследование, взяв за объект, который позволяет очень наглядно продемонстрировать, произведения классической литературы, составляющие школьную программу [1]. Проведя опрос среди учащихся среднего звена школы № 16 г. Белово Кемеровской области на предмет понимания и восприятия смысла, образов, характеров, изучаемых произведений литературы школьной программы, мы выявили малый интерес и непонимание, а следствие этого нежелание читать и познавать [1]. На основании полученных данных опроса мы выдвинули следующие предположения (Приложение):

- Произведения классической литературы, изучаемые в рамках школьной программы малопонятны и малоинтересны, поскольку быт, уклад, а следовательно, и происходящие на этом фоне события, сильно отличаются от современных реалий.

- Современному школьнику интереснее просмотр экранизации произведения, поскольку мультимедийная информация легкодоступна и понятна, и в этом ей главный помощник – визуальный ряд.

- Современный читатель оценивает ни только содержание книги, но и наполнение и оформление её, предпочитая творческое исполнение издания, нежели авторский текст без него.

Из чего можно выделить актуальность проблемы: необходимость облегчить восприятие и вследствие этого поднять интерес к художественной литературе школьной программы.

Цель проекта: создание альбома иллюстраций к произведениям школьного курса литературы.

Основные задачи:

1.Определить уровень понимания и восприятия текстов художественных произведений литературы школьной программы.

2.Выявить и проанализировать, чем вызваны затруднения в понимании и малый интерес к ним.

3.Создать творческий альбом авторских иллюстраций.

4. Познакомить учащихся с иллюстрациями к произведениям.

Новизна проекта состоит в том, что альбом авторских рисунков школьницы, отражающих восприятие, характерное возрастным особенностям учащихся 5-9 классов, станет печатным пособием к урокам литературы.

Перечень проведённых основных мероприятий

1.Формирование идеи, выбор и формулировка темы, цели и задач, разработка плана выполнения проекта.

2. Разработка анкеты.

3.Анкетирование учащихся

4.Обработка анкетных данных.

5.Подготовка авторских иллюстраций для альбома.

6.Выпуск творческого альбома.

7.Презентация альбома иллюстраций учащимся.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

1. Реальным продуктом проекта является альбом авторских иллюстраций, отражающий восприятие образов художественной литературы, характерных возрастным особенностям учащихся 5-9 классов.

2. Знакомство учащихся со средствами выражения восприятия литературных образов, посредствам визуального ряда – иллюстраций.

3.Стимуляция интереса и понимания произведений художественной литературы с помощью художественных средств и творческого подхода.

Каждая иллюстрация альбома была выполнена в отдельной технике с использованием разных материалов и отожествляется соизмеримо тем чувствам, эмоциям и восприятию образов того произведения, к которому она была написана. Неслучайно техники исполнения и манера письма лирики, сказок или произведений, основанных на реальных событиях – различна: жесткая графика или легкие пейзажи – всё это показывает уровень понимания, образности и накала чувств, которые вызывает прочитанное произведение (Приложение фото1). Благодаря проведению аналитической работы и созданию альбома авторских иллюстраций было проведено исследование, что является значимым результатом проекта. Это вызвало положительные отклики у обучающихся МБОУ СОШ № 16 г. Белово Кемеровской области. Учащиеся среднего звена изъявили желание проиллюстрировать произведения школьной программы и самим попробовать создать визуальный ряд на основе проведённого анализа произведений. Данное исследование и продукт стимулировало не только интерес к литературе, но к творческому процессу (созданию иллюстрации), а также к анализу данных произведений школьной программы, делая аналитическую работу, трудную, не всегда понятную, более доступной и интересной, что и предаёт этому продукту практическое применение [1].

Высказано пожелание о возможной необходимости создания тематического пособия (более расширенного) на основе представленного творческого альбома к каждому учебнику курса литературы среднего звена школьной программы. Это дало предпосылки к исследовательской работе, в ближайшей перспективе, которая на основании готового продукта – альбома авторских иллюстраций, сможет отразить и исследовать степень и характер влияния визуального ряда на учебный процесс по данному курсу, что обуславливает практическую значимость проекта.