Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Chernushko L.N. 1
1

Актуальность темы: В условиях современного развивающегося общества сего стремительной динамикой жизни искусство приобретает особое значение, поскольку способно всесторонне влиять на людей иделать их более гуманными. Искусство обладает безграничными возможностями для интеллектуального развития учащихся как на уроке, так иво внеурочной деятельности. Применение различных жанров искусства на уроке способно оживить иобогатить иногда рутинный учебный процесс новыми красками, сделать педагогический процесс более насыщенным иинтересным, атакже обеспечить эффективное достижение результатов педагогической деятельности. Именно искусство предлагает один из наиболее популярных иэффективных методов работы на уроке английского языка— метод арт-технологий.

Впервые термин «арт-терапия» был употреблен А. Хиллом в 1938 году. Внастоящее время помимо этого термина могут использоваться близкие по значению названия: «терапия творчеством», «арт-терапевтические технологии», «арт-психология», «креативная терапия», «терапия творческим самовыражением» [4]. По мнениюМ.Ю.Алексеевой, под арт-терапией вшколе понимается одно из направлений вработе педагогов ипсихологов, подразумевающее разработку иорганизацию развивающих занятий сдетьми, направленную на эффективное развитие творческого начала школьников [1]. Близкое по смыслу определение даетМ.И.Киселева, отмечая, что арт-терапия является методом, связанным сраскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, врезультате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем [3]. К арт-технологиям относится использование: средств иллюстративной наглядности; просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, создание коллажей по разной тематике, разучивание стихов, рифмовок, песен, художественное сочинение, инсценирование, исполнение различных ролей вдиалогах, ролевых играх, небольших пьесах стимулирует интерес учащихся кизучению английского языка, восстанавливает их внутренние силы, ускоряет темп их интеллектуального развития, иными словами объединяет их мировосприятие, чувства, переживания идаже пластику. Спонтанность, креативность итворчество являются важнейшими составными частями арт-технологии [2].

Арт-технология предлагает различные формы работы с обучающимися. По количеству участников выделяютиндивидуальную, групповую, коллективную формы,по степени активности участников -пассивную, активную, смешанную формыработы с учащимися.

Индивидуальная формаработы с учащимися предполагает непосредственное взаимодействие учителя и одного ученика.

Пригрупповой формеработы учащиеся делятся на группы, которые создаются на различных основаниях.

Коллективная формаподразумевает работу учителя со всем классом целиком.

Пассивная формаработы основывается на том, что ученик использует художественные произведения, созданные другими людьми. Это могут быть музыкальные произведения, картины, книги.

Активная формапредполагает создание учащимися своих собственных произведений: рисунков, скульптур, танцев.

Смешанная формаиспользуется, когда ученик прибегает к произведениям искусства (сказки, картины, скульптуры и т.п.) для создания своих собственных продуктов творчества.

Возможности арт-технологии позволяют учителю использовать различные виды работы с учащимися. В своей работе я чаще всего применяю изотерапию, сказкотерапию, куклотерапию.

Изотерапия- терапия изобразительным искусством (рисованием). Изобразительное искусство - самый естественный для человека вид творчества. Оно позволяет человеку понять и выразить свои чувства, ощущения, представления об окружающем мире. Кроме того, рисование помогает развивать мелкую моторику рук, чувственно-двигательную координацию.

Огромное значение в изотерапии играют цвета, которые использует ребенок для создания своего рисунка. С помощью цвета можно передать свое настроение, восприятие мира и самого себя, самовыразиться.

Сказкотерапия- это терапевтическое воздействие на ребенка с использованием материалов сказок, направленное на развитие творческих способностей учащихся, расширения их сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Куклотерапия- это терапия, которая основывается на использовании кукол как основного терапевтического средства.

Куклотерапия помогает ребенку развить коммуникативные навыки, выплеснуть свои негативные эмоции. Куклотерапия предоставляет ребенку своеобразную психологическую защиту, позволяет спрятаться за ролью. При разыгрывании спектакля ребенку кажется, что это не он говорит, действует, а кукла, поэтому и отвечать за содеянное будет не он, а кукла. Происходит проекция, перенос ребенком себя на куклу. Таким образом, куклотерапия позволяет учителю получить важные диагностические данные о возможностях, интересах, привычках ученика, его семейной ситуации, о внутреннем мире ребенка, его проблемах. Ребенок же получает возможность проиграть жизненные ситуации, примерить их на себя или, наоборот, со стороны посмотреть них.

Куклотерапию удобнее всего применять во внеурочной деятельности, хотя можно и на уроках.

Часто в своей практике применяю просмотр мультипликационных фильмов, фрагментов из кинофильмов и называю это кинотерапией. Важно только правильно подобрать подходящий материал.

Один из самых любимых приёмов - это коллажирование. Применяю его на разных этапах урока, но чаще всего на этапе рефлексии. Так как создание коллажа - это искусство, то считаю, что этот приём можно тоже отнести к арт-технологии.

По моему практическому опыту, включение арт-технологий может быть весьма полезно впроцессе обучения английскому языку учеников начальной и средней школы. Данный подход позволяет учителю повысить мотивацию обучаемых, ивследствие этого улучшить их успеваемость. Практика показывает, что ребенок успешнее усваивает материал на уроке втом случае, когда он заинтересован. Применение элементов арт-технологий вобучении иностранному языку дают очень многое. Самое главное, они будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию проживания детьми изучаемого материала. Вместе стем, уроки подобного типа обучают учащихся различным видам ситуативного поведения, правилам речевого этикета, показывают приемы правильного выхода из конфликтных ситуаций, ускоряют развитие навыков говорения иобщения. На таких уроках умственное воспитание осуществляется внепрерывной связи ссоциальным, эстетическим иоздоравливающим, чего трудно добиться на других уроках. Всценариях таких уроков проявляются элементы самых различных культур: культуры общения, речи, пластики, одежды, отношений. Когда этот сценарий исполняется учениками, то каждый из них вступает сдругими вролевое общение. Идет полная самореализация ученика. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: внимание, память, мышление, творческие способности. Игра может стать эффективным средством, помогающим учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения вувлекательное илюбимое учащимися занятие. Игры могут использоваться на любом этапе обучения английскому языку ис любой возрастной группой. Одной из главных задач на среднем этапе обучения английскому языку вшколе является постановка правильного произношения. Поэтому особое внимание необходимо уделить такому этапу урока, как фонетическая зарядка, проводимая вигровой форме. Дети лучше воспринимают иусваивают материал, если он как-то обыгрывается, инсценируется, вэтом хорошую помощь оказывают стихотворения, песни исказки. Использование на уроке английского языка песен, рифмовок, стихотворений позволяет учащимся овладеть лексикой играмматическими структурами без особых усилий. Включение песен способствует формированию лингвистической компетенции учащихся, развивает навыки произношения. Содержание текстов песен истихотворений способствует расширению активного запаса слов учащихся [5]. Иллюстративная наглядность стимулирует активность иинтерес уучащихся. Основными функциями наглядности является повышение мотивации обучаемых, развитие творческого воображения имышления, усвоение учебного материала. Работа снаглядным материалом стимулирует учащихся на говорение, иаудирование. Различные вербальные иневербальные наглядные средства, используемые учителем на уроке, помогают сохранить впамяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять. На эмоциональное состояние учащихся позитивно воздействуют сказки. Они снижают тревогу инегативные проявления учеников. При помощи работы со сказкой можно развивать все виды речевой деятельности уучащегося. Например, можно проигрывать эпизоды сказки, итем самым развивать навыки говорения. Можно дать учащемуся вкачестве домашнего задания дописать продолжение сказки, вследствие чего уучащегося происходит развитие навыка письма. После прочтения сказки следует обсудить поведение идействие персонажей, следовательно, развитие навыков говорения. И, наконец, можно использовать аудио ивидеоматериалы для развития навыков аудирования. Этот метод может быть применен для развития навыков общения идоверия друг кдругу. Он является эффективным инструментом для повышения самооценки иукрепления уверенности всебе, для эмоциональной поддержки и, наконец, для улучшения навыков разговора ислушания. На средних истарших этапах обучения часто используются театрализованные уроки. Сценарии таких уроков включают роли, описание сцен, костюмов, то есть все как внастоящих спектаклях. Для каждого такого урока специально разрабатывается сценарий: сюжет, роли, действия героев, речевые тексты, характер иманеры поведения, цели героев их симпатии иантипатии. Когда этот сценарий исполняется учащимися, то каждый из них вступает сдругими вролевое общение согласно сценарию итем уже меняет свои, естественно сложившиеся вклассе отношения, что помогает школьникам, которые имеют низкий социальный статус вклассе, повысить его. Ив этом также состоит неизмеримая ценность этих уроков. Не вызывает сомнения, что такие уроки способствуют дальнейшей успешной социальной адаптации выпускника школы, так как проигрывание подобных ситуаций вклассе учит их решению соответствующих проблем за пределами школы. Кроме того, необходимо отметить, что любая ситуация ролевого общения является ктому же стимулом кразвитию спонтанной речи, втом случае, если она является динамичной, связанной срешением определенных проблем икоммуникативных задач (ролевая игра). Очевидно, что искусство своими многочисленными жанрами способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать, аиногда иускорить темп их общего иинтеллектуального развития иобеспечить устойчивость эмоционального состояния. Применение арт-технологий вобучении способствует эмоциональному подъему ученика, что приводит красширению спектра его осознанных эмоциональных переживаний ирасширению возможности самопознания. В завершение следует отметить, что арт-технологии подходят для работы сдетьми сразличными способностями ив группах сих смешанным уровнем, поскольку они позволяют каждому ребенку действовать на собственном уровне ибыть оцененным за свой вклад индивидуально. Применение арт-технологий позволяет сделать обучение английскому языку вшколе творческим, интересным, нескучным, очень живым иразнообразным.