Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Matirnaya U.Y. 1
1

Нам космос не понять и не представить,
Нарисовать не выйдет, он - велик.
И только музыка,
Он в музыке восстанет,
Он - ритм и звук, хоть нем его язык…

Человек давно глядит на небо и звёзды. Любуется, восхищается, страдает, плачет, но никогда не остаётся равнодушным. Впервые о связи человеческой души, жизни с космическим, непознанным рассуждал еще в 19 веке Ф. И. Тютчев, поэт «чистого» искусства, сравнивая душевный мир человека с хаосом и космосом, с тёмными и светлыми сторонами личности. Космос – это упорядоченность, красота, гармония, светлая сторона человеческой жизни. Хаос –это то, чем человек управлять не может, что действует на уровне его подсознания. Эту мысль продолжили поэты Серебряного века: И. Анненский, В.Бальмонт, А. Блок и др. Эти поэты–символисты создавали необыкновенную музыку слов, используя цветопись и звукопись (аллитерацию и ассонанс), сжимая символический образ или разворачивая его до космических размеров.

Космос - это пространство, это все, что существует за чертой атмосферы Земли. Для каждого человека понятие космоса разное. Для большинства людей космос - это звездная пустота, для поэтов - это необъятный полёт мысли, для художников - это познание определённого инопланетного разума, свои оттенки цвета, необычные пропорции, очертания и фигуры, образы, а для музыкантов космос... это стимул для вдохновения, поиск себя, своего смысла жизни.

А что такое музыка? В стихотворении «Музыка» К. Кулиев пишет, что музыка рождается каждый миг, она вмещает все, что есть в окружающей жизни, музыка непостижима, как сама жизнь. Каждое четверостишие заканчивается словом «музыка». Это придет строфе законченность и в то же время возвышенность. Стихотворение звучит как гимн, посвящение.

Да, музыке подвластно все и все подвластны музыке. Есть ли музыка в космосе и есть ли космос в музыке?

Звучит ли наша Вселенная? Да, Вселенная действительно наполнена звуками, но дело в том, что человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Посредником-то как раз между небом и землёй является музыка – отражение космической гармонии. По результатам исследований учёных, сделанных в разное время, человек, как часть Вселенной, настраивается посредством прекрасных мелодий на гармоническое звучание космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.

Как, с помощью чего услышать музыку, отражающую гармонию космоса? Конечно, услышать звуки вселенной мы можем благодаря музыкальным инструментам, которые передадут всю красоту её мелодии. Я бы сказала, что даже есть космические музыкальные инструменты. Это орган, АНС и ханг.

Орган– один из самых древних инструментов, и те, кто его слышит, слушает, удивляются звукам, которые обладают глубоким, необычным смыслом. Органные произведения более точно передают простор и тяжесть космоса, Вселенной. Не случайно, наверное, органную музыку исполняли в храмах и церквях. Душа человека испытывала блаженство, на него сходила благодать Божия, душа стремилась ввысь, к небесному, чистому. Новые тембры на нём можно искать бесконечно. Количество комбинаций равно количеству звёзд на небе. Я часто замечаю, что техника игры на органе очень похожа на управление каким–то необычным летательным аппаратом. А гармоничные пропорции храма, его арочные своды напоминают нам беспредельность Вселенной. Когда люди слышат орган впервые, очень часто его звучание кажется каким-то особенным, наблюдать это мы можем в различных произведениях. Многие учёные, великие люди уделяют большее внимание органным произведениям Баха. В них они находят космический полёт мыслей. Сочинения Баха нечто незаурядное, музыка высшего толка, музыка, в который присутствует абсолютный порядок. Учёные, исследующие этот феномен. пришли к выводу, что здесь скрываются и элементы высшей математики. С точки зрения математики связь музыки с космосом нам доказывает теория звучания планет Пифагора. Немного отвлекусь, Пифагор утвердил музыку как точную науку, он установил гармоническое отношение не только в музыке к музыкальным инструментам, но и между планетами и созвездиями Вселенной. Интересным примером современного подтверждения древнего философского учения является то, что согласно гармоническим отношениям, каждый восьмой элемент повторяет свойство предыдущего, это открытие в современной химии известно под именем закона октавы.

Мир не стоит на месте: появляются новые технологии, совершаются открытия, Музыка также развивается, она вбирает в себя все, что создает человек, и очень быстро возвращает через удивительное сочетание звуков. Неудивительно, что в начале 60-х годов прошлого века, когда наша страна была в лидерах в области акустической техники, наш советский спутник и наш космонавт Гагарин — первыми на орбите, потребность создать нечто необычное в области музыки, не только витала в воздухе, но стало первоочередной задачей советских композиторов. Самым главным открытием того времени был новый инструмент – синтезатор. «АНС» - первый в мире электронный синтезатор", назвали его в честь великого русского композитора Александра Николаевича Скрябина. АНС до сих пор по целому ряду параметров намного превосходит в качестве звучания современные модели. Синтезатор основан на идее графического управления звучанием.

«Мир, которого я раньше не слышал», -так охарактеризовал АНС композитор Эдуард Артемьев. Музыку, написанную на АНС, сразу окрестили космической. Что и неудивительно – шла великая космическая гонка. Первый спутник, первый космический полёт человека. Когда слушаешь музыку, словно сам летишь на космическом корабле и тебе улыбаются звезды. В конце 70-х начале 80-х годов ХХ века была очень популярна французская группа «Спейс», которая исполняла музыку в жанре «космической» электроники и диско. Произведения назывались «Волшебный полет», «Освобождение» и другие. Этой музыке не нужны были слова, это был полет, наслаждение свободой и гармонией.

На этом родство музыки и космоса для меня не кончается. Настоящим открытием стал загадочный инструмент –ханг. Об этом инструменте я узнала совершенно случайно. Я давно занимаюсь музыкой, играю на фортепиано, но однажды в интернете увидела очень странный предмет - это был ханг. Большой, железный купол, от которого исходили потрясающие мелодии. В тот момент у меня появилось такое непреодолимое желание играть на нём, что я сразу стала искать информацию об этом инструменте. Меня интересовала манера игры, отдельные мелодические фрагменты, исполненные на нём.

Ханг – перкуссионный музыкальный инструмент, появившийся в начале века, напоминающий летающую тарелку, он издает такие интересные звуки, так и хочется сказать, что они космические, которые, по мнению слушателей, создают гармонию внутреннего состояния человека. Играющие на инструменте не раз отмечали, что исполнение на ханге будто форточка в параллельное измерение. Оно благотворно влияет не только на настроение людей, но и на их состояние здоровья, так что инструмент даже применяют в терапии. Под таинственную музыку проводятся медитации. Вот уж действительно фантастика: музыка и космос без границ! Наверное, здесь уместно вспомнить слова известной песни: «Мы дети галактики, но самое главное, мы дети твои, Земля».

Да, наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе: космос, науку или музыку. Гармоничная музыка явится спасением от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду, способны сделать мир прекрасней, а человека — совершенней.

Великий мыслитель древности Платон говорил: «Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное — значит улучшаться».

… но это всё не ясное пространство,

Немое, тёмное, великое- Ничто,

Лишь можеттолько музыкой остаться
И ритм имузыка, представят нам его!

Александр Ди Май