Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Tikhova E.E. 1
1

Введение

Увлекательное занятие – чтение! Сколько нового и интересного можно узнать! На уроках литературы мы знакомимся с произведениями различных авторов, задаем вопросы, интересующие нас, ищем на них ответы, « идем» по страницам любимых книг. Одним из интересных для меня авторов является А.П.Платонов, так как его произведения особенны, а их герои – удивительны.

Настоящим открытием для меня стало знакомство со сказкой-былью А.П.Платонова «Неизвестный цветок» в 6 классе. Необычный герой произведения настолько впечатлил меня, что мне захотелось узнать, как образ цветка изображен в других произведениях автора. Этот вопрос стал темой нашего исследования.

Виталий Александрович Шенталинский - русский писатель, поэт, прозаик, журналист, общественный деятель, педагог - писал так: «Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками… И есть – опережающие время, до которых надо еще тянуться… К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов. Самобытность и цельность его произведений, глубокое проникновение в психику человека, важность затрагиваемых проблем, неповторимость стиля делают произведения А. П.Платоноваособенно интересными для современного читателя» [8, 19]

Тема работы актуальна. Изучая особенности изображения цветка в произведениях А.П.Платонова, мы постигаем авторское отношение к окружающему миру, его особенности, это способствует расширению знаний, более полному знакомству с произведениями писателя. Изучение этой темы позволило мне получить знания вне школьной программы.

Цель исследования: рассмотреть образ цветка в произведениях А.П.Платонова.

Задачи:

1. Ознакомиться с выбранными для анализа произведениями А.П.Платонова, в которых изображен образ цветка, отметив их особенности.

2.Проанализировать, сравнить, как в произведениях писателя изображен цветок, какой смысл вкладывает автор в этот образ.

3. Систематизировать и обобщить полученные сведения об образе цветка в произведениях А.П.Платонова.

Объект исследования – произведения А.П.Платонова

Предмет исследования – образ цветка в произведениях А.П.Платонова

Методы исследования:

- изучение и анализ различных информационных источников;

- анализ;

- сравнение;

- систематизация;

- обобщение полученных сведений

Гипотеза: предположим, чтобы понять «глубину» произведения, авторский замысел, нужно знать символический смысл, который вкладывал автор в образ цветка.

Практическая значимостьработы заключается в том, что, исследуя образ цветка в произведениях А.П.Платонова, мы совершенствуем свою литературоведческую компетенцию, получаем возможность более детально познакомиться с произведениями автора.

Новизна работы заключается в выделении и рассмотрении в работе образа цветка в различных произведениях А.П.Платонова, систематизации полученных сведений, их анализе, сравнении.

Мое знакомство с А,П.Платоновым началось в детстве, когда я прочитала сказку «Волшебное кольцо». Праздничная и светлая сказка, с надеждой на будущее не оставила меня равнодушной к творчеству автора, который имел большое художественное воображение. Следует отметить и то, что писатель умел видеть природу, человека, предметы, он видел все по-своему, с любовью.

Запомнились мне интересные факты из биографии А.П.Платонова. Автор родился в большой многодетной семье в 1889 году. Его родина – город Воронеж. А.П.Платонов рано начал трудиться. В 13 лет работал в конторе, затем был рабочим на паровозоремонтном заводе, помощником паровозного машиниста. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом [1]. Мое знакомство с писателем помогло мне обратить внимание на особенности его произведений.

К изучению вопроса темы работы обращались литературоведы, писатели, ученые. Современное состояние проблемы рассматривает В.А.Шенталинский в статье «Неизданные произведения Андрея Платонова» [8]. В книге Н.М.Малыгиной [3] в центре внимания находятся особенности поэтики произведений А.П.Платонова. Литературоведы Г.З. Горбунова,

Т.М. Мамедова в своей статье «Мир растений в прозе А. Платонова» [9] рассказывают о художественной картине мира писателя. А. Н. Акимова

в статье к читателям « Встреча с писателем - другом» [4] пишет о роли слова в создании образа.

Пишет Платонов необычно, у него «свой» язык, он намеренно нарушает лексическую и синтаксическую сочетаемость, по-своему употребляет слова и строит фразы: «все жил и жил и рос помаленьку выше», «…тихий запах, как зовущий голос», « хотели, чтобы и на пустыре земля была доброй», «светило доброе солнце», «житель в бочке живет» [3,5]. Читая произведения автора, я все время размышляла о слове. Как интересно можно употребить его, как необычно можно выразить свои мысли, описать поступки героев, рассказать о происходящих вещах.

«В платоновское слово нужно вчитаться, вслушаться не спеша. Слово это порой кажется странно угловатым: фраза ветвится и на ее ветвях размещается немало смыслов, чувств, образов. Это простая и сильная русская речь, идущая из глубин народной памяти и опыта, из раздумий о жизни, из душевных переживаний», - писала Алла Николаевна Акимова в статье к читателям « Встреча с писателем-другом» [4].

Герои Платонова особенные, удивительные, они видят мир по-своему: с детским любопытством, искренним удивлением, душевным восторгом. Писатель считает, что главное человеческое богатство « в сердце», поэтому доброта, гуманность превыше всего.

Писатель включает в произведение описание растений и наделяет растения человеческими чувствами, переживаниями, сознанием, способностью реагировать на окружающий мир. Они становятся действующими лицами, героями произведений. Отдельные части растений подобны частям тела человека. Это «…стало основой для возникновения многочисленных олицетворяющих метафор» [9]. Изображение цветка в произведениях А.П.Платонова символично. Цветок используется как символ, иносказание, способ выражения мыслей и чувств автора. Это позволяет проникнуть в смысл произведения, сделать его более глубоким.

Таким образом, в главе «Необыкновенный писатель» мы отметили, что А.П.Платонов умел видеть природу, человека, предметы, он видел все по-своему, с любовью. Среди отличительных особенностей произведений писателя мы выделили следующие: своеобразие языка, непохожесть героев, символический смысл изображения растений. У А.П.Платонова «свой» язык, он по-своему употребляет слова и строит фразы, его герои видят мир по-своему, свое видение мира автор выражает в образах - символах.

По мнению литературоведа Л. И. Тимофеева [9], «художественный образ является конкретной и в то же время обобщённой картиной человеческой жизни. Какой-либо образ в художественном произведении – это преобразование действительности, становящееся возможным благодаря богатой авторской фантазии. Основной функцией становится отражение важных для писателя идей, переживаний. С его помощью воплощается авторский замысел».

В «Словаре литературоведческих терминов» С.П.Белокуровой [9] понятие художественного образа определяется так: «…обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме. Двойствен по своей природе: с одной стороны, представляет собой продукт предельно индивидуализированного художественного описания, с другой – обладает функциональностью символа и несет в себе обобщающее начало».

В «Кратком словаре литературоведческих терминов» Л.И.Тимофеева и Н.Венгрова [7] написано, что при создании образа «решающую роль играют жизненные идеалы писателя, …позволяющие изображать картину жизни правдиво».

Итак, художественный образ в литературе – это любое явление, которое творчески создает автор. Образы, созданные писателем, отличаются оригинальностью, вызывают эмоции, ассоциации (герой, характер, троп).

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

С.Вургун

Рассказ «Юшка» был написан А. Платоновым в 1935 году, но вышел в свет только в 1966 году. Главный герой - больной и рано состарившийся помощник кузнеца, которого все называют Юшка. Он получает жалованье, но ничего себе не покупает, все время носит одну одежду, не замечает зла окружающего мира.

Одна из тем рассказа «Юшка» – любовь к людям, к миру и всему живому. Юшка уверен, что нужен людям. Эта вера позволяет ему улыбаться и радоваться в ответ на обидные крики детей или оскорбления прохожих.

Он способен видеть и чувствовать красоту мира. Только раз в год, Юшка уходил подальше от города и его суеты. Тайно он помогал бедной сироте, из которой сумел вырастить такого же чуткого и доброго человека.

Давайте представим, как Юшка идет по теплой и доброй земле.

« В пути он дышал благоуханием трав и лесов… Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания…, на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом» [6]. Цветок – это подарок, которым одаривает нас природа. Каковы же цветы в рассказе? Цветы названы «живыми существами» (пахнущие влагой и солнечным светом). Юшка бережно, с любовью относится к ним, целует и старается не дышать, чтобы не испортить (нежные, любимые, оберегаемые). Они наполняют грудь Юшки сладким воздухом (не запахом!), а значит, дают возможность дышать, жить. Использование олицетворяющей метафоры («входил сладкий воздух цветов») помогает писателю создать «живые существа».

Рассказ А.П.Платонова «Никита» был написан в 1945 году. В нем описаны два дня жизни пятилетнего мальчика. Война оставила отпечаток в душе у Никиты, и он стал бояться всего, что его окружало. Никита боялся врагов, что придут и отнимут всё у них с матерью. И поэтому образы врагов появлялись в вещах.

« Никита наклонился к желтому цветку. Кто он был? ...Никита увидел, как постепенно в круглом его личике являлось человеческое выражение, и вот уже стали видны маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием» [4]. Писатель включает в рассказ описание цветка, отдельные его части подобны частям тела человека. «Никита сломал стебель – тело цветка – и увидел в нем молоко. – Ты маленький ребенок был, ты мать свою сосал!» Увидев в сломанном стебле (теле цветка) молоко, Никита поверил, что цветок был маленьким. Образ цветка используется как иносказание - маленький ребенок. Война ломает жизни (тело цветка). Автор хотел донести те ужасы войны и те страхи, которые она зарождала в людях. Не только взрослые, но и дети, пострадали в то время. Образ цветка используется автором для выражения мыслей и чувств.

Рассказ «Цветокназемле» былнаписанА.П.Платоновымв 1945году. Главной в рассказе является проблема жизни и смерти. Во время войны людям как никогда была близка эта тема. Осмысливает эту проблему маленький мальчик Афоня – главный герой произведения, помогает ему в этом дедушка Тит, которому «без трех девяносто будет». Мальчик спрашивает у дедушки про « самое главное», «про все». Дед ведет Афоню на пастбище и показывает на голубой цветок, растущий из мелкого чистого песка. «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…», - объяснил дедушка. Цветок – символ непрерывности бытия, символ жизни, символ преображения, когда из мертвого праха после тяжелого труда рождается красота, жизнь. Всё прекрасное достигается человеком и всем живым на земле только с помощью труда. Изображая цветок, писатель дает понять, что только огромная работа над собой помогает « вырастить» чудесный цветок - человеческую душу. А.П.Платонов

Мальчик понял слова дедушки. « Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет» [5].

Внук «тоже захотел теперь делать из смерти жизнь»: хочет продлить жизнь дедушке, « собрал желтых цветов… на лекарство, чтобы отец его не болел на войне от ран». «Он сам, как цветок…» Символично и многогранно название рассказа «Цветок на земле». Каждый человек - это цветок на земле, цель его жизни – созидание. Изображая образ цветка, А.П.Платонов использует эпитеты (жалконький, живой, чистым, святой, счастливые). Многогранный образ цветка – это олицетворение нашей жизни.

Сказка - быль «Неизвестный цветок» - это последнее произведение А.П.Платонова, написанное в 1950 году. Это произведение – « цветок», не совсем обычный, который писатель назвал неизвестным. Он подарил его девочке Маше Платоновой, своей дочери. Это необычное завещание, обращенное к потомкам. Литературовед В.Чалмаев назвал эту сказку – быль « притчей, сотканной из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей. Чистое золото поэзии сердца» [2 ].

« Жил на свете маленький цветок». Так начинается история о судьбе неизвестного цветка, главного героя произведения. Неизвестный цветок трудился, чтобы выжить: « нечем было ему питаться», «трудился день и ночь», «лишь один раз в сутки цветок радовался», «не хотел жить печально», «корни его глодали голый камень и сухую глину» [5,с. 3,4,5 ]

Жизнь цветка подобна жизни человека, который переносит тяжелые испытания. Маленький цветок боролся за свою жизнь, не боясь трудностей, не сдаваясь.

«А отчего ты на других непохожий?» - спрашивала Даша у цветка.

«Оттого, что мне трудно»,- ответил цветок. Преодолевая трудности, мы становимся лучше, чище, становимся непохожими на других. Эта авторская мысль отражается в образе цветка.

Девочка Даша и ребята удобряли пустырь, где рос цветок, проявляя заботу и внимание. «Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде» [5].

Цветок поддержал Дашу в трудный момент. Даша постаралась понять цветок, проявила с сострадание, помнила о нём в разлуке – стала ему близким человеком, другом.

Для изображения образа неизвестного цветка А.П.Платонов использует аллегорию (иносказание). За образом цветка – человек.

Автор указывает на жизнь русского человека, которому пришлось действительно выживать в период Гражданской войны, Великой Отечественной войны, а также в послевоенные годы.

Цветок из сказки-были А. Платонова не похож на все остальные цветы. Он был живой: чувствовал, говорил, дышал, боролся, благоухал (олицетворение). Цветок наделен ощущениями, которые испытывает живое создание, душевными ощущениями, он дает жизнь. У него вырос сын, новый цветок вызывает восхищение («цвет…лучше его и еще прекраснее»). Писатель использует различные художественно-выразительные средства: эпитеты (« из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»), сравнение (« как у звезды»), метафоры («тонкие волоски корешка», « листья тяжелели от росы», многочисленные олицетворения (« томилось семечко», « цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям», « он трудился день и ночь», « цветок… не хотел жить печально» и другие).

Таким образом, в главе «Образ цветка в произведениях А.П.Платонова», мы увидели, как писатель мастерски изображает образ цветка в каждом последующем произведении. Сначала цветы – «живые существа», которые наполняют сладким воздухом. В рассказе «Никита» цветок – это маленький ребенок. Цветок – святой труженик изображен в рассказе «Цветок на земле». Этот многогранный образ цветка – олицетворение нашей жизни. Каждый человек - это цветок на земле, цель его жизни – созидание. Неизвестный цветок – главный герой произведения. Он « на других непохожий», потому что знает, что такое трудности, умеет с ними бороться. Писатель наделяет цветок человеческими чувствами, переживаниями, сознанием. Цветок используется как символ, иносказание, способ выражения мыслей и чувств автора.

Заключение

1.Мы ознакомились с выбранными для анализа произведениями А.П.Платонова, в которых изображен образ цветка. Среди отличительных особенностей произведений писателя выделили следующие: своеобразие языка, непохожесть героев, символический смысл изображения растений, свое видение мира автор выражает в образах - символах.

2. Проанализировав и сравнив изображение цветка, мы увидели, как писатель мастерски изображает образ цветка в каждом последующем произведении. Сначала цветы – «живые существа». В рассказе «Никита» цветок – маленький ребенок. Цветок – святой труженик изображен в рассказе «Цветок на земле». Каждый человек - это « цветок» на земле, цель его жизни – созидание. Неизвестный цветок – главный герой произведения. Он « на других непохожий», потому что знает, что такое трудности, умеет с ними бороться. Цветок используется как символ, иносказание, способ выражения мыслей и чувств автора.

3. Систематизировав и обобщив полученные сведения об образе цветка в произведениях А.П.Платонова, мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась. Чтобы понять «глубину» произведения, авторский замысел, нужно знать символический смысл, который вкладывал автор в образ цветка.

Работу планируется продолжить: рассмотреть использование выразительных средств при создании образов главных героев в произведениях А.П.Платонова.