Данный проект помогает ответить на следующий вопрос: «Как рассказать об истории, экологии, культуре родного города детям младшего возраста так, чтобы они не только поняли, не только запомнили, но и полюбили то, о чем мы им поведаем?»
Проект направлен на решение проблемы, заключающейся в необходимости создания целостной системы работы направленной на полноценную реализацию воспитательного и развивающего потенциала краеведения на первой ступени обучения школьников, которая бы наиболее успешно способствовала развитию познавательного интереса у младших школьников к информации о родном крае, формированию чувства гордости за него, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к малой родине.
Цель: разработка системы работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся через изучение истории и культуры родного города в рамках внеурочной деятельности.
Целевая аудитория: учащиеся, педагоги МБОУ СОШ №36 г. Пензы
Социальные партнеры: администрация МБОУ СОШ №36 г. Пензы,
Совет ветеранов Октябрьского района г. Пензы
Методы реализации: поиск, изучение и анализ информации по теме исследования; создание продукта проекта; организация занятий для воспитанников; мониторинг качества знаний по предлагаемой программе; анализ полученных результатов.
Продук: программа внеурочной деятельности «Край Пензенский, край доблести и славы»
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед образованием, выступает проблема становления у школьников ценностного отношения к Родине, воспитания основ гражданственности, патриотизма, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Результаты наблюдений за познавательной активностью обучающихся во время мероприятий краеведческого содержания показывают, что знакомить с этими ценностями надо как можно раньше. Существует мнение, что любовь к родине должна впитываться с молоком матери.
Дети смотрят фильмы об истории Пензенского края, читают книги, участвуют в акциях, посвященных великим событиям прошлого, и уже немало знают о роли Советского народа в Победе над фашизмом. Об этом рассказывают памятники, монументы и мемориалы.
Однако результаты опроса учащихся показывают, что у них недостаточно знаний о героях - пензенцах, и, о том, как в нашем крае увековечена память об этом. Опрос проводился среди обучающихся МБОУ СОШ №36, учащихся начальной школы. В опросе приняли участие 100 респондентов. Результаты исследования представлены в диаграмме (1). Как видно из диаграммы, очень малая часть опрошенных смогли назвать хотя бы часть памятных мест города и области.
Диаграмма 1
Современные дети больше времени проводят в социальных сетях. Вот только вряд ли они будут искать пензенские достопримечательности там. Они не «кричат» о себе как какая-нибудь реклама, появляясь перед нами постоянно. Напротив, отыскать информацию об этом достаточно сложно. Конечно, в сети Интернет истории России в целом посвящены сотни, а может быть, и тысячи материалов. При желании можно найти информацию и о памятниках и монументах города Пензы и Пензенской области, но далеко не обо всех. К тому же в основном эта информация разбросана по разным сайтам и представлена без какой-либо классификации.
Поэтому на решение данной проблемы и направлен наш исследовательский проект, цель которого помочь узнать детям о том, как в Пензе и области увековечена память героев и познакомить школьников с памятными местами Пензенского края. Мы решили, что необходимо собрать данные о памятных местах города и области в единую базу, и разработать программу внеурочных занятий данной тематики.
Актуальность проекта
Вы спросите: «Кому и зачем это надо?». Отвечу: «Это надо тем, кому принадлежит будущее!» Ведь тот, кто забывает уроки прошлого, рискует повторить ошибки предков.
Н. Г. Чернышевский сказал, что «можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины».
Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважение к ближнему, почтение старших.
Мы думаем, что этот Проект позволит нашим воспитанникам стать не только образованнее, но и поможет во многих пробудить патриотические чувства, в том числе чувство гордости за свою малую родину.
Задачи
1) Изучить материалы по истории Пензенского края.
2) Изучить исторические документы о роли пензенцев в истории государства;
3) Познакомиться с памятными местами области, связанными с событиями прошлого.
4) Посетить эти памятные места, сфотографировать.
5) Собрать картотеку памятных мест Пензенского края.
6) Создать электронную и бумажную версии сборника «Память Пензы в камне и металле».
7) Разработать программу внеурочной деятельности, направленную на изучение краеведческого материала, связанного с героическим прошлым нашего региона.
8) Познакомить учащихся четвертых классов в рамках внеурочных занятий:
с достопримечательностями и явлениями общественной жизни родного города, области; с ролью нашего края в истории России.
9) Формировать у учащихся: интерес к истории малой родины, к её достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего; навыки правильного поведения в социальных сферах; чувство патриотизма, чувство гордости за свою малую родину.
10) Воспитывать: бережное отношение к общественному достоянию, культурным и историческим памятникам родного города; чувство уважения к истории своего народа.
Этапы проекта
Таблица 1
№ |
Этап |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Подготовительный |
Изучение проблемы по данной теме. Сбор информации о памятных местах города и области. Анализ собранной информации. |
Сентябрь 2019г. |
2 |
Проектировочный |
Планирование деятельности. Определение социальных партнеров. |
Сентябрь 2019 г. |
3 |
Практический |
Определение содержания программы. Разработка программы. Создание сборника «Память Пензы в камне и металле». |
Октябрь 2019 г. – апрель 2020 г. |
4 |
Аналитический |
Апробация программы в рамках преподавания курса «Край Пензенский, край доблести и славы». Анализ результатов работы. |
Сентябрь 2020г.– май 2021г. |
5 |
Заключительный |
Презентация проекта. Переход на следующий этап развития проекта. |
Май 2022г. |
Продукт проекта
Продуктом проекта является программа внеурочной деятельности «Край Пензенский, край доблести и славы».
Программа рассчитана на обучающихся 4-го класса, 1 год обучения, 34 часа.
В рамках этого курса учащиеся познакомятся со средой города и его инфраструктурой, с памятными местами (мемориалами, памятниками, монументами, памятными знаками и т.д.), связанными с событиями, свидетельствующими о доблести пензенцев.
Темы, составляющие содержание программы, сгруппированы в блоки, которые располагаются для более успешного проведения экскурсий и практических занятий:
I. Истории славной страницы – 8 часов.
II. Священная война! – 18 часов.
III. Героям нового времени! - 4 часа.
IV. Мы памяти верны! – 4 часа.
Принципы реализации: принцип энциклопедичности, краеведческий (региональный) принцип, принцип интеграции, культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры, тематический принцип, принцип наглядности.
Педагогические технологии, используемые в работе
Данная программа в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом специфики младшего школьного возраста подразумевает использование педагогом в работе игровой технологии, технологии личностно – ориентированного обучения, проектной технологии, а также здоровьесберегающих, интерактивных и информационно коммуникативных технологий.
Формы, методы и средства духовно-нравственного и патриотического воспитания разнообразны. На уроках предусмотрено чтение художественной литературы, использование наглядных пособий, просмотр видеоматериалов, использование компьютерных технологий, организация исследовательской и проектной деятельности.
Практически все занятия данного курса являются интегрированными. На одном уроке ребята могут читать статьи и проводить наблюдения, писать мини-сочинения и отправиться на виртуальную экскурсию по улицам Пензы. Частая смена видов деятельности не дают ребятам утомляться, делают занятия насыщенными и интересными.
Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к краеведческим знаниям осуществляется через применение следующих методов:
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
- элементы творчества и новизны, придумывание сказок, рассказов;
- игровые и воображаемые ситуации, сюрпризные моменты;
- эмоциональная насыщенность окружения;
- прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее);
- проблемные ситуации и задачи, предположения (гипотезы).
Данная система работы не ставит цель за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма учащихся младших классов достичь высоких результатов. Главное – максимально используя образовательный и воспитательный потенциал курса, дать возможность каждому ребенку в будущем проявить собственные возможности на благо своей малой родины, осознавая свою значимость для неё.
Результаты проекта
Сегодня проект находится на стадии апробации. Курс «Край Пензенский, край доблести и славы» ведется первый год. Но уже за первое полугодие можно определить промежуточные результаты:
1) изучены материалы по теме проекта;
2) разработана программа внеурочной деятельности «Край Пензенский, край доблести и славы»;
3) ведутся занятия по данной программе;
4) курс изучает 26 учащихся;
5) в 2019 году программа была представлена на региональный конкурс методических разработок «Малая родина», где стала призером.
По итогам первого полугодия был проведен мониторинг, цель которого выяснить, насколько интересны и полезны занятия детям.
Результаты мониторинга представлены в таблице (2) и диаграмме (2).
Таблица 2
№ п/п |
Вопросы |
Ответы (%) |
|
да |
нет |
||
1 |
Находите ли вы полезными занятия? |
100% |
0 |
2 |
Процент учащихся полностью справлялся с тестами, посвященным памятным местам города и области? |
92% |
8% |
3 |
Процент учащихся полностью справлялся с заданиями, связанными с историческими событиями? |
86% |
14% |
4 |
Интересно ли вам во время проведения занятий? |
100% |
0 |
5 |
Хотите ли вы продолжения подобного курса в 5-ом классе? |
100% |
0 |
Диаграмма 2
Выводы: предварительная диагностика внедрения данной программы в практику организации внеурочной деятельности доказывает её эффективность.