Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Mokrova S.M. 1
1

Введение

Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели.

Решение проблемы целеполагания начинается с умения учителя определить цель конкретного урока. В реальности педагог идёт прежде всего от содержания учебного материала и затем уже намечает цель урока. Именно цель урока будет определять формы, способы и характер деятельности учителя и учащихся Правильно поставленная цель объединяет содержание, средства и методы в единый процесс, обеспечивает учителю оптимальный выбор способов и форм её достижения и диагностики.

Однако даже грамотно сформулированная учителем цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Школьник должен понимать значимость достижения цели, видеть, где он может использовать знания и умения, полученные на уроке. Цели объясняют ученику, что он изучает, зачем он работает.

Учитель, организуя учебную деятельность учащихся, должен учитывать три компонента – «знаю», «хочу» и «буду»- в принятии и достижении цели . Для этого необходимо владеть приёмами перевода сформулированной учителем цели в цель ученика, приёмами привлечения учащихся к определению задач по её достижению, способами организации личностного целеполагания как его высшего проявления.

Основная часть

Цель исследования: выявить, что же такое цель ,учебная задача в обучении, какие существуют этапы в подборе точных целей и задач в обучении для эффективного выполнения заданий урока и реализации всего урока на практике?

Материал исследования: задания с уроков.

Методы исследования: наблюдение за результативностью (быстрота, правильность, чёткая последовательность) выполнения заданий с урока при разных формулировках учебных целей и задач к одним и тем же заданиям

Цель – предвосхищаемый результат- образовательный продукт,который должен быть создан заопределённый промежуток времени и который можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема (А.В. Хуторский).[1]

Охарактеризовать цель-значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность?

Задача- это, то что нужно сделать, чтобы достичь цели. Другими словами, это средство для достижения цели. Чтобы её охарактеризовать, надо ответить на вопрос : «как будет достигаться цель?»

Учебная задача-не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это овладение обобщёнными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.

Учебная задача- наиболее общая система действий, позволяющих достичь результата. Она «прикреплена» к познавательной деятельности ученика.[1]

Осуществляя учебную деятельность, школьники выполняют определённые учебные действия. В.В.Давыдов представляет их в логике решения учебной задачи:

-принятие от учителя или самостоятельная постановка учебных задач;

-преобразование условий задачи (поиск, обнаружение и выделение);

-моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;

-преобразование модели для изучения свойств объекта;

-построение системы частных задач, решаемых общим способом;

-контроль за выполнением предыдущих действий;

-оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Заключённая в задачи идея приобретает конкретную форму в виде присвоенного знания, понятия, умения, навыка, способа деятельности. Характер учебно-познавательных задач многообразен, но структура познавательной деятельности едина и включает следующие элементы: -осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;

-построения плана её решения;

-практическое разрешение задачи;

-контроль за решением задачи;

-оценка результата в соответствии с эталоном;

-постановка задач дальнейшего совершенствования приобретения знаний, умений, навыков.

Выпадение любого из этих компонентов делает учебно-познавательную деятельность неполноценной, а без этого невозможно сформировать и учебные умения. Учебные умения структуры учебной деятельности входят в состав различных групп общеучебных умений.[2]

Что такое целеполагание?

Целеполагание- в обучении- это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах.

Организация целеполагания на уроке-совокупность действий по определению, осознанию и конкретизации целей и задач урока.

Цель урока должна формулироваться с опорой на деятельность учащихся и планируемые результаты обучения. Для формулирования обучающей цели урока можно предложить такие словесные конструкции:

-планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями….;

-планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест(приводится содержание теста или ссылка на него);

-планируется овладение учениками умениями различать…находить…характеризовать…решать…и т.д.

Как сформулировать цели и задачи личностного развития, которые должны отражать развивающий и воспитывающий аспекты обучения? Их определение возможно только по отношению к процессу и должно выражаться в деятельной форме. Целесообразно начинать формулировку со слов: содействовать, способствовать, создавать условия для. Затем называется конкретное умение или качество личности, для формирования которого учитель создаёт условия.

Потом определяются средства для развития, воспитания названных умений, качеств: посредством, с помощью и т.п.; организации ситуации игры, диалога, деятельности и т.п.; использования приёмов, форм организации урока.

Поставить перед школьником учебную задачу-значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ её развития во всех возможных частных и конкретных вариантах. Например: обучая школьников выделять окончание в конкретных словах, учитель показывает им общий способ выделения окончаний в любых словах.

Учебная задача- ключевое понятие теории учебной деятельности. Теория учения может называться деятельностной только в том случае, если она опирается на понятия действие и задача.

Учебная задача- это задача, с помощью которой ученики выделяют всеобщее основание решения целого класса задач. Первоначально задачи, предлагаемые учащимся , являются учебно-практическими. [3]

Их решение преследует несколько целей:

- опираясь на имеющиеся в личном опыте школьника способы действий с объектами, научить его выделять, объективировать предмет изучения, т.е. преобразовывать практическую задачу в учебную(на математике, например, подбор подходящей, «такой же» дощечки, фигуры и т.д. приводит к выделению признаков объектов, овладению понятием величина);

-научить ученика действовать в рамках определённого предмета, анализировать, контролировать свои действия;

-обеспечить его средствами решения учебно-практических задач;

-вовлечь в коллективно-распределённую деятельность.

Обязательное условие, обеспечивающее принятие задачи,- насыщенность урока предметными действиями каждого ученика. Часто в целях экономии времени действия школьников заменяются демонстрацией образца учителем. Но в этом случае ситуация не становится задачей для большинства учащихся, которым остаётся только запомнить вывод, сделанный учителем или другими учениками.

Учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия:

1.Создать ситуацию, в которой ученик обнаружит собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено в столкновении разных точек зрения в дискуссии. Только в этом случае задача найдёт эмоциональный отклик у каждого школьника, что обеспечит её принятие.

2.Обеспечить учащихся инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т.е. знаково-символические средства.

3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель-отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик-учитель, помогающий ему сформулировать свой вопрос и найти ответ».

Примеры из конкретных уроков:

IVкласс. Тема: «Спряжение глаголов»

-Что общего в словах: стро…шь, черне…шь, кл..., светле…ш? (глаголы 2 лица, ед.ч., с безударным гласным в окончании).

Попробуйте определить, какие гласные пропущены. После вариантов ответов учащихся записываются окончания глаголов.

-Какой вопрос вы сформулировали?

Учебная задача: «Почему в окончаниях одних глаголов 2 лица, ед.ч. пишется гласная-е, а в других –и?»

IIкласс. Окружающий мир. Тема «Птицы»

-Выберите из предложенной группы живых существ птиц.

-Как выбирали птиц, по каким признакам(есть крылья, летают).

-Разве все птицы летают? А страус, дрофа, пингвин? Возникает противоречие. Поставьте задачу.

Учебная задача: «Выявить отличительные признаки птиц»

Уроки постановки и решения учебной задачи организовать довольно сложно: учителю необходимо продумывать каждый шаг, каждый вопрос, каждое задание, чтобы учебная задача стала «собственной» задачей для учащихся, чтобы они понимали значимость этой задачи и необходимость её решения.

Заключение

Таким образом, при подготовке к уроку учитель продумывает дидактическую цель и задачи урокаи в соответствии с ними определяет, что именно учащиеся должны воспринять, какую наглядность и как её необходимо для этого использовать. Например: тема урока «Правописание орфограмм в корне слова». Цель урока образовательная: Совершенствование учащимися навыков и умений правописания орфограмм в корне слова. Цели на этом уроке можно поставить в виде проблемной ситуации (текста с ошибками)

Иногда учащимся сообщают конкретные задачи урока, темы или раздела программы. Ведь образовательная цель обычно широкая, общая и распадается на части. На примере: той же темы Задачи урока следующие:

1. Развивать умения находить ошибки в тексте и исправлять их.

2. Учит работать с памяткой-таблицей.

3. Уточнение знаний о единообразном написании корней в однокоренных словах.

4. Усвоить навык находить в тексте слова на данное правило.

В плане урока четко и конкретно формулируется и задачи урока, в соответствии с содержанием учебного материала и организацией деятельности и поведения учащихся. Задачи необходимы, т.к. за один урок нельзя ученика, развить и воспитать, а между целью и результатом можно поставить знак равенства. Одно важное замечание! В некоторых анализах урока существует понятие триединой дидактической цели. Это понятие освобождает учителя от отдельной формулировки для учащихся трех целей – обучающей, развивающей, воспитательной.

И в заключении хочу привести высказывания доктора педагогических наук, профессора Н. Б. Истоминой «Если ваш урок соответствует поставленной цели, если вы сможете обосновать его логику, если дети будут активно работать на вашем уроке и вы получите запланированный результат, то можете быть уверенными в правильности своих действий!