Введение
Все дальше и дальше от нас Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Всё меньше остается среди нас свидетелей военных лет, тех, кто воевал, кто трудился в тылу, приближая Победу в бесчеловечной войне. Казалось, все изучено. Мы знаем поименно тех, кто ушел на фронт из нашего посёлка, и тех, кто не вернулся с поля боя. А что мы знаем о детях войны, об учениках нашей школы, которые пережили войну за школьной партой? Сегодня мы обеспечены всем необходимым, мы учимся в светлых классах с современной техникой. А как учились наши сверстники в военное время? Какие предметы изучали? Чем они занимались после уроков?
Цель исследования
Мы очень мало знаем о жизни наших бабушек и дедушек, чьё детство прошло в самое трудное военное время. Нашим долгом является сохранить их воспоминания и рассказать всем о детях, живших тогда в страшных сороковых - роковых. Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день нет никаких сведений об истории нашей школы в годы Великой Отечественной войны. Всё меньше остается живых свидетелей тех страшных лет. Многим школьникам военных 1940-ых годов уже далеко за 80 или 90 лет, мало их осталось. В Год педагога и наставника хочется сделать небольшой акцент на заслугах педагогов нашей школы, которые продолжили школьную жизнь в самые трудные военные годы. Новизна нашей работы заключается в том, что впервые описывается история нашей школы в годы Великой Отечественной войны. Поэтому мы думаем, что результаты работы будут интересны всем: и нашим сверстникам, родителям и взрослым - выпускникам школы, а особенно учителям и школьникам 1941-1945 годов, кто пережил военное время, и история школы является частью его школьной биографии.
Целью нашей работы является организация исследовательской работы по изучению истории школы в поселке Верхнекалиновский в военные 1941-1945 годы.
Перед нами были поставлены задачи:
1) собрать и проанализировать материалы о военном времени, которые имеются в школьном музее «Исток» и в Государственном казенном учреждении Астраханской области «Государственный архив Астраханской области»;
2) провести опрос респондентов (учителей, родителей, старожил поселка Верхнекалиновский);
3) собранный материал предоставить в школьный музей для оформления стенда и проведения экскурсионной работы активистами музея;
4) разместить исследовательский материал на сайте нашей школы в разделе «Музей»
Методы исследования:
1. Опрос респондентов 1923-1939 годов рождения.
2. Беседа с учителями, ветеранами педагогического труда.
3. Информационно-справочная работа с архивными документами школьного музея «Исток» и ГКУ АО «Государственный архив Астраханской области».
Этапы исследования:
1. Устные рассказы респондентов.
2. Работа с семейным архивом респондентов.
3. Работа с музейными и архивными документами.
Объектомданного исследования является история муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Верхнекалиновская средняя общеобразовательная школа» в 1941-1945 годах.
Материалы и методы исследования
Изучая историю школы, мы воссоздали историю создания нашей школы, кто руководил образовательным учреждением. Начальная школа в селе Верхнекалиновский была образована в 1926 году. В жилом бараке рыбозавода для этого выделили две комнаты. Потом построили маленькую деревянную школу из двух комнат. В школе было два педагога. Директором школы была Куфаева Лидия Ивановна, дочь священника, она окончила церковно- приходскую школу, и Сопудникова Мария Павловна, учительница. С 6 августа 1938г. по 15 августа 1939г. школой руководил Шелудько Георгий Иванович, который прибыл с семьёй из Капьяра Владимирского района Сталинградской области (ныне Ахтубинский район Астраханской области) и был назначен в нашу школу директором, преподавал у детей арифметику. В 1938 году из кирпича разрушенной церкви в селе Камызяк начали строить двухэтажную школу, которую принимает Шелудько Г.И. Образовательное учреждение получает статус неполной средней школы, то есть семилетки. В 1939 году Георгия Ивановича переводят в другую школу в село Бахтемир Икрянинского района. На место директора был назначен Михаил Иванович Карев, историк по специальности. В 1941 году, когда началась война и всех мужчин начали мобилизовывать, Карев М.И. ушел на фронт. В годы войны семилеткой руководила Клавдия Андреевна Помогаева. Это были очень трудные годы в истории школьной жизни, но школа выстояла и продолжала свою работу. Зинаида Дмитриевна Чернышева директорствовала дважды: с 1945 по 1947 гг. и с 1949 по 1960 гг. В промежутке с 1947г. по 1949г. руководил школой Багдасар Карапетович Саакян, завучем была Кононенко Августина Степановна. В 1960-1964 гг. директором был Коваль Афанасий Ильич, его сменил на пару лет М.М.Маньшин. Обухов Герман Михайлович был директором с 1964 по 1968 гг. А в 1966 г. школа становится средней. Виктор Иванович Фетисов был директором с1968г. по 1970г., а Лилия Васильевна Забаровская с 1970 по 1975 годы. В 1974 году приехала по распределению после окончания Астраханского педагогического института работать учителем химии Черных Татьяна Ивановна. Через год ей предложили работать директором школы, долго раздумывая, Татьяна Ивановна (Гостюнина) начинает руководить педагогическим коллективом с 1975 по 2013 годы. После её ухода на заслуженный отдых, школой руководит Ирина Васильевна Кавина, которая работает по настоящее время.
Сегодня в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Верхнекалиновская средняя общеобразовательная школа» учится более 140 детей, детский сад при школе посещают 40 воспитанников. Мы гордимся, что учимся в замечательной школе. И думаем, что изучив историю нашей школы в военные годы, мы будем ею гордиться еще больше!
В ходе исследования мы узнали, что школа и в годы войны продолжала работать, но в ином режиме. Война явилась суровой проверкой жизнеспособности нашей школы. Проведя беседу со старшим поколением, учителями-ветеранами труда (Гостюнина Т.И., Ларюшина Л.П., Обухова Г.А., Власова В.А., Колесникова Л.Д.), нами было установлено, что в годы войны было очень тяжелая жизнь, но школа продолжала работать, дети учились. В первые месяцы войны в 1941 году директор школы Михаил Иванович Карев, историк по специальности, ушел на фронт защищать нашу Родину. В годы войны семилеткой руководила Клавдия Андреевна Помогаева. Вот какую информацию нам удалось добыть с помощью наших учителей из Астраханского архива.
Сведения об абсолютной успеваемости Верхнекалиновской школы за I полугодие 1943-1944 учебного года[¹]:
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
Количество учащихся |
39 |
30 |
25 |
26 |
24 |
13 |
9 |
Отличники и хорошисты |
8 |
12 |
7 |
11 |
6 |
2 |
1 |
Н е успевают по одному предмету |
3 |
1 |
2 |
1 |
4 |
3 |
1 |
Из таблицы видно, что в школе в 1943-1944 учебном году обучалось 166 учеников в 7 классах. Из них 47 учеников – это отличники и хорошисты, но были среди учеников и неуспевающие – 15 учеников. А вот, согласно описи в архиве², какие предметы изучали в школе в эти годы:
1. Русский язык, письмо 2. Литературное чтение 3. Арифметика 4. Естествознание 5. География 6. История |
7. Алгебра 8. Геометрия 9. Конституция 10. Физика 11. Химия 12. Военное дело |
Идёт война, отцы и братья школьников воюют на фронте, матери и сёстры трудятся на полях и на тоне, стараясь прокормить солдат, страну. Нам стало непонятно, почему такое большое количество неуспевающих было в те годы? Как ученики могли так недобросовестно относиться к учёбе, ведь они, наверное, обещали хорошо учиться своим отцам, ушедшим на фронт? Но после встреч и бесед со старожилами поселка Верхнекалиновский, бывшими учениками нашей школы в военные годы, многое стало нам понятно.
Мы узнали, что многие учащиеся не посещали школу, так как не было теплой обуви, одежды, у некоторых из-за недоедания не хватало сил посещать школу каждый день. Только поэтому было так много неуспевающих. Самая главная задача учителей в те годы, по словам очевидцев, было помочь детям продолжать учёбу.
[¹ГКУ АО «Государственный архив Астраханской области», Фонд 3241, опись 2]
[²ГКУ АО «Государственный архив Астраханской области», Фонд 3241, опись 2]
Когда мы встречались со старожилами посёлка, интересно было слушать их. Многое уже позабылось ими за столь большое время. Но всё, что ещё помнилось, мы старались сразу же записать.
- Верхней одежды не было, а какая была - вся поизносилась, поэтому носили то, что осталось от старших в семье. Помню, у меня были башмаки: подошва деревянная, а сверху приделана парусина. Но я и этому была рада, ведь у многих и такой обуви не было. Учились в первой половине дня, учительница хотя и была строгая, но жалела нас, ведь из-за голода многие на уроки не ходили. Для нас учёба не была главным, главное – не умереть с голода. А после учёбы копали коренья растений, делали мучку. Часто ходили к реке собирать чилим. До сих пор помню вкус хлеба из чилима! (Малетина Антонина Степановна, 1931 г.р.)
- В селе было 2 улицы, весной всегда в большую воду затапливались наши дворы. Наша семья приехала из Капьяра, мы жили ниже по реке, снимали кухню. На этой фотографии мой класс, это как раз перед войной фотограф в школу приходил. В центре наши учителя, директор Карев М.И., а я в нижнем ряду сижу в белом платьице с пионерским галстуком. Школьное детство было самым счастливым, мы мечтали о своем будущем, любили ходить на кружки после уроков. Мой любимый кружок был по медицинской подготовке, мне очень нравилось выполнять на занятиях практическую часть: перебинтовывать ушибы, смазывать мазью раны, делать уколы. Наверное, уже тогда нас готовили к предстоящим военным испытаниям. Так было, пока не началась война, я только закончила 5-ый класс. Помню, в военные годы топили печки в школе камышом. Когда шли бои под Сталинградом в 1942 году, я уже не училась. 3 военных года провела я не за школьной партой. Приходилось матери помогать по хозяйству, работали на полях, сажали картошку. Помню, картошку на полях соберут, а я ходила по полю и собирала остатки на полях, самую мелочь, горох. Для меня и это было едой. (Заикина (Шелудько) Зинаида Ивановна, 1929 г.р.)
- Школа сначала у нас была маленькая, деревянная. Помню, что в военные годы в классах было очень холодно. Топили в основном чаканом и камышом, дрова и угли быстро заканчивались. Сидели за школьной партой Эрисмана. На парте чернильница-непроливайка, писали перьевыми ручками на газетных обрывках, таккак… тетради были давно исписаны. Первой учительницей у нас была Белятская Екатерина Николаевна. В классе обучалось всего 5 человек, все разновозрастные. Должны были посещать школу больше учеников, но многие не ходили в школу, так как или работали вместе со взрослыми на тоне или на полях, или болели из-за голода. Помню, как на уроке кто-то принёс незрелые зелёные помидоры и мы начали их есть, учителя потом ругали нас, боялись, что заболеем. (Малиновская Галина Александровна, 1930-2022гг.)
- Помню, в военные годы дети в школу ходили с матерчатыми сумками за плечами, которые сшили им мамы. В школе было очень холодно, замерзали чернила. Дров не хватало, топили камышом, а он быстро горел, и тепло так же быстро уходило. Время было тяжёлое, хлеба не хватало, соберутся у печки погреться и все новости узнавали друг у друга. В кабинетах стояли парты деревянные, за которыми сидели на лавках по два человека. Писали дети чернилами, тетради и учебники выдавала школа, а когда тетради заканчивались, писали не газетных обрывках. Обстановка в школе была дружная, все старались друг другу помочь. (Артюшина Раиса Степановна, 1923 г.р.).
А вот ещё что мы узнали из истории школы военных лет. Чистоту и порядок в школе поддерживали технички. Наряду с учителями они помогали следить за дисциплиной в школе на переменах, поддерживали чистоту и порядок в школе. Одну из техничек звали Искакова Уразгуль Ербулатовна. Это была невысокая худенькая женщина, за доброту все школьники её называли тётя Клава.
На плечи подростков легло много тягот трудового фронта, но не жаловались, понимали, что надо, что больше некому, ведь мужчины на фронте. После школы дети шли на поля зарабатывать трудодни. Вот что вспоминает о своём трудовом детстве Галина Александровна Малиновская: «После учебы я вместе с одноклассниками ходила в сушильный цех, помогала на вешалах. Учились мы не весь учебный год, только поздней осенью садились за парты, когда заканчивались полевые работы, а завершали учёбу ранней весной, когда шла путина, потому что надо было помогать взрослым на реке и в поле. Мы разделывали судака, щуку, бершиков, солили в огромных чанах. А засоленную рыбу запекали в печи и потом из них делали рыбные сухари. Я за время войны многому научилась, даже сети чинила, по пояс в холодную воду заходила и сети ставила с такими же, как я, ребятами. Ноги мёрзнут, пальцы озябли в ледяной воде, а сеть из рук не выпускали, тянули. Вот так и жили».
Как и по всей стране, верхнекалиновские школьники помогали фронту приближать Победу: вязали варежки, носки, вышивали платочки и отправляли на фронт, часто вкладывая туда письма-треугольники с пожеланиями скорой Победы. Джумакова Алима Суиналиевна (1932 г.р.) вспоминает: «В школу ходила, но учёба давалась мне трудно. После уроков надо было идти помогать на поле или на тоне. Вечером так уставали, что ноги гудели. Но унывать было некогда. Быстро поужинав, по вечерам все собирались у печки, любили петь песни и под свет лампады (электричества не было) кто-то шил, кто-то вязал, кто-то сети чинил. Также шили маленькие мешки, складывали гостинцы солдатам: варежки, платочки, и тоже отправляли на фронт. Адрес и имя не писали, неважно, какому солдату попадёт наша посылочка, важно, что он будет знать, ради кого он воюет с оружием в руках».
Из воспоминаний Малетиной Антонины Степановны: «Иногда нас просили шить огромные мешки для отправки солдатам на фронт из плотной ткани, зашивали штопальной иглой и суровой ниткой. В эти мешки складывали сухую рыбу и отправляли на фронт».
Из материалов школьного музея (записи в тетрадях) нам удалось узнать как помогали фронту школьники вместе со взрослыми: «Когда началась война, я перешла в 4 класс. Но закончить школу не смогла, так как с мамой ходила работать на тоню, тянула невод вместе с другими. Потом работала на плоту. Когда начались посевные работы, села на лошадь боронить поле. Ростом была мала, бывало, утром бригадир посадит на лошадь, так целый день и боронила, пока не наступит вечер и взрослые не снимут меня с лошади. (Запись из встречи с Сенчихиной Таисией Ивановной, 1931-2020гг.)».¹ «Возле нашего села было несколько тоней. Приходилось заменять всех, кто ушёл на фронт и выполнять разную работу: конопатил лодки, разделывал рыбу, возил в Астрахань, чтобы отправить на фронт. Зимой рыбу складывали в прорези, забивали льдом. Тяжёлое было время, об отдыхе никто не смел думать. (Запись из встречи с Михалёвым Павлом Васильевичем, 1923 г.р.)».[²]
Результаты
В ходе исследовательской работы «История школы – история жизни» нам удалось пополнить информацию о военных страницах истории МКОУ «Верхнекалиновская СОШ». Во-первых, мы собрали и проанализировали материалы, имеющиеся в Государственном архиве Астраханской области и в школьном музее «Исток». Это такие документы как приказы по школе, воспоминания-записи со слов очевидцев, фотографии и анкеты тружеников тыла. Во-вторых, знакомясь с сохранившимися воспоминаниями учителей и старожил-выпускников школы, удалось восстановить информацию о том, как трудился ученический и педагогический коллективы, как и чем жили школьники военных лет поселка Верхнекалиновский.
Мы считаем, что поставленная в данной работе цель была достигнута, и стоящие перед нами задачи решены. Надеемся, что данная информация займет достойное место в экскурсионной работе школьного музея «Исток».
Заключение
Жизнь школы в годы Великой Отечественной войны – это всего лишь несколько страниц из истории нашего поселка Верхнекалиновский. Каждый вносил свою лепту в общее дело, верил в победу своего народа.
[¹ Из материалов школьного музея]
[² Из материалов школьного музея]
Точно так же верили в светлое будущее и ученики нашей школы военных сороковых годов ХХ века, которых время заставило вмиг повзрослеть.
На сегодняшний день мы узнали немного из школьной жизни. Работа, проделанная нами, большая, но мы не будем останавливаться на достигнутом.
Слушая респондентов мы сделали вывод: трудно и голодно детям жилось в военные 1940-е годы, им было тяжело учиться, но они продолжали учиться и работать наравне со взрослыми. Нас поразили слова, сказанными всеми: «Да, нам было трудно, но как хорошо мы жили! Дружно!». Наверное, все-таки детство – это самое счастливое время, даже в тяжёлые военные годы дети всегда остаются детьми. А нам, современным детям, надо уметь ценить самые добрые порывы и иметь ценные нравственные качества, всегда оставаться ЧЕЛОВЕКОМ. Этому мы научились у наших односельчан – школьников роковых-сороковых.