Введение.
В связи с реализацией ФГОС начального общего образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны учащимся и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Цели исследования: внедрение в учебную деятельность младших школьников технологию лэпбука, переориентация обучающихся из позиции потребителя информации в активного участника образовательного процесса.
Задачи: 1. проанализировать особенности лэпбука в образовательном процессе;
2. разработать общие методические рекомендации по составлению лэпбука с целью повышения уровня познавательной активности у младших школьников на уроках в начальной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут использоваться в педагогической деятельности с целью повышения познавательной активности.
Сегодня познакомим вас с технологией, интересным методическим пособием – лэпбук.
Предлагаю разобраться, что же означает понятие «лэпбук».
Лэпбук (lapbook) –представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми [1].
«Лэпбук»– в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях [2].
Чем привлекательна данная форма работы?
1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме.
2. Это отличный способ для повторения пройденного материала.
3. Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому.
5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
•учебные;
•игровые;
•поздравительные,
•праздничные;
•автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
В зависимости от формы:
•стандартная книжка с двумя разворотами;
•папка с 3-5 разворотами;
•книжка-гармошка;
•фигурная папка.
Форма подачи материала:
•стандартные кармашки;
•обычные и фигурные конверты;
•кармашки-гармошки;
•кармашки-книжки;
•окошки и дверцы;
•вращающиеся детали;
•высовывающиеся детали;
•карточки;
•теги;
•стрелки;
•пазлы;
•чистые листы для заметок и т.д [3], [4].
Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:
- активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
- позволяет самостоятельно собирать нужную информацию;
- развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
- помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;
- помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);
- позволяет сохранить собранный материал;
- объединяет педагогов, детей и родителей;
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
- обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- способствует творческой самореализации педагога.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.
Разработка общих методических рекомендаций по созданию тематического лэпбука с целью повышения познавательной активности младших школьников.
С чего начать?
Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Лучше всего получаются лепбуки на какие-то частные, а не на общие темы
При создании лепбука необходимо учесть:
· эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
· долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)
· минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
· приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»
После того, как вы выбрали тему, вам надо взять бумагу, ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. Берем лист формата А-3 или А-4, в зависимости от желаемого размера,складываем его, как показано на рисунке.
Все это рисуем на черновике, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.
Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:
· Картонная папка-основа.
· Обычная бумага.
· Ножницы.
· Клей-карандаш для бумаги.
· Степлер.
· Скотч.
Последний этап – презентация лэпбука. Дети представляют готовый продукт.
Врезультате данной работы у детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современно й системе обучения, учителю необходимо искать новые методы итехнологии обучения, которые помогали бы ему обучать ивоспитывать личность, которая нужна новому современному обществу— личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать иреализовывать различные идеи. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но иобучая их всесторонне смотреть на проблему, повышает уровень познавательной активности на уроке, учит ставить задачи ирешать их, творчески подходить квопросу организации иподбору информации. Применяя всвоей работе технику создания лэпбука, увас появится возможность подготовить именно такую личность кновой жизни вновых условиях.