Введение
Кем мне стать? Часто спрашивает сам у себя каждый старшеклассник. Это один из важных вопросов в выборе профессии. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, интересам и возможностям. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации в будущем.
Профессия учитель одна из самых древних и нужных профессий на земле. Без хороших учителей, работающих по призванию нет будущего. Современное общество остро нуждается в молодых, талантливых, желающих нести знание детям педагогах, поэтому данный профоринтационный классный час оченьактуален.
Новизна данной разработки заключается в том что, в форме игры, а не психологического теста, учащимся предлагается рассмотреть профессию «учитель», т.е. выяснить все «за» и «против» при выборе данной профессии.
Данная методическая разработка представляет собой классный час, который позволяет формировать у обучающихся осознанное стремление к получению педагогического образования и ориентирован на решение задачи повышения престижа педагогической деятельности и привлечения будущих молодых специалистов из числа сегодняшних школьников в профессию.
Актуальность и обоснование выбора темы.
Актуальность проблемы привлечения молодежи к профессии учителя обоснована реальной ситуацией в современной школе, которая не является привлекательным и престижным местом трудоустройства, реализации потенциала творческой личности. Обосновывается потребность усиления внимания к организации предпрофессионального образования, ориентированного на выявление и развитие школьников, имеющих склонности к деятельности в педагогической сфере. Старшеклассники должны осознавать не только особенности педагогической профессии, но и значимость ее для общества.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).
Воспитательное мероприятия по профессиональной ориентации школьников во внеурочной деятельности занимает особое место в системе работы классного руководителя, предполагает обеспечение преемственности с учителями-предметниками, сотрудничество с педагогом-психологом, библиотекарем, обсуждение результатов работы на методических объединениях; ретрансляцию своего опыта работы среди коллег (педагогов начальной школы).Данное мероприятие может быть использовано классным руководителем в рамках профориентационной работы. Также данный классный час может быть использован в преддверии праздника «День учителя». Данное мероприятие актуально, так как 2023 год – год педагога и наставника.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).
Целевая аудитория – ученики 9-11 классов, 15-18 лет.
Цель воспитательного мероприятия.
Цель: пробуждение интереса обучающихся к профессии учителя, воспитание уважения к учителю, наставнику, формирование представления о роли учителя в становлении личности каждого человека.
Задачи воспитательного мероприятия.
-познакомить обучающихся с особенностями профессии «педагог»;
- повышать престиж профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к учителям; дать возможность видеть положительные качества профессии педагога;
- воспитывать чувство дружбы и толерантности у обучающихся.
-развитие коммуникативной компетенции обучающихся.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Рекомендуемая форма занятия: занятие-обсуждение, игра. Занятие предполагает использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации и предполагает групповую работу.
Воспитательные методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Созданию положительной мотивации обучающихся к получению знаний о первичной профессиональной ориентации, осознанному выбору будущей профессии способствует активная, творческая эмоционально окрашенная деятельность, которой соответствуютпрофориентационные игры, метод проектов, беседа. Профориентационные игры и метод проектов предоставляют возможность обучающимся проявить индивидуальные творческие способности, создают условия для обогащения представлений обучающихся о профессиях, разных видах профессиональной деятельности, позволяют выявить познавательные творческие возможности, развивают коммуникативные и личностные компетенции через индивидуальные, групповые формы работы, создание мотивирующей среды.
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
Материально-технические и информационные ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
- компьютер; проектор, экран, магнитная доска, магниты.
- на каждую команду: фломастеры, маркеры, клей, картинки с профессиями, листы А3, А4, ручки, клей.
Материал и методы исследования
Добрый день! Сегодня наш классный час посвящён профориентации. А вот о какой профессии мы будем говорить, вы должны будете догадаться сами.
Послушайте легенду.
Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.[1]
Вопрос: Почему?(Отвечают ребята).
Учитель:В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос:Как вы думаете, почему?(Отвечают ребята).
Учитель:Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
История профессии педагога (20 минут)
Рассказываем об истории профессии педагога: как она возникла, какие этапы прошла в разных странах мира, какие тенденции существуют в современном образовании. Показываем учащимся картинки с изображением старинных школ, классов, учителей и учеников.https://yandex.ru/video/preview/9673585676117364979
Итак, профессия педагога возникла очень давно, еще в Древней Греции, когда первые философы обращали внимание на воспитание молодежи. С тех пор профессия педагога прошла через множество этапов развития в разных странах мира.
В Средние века образование было доступно лишь ограниченному кругу людей - обычно это были религиозные школы, где преподавались основы христианской веры. В 19 веке появились новые направления в педагогике, включая педагогику Марии Монтессори, которая разработала индивидуальный подход к обучению, и педагогику Фридриха Фребеля, который предложил систему обучения детей с помощью игр и занятий.
В современном образовании существует множество тенденций, таких как персонализированное обучение, цифровые технологии, использование альтернативных методов обучения, таких как дистанционное обучение и обучение на основе проектов.
Таким образом, профессия педагога прошла через множество этапов развития, от появления в Древней Греции до современных методов обучения. Она по-прежнему остается очень важной для нашего общества и играет ключевую роль в развитии молодежи.
Профессия «учитель», бесспорно, одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий в мире. Учитель, это человек, который создает будущее страны.[2]
Однако статистические данные показывают, что современные выпускники неохотно поступают в педагогические вузы. Это обусловлено рядом факторов: отношение государства к учительству в целом, и к каждому отдельному представителю учительского корпуса; отношение общества и социума к учительскому труду; невысокий рейтинг привлекательности профессии учителя в глазах выпускников. Давайте посмотрим на профессию учителя с разных сторон.
Я предлагаю командам занять места за столами.
Мы начинаем…
Каждая профессия требует от человека определённых знаний, умений, проявления человеческих качеств. Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной. Учитель – это звучит гордо.
Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не проникся уважением к людям этой профессии, ведь они зачастую вкладывают в обучение нового поколения не только свои знания и силы, но и душу. Большинством из них движет призвание обучать и воспитывать. Но, согласитесь, учитель – это гораздо больше, чем просто профессия. Учитель – это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям.
В нашей школе трудились и трудятся много настоящих профессионалов и талантливых педагогов. Полагаю, что среди вас тоже найдутся ребята, которые в будущем выберут профессию учителя. Но в каждой деятельности есть свои сложности, плюсы и минусы, в том числе и в деятельности учителя.[4]
Первое задание: «Великие об учителях»
Внимание! На слайде три высказывания, по одному для каждой команды. Предлагаю вам выразить свое отношение к этому высказыванию. Как вы считаете, почему оно появилось? Актуально ли оно на современном этапе? Почему?
Время на обсуждение 3 минуты.
(По истечении времени команды представляют свою точку зрения и аргументы).
Спасибо! Мы продолжаем.
Учитель глазами учеников.
В одной из школ обучающихся попросили составить рейтинг качеств современного учителя. Вот что получилось:
Я предлагаю вам за 3 минуты составить свой рейтинг из 5 качеств, необходимых современному учителю. Эти качества запишите на листах
(Ребята обсуждают, составляют свой рейтинг, записывают на листах. После того, как время закончилось, размещают на магнитной доске. Ведущий комментирует результаты.
При проведении этого этапа, выяснилось, что все три команды на 1 место поставили образованность, на 2 место – доброту).
Ребята, спасибо!Для меня очень важно ваше мнение о качествах, необходимых учителю. Мы видим, что качества, которые вы выбрали, характеризуют учителя и как профессионала, и как человека.
Почему нужно идти в учителя.
Уважаемые участники! Продолжаем! Предлагаю вам привести по три аргумента:почему нужно идти в учителя. – с позиции выпускников; от лица родителей; от лица социума (общества).
Время для обсуждения – 3 минуты. Свои аргументы вы оформляете на листах.
Внимание!Время! Прошу разместить на доске аргументы и озвучить и обосновать их.
(участники прикрепляют листы на магнитную доску. Зачитывают их. Комментируют свою точку зрения.
Интересный факт, у всех команд одним из аргументов был: стабильный заработок. В нашем небольшом городке это действительно актуально).
Спасибо! Мы переходим к следующему этапу.
Почему не нужно идти в учителя.
Участники! Вы меняетесь ролями: с позиции родителей, с позиции социума (общества), с позиции выпускников.
Представьте по три аргумента:почему не нужно идти в учителя. Вы обсуждаете, выбираете, записываете. У вас 3 минуты.
По истечении времени, ответы размещаются на магнитной доске. Представители команд зачитывают и комментируют свои аргументы.
Ребята из каждой группы указали, что низкая зарплата и большая загруженность - это основные причины, почему не пойдут в учителя)
Спасибо, ребята,за ваше мнение. Что же нужно сделать, чтобы престиж учительской профессии вырос. Это следующее задание для вас.
Повышение статуса учителя.
Вы опять меняетесь ролями. За 3 минуты вам необходимо предложить действия (мероприятия) по изменению статуса учителя.
– от лица социума (общества),
– от лица выпускников,
– от лица родителей. Время пошло!
Мы знаем, какую роль играет реклама в жизни современного человека. Предлагаю вам, за 10 минут изготовить коллаж-агитационную листовку «В педагоги я бы пошел, пусть меня научат». На ваших столах: маркеры, фломастеры, листы А3, картинки, клей. Я уверена, что за 10 минут вы сделаете оригинальную агитационную листовку, которая выразит ваше мнение об учительской профессии. Распределите роли в группе при работе над листовкой, это важно, так как время ограничено. Приступайте!
(Команды размещают листовки на доске. Зачитывают слоган, объясняют свой выбор).
Спасибо!
Примеры некоторых профессий образовательной сферы
- ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА
- ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ
- ЛОГОПЕД
- ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕГО ИЛИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- СУРДОПЕДАГОГ (Педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей)
- ТИФЛОПЕДАГОГ (Педагог, специалист по обучению и воспитанию слабовидящих детей)
Профессии будущего сферы ОБРАЗОВАНИЯ
- Разработчик инструментов обучения состояниям сознания
- Разработчик образовательных траекторий
- Организатор проектного обучения
- Игромастер
- Координатор образовательной онлайн платформы
Результаты
Ребята, мне хочется предложить вам свои аргументы, почему нужно быть учителем.
- Ребята, о чем мы с вами беседовали? (о профессиях)
- О какой профессии конкретно? (учитель)
- Что мы узнали о ней?
Наш классный час подходит к концу, и в заключении давайте ещё раз
обратимся к понятию слова «учитель».
Аллитерация понятия:
У – умный, уверенный, увлечённый, уравновешенный
Ч – чуткий, человечный, честный
И – интеллигентный, интересный, инициативный
Т – терпеливый, творческий, талантливый
Е – единственный, естественный
Л – любимый, лучший
Ь - ∞ (буква мягкий знак звука не образует, но о настоящем учителе (педагоге) можно бесконечно, поэтому мы поставим знак бесконечности) [3]
Заключение
А еще, я точно знаю, учителя всегда молоды душой, так как работают с молодыми, активными и позитивными школьниками!
Выбирая профессию учителя, вы должны знать, что всегда будете востребованы на рынке труда, т.к. учитель – это «категория вечная». Я надеюсь, что от кого-то из вас я услышу: «Моя будущая профессия - учитель!»
Спасибо за сотрудничество!