Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Schibrik O.V. 1
1

Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного разработана на основании следующих документов:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Основная общеобразовательная программа СОО ГБОУ лицей г.Сызрани;

- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины ГБОУ лицей г .Сызрани;

-Учебного плана ГБОУ лицей г. Сызрани

Рабочая программа курса «Мировоззренческие аспекты математики» разработана с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования. Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся.

Элективный курс «Мировоззренческие аспекты математики» рассчитан для 10-11 классов (гуманитарного профиля), где рассматриваются вопросы мировоззренческого характера, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

Изучение курса МАМ среднего общего образования направлено на достижение

следующих целей:

· расширение кругозора учащихся в области применения математики;

· Выявление взаимосвязи математики с различными областями человеческой

· деятельности;

· развитие математического творчества и воображения;

· формирование заинтересованности учащихся и формирование позитивных мотивов к изучению математики;

· овладение основными логическими понятиями теории аргументации;

· формирование у учащихся общечеловеческих умений навыков последовательного и доказательного рассуждения.

Опираясь на поставленные цели данной программы, мы сформулировали следующие задачи для еѐ реализации:

1) Проанализировать с учащимися научную, историческую и художественную литературу, где просматривается взаимосвязь математики и окружающего мира;

2) Вести периодический контроль за эффективностью данной программы в виде творческих заданий и занятий учащихся;

3) Подвести итог по результатам реализованной программы, скорректировать недостатки и разработать рекомендации учителям для дальнейшей работы.

Планируемые результаты

После прохождения курса у учащихся должен расшириться кругозор в таких областях как: математика и ее применение в человеческой деятельности, исторические познания о жизни великих личностей разного поколения кто, так или иначе, интересовался математикой или связал свою жизнь с этой наукой, проявление математики в окружающем мире, живописи, литературе. У учащихся должен сформироваться устойчивый интерес и позитивный мотив к изучению данной науки, что поможет повысить эффективность обучения математике в гуманитарном классе на уроках.

Общая характеристика учебного предмета

Введение

Сочинение на тему «Нужна ли математика гуманитариям?»

Из истории зарубежной математики

Математика в Древней Греции. Математика Востока. Развитие математики в

Европе до XIX века. Развитие математики в Европе в XIX-XX веках.

Учащиеся должны:

знать:

• исторический путь развития математики;

• факты из истории математики;

иметь представление:

• о вкладе ученых мира в развитие математики;

уметь:

• различать глубокие философские концепции за отдельными фактами науки.

Из истории математики России

Петр I как основоположник матeматического образования в России. Гений

М.В. Ломоносова. Жизнь и судьба С.В. Ковалевской. Борьба за право

женщины на умственный труд. Н.И. Лобачевский: русский ученый, один из

создателей нeeвклидовой геометрии. Развитие матeматической науки в

России в ХХ веке.

Конференция по теме «Из истории математических открытий».

Учащиеся должны:

знать:

• историчeский путь развития матeматики России;

• факты из истории математики своей Родины;

иметь представление:

• о вкладе российских ученых в развитие математики;

уметь:

• различать глубокие философские концепции за отдельными фактами науки.

Занимательная математика

Волшебные квадраты. Ребусы: трудно или легко? Головоломки: за и против.

Правильные многогранники (развертки и модели). Геометрия на спичках.

Математические фокусы: их происхождение и популярность.

Учащиеся должны:

знать:

• понятие «правильный многогранник»;

иметь представление:

• о волшебных квадратах;

• о ребусах;

• о головоломках;

• о моделях и развёртках правильных многогранников;

• о математических фокусах;

уметь:

• решать ребусы и головоломки.

Математика в окружающем мире.

Пропорциональность, симмeтрия и пeриодичность в музыке и архитeктуре,

живописи и природе, мeдицине и кулинарии. Природа всегда действует

геометрически. Математика и творчество. Нобелевская премия по

математике: временная трагедия человечества. Психология без математики.

Математическая статистика в социологии. Математика и технология.

Математика и магия: истина где-то рядом. Математические тайны разведки.

Математика — индустрия красоты. Нужна ли математика гуманитариям?

Профессия, которую я выбираю. Роль математики в ней. Роль математики в

будущем.

Сочинение на тему «Природа всегда действует геометрически»

Сочинение на тему «Нужна ли математика гуманитариям?»

Дискуссия на тему «Можно ли творить в математике? Математика и

творчество».

Учащиеся должны:

знать:

• понятие «пропорциональности»;

• понятие «симметрии»;

• понятие «периодичности»;

иметь представление:

• о пропорциональности, симметрии и периодичности в музыке и

архитектуре, живописи и природе, медицине и кулинарии;

• о Нобелевской премии по математике;

• о роли математики в психологии, социологии, технологии, магии, разведке,

индустрии красоты;

• о роли математики в профессии, которую возможно выберет слушатель

курса;

• о роли математики в будущем;

уметь:

• находить пропорциональность, симметрию и периодичность в музыке и

архитектуре, живописи и природе, медицине и кулинарии.

Формы проведения занятий:

стандартный урок; групповая форма работы; семинары-практикумы; урок-игра;

интегрированные уроки.

Тематическое планирование для 10 класса представлено в таблице 1, планирование для 11 класса в таблице 2.

Таблица 1

Тематическое планирование 10 класс (68 часов)

Тема урока

Кол-во часов

Сочинение на тему «За что я люблю (не люблю) математику»

1

Творчество математика, поэта и философа Востока Омара Хайяма

1

Жизнь и судьба С.В. Ковалевской.

1

Борьба за право женщины на умственный труд.

1

Наполеон Бонапарт: военный стратег и математик.

1

Пропорциональность, симметрия и периодичность в музыке и архитектуре.

1

Пропорциональность, симметрия и периодичность в живописи и кулинарии.

1

Пропорциональность, симметрия и периодичность в медицине и природе.

1

«Правильные многоугольники»: изготовление паркета.

1

Сочинение на тему « Природа всегда действует геометрически».

1

Архимед : древнегреческий математик, механик, военный инженер.

1

Евклид: древнегреческий математик, автор первого трактата по геометрии.

1

Н.И. Лобачевский: русский ученый, один из создателей неевклидовой геометрии.

1

Альберт Эйнштейн: немецкий ученый, создатель теории относительности.

1

Рене Декарт: французский ученый, математик, философ

1

Волшебные квадраты

1

Ребусы: трудно или легко?

1

Головоломки: за и против

1

Правильные многогранники (развертки и модели)

1

Геометрия на спичках.

1

Выставка шаржей и рисунков на тему «Математика вокруг нас»

1

Математические фокусы: их происхождение и популярность

1

Дискуссия на тему «Можно ли творить в математике? Математика и творчество»

1

Нобелевская премия по математике: временная трагедия человечества.

1

Психология без математики. Возможно ли это?

1

Математическая статистика в социологии.

1

Математика и технология.

1

Математика и магия: истина где –то рядом.

1

Математика основа астрологии: Нострадамус, Коперник, Леонардо да Винчи.

1

Петр I, как основоположник математического образования

1

Ломоносов -гений времени

1

Математические тайны разведки.

1

Математика –индустрия красоты

1

Размышления на тему «Роль математики в будущем».

1

Общее понятие о науке. Трактовка науки В.И. Вернадским, Б. Расселем, Т. Куном и др.

1

Специфика математики как науки. Основные этапы в развитии математики. Определение предмета математики (Б. Рассел, Ф. Энгельс, современный подходы).Понятие философии математики

1

Методология математики.

1

Кризис математики в начале ХХ века. Проблема обоснования математики.

1

Программа логицизма обоснования математики (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Н. Уайтхед).

1

Программа интуиционизма обоснования математики (Л.Э. Я. Брауэр)

1

Программа конструктивизма обоснования математики (Э. Борель, Л. Кронекер, А. Пуанкаре, Л.Э. Я. Брауэр, А.А. Марков, Э. Бишоп).

1

Программа формализма обоснования математики. Программа Гиль-берта

1

Предмет логики. Теоретическое и практическое значение логики

1

Понятие как форма мышления. Виды понятий

1

Общая характеристика суждения. Виды суждения

1

Законы (принципы) правильного мышления

1

Умозаключение

1

Доказательство и опровержение

1

Подведение итогов курса

1

 

Таблица 2

Тематическое планирование 11 класс (68 часов)

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Производная функции и её применение

Техника дифференцирования сложных функций

4

 

Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции с конечным числом точек разрыва на промежутке

4

 

Приложение производной к решению геометрических, физических и других задач

8

Координатно – параметрический метод решения уравнений и неравенств

Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами

5

 

Показательные и логарифмические уравнения с параметрами

5

 

Показательные и логарифмические неравенства с параметрами

5

 

Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами

5

 

Различные трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами

4

Основные вопросы стереометрии

Некоторые приёмы вычисления отношений и расстояний в стереометрии

5

 

Тела вращения

5

 

Многогранники: - задачи на сечения - экстремальные задачи

5

 

Прямые и плоскости в пространстве:

5

 

Практикум по решению задач.

8