Актуальность темы. Развитие у обучающихся устойчивых познавательных интересов является сегодня актуальной задачей при формировании активной творческой личности, ее самостоятельности, над решением которой работает методическая наука и современная школа. В частности, начальная школа выполняет одну из основных функций в развитии у обучающихся интереса к процессу познания, к различным способам поиска учебной информации, её переработке и применению.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса к математике у младших школьников.
Предмет исследования: занимательный материал как средство развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние занимательного материала как средства развития познавательного интереса у младших школьников.
В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:
1)проанализировать понятие познавательного интереса в психолого-педагогической науке;
2)раскрыть сущность понятия «занимательность», и влияние занимательного материала на развитие познавательного интереса у младших школьников;
3)рассмотреть методы и способы использования занимательного материала на уроках математики у младших школьников;
4)организовать опытно-экспериментальное исследование по выявлению исходного уровня развития познавательного интереса у младших школьников;
5)предложить методику занимательного материала по развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках математики и проанализировать ее эффективность.
Исследованиями вопросов развития познавательного интереса у младших школьников занимался ряд известных ученых, педагогов и психологов таких, как: А.К. Маркова, Л.С. Выготский, Л.М. Фридман, В.В. Давыдов, Т.И. Шамова, П.И.Гальперин, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман, М. Матюшкин, Д.Б. Эльконин и многие другие специалисты.
Одной из наиболее трудных и важных задач педагогики по-прежнему остается проблема воспитания интереса к учению. Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможно удовлетворить интерес, который вызывает негативные эмоции. При выполнении человеком интересной для него деятельности, у него возникают положительные эмоции.
Интерес − один из базовых постулатов обучения и входит в число опорных психологических закономерностей.
Интерес (от лат. Interest – иметь значение, быть важным) представляет собой форму выражения познавательной потребности, направляющую личность к осознанию целей реальности и тем самым способствующую ориентации, знакомству с новыми фактами и более глубокому отражению действительности. Он может быть определен как положительное оценочное отношение субъекта к своей деятельности.
Основоположником научного подхода к проблеме учебного интереса считается Ян Амос Коменский (1592–1670). В своей книге «Великая дидактика» он говорил о необходимости воспитывать у учащихся серьезную любовь к учебе, показывая превосходство предмета, его пользу и приятность: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». Коменский предполагал, что у каждого ребенка есть моральные и умственные возможности, которые позволяют отказаться от жестоких методов воздействия и приветствовать обучение на основе учебного интереса.
Взгляды различных исследователей на понятие интереса также различны. Например, для С.Л. Рубинштейна интерес является избирательной направленностью человека, а для Н. Г. Морозовой – это активно-познавательное и эмоционально-познавательное отношение к миру.
В процессе динамического развития интерес может превращаться в склонность к выполнению деятельности, привлекающей его внимание.
Выделяют:
- непосредственный интерес, возникающий из-за привлекательности объекта, интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе ‒ овладению знаниями, процессу труда, творчеству. Я.Л.Коломинский связывает его с какой-либо потребностью.
- опосредованный интерес к объекту как средству для достижения целей, интерес к результатам деятельности: образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому званию, материальным результатам.
Интересы детей очень разнообразны, что позволяет исследователям данной проблемы разделить их на несколько видов.
Подводя итоги, я могу согласиться с мнением А.Г. Ковалева, который составил следующую классификацию интересов:
1. По содержанию (направленности):
а) материальный (с подвидами);
б) общественно-политический;
в) профессионально-трудовой;
г) познавательный: учебный, специально научный;
д) эстетический;
е) читательский;
ж) спортивный и другие.
2. По уровню действенности:
а) пассивный - созерцание;
б) активный - действие.
3. По объему:
(характеризует структуру интересов личности)
а) широкий - многим интересуется, глубоко разбирается;
б) узкий - любознательность, нет постоянного увлечения.
4. По глубине:
а) глубокий - стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в
совершенстве овладеть профессией;
б) поверхностный - легкомысленность в практике, верхоглядство в познании.
6. По устойчивости:
а) устойчивый - развитые способности и глубокое сознание своего долга и призвания;
б) неустойчивый - антипод первого, характерен взрослым и детям.
Устойчивость интереса проявляется в его длительном сохранении и высокой интенсивности. На устойчивость интереса указывает способность преодолевать трудности в выполнении деятельности, которая сама по себе не вызывает интерес, но необходима для реализации интересующей человека деятельности.
Проблеме развития познавательного интереса у младших школьников посвящено множество исследований, которыми занимались: Е.С. Бабунова, Ю.Ю.Березина, И.Д. Власова, И.Л. Качмазова, Е.В. Иванова, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова, В. А. Калюлина, К.М. Рамонова, М.Ф. Беляев и др. Многие из них рассматривают интерес как мотив познавательной деятельности.
Вопрос стимулирования жажды знаний всегда стоял и продолжает стоять в центре внимания современной образовательной системы. Эта задача особенно важна на начальном этапе школьного обучения, поскольку крайне важно с ранних лет воспитывать у детей интерес к образованию. С каждым днем школьники открывают для себя новые предметы и явления, стремятся не только запомнить их названия, но и обнаружить сходства, размышлять о причинах увиденного. По мере знакомства с окружающим миром у младших школьников увеличивается стремление к знаниям, познавательный интерес и умения. От того, насколько хорошо будет развит этот интерес, во многом зависят успехи в учебе и общее развитие ребенка на данном этапе.
Начальная школа выполняет одну из основных функций в развитии у обучающихся интереса к процессу познания, к различным способам поиска учебной информации, её переработке и применению.Одной из труднейших и важных задач, которая встает перед учителем начальных классов по Ф.Н. Гоноболину – сделать учебную деятельность для ученика, на сколько это возможно, интересной и в то же время не превратить ее в забаву.
Поэтому, в условиях современного обучения, нет никаких сомнений важности развития познавательного интереса у младших школьников. Решить данную проблему невозможно без более глубокого теоретического обоснования понятия «познавательного интереса» в психолого-педагогической науке, поскольку он выступает как ценнейший мотив в учебной деятельности.
В понятие познавательного интереса различные ученые вкладывают различный смысл. Среди самых распространенных определений следующие:
- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
- структура, состоящая из потребностей (Ш. Бюлер);
- особая избирательная тенденция личности на процесс познания, характер которой выражается в какой-либо определенной области (С.Л.Рубинштейн);
- особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, которые повышают активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон);
- специальное выборочное, наполненное сильными впечатлениями и устремлениями, отношение личности к окружающему миру, его объектам, действиям процессам (Г.И. Щукина);
- желание человека обращать внимание на что-то определенное, узнавать конкретные предметы и действия(Ф.Н. Гоноболин);
- чувственно окрашенная потребность, прошедшая стадию мотивации, придающая деятельности человека увлекательный характер (И.Ф. Харламов).
Беспрерывно закрепляясь и прогрессируя, познавательный интерес становится базой позитивного мировоззрения и отношения к обучению. Под его воздействием у человека регулярно возникают вопросы, ответы на которые он ищет самостоятельно, проявляя каждодневную активность. При этом поисковая деятельность проходит параллельно увлечениям, а школьник испытывает чувство удовлетворения от проделанной работы. Познавательный интерес оказывает положительное влияние и на образовательный процесс, благодаря чему, даже слабые ученики выполняют задачи более продуктивно (Косяков Д.).
Познавательная заинтересованность направлена не только на процесс познания, но и на результаты. Это в совокупности дает картину взаимозависимости стремления к достижению цели, реализации, преодоления трудностей, волевого напряжения и усилия.
Познавательный интерес следует признать как один из важнейших факторов образовательного процесса, влияние которого неоспоримо, как для создания яркой и радостной атмосферы обучения, так и для интенсивности познавательной деятельности младших школьников. При наличии познавательных интересов, учение становится близкой, жизненно важной деятельностью, в которой заинтересован сам школьник.
Процесс формирования познавательного интереса, как и любой другой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее содержание, задачи, мотивы и способы) составляет объективную основу для развития познавательного интереса.
Факторы, формирующие познавательный интерес ребенка можно выстроить в следующую цепочку (рис.1.1).
Рис. 1.1 – Факторы, формирующие познавательный интерес
Одним из важнейших вопросов современной педагогической науки является развитие познавательного интереса ребёнка, проявляющегося в стремлении школьника получать новые знания. По мнению Л.В. Мамедовой и В.В.Никифоровой, формировать устойчивый интерес к познанию можно в процессе учебной деятельности.
Так, Г.И. Щукина обозначает познавательный процесс как «особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам». По мнению автора, наиболее значимой для познавательного интереса является исследование мотивационной составляющей.
В структуре познавательного интереса Г.И. Щукина выделяет компоненты: эмоциональный, интеллектуальный и регулятивный компоненты.
Эмоциональный компонент познавательного интереса характеризуется положительным отношением к деятельности. Он ярко проявляется во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Интеллектуальный компонент связан с развитием умения анализировать, обобщать наблюдения, сравнивать явления, классифицировать их. Г.И. Щукина видит проявление этого компонента «в структуре познавательного интереса, когда ученик определяет свойства и характеристики исследуемого предмета, ищет новые способы решения задач».
Регулятивный компонент является ключевым элементом в системе управления любого процесса, будь то в образовании, социальной сфере, экономике или управлении рисками. Этот компонент представляет собой совокупность механизмов, правил, стандартов и процедур, направленных на обеспечение эффективного и целесообразного функционирования системы в целом. Регулятивный компонент выполняет ряд важнейших функций: от контроля и мониторинга до коррекции и адаптации системы к изменяющимся условиям окружающей среды.
В контексте образовательной системы регулятивный компонент играет решающую роль в формировании и поддержании качества образования. Он включает в себя учебные планы, стандарты образования, методики преподавания и оценки знаний. Таким образом, регулятивный компонент обеспечивает единство и последовательность образовательного процесса, способствует его адаптации к требованиям времени и нуждам общества. [Морозова].
В свою очередь, Л.И. Божович утверждает, что «развитие познавательного интереса у учащихся происходит по-разному». У некоторых детей он проявляется к теоретическому исследованию, а у других проявляется в практической деятельности.
К.А. Шишкина и А.А. Саматова отмечают в своем исследовании, что «на протяжении всей своей жизни, с самых ранних лет человек проявляет интерес к чему-либо. С тех пор, как ребенок поступает в школу, игровая деятельность переключается на учебную, начинается новый период развития детских интересов. Новая обстановка, новое окружение, новая деятельность, режим, уроки – все это вызывает интерес у младшего школьника».
Д. Т. Эльчиева, рассматривая особенности развития познавательного интереса у младших школьников, отмечает, что некоторые авторы считают: «младшему школьнику не свойствен познавательный интерес, так как сильны интересы, характерные для дошкольника». Поэтому учителю начальных классов при организации учебной деятельности важно использовать игровые технологии, активные и интерактивные методы. Вместе с тем автор подчёркивает, что отметочная мотивация играет важную роль в развитии познавательного интереса, но в силу возраста не все дети понимают истинный смысл оценки.
Доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна, доцент кафедры начального образования Яяева Алиме Миметовна в своей работе указывают, что «в познавательном интересе отражена конкретная направленность на ту предметную область, которую должен изучить ребенок, это не случайный мотив, он считается одним из главных мотивов в человеческой деятельности. Лишь при правильной гармоничной организации педагогом школьного обучения, у детей появляется интерес к получению знаний. Педагогу нужно акцентировать свою деятельность на формирование закономерностей познавательных интересов учеников, а также особенности психического становления ребенка. Для гармоничного развития познавательных интересов нужно придерживаться правила: использовать больше наглядного материала, а также применять активное обучение и интерактивные методы обучения».
Понимая значимость и особенности развития познавательного интереса, Л.В. Мамедова и В.В. Никифорова утверждают, что для его формирования важно создание ситуации успеха. Кроме того, А.И. Гуссоева и Н.В. Тимошкина подчёркивают, что проектная деятельность, соответствующая принципам системно-деятельностного подхода, развивающая самостоятельную познавательную деятельность учащихся, также способствует реализации рассматриваемой цели. Для развития познавательного интереса также, по мнению авторов, учитель должен использовать информационно-коммуникативные технологии.
Г.И. Щукиной были выделены следующие стадии развития познавательного интереса.
1. Любопытство – это первоначальная стадия проявления любого интереса, избирательное отношение, которое обуславливается внешним раздражением, неожиданными обстоятельствами, которые привлекают внимание человека. Любопытство связано с новизной условия, ситуации, с увлекательностью того или иного факта или предмета. Такой интерес может легко исчезнуть, если исчезнет внешний раздражитель.
2. Любознательность – следующая стадия, которая проявляется в желании человека проникать за пределы того, что он увидел или узнал. Любознательный школьник не ищет простых задач. Любознательность связывают со стремлением узнать больше того, что, как правило, дается на уроке учителем. Ученик ищет ответы на вопросы, которые у него возникают при изучении объекта.
3. Познавательная активность – стадия, характеризующаяся яркой избирательной направленностью ученика к учебным предметам, мотивацией, главное место в которой занимают познавательные мотивы.
4. Теоретический интерес связан не только со стремлением к познанию более сложных теоретических вопросов, но и с проблемами конкретной науки, и с использованием его как инструмента познания.
В этих стадиях заложена характеристика различных степеней избирательного направления, отношения обучающегося к изучаемой дисциплине и степень влияния познавательного интереса.
По мнению Д. Косякова, пробудить интерес личности к изучаемому предмету, можно соблюдая требования построения программы преподавания. Данные требования формируются исходя из таких компонентов как:
- личность учителя;
- суть преподаваемого материала;
- многообразность методов и способов обучения.
С точки зрения прогрессивной педагогической науки к педагогу также предъявляются конкретные требования, а именно:
1. Стремиться обеспечивать вниманием каждого ученика, поддерживая «обратную связь» с классом, что позволит своевременно корректировать педагогический процесс, устранять недочеты, исправлять ошибки, давать необходимые пояснения.
2. Оценивать работу учащихся в совокупности, а не за отдельно взятый ответ.
3. Проявлять активность в развитии достоинств и положительных качеств личности учеников.
4. Развивать качества познавательного цикла, к которым относится фантазия, внимание, быстрота реакции и прочие.
5. Проявлять активность в стремлении комбинировать знания, связывая предметы своего курса с другими дисциплинами, что позволит расширить кругозор учащихся.
Можно добавить, что без участия познавательных процессов человеческую деятельность сложно представить, ведь они выступают как неотъемлемые внутренние части. Они развиваются в школьной деятельности, и сами собой представляют особые виды деятельности. Приступая к работе, каждому учителю начальных классов, прежде всего необходимо разобраться в том, что младшему школьнику дано от природы и что он сможет приобрести в процессе обучения и взаимодействия. Таким образом, в условиях школьного обучения происходит систематическое совершенствование познавательных процессов под контролем учителя, а затем − и самого ученика.
Л.И. Божович утверждала, что познавательный интерес имеет огромную побудительную силу, ведь именно он заставляет человека не только активно стремиться к познанию, но и активно искать средства и способы удовлетворения возникшей у него жажды знаний.
И это действительно так, потому что под влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная работа протекает наиболее продуктивно и полезно. Этот мотив подталкивает и окрашивает эмоционально и психологически всю образовательную деятельность младшего школьника. Познавательный интерес, как мотив учения, побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим и интересным, что благотворно сказывается на укреплении новых знаний, на желании их улучшать и приобретать новые. Естественно, учитель должен уделять особое внимание развитию познавательных процессов.
Как итог рассуждений, можем представить схему условий формирования познавательного интереса (рис.1.2).
Рис.1.2 − Условия формирования познавательного интереса
Таким образом, анализ работ показывает, что в соответствии с направленностью сегодняшнего образования на гуманизацию значимо изучение развития познавательного интереса младших школьников. Необходимо также отметить, что в ФГОС НОО в числе личностных характеристик ученика начальной школы указано «любознательность, активное и заинтересованное стремление познать мир, владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности».
Понятие «познавательный интерес» относится к стремлению человека к знаниям, изучению нового и пониманию мира вокруг себя. Это один из ключевых аспектов мотивации обучения и развития как в академической среде, так и в жизни в целом. Познавательный интерес может проявляться в различных формах и направлен на разнообразные объекты и явления.
В образовательной среде познавательный интерес считается критически важным для успешного обучения и развития. Учителя и преподаватели стремятся стимулировать и поддерживать познавательный интерес у своих учеников, используя различные методы:
- интерактивные занятия: использование игр, дискуссий и проектов для увеличения вовлеченности, мотивации;
- связь с реальной жизнью: демонстрация того, как знания могут быть применены в повседневной жизни;
- выбор тем: предоставление ученикам возможности изучать темы, которые их особенно интересуют;
- использование технологий: применение современных технологий, чтобы сделать процесс обучения более современным и привлекательным.
Развитие познавательного интереса у младших школьников (обычно детей в возрасте от 6 до 10 лет) характеризуется рядом возрастных особенностей. Этот период важен для формирования учебной мотивации и отношения к обучению, которые могут оставаться с человеком на всю жизнь.
Рассмотрев и проанализировав различные варианты значения термина «интерес», мы можем говорить о том, что познавательный интерес представляет собой особую психическую единицу, влияющую на желание личности изучать какой-то предмет или явление, при этом испытывая моральное удовлетворение от осуществляемой деятельности. При этом, понятие «познавательный интерес» – более конкретное, сущность которого состоит в получении и углублении знаний из окружающего мира, умении ими пользоваться, находить способы решения поставленных задач, при этом получая положительный результат от выполненной работы. Правильно организованная работа по формированию познавательного интереса имеет немаловажное значение в процессе воспитания и обучения личности. Благодаря познавательному интересу педагогический процесс становится насыщенным, творческим, интересным и пробуждает у учащихся особый интерес к планируемым целям и задачам.
Формирование познавательного интереса способствует становлению целостности, наполненности, гармонично развитой личности. Рассмотрев и проанализировав некоторые аспекты формирования познавательного интереса младших школьников, Л.А. Гордон сделал вывод, что интерес – активная деятельность человека, направленная на изучение и познание не только самого себя, но и окружающего мира, способствующая более высокому уровню развития многосторонней личности.
Познавательный интерес выражается через желание проникнуть в глубину изучаемого объекта, через стремление выявлять его ключевые характеристики и через мотивацию к поиску различных способов и методов решения задач, связанных с получением новых знаний, с помощью исследовательской и творческой активности.
Таким образом, одним из важнейших вопросов современной педагогической науки является формирование и развитие познавательного интереса ребёнка, проявляющегося в стремлении школьника получать новые знания. Познавательный интерес – это явление, имеющее много разнообразных трактовок и определений, проблема интереса и его значение в учебной деятельности учащихся была и есть важной, и актуальной в настоящее время как для учителей, так и для психологов, занимающихся проблемами возникновения этого процесса.