Одной из наиболее эффективных образовательных технологий, способствующих всесторонне-развитому обучению и воспитанию, является исследовательская и проектная деятельность. Занятие исследовательской деятельностью позволяет формировать теоретические знания по предметам, обогатить практический опыт школьников, их способность высказывать свои мысли, идеи, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Раннее выявление, обучение и воспитание учащихся, которые имеют высокий интеллектуальный уровень и желание заниматься исследовательской деятельностью составляет одну из главных проблем совершенствования системы российского образования и является важнейшим аспектом деятельности школы. Проектная деятельность - одно из эффективных форм развития талантливой личности и повышения уровня познавательной компетенции учащихся начальной школы. [1]
Цель педагогической деятельности заключается в создании системы использования условий для создания исследовательских проектов в процессе занятий в секции «Юный исследователь» научного школьного объединения «Эрудит», индивидуальных занятий и занятий неаудиторной занятости.
При работе над исследовательскими проектами выделяется несколько этапов и созданы условия для формирования навыков учебно-познавательной компетенции у младших школьников: мотивационный, подготовительный (вводный), поисково – исследовательский (основной), трансляционно – оформительский, заключительный, этап использования результата проекта.
Мотивационный этап: предложения и обсуждение тем и продуктов исследования, формирование мотивов выполнения работы. На первом этапе на занятиях неаудиторной занятости обсуждаются темы исследовательских работ. Направления в работе всегда соотносятся с интересами обучающихся, а руководитель проекта ненавязчиво подсказывает тематику проекта, возможные виды продуктов, которые могут быть интересны и полезны младшим школьникам. Для мотивации учащихся используются такие приёмы:
- игра «Веришь – не веришь»: учащиеся поочерёдно вытягивают карточку с формулировками и высказывают своё мнение «Первые гербы городам нашей области учредила Екатерина II?», «На гербе нашего города изображены ядра к пушке?», «Герб нашего города отражает природные особенности края?» и др.;
- «Апелляция к жизненному опыту детей»: учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые ситуации, но понимание их сути возможно лишь при исследовании на данную тему. Например, «Здание нашей школы находится на улице Ст. Разина. Почему улица носит такое имя и в честь кого она названа? На поставленный вопрос можно найти ответ, проведя собственное исследование». На данном этапе проходит работа по организации планирования и умению обозначать своё понимание изучаемой проблемы.
Подготовительный (вводный): выбор темы и её конкретизация, обоснование выбора, формулирование цели, задач, актуальности, практической значимости проекта, выработка плана действий, рекомендации руководителя и согласование способов совместной деятельности, обсуждение методов и приёмов работы, выбор результата (продукта) и установление критерий оценки процесса выполнения работы и его результата. Подготовительный этап должен содержать методологические характеристики, которые являются параметрами научно – исследовательской работы. Они взаимосвязаны, корректируют и дополняют друг друга. План изложения методологических характеристик: проблема, актуальность, тема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, новизна, методы и приёмы, результат проекта (продукт), практическая значимость. [2]
На занятиях для формирования действия целеполагания и планирования учитель предлагает выбрать цель для своего мини – проекта или исследовательского проекта из предложенных формулировок и дать обоснование выбора цели и задач. Используются следующие приёмы:
- выбор одной цели из нескольких предлагаемых;
- неправильная,деформированная, «рассыпавшаяся» цель;
- моделирование цели и задач исследования из фрагментов;
- использование занимательного игрового материала, загадок;
- создание проблемной ситуации;
- ситуации затруднения в процессе целеполагания.
Для формирования действия планирования проходит обсуждение готового, но деформированного плана работы, используется план с недостающими или избыточными пунктами, обучающийся составляет совместно с учителем общий план проекта. Цель работы – это запланированный конечный результат исследования. Одно исследование может быть направлено на достижение одной цели, а задачи поэтапно подводят к достижению цели, могут быть связаны с конкретным содержанием работы.
Проблема, с позиции младшего школьника, может быть сформулирована в виде вопроса. «Что конкретно надо изучить, что раньше мной не было изучено?» Проблема для младшего школьника то, что раньше он не знал и с чем столкнулся в процессе учёбы или отдыха. Для каждого проекта формулируется проблема, значимая для младших школьников.
Окончательно выбор и формулировка темы осуществляются под руководством учителя. Выбирая формулировку темы учитель обращает внимание на воспитательный, образовательный и психологический аспекты выбора тем для исследований обучающихся
Актуальность работы определяется обоснованием научного направления и убедительным доказательством необходимости заниматься этой работой.
Объект работы – это явление, процесс, а предмет – это то, в каком аспекте будет исследоваться объект, или позиция, с которой он будет изучаться.
Формулировка гипотезы – важная составляющая исследовательского проекта. На занятиях используются такие приёмы построения гипотезы, как «Мозговая атака» - коллективное составление гипотезы, поиск новых идей и предположений, «Метод ассоциации» - преобразование ранее полученных знаний для новых условий. Для формулировки гипотезы, обучающиеся используют карточки с заготовками «Допустим, возможно, если…, то…» В процессе занятий обучающиеся понимают, что гипотеза - это основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать.
Важная методологическая характеристика исследования – новизна. Необходимости получения нового знания подчинен весь ход исследования. Новизна предполагает определение того нового знания, которое получит исследователь в результате научной работы. Новизна работы предполагает следующие вопросы «Чему научусь?», «Что нового в исследовании?», «Где можно применить полученные знания, умения и представляемый продукт?»
Методы и приёмы связаны с тем, какими средствами будет проводиться работа над исследованием. Данная часть исследования обсуждается как коллективно, так и во время индивидуальных занятий. Используются следующие приёмы:
- приём «Я выбираю» заключается в том, что учитель предлагает перечень методов и приёмов: работа с источниками, наблюдение, опыт, эксперимент, анкетирование, анализ, сравнение, интервьюирование, изготовление продукта, проведение праздника, конференции;
- приём «Я предлагаю» дополняет предыдущий приём и является авторским, так как каждый обучающийся предлагает методы конкретно для своего проекта, например, экскурсия в художественные музеи, работа с литературными и краеведческими источниками, посещение новых брендовых праздников области, изготовление карты-коллекции, стенда-панорамы, модели крепости Валуйки, книги-панорамы о родном крае, составление сценария и представление спектакля, изготовление настольной игры, лекарственных средств и др.
Результат (продукт) исследовательского проекта – это конкретный продукт, готовый к использованию в жизни (в школе, дома). Под руководством автора опыта юные исследователи изготовила разнообразные и многофункциональные продукты: книга, журналы, альбомы, организация музея, праздников, посадка и уход за деревьями, карта – коллекция, спектакль, книга-панорама, стенд-панорама, видеофильм, лекарственные средства, ароматические масла, настольные познавательно-развивающие игры, журналы, экологические плакаты, макеты зданий, листовки, буклеты и др.
Практическая значимость проекта заключается в том, что теоретический и практический материал, подготовленный в ходе работы можно использовать при подготовке к урокам, во время уроков и в свободном доступе. На данном этапе подготовки исследовательского проекта, обучающиеся учатся ставить и пояснять цель, планировать учебно – познавательную деятельность, направленную на создание исследовательского проекта, определять познавательные задачи и формулировать гипотезу.
Поисково – исследовательский (основной): сбор, обработка и систематизация источников (научная и краеведческая литература, посещение музея, архива, интервьюирование, обработка архивных документов и др.), проведение исследования, подготовка продукта, консультации с научным руководителем, промежуточные отчёты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта
Поисково – исследовательский этап - это основной этап для работы над исследовательским проектом. На данном этапе учитель (научный руководитель) и юный исследователь обмениваются мнениями по созданию проекта, руководитель консультирует обучающихся по выбору источника для написания работы. Практически данный вид работы осуществляется следующим образом:
- на занятиях неаудиторной занятости учащиеся работают с толковыми словарями для определения основного слова в проекте. Например, при подготовке мини – проекта «Реликвия моей семьи» обучающиеся работали со словарями В. И. Даля, с. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, Т. Ф. Ефремовой, БЭС. Они сравнивали определения, находили главное, общее и различие.
- иногда заседания школьного научного объединения «Эрудит» проходят в школьной и детской библиотеках: учащиеся работают с краеведческой и энциклопедической литературой;
- с большим интересом младшие школьники посещают музей и архивный отдел города для работы с историческими документами, старинными фотографиями и вещами, для получения консультаций сотрудников музея и архива. Наглядным примером этого являются следующие исследовательские проекты «История страны и родного края в семейных традициях» (консультация научного сотрудника музея, работа с фотодокументами); «Валуйский земский листок» - первый уездный информационный источник Воронежской губернии в начале XX века» (работа с музейными документами, консультация научного сотрудника музея); «Условные обозначения на гербах городов и районов Белгородской области - показатель природных, исторических и экономических особенностей региона» (работа с архивными и музейными документами, фотографиями, консультация сотрудников музея и архива города).
На данном этапе учащиеся выполняют основную работу по написанию проекта и изготовлению продукта этого исследовательского проекта. Каждый обучающийся совместно с научным руководителем проекта использует разнообразные методы и приёмы, раскрывающие проект с разных сторон и показывающие его большую ценность для общества. Наряду с вышеперечисленной работой с музейными и архивными документами, литературными и интернет - источниками, учащиеся выступают в роли авторов анкетирования, которое они предлагают обучающимся школы и родителям, подготавливают интервью, проводят мастер – классы, экскурсии с музейными экспонатами в классе, разрабатывают сценарии праздников, фестивалей, встреч, выпускают журналы, сборники, альбомы, листовки, изготавливают игры.
Именно на этом этапе ведётся большая работа над созданием результата (продукта) проекта. Продукт проекта должен быть значимым и полезным для общества, и поэтому с каждым годом качество и значимость продукта увеличивается и становится доступным для большего количества человек.
Поисково – исследовательский этап – основной этап в написании исследовательского проекта. Младшие школьники, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получает из него новую информацию. В рамках учебно – познавательной компетенции они овладевают умениями задавать вопросы к наблюдаемым фактам, обозначать своё понимание по отношению к изучаемой проблеме, выбирать условия проведения наблюдения, описывать результаты и делать выводы. [3]
Трансляционно – оформительский: предзащита проекта, доработка, подготовка к публичной защите, определение программы и сценария публичной защиты, информация о проекте в виде стенда или компьютерной презентации. Данный этап предусматривает индивидуальную работу руководителя проекта и обучающегося, направленную на доработку проекта, определение точного времени, места и формы защиты проекта. Учащиеся представляют работу в классе перед одноклассниками, которые дают им существенные советы и рекомендации. Каждое выступление сопровождается компьютерной или стендовой презентацией.
Заключительный (итоговый): публичная защита проекта, анализ работы, подведение итогов, самооценка и оценка работы
Заключительный (итоговый) этап – это защита работы на различных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровнях. Обучающиеся под руководством учителя участвуют в очных и онлайн-конкурсах и после выступления на заседании школьного научного объединения «Эрудит» в секции «Юный исследователь» проводится анализ работы, подведение итогов, самооценка и оценка работы. Юные исследователи учатся выступать устно с использованием компьютерных средств, организовывать самооценку своей учебно – познавательной деятельности.
Этап использования результата проекта: продукт исследовательского проекта используют обучающиеся при подготовке к урокам, внеурочной и внеклассной деятельности, на уроках и в свободном доступе (настольные познавательно-развивающие игры, журналы, литературно-познавательные карта-коллекция, журналы, альбом-панорама, стенд-панорама т. д.)
Результаты (продукты) исследовательских проектов:
- дидактические настольные игры: лото «Красная книга Белгородской области: растения, домино: «Красная книга Белгородской области: животные», игра – путешествие «Экологический маршрут по Белогорью» используются учащимися класса для знакомства с редкими растениями и животными родного края и понимания бережного отношения к природе;
- карта – коллекция «Родное Белогорье» по результатам исследования на тему «Неофициальные символы страны и достопримечательности – «визитная карточка» страны, российских регионов и родного края» находится в свободном доступе для знакомства с достопримечательностями области;
- классный музей семейных реликвий (54 экспоната) функционировал весь учебный год для знакомства учащихся с историей страны и родного края;
- посадка и уход за черёмухами на территории школы: все учащиеся двух поколений класса автора опыта принимают участие в посадке деревьев, уходе, тем самым познакомившись со значением зелёных насаждений на планете;
- альбомы «Огоньки человеческой памяти», «Наши спектакли», «Разноцветные россыпи отчего края», «Черёмуха душистая, соцветья – белый снег» служат учащимся класса для образования и отдыха.
Использование различных приемов и методов при работе над исследовательским проектом способствует овладению знаниями и умениями целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. У обучающихся формируются креативные навыки продуктивной деятельности такие как, добывание знаний непосредственно из реальности, эвристические методы решения проблем, формирование логической, методологической, общеучебной деятельности. В рамках учебно – познавательной компетенции предполагается чёткая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учётом успешности в своей деятельности. [4]