Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

1 2
1
2

Школа юного экскурсовода, первоначально организованная для воспитанников школы-интерната № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе Воронежского областного краеведческого музея, продемонстрировала высокую результативность своей работы. Этому, в частности, способствовала существенная поддержка со стороны медиаобразовательного компонента. Кинообразование, в ходе которого дети-сироты наиболее комплексно воспринимали материал, который им следовало затем преобразовать в текстовую форму и включить в свою экскурсионную работу, а также разноплановые материалы культурно-исторических сайтов, составили для юных экскурсоводов значительную часть их профильного образовательного багажа. Также медиаобразование помогло воспитанникам сделать результаты своего труда достоянием широкой публики, освоив азы видеосъемки, видеомонтажа, обработки цифровых фотографий и т.д. Получились интересные фильмы, имеющие также и дидактическую, и методическую ценность. Также работа по развитию школы юного экскурсовода содействовала дальнейшей социализации детей-сирот. В октябре – декабре 2012 г. на базе ГБУК ВО «Воронежский областной краеведческий музей» был реализован второй этап экспериментального проекта совместно со школой-интернатом № 1 Воронежской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Организованная в апреле 2012 г. «Школа юного экскурсовода», в рамках которой проходила подготовка воспитанников интерната в качестве музейных экскурсоводов, получила свое развитие на новом этапе.

Прежде всего, расширился количественный состав участников эксперимента (работа велась уж с 18 детьми в возрасте от 12 до 17 лет). Однако, такое внутригрупповое разделение на «новых» и «опытных» участников никак не сказалось на качестве работы и межличностных отношениях внутри коллектива. Вновь пришедшие легко включились в образовательный и воспитательный процесс, и достигли впечатляющих результатов наравне с ребятами, обучавшимися в «Школе юного экскурсовода» повторно.

Также в рамках эксперимента была поставлена новая задача на расширение функционала детей в качестве не просто музейных экскурсоводов, но и как волонтеров для массовой работы ВОКМ. Выбор формы подобного сотрудничества был предоставлен детям на вводном занятии второго этап эксперимента, что обусловило значительную мотивационную составляющую процесса.

Таким образом, в указанный период работа велась по двум направлениям: дети осваивали и углубляли свои навыки в качестве экскурсоводов (выбор темы оставался за ними), а также было разработано, подготовлено и проведено полноценное массовое мероприятие «Новогоднее путешествие в музее» для учащихся начальных классов двух воронежских школ.

Зачетным занятием для экскурсионной составляющей работы «Школы» стала экскурсия по основной экспозиции и выставке «Царство животных», проведенная детьми для участников федеральных курсов повышения квалификации по теме «Формы и методы педагогического сопровождения социализации школьников средствами туристско-краеведческой деятельности в свете требований организации внеурочной деятельности ФГОС общего среднего образования второго поколения».

«Школа юного экскурсовода» как экспериментальный проект имеет значительный потенциал для развития, а также обладает необходимой универсальностью в применении к любому подобному тандему какой в данном случае составили интернат и музей. Вариантом такого сотрудничества может быть не только подготовка традиционных музейных экскурсоводов, но и гидов для автобусных и пешеходных экскурсий (при наличии технических возможностей), освоение экскурсионного материала на иностранных языках, проведение самых разнообразных и разнонаправленных мероприятий (как на базе музея и интерната, так и в других образовательных и культурных учреждениях) и т.д.

Впечатляющие результаты начального этапа проекта инициировали участников экспериментальной площадки к продолжению совместной деятельности. Осенью 2012 г. планируется формирование двух групп экскурсоводов (первого и второго этапов). Вновь прибывшие воспитанники пройдут апробированный процесс обучения, а ребята, прошедшие начальный этап подготовки, будут расширять свои профессиональные возможности за счет освоения новых исторических периодов (в том числе и на иностранных языках), привлечения к разработке массовых мероприятий музея, участия в научных конференциях и краеведческих конкурсах.

Каким же образом происходило развитие совместной деятельности учреждений, избравших дружественный стиль общения как конструктивную основу научного и практического взаимодействия? Обширный опыт музейного коллектива и чувство высокой ответственности, проявляемое каждым сотрудником музея в данном направлении работы, позволяет оказывать научно-методическое сопровождение внедрения педагогических инноваций. Вариативность этой деятельности довольно широка, и реализуется в виде консультаций, информационных услуг и проведения семинаров, организации курсов повышения квалификации учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и руководителей школы-интерната. В силу достижения обоюдного понимания коллективами учреждений высокой значимости получаемых результатов для каждого участника названного процесса, удается совместными усилиями подготавливать научно-практические и научно-методические конференции различного масштаба. На базе школы-интерната организуются мероприятия, соответствующие интересам и плану долгосрочной культурно-просветительской работы музея.

Залогом успешности такой работы становится создание необходимых условий для экспериментальной работы по проверке структуры и содержания инновационных образовательных программ общего образования, внеурочной деятельности и дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности, программно-методического обеспечения и технологического инструментария деятельности интерната как общеобразовательного учреждения.