Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

1
1

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Эти вопросы волнуют учителей, многих родителей, а для большинства детей одаренность остается загадкой.

Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблемы диагностики и развития высокоодаренных и талантливых детей, а также создания социальной среды для развития и сохранения одаренности на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: А.М. Матюшкин в работе «Концепция творческой одаренности» и др., Н.Б. Шумакова в ряде своих работ, Г.Д. Чистякова в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур», В.С. Юркевич в «Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога».

В психологии одаренность определяется через понятие способности. В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями. Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Способности есть практических у всех ребят, а вот нужной среды для их развития есть не у всех. О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. С того времени было написано много работ в этой области, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе программа «Одаренные дети», в рамках которой разработана «Рабочая концепция одаренности» и тем не менее каждая семья, в которой есть одаренные дети, сталкивается индивидуально с феноменом одаренности и теми проблемами, которые стоят за ним.

Каковы ранние проявления одаренности?

Наиболее частое проявление одаренности – это ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («Она все замечает!») и быстрое восприятие («Он все на лету схватывает!»), ненасытное любопытство («Куда он только не влезет!?») и отличная память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»), хорошо развитое воображение («Он играет с воображаемыми друзьями»).

Кого называют вундеркиндами?

Понятие «вундеркинды» пришло из немецкого языка (от нем. wunderkind – буквально «чудо-ребенок»). Чаще этим слоном называют ребенка, имеющего чрезвычайные успехи в каком-нибудь определенном виде деятельности – в музыке, рисовании, математике и др. «Чудо-дети» встречаются преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Например, мальчик 9 лет уже оканчивает 5 класс и при этом дома целые дни пишет книгу о птицах: делает выписки из больших статей с описанием птиц, готовит к своему тексту иллюстрации.

Каким образом проявляется одаренность?

Одаренность характеризуется следующими параметрами: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях деятельности (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству, спортивные способности и т.д.). По мнению профессора университета Кливленда Кэрола Тэкэкса, одаренность определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психосоциальным развитием и физическими данными.

В области опережающего развития познания отмечается следующее:

– повышенная любознательность. Такие дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий мир. Они засыпают взрослых вопросами: «Как это устроено?», «Почему так происходит?». Ученые утверждают, что у одаренных детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным «аппетитом» и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;

– способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков («перескакивание» через этапы). Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;

– большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;

– повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;

– яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственно сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию, преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

В области физических характеристик для одаренных детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Большинство родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна. У таких детей, как правило, очень слабый иммунитет. И в силу того, что они всегда чем-то заняты и очень мало отдыхают. Но может и наоборот, так как одаренность же бывает разная.

В современных условиях развития системы образования проблема сохранения здоровья одаренных детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента практически здоровых ребят, увеличением числа хронических заболеваний, неврозов. Причины такого положения – гиподинамия, нарушение экологии, общее состояние социальной среды, незнание своего организма. А ведь организм человека – самое совершенное творение природы.

Забота о здоровье школьников может разрешиться общими усилиями всех участников учебно-воспитательного процесса. А еще здоровье можно укрепить не только и не столько хорошим лечением, сколько умением жить, не растрачивая его понапрасну!