Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

no name 1
1

Экологическое воспитание – это, прежде всего формирование комплекса нравственно-этических норм, деятельностных принципов во взаимоотношении человека, общества и природы. Формирование экологической культуры надо начинать с подрастающего поколения.

Тема экологического воспитания очень актуальна, о чем свидельствует указ президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7 о привлечении внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Не зря 2017 объявленном годом экологии.

Интеграция – это процесс объединения частей в целое, взаимопроникновение и взаимодействие.

Современные представления о процессе экологического воспитания позволяют выделить следующие его главные принципы:

  • Принцип научности
  • Аксилогический принцип
  • Деятельностный
  • Межпредметный принцип
  • Личностно-ориентированного образования.

К принципу научности относится познавательное отношение учащихся к окружающему миру. А так же необходимое рассмотрение взаимосвязи объектов живой природы c компонентами неживой природы, рассмотрение экологических проблем, выявления их причин и возможностей их устранения.

Экологическое образование и воспитание осуществляется во взаимосвязи учебной деятельности и внешкольной работы, которая включает в себя систему уроков и внеурочных практических занятий.

В нашей школе хорошо представлена система дополнительного образования по двенадцати разных направлениям знаний.

Для учащихся среднего звена работает экологический кружок «Зеленая планета» под моим руководством. Одним из основных принципов организации деятельности кружка является занимательность и общественно полезная направленность. Совместными усилиями с учащимися осуществляем уход, паспортизацию комнатных растений, создаем проекты озеленения школы, зимний сад, а так же занимаемся благоустройством клумб и вазонов на пришкольной территории.

В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

Аксилогический принцип включает в себя нравственно-эстетическое отношение к окружающей среде. Данный принцип способствует становлению новой системы ценностей у учащихся, в которой экологические идеалы имеют первостепенное значение.

Во внеурочной деятельности в школе ежегодно учителями-предметниками проводятся разъяснительные беседы, классные часы, дискуссии, игры, экскурсии, а так же принимаем активное участие в экологических конкурсах, акциях различных уровней: Всероссийская акция по «Раздельному сбору мусора», общероссийский образовательный проект «Хранители воды», всероссийский конкурс «Марафон добрых дел», областной конкурс «Культура обращения с отходами»; городские конкурсы: «Эколого-географический марафон», «В лесу родилась елочка – там ей, и расти», «Я открываю мир природы», интерактивный конкурс Мега-проекта «Мы вместе», городской конкурс на «Лучший скворечник и кормушку» и районный конкурс по озеленению школы «Несущие радость».

Чрезвычайно важно пробудить в детях эстетические чувства, восприимчивость к природе на примере комнатных растений показать ценность жизни каждого живого организма. Развивать у учеников способность видеть не только внешнюю, но и скрытую красоту, гармонию, изящество и самое главное сохранить эти хрупкие живые организмы.

Деятельностный принцип основан на формирование системного и критического мышления через реализацию деятельности учащихся, которая включает методы школьного экологического мониторинга, игровые, исследовательские и проектные технологии. А так же этот принцип развивает волевые и творческие качества учащихся, формирует познавательные и практические умения экологического плана.

На уроках и во внеурочное время учителями проводятся различные интеллектуальные игры, викторины, особенно для учащихся младших и средних классов, такие как «Знатоки природы», «Занимательная экология», «Своя игра», «Экологический Брейнринг» и многие другие. Учащиеся начальной школы ежегодно принимают участие в районном конкурсе «В гостях у пернатых».

Мы с учениками старших классов принимаем активное участие в школьных, районных и городских экологических акциях и создают экологические проекты благоустройства реки Левинки, озера Больничного, проекты по изучению родников Нижегородской области.

Совместно с учащимися занимаемся научно-исследовательской деятельностью от школьного до областного уровня и занимают призовые места в таких областях знаний как: химия, география, биология, экология и другие. Хотелось бы отметить следующие работы: «Влияние фтора на здоровье человека», «Сохранение водных ресурсов на примере одной семьи», «Определение витамина С в продуктах питания», «Качество водопроводной воды заречной части Нижнего Новгорода», «Влияние фтора на здоровья человека» и другие. Интересные темы для исследований подсказывает сама жизнь надо только внимательно посмотреть вокруг. Например, изучение влияния зубных паст мы изучали на выпавших молочных зубах моего сына, заболевание аллергия знакома многим учащимся, с проблемой экономного использования воды сталкивается каждый человек, а 7 марта 2017 года моя питомица шиншилла родила двух прекрасных малышей-шиншилят. Вот так и рождаются новые темы для исследований.

Наши ученики активные участники, лауреаты экологических олимпиад и призеры таких экологических конкурсов и проектов как: международного конкурса «Наука о жизни глазами школьника», Всероссийской экологической ассамблеи «Великие реки», областного конкурса молодежных проектов Экогород. Экодом, областной конференции школьников «Экология и окружающая среда», «Ярмарка экологических проектов», «Молодежный мониторинг природных объектов», областного конкурса «Живая вода», городской конференции «Экология и здоровье», городского конкурса экологических проектов «Наш дом– Нижний Новгород».

Межпредметный принцип заключается в обеспечение связи между различными внутренними разделами самой экологии, а так же формирование межпредметного взаимодействия современных естественнонаучных дисциплин и гуманитарных знаний.

Межпредметное взаимодействие можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной и проектной деятельности учащихся.

Особенно хотелось бы рассказать об экологических проектах, посвященных родникам Нижегородской области «Живи, родник» и «источник Ольгины слезы». Проект «Живи, родник» выполнила ученица 9 «А» класса Шушпанова Екатерина. В этой работе тесно переплетается знания таких наук как: история, география, экология и химия. Данным проектом мы хотели привлечь экологические организации к проблеме родников Нижегородской области, показать реальную картину экологической ситуации этих водных объектов природы. Изменить потребительское и наплевательское отношение местного населения к использованию родниковой воды. Бекет-ключ известен еще с 1608 года, со времен Нижегородского ополчения, Лжедмитрия и великой Российской смуты. И очень хочется верить, что этот родник получит статус памятника природы хотя бы областного уровня.

Личностно-ориентированный принцип нацелен на воспитание позитивных качеств личности, в условиях становления и формирования экологической культуры.

В основе это принципа является развитие личности учащихся, его индивидуальности и неповторимости. В процессе воспитания подрастающего поколения учитываются их ценностные ориентиры, убеждения и интересы.

В 2017 году учащихся 7-х классов на районном конкурсе по внутреннему озеленению «Несущие радость» заняли 2 место. С этой командой я работаю уже давно, могу отметить, что с каждым годом девочки становятся более активными, не равнодушными, нацеленными на успех.

Наши учащиеся принимают активное участие мероприятиях геоэкологической направленности, проводимых в Нижегородском Государственном Педагогическом Университетом имени Козьмы Минина это: олимпиады, семинары, экологические конкурсы, весенние каникулярные школы и другие.

В настоящее время идет оформление необходимой документации и заключение договора о сотрудничестве с кафедрой географии, географического и геоэкологического образования Мининского Университета. В ближайшее время на базе школы 64 планируется открытие ресурсного центра по экологическому воспитанию, а так же будет организована совместная работа с педагогическим вузом с целью пропаганды геоэкологического образования, профориентации старшеклассников и организации внеурочной деятельности школьников экологической направленности.