Еще в ХХ веке, в советское время можно проследить нежелание власти в использовании теоретического осмысления исторического опыта для правильного принятия тех или иных решений. Что в итоге привело, как мы видим, к негативным последствиям в попытках построения социализма СССР. Академик-физиолог И.П. Павлов объяснил это тремя особенностями политического русского ума: «отсутствием привязки к фактам, сосредоточенности и стремления к истине» [1].
Эти особенности со временем трансформировались в отличительные черты, присущие политическим элитам России, независимо от идеологии.
Это привело к тому, что для правящих элит стало привычным копировать опыт западноевропейских стран, заимствовать чужие идеи, следовать каким-то модным, абсолютно чуждым для нашей страны тенденциям. К сожалению, правители России больше стремились к изучению и заимствованию опыта стран Западной Европы и Америки, чем к углубленному изучению и пониманию истории и жизни своего собственного, такого многочисленного народа. Русский историк В. Ключевский заметил по этому поводу: «Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум» [2].
Самостоятельное принятие политических решений и самостоятельная работа над проектами государственной важности, как выяснилось, – очень редкое качество для самой главной политической элиты России – ее правителей. Мы можем отнести к ним Петра I, Екатерину II, И. Сталина и В.В. Путина.
28 июня 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», что послужило началом «потерянного» в постсоветской России государственного стратегического управления. Этот закон является достаточно объемным документом. Но нам представляется обязательным процитировать некоторые моменты, которые характеризуют его:
«Статья 8. Задачи стратегического планирования.
Основными задачами стратегического планирования являются:
1) координация государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики…».
«Статья 9. Участники стратегического планирования
1. Участниками стратегического планирования на федеральном уровне являются:
1) Президент Российской Федерации;
2) Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума);
3) Правительство Российской Федерации;
4) Совет Безопасности Российской Федерации;
5) Счетная палата Российской Федерации;
6) Центральный банк Российской Федерации;
7) федеральные органы исполнительной власти;
8) иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона» [3].
Интересным фактом является то, что в этом Федеральном законе правительство – это орган, который должен быть участником стратегического планирования.
Среди основных понятий, используемых в настоящем Федеральном законе:
– среднесрочный период – период, следующий за текущим годом, продолжительностью от трех до шести лет включительно;
– долгосрочный период – период, следующий за текущим годом, продолжительностью более шести лет» [4].
Вот каким образом незамедлительно прокомментировала эту новость газета «Известия»: «Российское правительство переходит к планированию экономического и социального развития на более длительный период – план мероприятий по достижению страной целевых показателей будет разрабатываться на 5 лет. Об этом «Известиям» сообщил высокопоставленный источник в правительстве. По словам собеседника «Известий», составленный план будет рассматриваться на заседании правительства, и утверждаться специальным постановлением. Первый план по достижению определенных целевых показателей должен быть представлен главе государства уже в этом месяце. Он будет сформирован по отраслям – промышленность, транспорт, социальная сфера и т.д. Раз в полгода на заседаниях правительства будут рассматриваться вопросы, связанные с его реализацией… Источник «Известий» отметил, что 1 июля президент подписал закон «О стратегическом планировании», в который как раз укладывается концепция «будущих пятилеток» правительства. Как говорится в материалах Государственно-правового управления Кремля, закон «устанавливает правовые основы стратегического планирования в России, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, а также полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования» [5].
Стратегическое развитие нашей страны невозможно без стратегического планирования. Необходимо определять отрасли, предприятия, регионы, города, которым необходима поддержка и развитие. Рассчитывая на прогресс в будущем, по истечении3 более длительного промежутка времени, чем два или три года.
Стратегия социально-экономического развития России определяет соответственно стратегию развития регионов нашей страны. Мало возможным представляется, обособленный социально-экономический процесс, в отдельно выбранном регионе, ведущий к прогрессу. Россия – это однородный организм, который может развиваться, только в том случае, если все составляющие элементы направлены на достижение поставленной главной цели. Самая большая сложность заключается в правильном выборе, этой самой цели. Перед такой задачей сейчас и находится наша страна.
В. Сенчагов отмечает: «В начале 1990-х годов Россия отказалась от социалистической модели развития. Стало необходимо определить цели и задачи долгосрочной стратегии развития и разработать программу ее реализации» [6].
Самым сложным в формировании долгосрочной стратегии развития оказалось определение целей и задач. На наш взгляд, главными целями являются следующие:
– остановка дальнейшего роста дистанции между Россией и развитыми странами;
– восстановление и укрепление позиции нашей страны как одного из лидеров мирового развития;
– приобретение соответствующего статусу Российской Федерации, как ведущей мировой державы ХХI века, уровня социального и экономического развития;
– обеспечение передовых мест в глобальной экономической конкуренции;
– обеспечение национальной безопасности;
– защита и 100 % реализация конституционных прав граждан Российской Федерации;
– обеспечение достойного уровня жизни населения.
Создание долгосрочной стратегии социально-экономического развития нашей страны – это сложнейшая задача. «Условием ее решения должны стать не просто возможные сценарии развития при различных вариантах мировых цен на нефть и газ, но и ответы на вопросы о путях преодоления противоречий. Основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60-70 % населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет» [7].
На наш взгляд, необходимо осуществить ряд действий для выхода российской экономики на инновационный путь развития:
– заморозить повышение тарифов на энергоносители;
– создать механизмы кредитования внутреннего производства;
– вывести на уровень мировых стандартов финансирование науки и образования;
– прекратить лоббирование интересов иностранного бизнеса в высших эшелонах власти;
– осуществлять закупочную политику на контролируемых государством корпорациях в зависимости от задач формирования российской промышленности;
– освободить от нереального налогового бремени производство добавленной стоимости и инвестиции.
В настоящее время обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда, глубокого падения производства высокотехнологических товаров и нарастающей переориентации экономики на импортную технологическую базу [8].
Большинство развитых западных стран на текущий период находятся в том состоянии, когда их природные ресурсы истощены. И соответственно восполнить их можно только за счет ресурсов других стран, одной из которых, является Россия.
Сегодня Россия минимально использует свое выгодное геополитическое положение. Наша страна специализируется на поставке сырья, когда развитые страны занимаются поставками на рынок непосредственно продукции в конечном ее виде. Именно поэтому нам нужно развивать производство. Стратегия Российской Федерации, в первую очередь, должна быть ориентирована на эксплуатацию первичных природных ресурсов, в том числе энергетических, в основном внутри страны.
Ограничение экономического развития обостряют наболевшие социальные вопросы – социальное неравенство, высокий уровень коррупции в стране, довольно заметные региональные различия, развитие саморегулирование почти на ноле и другие.
Наиболее важным является, на наш взгляд, создание идентичных возможностей для людей. Вложения в человеческий капитал, развитие науки, образования, здравоохранения, переход на инновационный путь развития экономики, за счет роста производительности труда, в том числе.
Будущее нашей страны во многом зависит от того, сможет ли она вернуть и удержать положение (престиж) великой державы. Этот статус определяет возможность реализации всех своих поставленных задач, а также делает возможным стратегическое развитие страны.
Менталитет народа Российской Федерации остался во многом менталитетом великого народа, мы видим это, по мировоззрению и огромному патриотизму. Среди политической элиты России также видны стремления к величию страны (по крайней мере, открыто никто не показывает своего стремления к превращению России в среднестатистическое государство).
В.В. Путин отметил большое значение модернизации для успешного развития России на заседании Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию, которое состоялось в октябре 2012 года. «Это действительно генеральный путь развития нашей экономики, укрепления ее позиций в глобальной экономике, создание условий для самореализации наших граждан. Очевидно, что только через модернизацию экономики и развитие инновационных отраслей мы сможем полностью реализовать свой потенциал в области образования и науки» [9].
Зарубежные и российские политологи по-разному трактуют осуществляющиеся в переходном российском обществе перемены. Одни оценивают модернизацию как «один из доминантно протекающих в российском обществе процессов, кризис исторического сознания» [10].
Этот «кризис» проявляется в том, что «реформирование общественной системы сопровождается постоянной апелляцией к зарубежным образцам при игнорировании общего исторического опыта» [11].
Если рассматривать само понятие модернизации, то наиболее полно его раскрывает группа известных отечественных исследователей, А.В. Понеделков, С.И. Самыгин, А.М. Старостин, А.В. Верещагина в учебном пособии «Основы политологии». «Модернизация – процесс, посредством которого общество совершает переход от традиционных или доиндустриальных социальных и экономических структур к структурам, характерным для индустриальных обществ; характеризуется ростом специализации и дифференциации труда, бюрократизацией управления, формированием политической системы современного типа, нарастанием стратификационной открытости, социальной мобильности, мировоззренческого индивидуализма и все большим отходом от традиционных ценностей. Модернизация – совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, экономических, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом» [12].
Другими словами, понятие «модернизация» можно рассматривать с трех различных сторон. С одной стороны, модернизация сопровождает все передовые социальные преобразования, когда любое общество развивается в соответствии с выбранной концепцией. С другой – это некая совокупность культурных, социальных, экономических, политических, интеллектуальных трансформаций, которые происходили в западных странах в период с ХVI века по XX век. Также модернизацию рассматривают как отставшую или опаздывающую политику слаборазвитых обществ, которые, как правило, полностью заимствуют опыт западных стран.
По мнению аналитиков, успешный процесс модернизации невозможен без ротации элиты непосредственно в органах исполнительной власти, а также привлечения новых кадров, обладающих определенным подбором личных качеств и приоритетов. А для этого нужно кропотливо формировать политическую элиту.
Для России сейчас очень остро стоит вопрос появления квалифицированной и профессиональной элиты, обладающей набором необходимых качеств, которой могло бы смогло доверять общество. Все ближайшие перспективы политической модернизации России зависят от качества элитной структуры.
Выводы
Современная государственная политика создания социально результативной политической элиты строится в условиях интеллектуальной и профессиональной конкуренции на принципах идеологического плюрализма, систематической ротации кадров и направлена на формирование у элиты таких качественных характеристик, как стратегическое мышление, идеологическая лояльность, приверженность демократической государственности, способность к своевременному качественному обновлению.
Эффективность государственной кадровой политики в элитной сфере во многом определяется уровнем ее открытости, опорой на широкую социальную базу. Реальное вовлечение граждан в процесс социального управления, в том числе в кадровой сфере является результатом высокой эффективности использования интеллектуального потенциала, всех трудовых ресурсов страны.
Отбор элитарных кругов проходит в острой конкурентной борьбе представителей различных сил, стремящихся занять решающие позиции в социальной и политической иерархии. На первые места среди механизмов рекрутирования политических элит выступают партийная принадлежность, кровное родство, имущественный ценз, личная преданность, старшинство или выслуга лет, протекционизм и т.п.
Проблемами, требующими своего решения, являются влияние на рекрутирование элит внутриклановых и межклановых отношений, «сращивание» политико-административной и финансово-экономической элит и их криминализация, низкий уровень профессионализма кадров, отсутствие эффективной системы подготовки социально ориентированных кадров.
В процессе социально-экономической и политической трансформации, оказавшей непосредственное влияние на формирование российской политической элиты, включая и этнополитические элиты, в состав которых в национальных республиках страны был выдвинут влиятельный слой этнократии (интеллектуальных, политических, культурных лидеров, носителей местного национального сознания), сформировалась новая региональная политическая элита.
Современное формирование политической элиты в целом характеризуется тем, что наряду с происходящими позитивными изменениями, в ней сохраняются черты старой номенклатурной системы. В значительной степени проявляются тенденции к «аристократизации», ингрупповому фаворитизму и аутгрупповой дискриминации. Особенностью процесса рекрутирования политической элиты в национальных республиках, имеющих в своём составе несколько титульных наций, является складывание этнократической властной иерархии на основе элитной интеграции.
Правительство России занимается масштабными инвестициями во все секторы экономики, прежде всего в авиастроение, судостроение, производство машин и технологического оборудования с высокой добавленной стоимостью.
До того, как В.В. Путин стал президентом страны в 2000 г., речь шла о выживании, формировании элементарных структур и восстановлении управляемости на всей территории страны. Первые несколько лет президентства В.В. Путина можно охарактеризовать как оказание реанимационной помощи России, страдавшей от тяжёлых последствий разрушения советской экономики, начавшегося в конце 1980-х гг., и последовавших за этим анархии и грабительского капитализма 1990-х гг.
В.В. Путин взял курс на формирование такой многопартийной системы, которая внешне должна быть тождественна европейским образцам, однако по сути дела исключающей легитимную ротацию власти и оппозиции.
В настоящее время под управлением В.В. Путина российское государство направляет все свои свободные ресурсы на решение задачи модернизации всех сфер жизнедеятельности.