Рассматриваются некоторые проблемы в выборе будущей профессии детьми во врачебной семье и научных работников на современном этапе развития отечественного здравоохранения.
Актуальность. Проблема «отцы и дети» всегда имела в России важное значение. В двадцатом веке польза от преемственности в хирургии ярко проявилась на примере рода Вишневских, в котором сын, а затем внук с пелёнок впитали любовь к профессии деда и достойно продолжили его дело. Яркий положительный пример этой семьи был подхвачен и другими корифеями отечественной хирургии. Он сыграл и важную роль в выборе профессии врача и детьми автора этой статьи – дочерью (Галиной) и сыном (Олегом), которые оба стали травматологами. Они родились в чисто врачебной семье – отец был хирургом, а мать – рентгенологом и потому выбор профессии был предрешён у них уже с детства.. Больница стала для них вторым домом, а медицинский инструментарий игрушками. В старших классах во время летних каникул они работали в гипсовой комнате, а иногда и в операционной санитарами. Видели кровь и её не боялись. Так постепенно у них вырабатывался стереотип медицинского работника. Оба закончили с отличием лечебный факультет Кубанского медицинского университета, а затем клиническую ординатуру, а Галина и аспирантуру в Кургане (в ортопедическом Центре им. Илизарова). Защитила кандидатскую диссертацию. Как видите, у меня есть полное право гордиться своими детьми. Этот успех в их воспитании был не случайным, а продуманным процессом, во многом обусловленный трудом моей супруги, у которой было больше для этого времени, чем у меня.
Став взрослыми и самостоятельными, они мне признались в том, что сильно жалели меня, видя, как я буквально «валился с ног» после многочасовых дневных операций, а затем ночного дежурства, опять же проводимого за операционным столом, но не удивлялись моей радости, если затраченный труд оказывался плодотворным. Они понимали, что за спасение жизни и здоровья человека надо отдавать все силы и умение. Однако им порой был непонятен мой энтузиазм в разработке новых способов лечения, который происходил в тиши ночного времени, когда семья находилась во власти Морфея, а я в творческом напряжении за письменным столом. Это было до тех пор, пока сами не приобщились к научному поиску. Будучи подростками, они порой давали совет, не понимая того, что он дельный, но став врачами, их участие в изобретательской деятельности стало осознанным, что позволило их включить в число соавторов моих патентов и рацпредложений.
Наиболее часто дискуссии в семье происходили по поводу низкой зарплаты у врачей. Детям было совершенно не понятно, почему государство так дешево оценивает труд медработников. Да и для мня это было также не понятно. Приходилось объяснять, что вся интеллигенция в СССР находится в равных материальных условиях, что нужно помогать странам, строящих социализм, содержать армию, развивать оборонную промышленность и т.д. Что вот-вот и всё образумится, но это всё не происходило и не происходило, а с крахом социализма и развалом Советского Союза, вообще, повеяло «концом света», но в очередной раз Святая Русь выдержала и эту напасть, а затем решительно перешла в контрнаступление. И вот теперь вновь на повестке дня встал вопрос о реформе здравоохранения.
Материалы и методы. В основе экономических выводов о путях преодоления диспропорции между здравоохранением и материальными сферами производства, лежали мои рассуждения на эту тему с дочерью и сыном. Священная заповедь, что деньги ничто, а здоровье населения – всё, осталась незыблемой. Однако лечить нищее население и богатое – это диаметрально разные задачи. Зажиточное население может позволить себе, и рациональное питание, и активный отдых, и санитарно-курортное и профилактическое лечение, при этом как для взрослых, так и для своих детей. С ним легче вести диалог о пользе здорового образа жизни, что позволит в конце-концов искоренить в стране алкоголизм и курение, не говоря уже об наркомании, венерических и аутоиммунных заболеваниях, передающихся половым путем.. В этом деле уровень материального благополучия медицинского работника будет иметь огромное нравственное значение в искоренении меркантильности. Врачи, средние и младшие медработники не будет нуждаться не только во взятках, но и в подачках. Чувство личного достоинства медработника возьмет верх над коррупцией и среди руководителей здравоохранения, которая, к сожалению, ещё бытует в нынешние времена.
Выводы
1. Прогрессивно увеличивающаяся стоимость медицинских услуг, за счет использования врачами новейших дорогостоящих диагностических приборов, лечебного оборудования и лекарственных средств, требует совершенно иного подхода к финансированию здравоохранения. Можно со всей ответственностью заявить, что в условиях рыночной экономики без использования денежных средств от населения, создание стабильности в развитии отечественной медицины невозможно
2. Наиболее действенным пополнением кадров в здравоохранении является преемственность поколений. Дети медработников понимают всю ответственность, которая ляжет на их плечи, когда они станут врачами. При этом всегда рядом будет опытный специалист, который даст дельный совет, а порой окажут и действенную помощь Мало того, в таких семьях есть необходимая медицинская литература, которая десятилетиями накапливалась старшим поколением врачей...
3. Пополнение, а порой и ротация научных медицинских кадров, надо производить с учетом преемственности, что порой дает блестящий производственный эффект.
4. Медработники, имеющие детей и внуков, должны постоянно заботиться о преемственности поколений. Это позволит им всегда находить контакт с подрастающим поколением, а порой долго сохранять бодрость духа и связь с профессией.
5. Надо помнить, что выше врачебного долга ничего нет дороже в профессии врача. Это надо постоянно напоминать своим повзрослевшим детям, ибо это их избавит от многих неприятностей во врачебной деятельности, которые, к сожалению, будут встречаться на их жизненном пути.