Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

1
1

Учиться и, когда придет время,

прикладывать усвоенное к делу –

разве это не прекрасно?

Конфуций

Современная педагогическая деятельность не мыслима без использования ресурсов Интернета, которые позволили не только разнообразить и оживить учебный процесс, а значит, сделали его более привлкательным для детей, но и приблизили процесс обучения к ребенку, сделали его возможным не только во время урока, но и, практически, круглосуточным. Эти современные технологии позволили говорить об открытости образования.

Существуют различные толкования понятия «Открытое образование». В основном под «Открытым образованием» понимается образование без академических требований к поступлению и обычно предполагается, что обучение проходит онлайн, то есть дистанционно. Однако, в последнее время под «Открытым образованием» стали понимать совокупность нелинейных условий, в которых могут происходить образовательные события (в том числе и не задуманные педагогом специально). В этом смысле «Открытое образование» понимается как совместная деятельность педагога с учащимися, или совместная деятельность группы педагогом, над каким-либо образовательным проектом, организованная в информационной среде Интернета. В этом значении понятие «Открытое образование» значительно ближе к деятельности школы, по сравнению с его значением, как интернет-курсы, так как не подрозумевает дистанцирования обучающихся от очного обучения в школе.

В открытой образовательной среде, создаваемой педагогом, или группой педагогов, важное место занимают средства коммуникации. Таким инструментом может выступать интернет-блог (от англ. blog – сетевой журнал одного или нескольких авторов, организованный в обратнохронологическом порядке) [1].

Но, прежде чем рассмотреть возможности интернет-блога с точки зрения его применимости в педагогической деятельности, необходимо, на наш взглях, ответить на базовый вопрос «Зачем учителю блог?». Думается, что ответом может служить следующее утверждение: интернет-блог это один из удобных и современных способов размещения, поиска и оперативного обмена информацией.

Блоги разнообразны по своим целям, задачам и структуре. Например, на Pedsovet.org предлагается такая классификация:

– блог-черновик,

– блог-проект,

– блог-партия,

– блог-СМИ,

– блог-визитная карточка,

– блог-дневник,

– блог-ссылка [7].

Педагог Людмила Рождественская в своей интернет-статье выделяет следующие типы блогов, в зависимости от их функционального применения:

– виртуальные образовательные сообщества. Блог профессионального сообщества, позволяет коллективно или в одиночку рефлексировать, систематизировать накопленный опыт, обобщать результаты самообразования, саморазвития и т.д., и не просто рефлексировать, а делиться результатами своего труда с коллегами-блоггерами.

– блог в поддержку учебного проекта, позволяет организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся с помощью доступных их возрасту веб-сервисов,

– блог-конспект (это блог для размещения учебного содержания какой-либо темы),

– личный профессиональный блог учителя [9].

По своей структуре и задачам интернет-блог имеет возможность стать для учителя эффективным инструментом в решении разнообразных педагогических и иных профессиональных задач.

Этому способствуют следующие особенности блоговой среды:

– публичность делает материалы доступными для чтения коллегами, учениками, родителями;

– интерактивность, открытость – возможность оставлять к записям в блогах комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от учеников, родителей, коллег, отвечая на комментарии;

– авторство – возможность представить свой опыт работы, выразить свою позицию;

– «перемешивание», которое позволяет в формате блога объединять содержание нескольких авторских блогов на одной странице, что дает возможность сравнивать свою работу с работой коллег [1].

Какие возможности представляет для учителя – предметника образовательный блог? Можно выделить следующие: рекомендации для учеников по изучению тех или иных тем; просмотр учебных видеофильмов с лекциями, а то и видео-уроками, путем встраивания их в блог; публикации опросников, онлайн-тестов, встроенных календарей, разнообразных слайд-шоу; сообщения о событиях в классе или на их уроке, после уроков; обмен полезными ссылками на ресурсы Интернета; обмен знаниями в области ИКТ (как пример, обмен презентациями-обучалками, созданными самими учителями); обмена гаджетами с различными функциями (например, интерактивная таблица Менделеева, онлайн-калькулятор и т.д.) полезные советы родителям, интересующихся образованием своих детей; Работа с одаренными детьми.

В информационной среде Интернета имеется достаточно много платформ для создания личного блога, в том числе и на бесплатной основе. В данной статье будет рассмотрены возможности создания образовательного блога на основе технологии Blogger от интернет-компании Google и преимущества этой технологии.

Материалы в блоге, созданном на основе технологии Blogger, может размещасть по нескольким группам:

– информация о ходе изучения учебного материала (В качестве примера можно привести блог «Уроки биологии» (http://biologialessonsbozadjiev.blogspot.com) который создан учителем биологии с целью интертет-поддержки своих уроков);

– дополнительные дистанционные домашние задания для разных групп учащихся (повышенной трудности, для слабоуспевающих и т.д.);

– дополнительные творческие задания (в том числе и в форме конкурсов или викторин) и творческие работы обучающихся (в качестве примера можно привести блог «Изучаем. Исследуем. Познаем.» (http://issledovaniauchashixsjzbozadjiev.blogspot.com), являющийся информационной поддержкой авторской программы изучения биологии «Изучаем. Исследуем. Познаем.»);

– публичные отчеты о внеклассном мероприятии;

– информация о ходе реализации образовательного проекта (в качестве примера можно привести блог «Совесть эпохи» (http://sovestepoxi.blogspot.com) в котором отражается ход реализации инновационного межпредметного образовательного проекта «Совесть эпохи», посвященного 100-летию со дня рождения известного российского писателя и общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии по литературе 1972 года А.И.Солженицина);

– достижения педагога и учащихся.

В мае 2018 года отмечалось 110-летия со дня рождения известного донского писателя В.Н.Закруткина. С целью ознакомления учащихся с жезнью и деятельностью писателя, а так же с целью более близкого знакомства с донской природой, в январе 2018 года был разработан и начат реализовываться внутригимназический образовательный проект «Певцы донской природы», для чего в сети Интернет был создан тематический блог проекта, на котором можно ознакомиться с целями и задачами данного проекта, а также с планом и ходом его реализации (https://pevcidona.blogspot.ru/ ). Блог проекта «Певцы донской природы» прошел регистрацию во «Всероссийском реестре информационных ресурсов образовательных учреждений и педагогических работников в сети Интернет».

Цель проекта: на основе произведений донских писателей, поэтов и художников создать условия для

А) развития интереса и творческих способностей обучающихся 5-7 классов к предметам естественно-математического и гуманитарного профилей в условиях реализации интегративных возможностей предметов;

Б) предпрофильной подготовки обучающихся 8, 9 классов и их осознанному выбору естественно-математического или гуманитарного профиля обучения.

В основе содержания деятельности проекта лежат разнообразные активности: конкурсы, открытые уроки, викторины, экскурсии, конференции, выставки, литературные гостиные.

Научными консультантами проекта выступают ведущие научные работники кафедры математики и естественных дисциплин и отдела филологии и искусства Ростовского областного института повышения квалификации работников образования.

Методическое сопровождение проекта осуществляет кафедра и отдел филологии и искусства совместно с активом сетевого профессионального сообщества «СОФИЯ» (http://ripkro.ru/news/3792/).

Реализация проекта и его информационная поддержка в форме блога ведется с применением технологии «Blogger». Это позволяет оперативно и максимально информативно доводить до сведения широкой общественности актуальные новости о рходе реализации проекта. Технология «Blogger» позволяет не только создавать сообщения, но и связывать их между собой перектесными ссылками как внутри блога, так и с другими интернет-страницами. В этой технологии возможно размещение рисунков, фотографий, видео и музыкальных файлов, документов всех типов, что делае такой блог по-настоящему интерактивеным и информативным.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что образовательные интернет-блоги, это не только новая информационная среда, но и новые педагогические возможности для учителя.