Требуется сочетание множества факторов, чтобы таланты ребенка раскрылись наиболее полно. Работа с одаренными детьми при обучении социальным наукам заставляет учителя не только расширить спектр знаний ребенка, но и повысить свои собственные профессиональные компетенции. Поэтому система подготовки к государственной итоговой аттестации одаренных детей, и не только, требует от учителя высокого уровня знаний.
Не секрет, что последние несколько лет после изменения системы оплаты труда учителя и появления «оценочных листов», именно высокобальники (ими чаще всего являются одаренные дети) дают дополнительные баллы в оценочный лист. Но для многих учителей, и для меня в том числе, это не главное. Главное – помочь детям подготовиться к сдаче единого государственного экзамена. Обучение, в том числе и подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию, направлено на:
- дальнейшее становление и формирование личности обучающегося,
- развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося,
- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования,
- подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности (ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 66).
Учитель помогает овладению учениками:
- исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов,
- способам поиска и отбора информации,
- сопоставлению разных точек зрения,
- различению фактов и их интерпретаций.
В ходе подготовки одаренных детей к единому государственному экзамену по истории и обществознанию я выработала несколько подходов, которые помогают ученикам получить высокие баллы и успешно поступить в ВУЗ.
Подготовку к ЕГЭ я осуществляю на дополнительных занятиях. Это как правило практикум, основанной на индивидуальной работе обучающихся или в мини-группах. В разработанный материал включаются тематическими блоками все задания части № 2 (задания высокого уровня сложности).
По истории это:
- задания на умения проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- задания на использование принципов структурно-функционального, временнoго и пространственного анализа при работе с источником;
- задания на анализ при рассмотрении фактов, явлений, процессов;
- задания на исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии.
По обществознанию:
- задания на поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- задания систематизацию, анализ и обобщение неупорядоченную социальную информацию;
- задания на объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственных и функциональных) изученных социальных объектов;
- задания, позволяющие на основе приобретенных обществоведческих знаний приводить собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- задания на характеристику с научных позиций основных социальных объектов (фактов, явлений, процессов, институтов), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- задание на применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- задание, связанное с подготовкой аннотации, рецензии, реферата, творческой работы.
За эти типы заданий обучающиеся могут получить большее количество баллов. По итогам изучения разделов по истории и обществознанию обучающиеся пишут тестовую контрольную работу по типу ЕГЭ. После проверки работы каждый ученик получает индивидуальные тестовые задания для отработки ошибок. Например, если обучающийся делает ошибки в задании на аргументацию исторических сведений, то учитель дает дополнительно может дать материалы, связанные с историческим текстом (подробнее см. таблицу № 1 в приложении).
Второе направление подготовки одаренных детей к ЕГЭ охватывает формирование определенных навыков и умений. Для этого надо включать в подготовку вопросы, которые не входят в систему школьного курса. Например, текстовые задания по истории (задание № 20-22 ЕГЭ 2016 года) и по обществознанию (задание № 21-24 ЕГЭ 2016 года).
Сложные вопросы должны рассматриваться так, чтобы ученики умели рассуждать, анализировать, делать самостоятельные выводы по теме (см. таблицу № 2 в приложении). Можно возразить, что данные компетенции закладываются при изучении курса по истории и обществознанию еще в среднем звене школы. Однако, моя педагогическая практика показывает, что большая часть учеников стремиться ограничиться выполнением части № 1 контрольно-измерительных материалов. Умение анализировать как социальную так и историческую ситуацию могут получить максимальные баллы за выполнение заданий повышенной сложности.
Хорошо помогает при подготовке к ЕГЭ использование цифровых образовательных ресурсов на сайтах: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), федеральный центр информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/). Существуют определенные сайты для подготовки ЕГЭ, которые помогут одаренным детям отработать часть тестов самостоятельно: ФИПИ (http://www.fipi.ru/), федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/), официальный информационный портал ЕГЭ (http://ege.edu.ru/), Российский образовательный портал (http://school.edu.ru/) и другие. Уже 5 лет мне активно помогает в подготовке так называемая система СтадГрадов: тренировочные работы в формате ЕГЭ по всем предметам.
Кроме того, каждое полугодие обучающиеся 10-11 классов сдают зачеты в форме ЕГЭ по истории и обществознанию. Это дает не только дополнительную тренировку, но возможность в комплексе познакомиться с заданиями ЕГЭ.
Делая основные выводы по подготовке одаренных детей по истории и обществознанию можно отметить, что данная тематика на сегодняшний день является одной из самых актуальных в современной школе. Отдельная работа с одаренными детьми помогает школе повысить число высокобальников, а самим детям успешно реализовать себя как полноценную личность в современном меняющемся мире.
Приложение
Таблица 1
Форма и вид контроля при выполнении заданий ЕГЭ
Форма и вид контроля согласно итоговой аттестации |
ЕГЭ (2018 год), пример |
История |
|
Анализ текстового исторического источника (определение имени исторического деятеля) |
Задание 10. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите пропущенную в текст фамилию. «Помню, в начале мая из Петрограда приехали Миха Цхакая и Филипп Махарадзе. Они участвовали в VII (Апрельской) Всероссийской партийной конференции большевиков, проходившей под руководством ______________. Миха Цхакая подробно рассказал нам, как был организован выезд из Швейцарии _____________ и группы большевиков, в которую входил и сам Миха Цхакая. Цхакая подробно рассказал нам, как встречали ______________ в Петрограде, на Финляндском вокзале, о его первых выступлениях, говорил о значении [его] Апрельских тезисов _____________, к тому времени уже опубликованных в печати». |
Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий) |
Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. 1) венчание Ивана IV на царствие 2) казнь Людовика XVI 3) захват Киева Андреем Боголюбским |
Определение значений терминов (выбор одного термина из данного ряда) |
Задание 3. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, кроме двух, относятся к царствованию Екатерины II. 1) Учреждения для управления губерниями; 2) эпоха Просвещения; |
Продолжение табл. 1 |
|
Форма и вид контроля согласно итоговой аттестации |
ЕГЭ (2018 год), пример |
3) дворянские собрания; 4) Смольный институт благородных девиц; 5) Комитет министров; 6) ассигнации; 7) Государственная Дума Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду. |
|
Тестовый контроль на знание основных фактов, процессов (задание на установление соответствия) |
Задание 5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям). ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ): А) Великая российская революция 1917 г. Б) либеральные реформы 1860–1870-х гг. В) укрепление древнерусской государственности Г) переход к самодержавному правлению, абсолютизму ФАКТ: 1) создание Приказа тайных дел 2) создание губернских и уездных земских учреждений 3) крещение Руси 4) создание Временного правительства 5) издание манифеста о законодательных правах Государственной думы 6) принятие указа об урочных летах |
Характеристика исторического источника (автор, время и цели создания источника) |
Задание 20. Напишите имя князя, пропущенное в тексте. К какому веку относится его правление? Как звали мать князя, упоминаемую в тексте? Прочтите отрывок из сочинения историка. «Мысль о превосходстве русского православия над греческим приобрела после падения Византийской империи многих сторонников в России. Старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в послании [князю] сформулировал взгляд на московскую державу как средоточие всего православного мира: «Вси царства православные христианьские снидошася в твое едино царство, един ты во всей поднебесной христианом царь», Рим погиб из-за «аполинариевой ереси», Константинополь завоевали турки, Москве суждена роль третьего Рима: «Два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не бывать». Позднее… Филофей уточнил свою идею следующим образом: греческое царство «разорися» из-за того, что греки «предаша православную греческую веру в латинство». Претенциозная теория Филофея едва ли могла получить одобрение привеликокняжеском дворе. [Князь] был по матери греком и гордился своим родством с византийской императорской династией. Греки, близкие к великокняжескому двору, нападки на византийскую церковь встретили с понятным возмущением. Мать [князя] воспитывалась в Италии и явилась в Москву в окружении греков. Сам [князь], не чуждый духа греко-итальянской культуры, покровительствовал Максиму Греку и поощрял его деятельность по исправлению русских книг. Сомнения в ортодоксальности греческой веры ставили его в щекотливое положение». |
Анализ исторической карты |
Задание 13-16. 13. Напишите название войны, одно из сражений которой изображено на схеме. |
Продолжение табл. 1 |
|
Форма и вид контроля согласно итоговой аттестации |
ЕГЭ (2018 год), пример |
14. Напишите словом век, в котором произошло сражение, изображённое на схеме. 15. Напишите название обозначенного на схеме цифрой «1» полуострова. 16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. 1) Изображённое на схеме сражение стало первой крупной морской победой России. 2) Противником России в войне, события которой изображены на схеме, была Франция. 3) Во время войны, к событиям которой относится изображённое на схеме сражение, в России была учреждена Адмиралтейств-коллегия. 4) В войне, к событиям которой относится изображённое на схеме сражение, союзником России была Англия. 5) В сражении, изображённом на схеме, принимал участие русский царь. 6) Победа русских в сражении, изображённом на схеме, была достигнута за счёт их подавляющего превосходства над противником в крупных парусных кораблях. |
|
Анализ иллюстративного материала |
Задание 18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. 1) Данная почтовая марка была выпущена в 1980-х гг. 2) Руководителем СССР во время выпуска данной марки был Л.И. Брежнев. 3) К тому же десятилетию, к которому относится создание данной марки, относится начало косыгинской реформы. 4) Лозунги, помещённые на марке, призывают к переходу к рыночной экономике. 5) Один из лозунгов на марке подчёркивает связь периода, к которому относится марка, с событиями 1917 года. |
Обществознание |
|
Анализ актуальной информации о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными признаками и признаками изученных социальных явлений, терминах. |
Задание 17. Соотнесите процессуальные действия и виды процессов, в рамках которых могут быть осуществлены данные процессуальные действия. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ: А) Предъявление иска Б) Издание судебного приказа В) Вынесение приговора Г) Возбуждение исполнительного производства Д) Проведение обыска ВИД ПРОЦЕССА: 1) уголовный 2) гражданский |
Осуществление поиска социальной информации; извлечение из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам. |
Задание 21. В чём автор видит универсальность функционирования государства и права в жизни общества? Как автор определяет роль государственно-правовой действительности? Задание 22. Какова, с точки зрения автора, цель научного исследования государства и права? Что, по мнению автора, является результатами, получаемыми наукой о государстве? Назовите любые два результата. Укажите функцию науки, которая проявляется в получении таких исследовательских результатов. |
Окончание табл. 1 |
|
Форма и вид контроля согласно итоговой аттестации |
ЕГЭ (2018 год), пример |
Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. |
«Государство и право, их многоплановое и активное функционирование – суть общественно-политическая реальная практика, а не идеи и понятия. Причём это такая реальность, с которой вынуждены считаться все общественные силы независимо от их социально-политической направленности. Экономика, социальная сфера, оборона страны, охрана окружающей среды, обеспечение общественного порядка – вот далеко не полный перечень важнейших объектов практической деятельности государства и правового регулирования. Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. Их научное осмысление не только объективная потребность общества, но и многотрудное дело. И если бы наука не изучала и не обобщала этот гигантский исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений. Даже в наши дни игнорирование науки в государственно-правовом строительстве порождает массу негативных последствий. Изучая и обобщая практику, наука о государстве и праве формулирует понятия и определения государственно- правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи о содержании и формах государства и права. В то же время жизненность, социальная значимость теории государства и права во многом определяется её связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой действительности служат неисчерпаемым источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т.е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе. «Нет ничего практичнее хорошей теории», – гласит весьма популярный в век научно-технического прогресса лозунг». |
Применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательной задачи по актуальным социальным проблемам. |
Задание 27. 15-летняя Марина Иванова после окончания девяти классов решила устроиться на работу, продолжая обучение в 10 классе школы. Начальник почтового отделения, куда она обратилась с просьбой о трудоустройстве, отказал ей в приёме на работу, так как Марина не достигла возраста 16 лет, с которого допускается приём на работу. Прав ли начальник почтового отделения, отказав Марине в приёме на работу? Обоснуйте свой ответ. Назовите две особенности трудоустройства несовершеннолетних. |
Таблица 2
Формы заданий на итоговой аттестации
Форма задания на итоговой аттестации (ЕГЭ 2018 г.) |
Приемы формирования умений прорешивания данного типа заданий |
|
История |
||
Задание 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) «Предоставить тем из помещиков, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы помещики сохраняли принадлежащее им полное право вотчинной собственности на землю, со всеми её угодьями и богатствами, как на поверхности, так и в недрах её, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условные повинности, на следующих рассмотренных в Государственном совете и Нами утвержденных главных правилах: 1. Повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли, или другою работою. |
Исторический практикум. Раздаточный материал может содержать специальные задания обучающего характера, направленные на формирование определенных навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ того или иного типа. Учащимся дается время на письменное выполнение определенного задания, а затем кто-то из них выходит к доске для ответа. В случае затруднения остальные учащиеся помогают отвечающему. |
|
Продолжение табл. 2 |
||
Форма задания на итоговой аттестации (ЕГЭ 2018 г.) |
Приемы формирования умений прорешивания данного типа заданий |
|
2. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому Земскою Полициею, под руководством Уездных Предводителей Дворянства и под высшим наблюдением Губернского Правления. 3. Крестьяне, по надлежащим утверждении заключённых между ними и помещиками договоров, принимают название обязанных крестьян». Б) «1) Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через Губернского Дворянского Предводителя к Министру Внутренних Дел… 4) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев». ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) Данный законодательный акт был издан в правление Николая Первого. 2) К изданию данного законодательного акта был причастен П.А. Столыпин. 3) Данный законодательный акт был принят в 1803 г. 4) При императоре, издавшем данный законодательный акт, было отменено крепостное право в Прибалтике. 5) Это был первый законодательный акт в истории Российской империи, ограничивавший права помещиков по отношению к крестьянам. 6) Менее чем через 20 лет после издания данного законодательного акта было отменено крепостное право в России. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: Фрагмент А (2 ответа) Фрагмент Б (2 ответа). |
||
Задание 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) Военная операция советских партизан «Рельсовая война» была проведена в ____________году. Б) Одним из фронтов, войска которого штурмовали Берлин, командовал маршал __________________. В) Бои за Мамаев курган происходили в городе __________________. Пропущенные элементы: 1) И.С. Конев 2) Смоленске 3) 1942 4) А.М. Василевский 5) Сталинграде 6) 1943 |
||
Задание 25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1425–1453 гг.; 2) 1762–1796 гг.; 3) 1964–1985 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России; – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. |
Игра «Исторический суд» поможет решению альтернативных заданий части № 2. На дом дается задание подобрать дополнительную информацию, новые факты по тому или иному периоду и подготовить выступление в защиту или обвинение исторического деятеля. Подобного рода задания формируют навыки работы с дополнительными источниками, критического отношения к ним, развивают монологическую речь и навыки ораторского мастерства. |
|
Окончание табл. 2 |
||
Форма задания на итоговой аттестации (ЕГЭ 2018 г.) |
Приемы формирования умений прорешивания данного типа заданий |
|
Задание 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Ближайшие преемники Петра I на престоле (Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна) предали его политический курс и не отличались бережным отношением к его наследию». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … |
||
Задание 23. В начале XIII в. русские князья часто воевали. Их дружины славились своей храбростью и искусством в бою. Русские воины были закалены в боях с половцами, их доспехи и вооружение не уступали вооружению западных рыцарей. Но с нашествием Батыя справиться русские войска не смогли, сражения с противником закончились разгромным поражением русских. Приведите не менее трёх объяснений этому поражению. |
«Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу, |
|
Обществознание |
||
Задание 20. Статуты Международного Комитета Красного Креста, являются _______(А) основой, определяющей деятельность движения. Статуты, состоящие из 18 статей, определяют миссию Красного Креста, новую организационную структуру, контроль за расходом средств и управлением _______(Б), бюджет Международного Комитета Красного Креста и взаимоотношения этой организации с _______(В) организациями. Статуты также подчёркивают тот факт, что Международный Комитет Красного Креста является одним из основных защитников верховенства _______(Г) права. Основная Женевская _______(Д) об отношении к раненым на поле боя была подписана государствами-участниками Красного Креста. В течение последующих лет был принят ряд значительных поправок и дополнений. В частности, регламентировалось отношение к _______(Е) во время вооружённых конфликтов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) гражданский 2) международный 3) конвенция 4) пакт 5) военнопленные 6) собственность 7) уголовный 8) юридический 9) правительственный |
«Лови ошибку». Объясняя материал, можно намеренно допускать ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом Можно ученикам предложить роль учителя. Раздаются тексты или разбор решения со специально допущенными ошибками. |
|
Задание 26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции денег. |
Философская оценка. Этот прием позволяет конкретизировать умение школьников узнавать и различать проблемы, самостоятельно выражать собственную точку зрения |
|
Задание 29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). 29.1. «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того. что сделали из меня» (Ж.П. Сартр). 29.2. «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен» (Г.Т. Бокль). 29.3. «Соглашения предотвращают конфликты» (Х.Маккей). 29.4. «Никогда столько не лгут, как вовремя войны. после охоты и до выборов» (О. Бисмарк). |
Построение философского предложения или текста. Задача заключается в том, чтобы из предложенного набора обществоведческих терминов построить верное, осмысленное предложение. |