Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

1
1

Что знаешь с детства, – знаешь всю жизнь…

В современном российском обществе востребована личность, свободно владеющая русским языком как орудием интеллектуальной деятельности и духовно-нравственного прогресса в различных сферах коммуникации.

Для сочинского региона как многонационального, поликультурного, укрепление позиций, охрана и развитие русского языка особенно актуальны. И проводить эту систематическую работу необходимо с начальных классов.

В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы качества образования являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР), национальное исследование качества образования (НИКО), основной государственный экзамен (ОГЭ), единый государственный экзамен (ЕГЭ)

В 2017 году Всероссийские проверочные работы в обязательном порядке прошли для учеников, окончивших 4 класс.

Что такое ВПР?

Всероссийские проверочные работы не являются государственной итоговой аттестацией. Они призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ и поддержку реализации ФГОС начального общего образования за счет предоставления образовательным учреждениям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Специалисты из Рособрнадзора сообщают, что подобный тест знаний в школе позволяет добиться следующих целей:

- Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старшем классе, в частности к ГИА и ЕГЭ.

- Определить качество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.

- Дать стимул к систематическим занятиям в течение всех лет, помимо 9 и 11 классов.

- Минусы в программах обучения по проверяемым предметам не останутся незамеченными.

- Родители будут в курсе уровня знаний учащегося.

Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Я поделюсь с вами опытом своей работы по подготовке к ВПР по русскому языку. Тема моей методической разработки «Виды работ на уроках русского языка учащихся первой ступени с целью подготовки к ВПР».

Мы знаем, что в начальной школе формируются базовые понятия по основным разделам лингвистики:

– Фонетике

– Орфоэпии

– Морфемике и Словообразованию

– Лексике

– Морфологии

– Орфографии

– Синтаксису и Пунктуации

– Культуре речи

Для планирования своей деятельности по подготовке к ВПР, я сделала анализ заданий ВПР по русскому языку, сравнила задания, форму и направленность вопросов с проверяемыми требованиями в соответствии с ФГОС и результаты представила в таблице.

Анализ заданий по ВПР и проверяемых требований (умений) в соответствии с ФГОС

Раздел
лингвистики

Проверяемые требования
в соответствии с ФГОС (задания ВПР)

Блок ПООП НОО выпускник научится – получит возможность научиться

Часть 1 Диктант

Орфография

Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма все изученные орфографические и пунктуационные нормы

Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

Продолжение таблицы

Раздел
лингвистики

Проверяемые требования
в соответствии с ФГОС (задания ВПР)

Блок ПООП НОО выпускник научится – получит возможность научиться

Синтаксис и пунктуация

Умение распознавать однородные члены предложения

Выделять предложения с однородными членами

Синтаксис

Умение распознавать главные члены предложения

Находить главные и второстепенные члены предложения

Морфология

Умение распознавать части речи

Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи

Часть 2

Фонетика Орфоэпия

Умение распознавать правильную орфоэпическую норму

Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике

Фонетика

Умение классифицировать согласные звуки русского языка

Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие

Культура речи

Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

Определять тему и главную мысль текста

Культура речи

Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

Делить тексты на смысловые части, составлять план текста

Культура речи

Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста

Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста

Лексика

Умение распознавать значение слова, адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

Определять значение слова по тексту

Лексика

Умение подбирать к слову близкие по значению слова

Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте

Морфемика и словообразование

Умение классифицировать слова по составу

Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс

Морфология

Умение распознавать имена существительные в предложении, распознавать грамматические признаки имени существительного

Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся

Морфология

Умение распознавать имена прилагательные в предложении, распознавать грамматические признаки имени прилагательного

Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора

Окончание таблицы

Раздел
лингвистики

Проверяемые требования
в соответствии с ФГОС (задания ВПР)

Блок ПООП НОО выпускник научится – получит возможность научиться

Морфология

Умение распознавать личные местоимения в предложении, распознавать грамматические признаки личных местоимений

Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Находить в тексте предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся

Морфология

Умение распознавать глаголы в предложении

Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи

Культура речи. Развитие речи

Умение выражать просьбу, благодарность или отказ в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста

Распределив работу по блокам лингвистики, я составила план по подготовке к ВПР на каждую неделю следующим образом:

День недели

Раздел Лингвистики

Понедельник

Фонетика и орфоэпия

Вторник

Морфемика и словообразование

Среда

Лексика

Четверг

Морфология

Пятница

Работа с текстом, культура речи

Для того чтобы добиться наилучших результатов в написании ВПР, работа должна проводиться в системе, регулярно, с последовательным усложнением содержания заданий.

Предметные результаты освоения программы по теме «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика» предполагают
следующее:

Обучающийся научится:

Результаты программы

1 класс

Результаты программы

2 класс

Результаты программы

3 класс

Результаты
программы

4 класс

– знать русский алфавит и уметь правильно называть все буквы и звуки в соответствии с нормами языка

– знать отличие звука от буквы

– знать отличие гласного от согласного звука

– уметь различать мягкие и твердые согласные звуки в слове

– обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (Е, Ё, И, Ю, Я) и мягким знаком в конце слова

– делить слова на слоги

– алфавит, роль алфавита

– роль звуков в различении смысла слов

– звуки гласные и согласные и их признаки

– гласные звуки и буквы

– двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

– слова с буквой Э

– согласный звук Й и гласный звук И

– шипящие согласные Ж, Ш, Ч, Щ

– обозначение твердости согласных звуков буквами А, О, У, Э, Ы

– обозначение мягкости согласных звуков буквами Е, Ё, Ю, Я, И

– слог, деление слов на слоги характеристика звуков русского языка

характеристика звуков русского языка ( гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;)

– звуки и буквы

– алфавит

– звуки гласные и согласные

– двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

– слог

– обозначение мягкости согласных в конце и середине слова

– показатели мягкости согласных – Ь и разделительный Ь

характеристика звуков русского языка

– пользоваться орфоэпичеким словарем при определении правильного произношения слова

– фонетический разбор

– транскрибирование слова

Обучающийся получит возможность научиться:

выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Сегодня я представлю вашему вниманию некоторые виды заданий, которые я использую на своих уроках, в частности, по теме «Фонетика. Орфоэпия»

Виды заданий, применяемых на уроках для подготовки к ВПР
по теме «Фонетика. Орфоэпия»

 

Виды заданий

1 класс

1) в каком ряду «живут» все гласные?

2) сколько гласных в слове?

3) сколько слогов в слове?

В каком слове 2 (3) слога?

4) в каком ряду «живут» все согласные?

5) в каком ряду все согласные мягкие (твердые) ?

2 класс

1) в каком слове все согласные звуки звонкие (глухие)?

2) в каком слове шипящие звуки твердые (мягкие)?

3) в каком слове звуков больше, чем букв? Букв больше, чем звуков?

4) в каком из слов слышится звук П (БЬ, ФЬ и т д) ?

5) сколько звуков Т в данном предложении?

3 класс

1) в каком ряду слова записаны в алфавитном порядке?

(расставь слова в алфавитном порядке)

2) назови причины несовпадения количества букв и звуков в слове и проиллюстрируй их своими примерами

3) выбери и распредели слова по признакам – звуков больше, меньше или равно

4) в каком ряду Ь разделительный (или показатель мягкости согласного)

4) в каком ряду не все согласные мягкие (твердые) ?

5) фонетический разбор слов, в которых произношение и написание не расходятся

4 класс

1) распредели слова в алфавитном порядке

(распредели слова в алфавитном порядке, учитывая вторую (третью) буквы )

2) затранскрибируй слово

3) укажи вариант правильной транскрипции слова

(укажи вариант неправильной транскрипции )

4) дать характеристику каждому звуку слова

(выбери вариант, в котором все звуки охарактеризованы без ошибки)

5) фонетический разбор слов с йотированными гласными, парными и непроизносимыми согласными и т.д.

При определении содержания заданий исходным являлось положение о том, что обучение русскому языку в 1 классе – это пропедевтический (предварительный) этап системы начального языкового образования. Языковые и речеведческие сведения используются учащимися практически, в ходе учебно-познавательной деятельности.

Во 2-4 классах реализуется системно-деятельностный принцип обучения с постепенным усложнением материала. Разные виды заданий по всем разделам языка, формируют у учащихся умение сопоставлять лексическое значение слова, его написание и произношение, учат осознанно запоминать тексты, развивать лексическую зоркость и решать творческие задания; ребенок учится приемам классификации, методам отбора. Таким образом, можно подготовить учащихся по всем блокам лингвистики, но необходима систематическая, трудоёмкая работа учителя.

Так как первая часть ВПР – это написание диктанта, то на каждом уроке я включаю в работу орфографические минутки по темам «Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением», «Правописание парных согласных на конце и в середине слова», «Правописание разделительного ь и ъ знаков» и т.д., зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых. Обязательна работа над ошибками по разработанной Памятке.

Эта работа должна вестись постоянно. Необходимо не только подготовить ученика на определённый тип работы, но и помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания, переключать своё внимание и выбирать продуктивный путь для выполнения работы. Конечно же, для отработки заданий из второй части я не только разрабатываю свои виды заданий, но использую и дополнительную литературу. Мои помощники – это рабочие тетради на печатной основе издательства «Просвещения» автора Кузнецовой М.И. Они так и называются «Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык».

Еще раз повторюсь – необходимо проделать большую, кропотливую работу, но ни времени, ни сил не жаль для решения важнейшей задачи – развить школьника как личность, полноценно владеющую устной и письменной речью.

Я не пытаюсь расширить программу по русскому языку, а стараюсь добиться прочного усвоения предметных результатов каждым ребенком в начальной школе, развивая языковую, текстовую и коммуникативную субкомпетенции, которые позволят эффективно продолжить изучение русского языка в средних и старших классах и подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.