Что знаешь с детства, – знаешь всю жизнь…
В современном российском обществе востребована личность, свободно владеющая русским языком как орудием интеллектуальной деятельности и духовно-нравственного прогресса в различных сферах коммуникации.
Для сочинского региона как многонационального, поликультурного, укрепление позиций, охрана и развитие русского языка особенно актуальны. И проводить эту систематическую работу необходимо с начальных классов.
В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы качества образования являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР), национальное исследование качества образования (НИКО), основной государственный экзамен (ОГЭ), единый государственный экзамен (ЕГЭ)
В 2017 году Всероссийские проверочные работы в обязательном порядке прошли для учеников, окончивших 4 класс.
Что такое ВПР?
Всероссийские проверочные работы не являются государственной итоговой аттестацией. Они призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ и поддержку реализации ФГОС начального общего образования за счет предоставления образовательным учреждениям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Специалисты из Рособрнадзора сообщают, что подобный тест знаний в школе позволяет добиться следующих целей:
- Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старшем классе, в частности к ГИА и ЕГЭ.
- Определить качество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
- Дать стимул к систематическим занятиям в течение всех лет, помимо 9 и 11 классов.
- Минусы в программах обучения по проверяемым предметам не останутся незамеченными.
- Родители будут в курсе уровня знаний учащегося.
Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Я поделюсь с вами опытом своей работы по подготовке к ВПР по русскому языку. Тема моей методической разработки «Виды работ на уроках русского языка учащихся первой ступени с целью подготовки к ВПР».
Мы знаем, что в начальной школе формируются базовые понятия по основным разделам лингвистики:
– Фонетике
– Орфоэпии
– Морфемике и Словообразованию
– Лексике
– Морфологии
– Орфографии
– Синтаксису и Пунктуации
– Культуре речи
Для планирования своей деятельности по подготовке к ВПР, я сделала анализ заданий ВПР по русскому языку, сравнила задания, форму и направленность вопросов с проверяемыми требованиями в соответствии с ФГОС и результаты представила в таблице.
Анализ заданий по ВПР и проверяемых требований (умений) в соответствии с ФГОС
Раздел |
Проверяемые требования |
Блок ПООП НОО выпускник научится – получит возможность научиться |
Часть 1 Диктант |
||
Орфография |
Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма все изученные орфографические и пунктуационные нормы |
Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки |
Продолжение таблицы |
||
Раздел |
Проверяемые требования |
Блок ПООП НОО выпускник научится – получит возможность научиться |
Синтаксис и пунктуация |
Умение распознавать однородные члены предложения |
Выделять предложения с однородными членами |
Синтаксис |
Умение распознавать главные члены предложения |
Находить главные и второстепенные члены предложения |
Морфология |
Умение распознавать части речи |
Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи |
Часть 2 |
||
Фонетика Орфоэпия |
Умение распознавать правильную орфоэпическую норму |
Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике |
Фонетика |
Умение классифицировать согласные звуки русского языка |
Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие |
Культура речи |
Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления |
Определять тему и главную мысль текста |
Культура речи |
Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления |
Делить тексты на смысловые части, составлять план текста |
Культура речи |
Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста |
Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста |
Лексика |
Умение распознавать значение слова, адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления |
Определять значение слова по тексту |
Лексика |
Умение подбирать к слову близкие по значению слова |
Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте |
Морфемика и словообразование |
Умение классифицировать слова по составу |
Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс |
Морфология |
Умение распознавать имена существительные в предложении, распознавать грамматические признаки имени существительного |
Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся |
Морфология |
Умение распознавать имена прилагательные в предложении, распознавать грамматические признаки имени прилагательного |
Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора |
Окончание таблицы |
||
Раздел |
Проверяемые требования |
Блок ПООП НОО выпускник научится – получит возможность научиться |
Морфология |
Умение распознавать личные местоимения в предложении, распознавать грамматические признаки личных местоимений |
Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Находить в тексте предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся |
Морфология |
Умение распознавать глаголы в предложении |
Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи |
Культура речи. Развитие речи |
Умение выражать просьбу, благодарность или отказ в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы |
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста |
Распределив работу по блокам лингвистики, я составила план по подготовке к ВПР на каждую неделю следующим образом:
День недели |
Раздел Лингвистики |
Понедельник |
Фонетика и орфоэпия |
Вторник |
Морфемика и словообразование |
Среда |
Лексика |
Четверг |
Морфология |
Пятница |
Работа с текстом, культура речи |
Для того чтобы добиться наилучших результатов в написании ВПР, работа должна проводиться в системе, регулярно, с последовательным усложнением содержания заданий.
Предметные результаты освоения программы по теме «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика» предполагают
следующее:
Обучающийся научится: |
|||
Результаты программы 1 класс |
Результаты программы 2 класс |
Результаты программы 3 класс |
Результаты 4 класс |
– знать русский алфавит и уметь правильно называть все буквы и звуки в соответствии с нормами языка – знать отличие звука от буквы – знать отличие гласного от согласного звука – уметь различать мягкие и твердые согласные звуки в слове – обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (Е, Ё, И, Ю, Я) и мягким знаком в конце слова – делить слова на слоги |
– алфавит, роль алфавита – роль звуков в различении смысла слов – звуки гласные и согласные и их признаки – гласные звуки и буквы – двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я – слова с буквой Э – согласный звук Й и гласный звук И – шипящие согласные Ж, Ш, Ч, Щ – обозначение твердости согласных звуков буквами А, О, У, Э, Ы – обозначение мягкости согласных звуков буквами Е, Ё, Ю, Я, И – слог, деление слов на слоги характеристика звуков русского языка |
характеристика звуков русского языка ( гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;) – звуки и буквы – алфавит – звуки гласные и согласные – двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я – слог – обозначение мягкости согласных в конце и середине слова – показатели мягкости согласных – Ь и разделительный Ь |
характеристика звуков русского языка – пользоваться орфоэпичеким словарем при определении правильного произношения слова – фонетический разбор – транскрибирование слова |
Обучающийся получит возможность научиться: |
|||
выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса). |
Сегодня я представлю вашему вниманию некоторые виды заданий, которые я использую на своих уроках, в частности, по теме «Фонетика. Орфоэпия»
Виды заданий, применяемых на уроках для подготовки к ВПР
по теме «Фонетика. Орфоэпия»
Виды заданий |
|||||
1 класс |
1) в каком ряду «живут» все гласные? |
2) сколько гласных в слове? |
3) сколько слогов в слове? В каком слове 2 (3) слога? |
4) в каком ряду «живут» все согласные? |
5) в каком ряду все согласные мягкие (твердые) ? |
2 класс |
1) в каком слове все согласные звуки звонкие (глухие)? |
2) в каком слове шипящие звуки твердые (мягкие)? |
3) в каком слове звуков больше, чем букв? Букв больше, чем звуков? |
4) в каком из слов слышится звук П (БЬ, ФЬ и т д) ? |
5) сколько звуков Т в данном предложении? |
3 класс |
1) в каком ряду слова записаны в алфавитном порядке? (расставь слова в алфавитном порядке) |
2) назови причины несовпадения количества букв и звуков в слове и проиллюстрируй их своими примерами |
3) выбери и распредели слова по признакам – звуков больше, меньше или равно |
4) в каком ряду Ь разделительный (или показатель мягкости согласного) 4) в каком ряду не все согласные мягкие (твердые) ? |
5) фонетический разбор слов, в которых произношение и написание не расходятся |
4 класс |
1) распредели слова в алфавитном порядке (распредели слова в алфавитном порядке, учитывая вторую (третью) буквы ) |
2) затранскрибируй слово |
3) укажи вариант правильной транскрипции слова (укажи вариант неправильной транскрипции ) |
4) дать характеристику каждому звуку слова (выбери вариант, в котором все звуки охарактеризованы без ошибки) |
5) фонетический разбор слов с йотированными гласными, парными и непроизносимыми согласными и т.д. |
При определении содержания заданий исходным являлось положение о том, что обучение русскому языку в 1 классе – это пропедевтический (предварительный) этап системы начального языкового образования. Языковые и речеведческие сведения используются учащимися практически, в ходе учебно-познавательной деятельности.
Во 2-4 классах реализуется системно-деятельностный принцип обучения с постепенным усложнением материала. Разные виды заданий по всем разделам языка, формируют у учащихся умение сопоставлять лексическое значение слова, его написание и произношение, учат осознанно запоминать тексты, развивать лексическую зоркость и решать творческие задания; ребенок учится приемам классификации, методам отбора. Таким образом, можно подготовить учащихся по всем блокам лингвистики, но необходима систематическая, трудоёмкая работа учителя.
Так как первая часть ВПР – это написание диктанта, то на каждом уроке я включаю в работу орфографические минутки по темам «Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением», «Правописание парных согласных на конце и в середине слова», «Правописание разделительного ь и ъ знаков» и т.д., зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых. Обязательна работа над ошибками по разработанной Памятке.
Эта работа должна вестись постоянно. Необходимо не только подготовить ученика на определённый тип работы, но и помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания, переключать своё внимание и выбирать продуктивный путь для выполнения работы. Конечно же, для отработки заданий из второй части я не только разрабатываю свои виды заданий, но использую и дополнительную литературу. Мои помощники – это рабочие тетради на печатной основе издательства «Просвещения» автора Кузнецовой М.И. Они так и называются «Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык».
Еще раз повторюсь – необходимо проделать большую, кропотливую работу, но ни времени, ни сил не жаль для решения важнейшей задачи – развить школьника как личность, полноценно владеющую устной и письменной речью.
Я не пытаюсь расширить программу по русскому языку, а стараюсь добиться прочного усвоения предметных результатов каждым ребенком в начальной школе, развивая языковую, текстовую и коммуникативную субкомпетенции, которые позволят эффективно продолжить изучение русского языка в средних и старших классах и подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.