Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МАРШРУТЫ ПАМЯТИ ГОРОДА БЕЛЫХ БЕРЁЗ

Лысенко П.В. 1 Наволоцкая А.Я. 1
1 г. Березники, МАОУ СОШ № 17, 9 класс
Шаповалова В.В. (Березники, МАОУ СОШ № 17)
1. http://fb.ru/article/162956/monumentalna-skulptura-opredelenie-samyie-izvestnyie-klassicheskie-i-sovremennyie-pamyatniki-monumentalnoy-skulpturyi.
2. http://www.kakprosto.ru/kak-848681-kakie-vidy-skulptur-suschestvuyut#ixzz4el0GZkA9.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9F %D0 %B0 %D0 %BC %D1 %8F %D1 %82 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %BA.
4. http://my-travels.club/places/rossiya/permskiy-kray/berezniki/pamyatnik-pervostroitelyam.html.
5. http://ru.esosedi.org/RU/PER/3984007/pamyatnik_poyetu_reshetovu.
6. http://my-travels.club/places/rossiya/permskiy-kray/berezniki/treugolnyiy-skver.html.
7. http://gaupatriot.ru/permskij-kraj/aktsiya-kubok-geroev/pamyatnik-evgeniyu-vagneru-v-bereznikakh.
8. http://berkultura.ru/nasledie/memorialnye-doski.
9. http://perm.news-city.info/docs2/sistemaz/dok_lerlni.htm.
10. http://www.beriki.ru/2012/01/11/v-bereznikakh-sostoyalos-otkrytie-restavrirovannogo-panno-ordena-trudovogo-krasnogo-zname.
11. http://my-travels.club/places/rossiya/permskiy-kray/berezniki/pamyatnik-i-i-lyubimovu.html.
12. http://kdc-berezniki.com/kontakty/nasha-istorija.
13. http://www.bermama.ru/novosti/pamjatnik-kombain-s-pervogo-kaliinogo-perenesen-na-territoriyu-cntt.html.
14. http://berkultura.ru/uchrezhdeniya-kultury/dk-imlenina.
15. http://berezniki.bezformata.ru/listnews/skulptur-ukrasila-alleyu-v-bereznikah/12889487.
16. http://berezniki.16mb.com/mar4.htm.
17. http://www.beriki.ru/2006/09/20/pamyat-po-spisku.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/18/37037.

Во все века народ чтил память отдельных людей, сделавших много хорошего для города или страны, посвятивших свою жизнь труду на благо общества или погибших на полях сражений. В честь них возводили памятники, обелиски, мемориалы.

На уроке изобразительного искусства мы проходили тему «Монументальная скульптура в жизни человека». И вот тут возник вопрос: «А что мы знаем о нашем городе?». Оказывается, не так много. Нашему городу уже 86 лет, но у него своя богатая история, а ещё есть история поселений, на месте которых он построен. Без знания прошлого нет будущего, а будущее это – мы. В Березниках есть краеведческий музей, где можно узнать историю города, и музеи предприятий, но нет экскурсий по памятным местам. Поэтому было решено создать для учащихся школы социальный проект «Маршруты памяти города белых берёз», посвященный изучению памятных мест и культурных достопримечательностей города Березники.

Объект исследования: монументальная скульптура г. Березники.

Предмет исследования: памятные места на территории г. Березники.

Цель работы: Создать карту монументальных достопримечательностей города Березники.

Задачи:

1. Узнать какие достопримечательности нашего города знают учащиеся нашей школы.

2. Узнать, что такое монументальная скульптура.

3. Изучить какие памятники и памятные доски есть в городе.

4. Подобрать изображения памятников, мемориальных досок и памятных мест.

5. Нанести изображения достопримечательностей на карту города.

Практическая ценность – использование материала на уроках искусства, истории и краеведения, на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Методы исследования: анкетирование, голосование, поиск и сбор материала, изучение литературных источников и интернет ресурсов, анализ, сравнение.

Источники исследования: литературные, интернет, иллюстрации, фото архивы.

Анкетирование учащихся 5-8 классов МАОУ СОШ № 17

Для того что бы узнать, насколько учащиеся нашей школы владеют информацией о памятниках нашего города, мы провели небольшое анкетирование (Приложение 1). Было задано 3 вопроса:

1. Что такое памятник?

2. Нужны ли памятники? Почему?

3. Какие памятники в нашем городе Вы знаете? Перечислите их.

Анкетирование проводилось выборочно среди учащихся в параллелях 5 – 8 классов. В анкетирование приняло участие 76 человек. Изучив результаты (Приложение 1), мы узнали что:

1. Что такое памятник?

Верно, ответили – 46 учащихся, что составило 60,5 % опрошенных.

2. Нужны ли памятники? Почему?

Да ответили 75 учащихся, что составило 98,6 % опрошенных.

3. Какие памятники в нашем городе Вы знаете? Перечислите их (см. Приложение 1).

Проанализировав ответы учащихся нашей школы, было решено

1. Разработать экскурсионные маршруты по памятным местам для изучения истории города Березники.

2. Создать интеллектуальную игру «Маршруты памяти», с помощью которой можно не только проверить знания, но и использовать игру для расширения кругозора учащихся 4-5 классов на уроках и во внеурочной деятельности. Материалы данной работы можно использовать при подготовке игре. Игра проводится после прохождения всех маршрутов.

3. Предложить учащимся школы проголосовать за один из памятников созданных учащимися 7-х классов на тему «Новый памятник в моём городе (г. Березники)».

Что такое монументальная скульптура?

Монументальная скульптура представляет собой произведение искусства, которое посвящается историческим событиям. Также она может воздвигаться в честь великих личностей. Ее характерные черты заключаются в крупных размерах и гармонии с архитектурой окружения. [1]

Скульптуру принято подразделять на 2 основных вида: круглую и рельеф. Круглая скульптура свободно размещается в пространстве, ее можно обойти и увидеть со всех сторон. К произведениям данного вида относятся статуя, статуэтка, бюст и скульптурная группа.

Па́мятник – сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей и др. Кроме выполнения объективно-исторической функции, многие памятники несут и политическую нагрузку, являясь объектами фундаментальной пропаганды.

Монумент – значительный по размерам памятник искусственного происхождения.

В архитектурном плане памятники организуют пространство, нередко памятники выполняют роль визуального центра площади или другого общественного пространства.

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова – искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Слово скульптура, помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

Мемориа́льная доска́ – плита, обычно из долговечного камня (мрамор, гранит) или металлического сплава (бронза, чугун), увековечивающая память о знаменитом человеке или событии.

Устанавливаются на зданиях, в которых проживала или работала знаменитая персона или в которых (возле которых) произошло важное событие.

На мемориальной доске обычно изображён профиль или бюст человека и пояснительная надпись.

Мемориал – памятное место, памятник или мероприятие в память о ком-либо или о чем-либо.

Стела – вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным или живописным изображением.

Обелиск – четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды. [3]

Второй вид монументальных изображений – рельеф.

Рельеф – это объемное изображение на плоскости, которая образует фон. В зависимости от высоты и глубины изображения, рельефы подразделяют на барельеф, горельеф и контррельеф.

Барельефом называют невысокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.

Горельеф – это высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

Контррельеф – это углубленный рельеф. Чаще всего его применяли для изготовления печатей. [2]

Все эти произведения искусства создаёт художник, посвятивший себя искусству скульптуры, его называют скульптором или ваятелем. Главная задача скульптора состоит в том, чтобы предать человеческой фигуре реальный или идеализированный вид, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы вспомогательную.

Учебно-практическая работа

Проанализировав итоги анкетирования и изученный материал, было решено создать экскурсионные маршруты и ознакомительную презентацию по теме «Маршрутами памяти города белых берёз» для защиты проекта и интеллектуальную игру «Маршрутами памяти» для расширения кругозора учащихся 1-5 классов на уроках и во внеклассной работе.

Для этого нужно:

1. Изучить подобранную по теме «Монументальная скульптура» литературу и интернет источники.

2. Написать работу по выбранной теме.

3. Выбрать краткий материал для презентации.

4. Используя интернет подобрать картинки для создания карты и к тексту.

5. Из подобранного для работы материала составить презентацию.

6. Выполнить учебно-практическую работу в программе Microsoft Office Power Point.

7. Сделать вывод о проделанной работе.

8. Составить список источников для теоретической и практической частей.

Монументальные достопримечательности г. Березники

Чтобы узнать какие достопримечательности есть в нашем городе, мы изучили

● Интернет сайты;

● Положение «Об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории города Березники» Решение Березниковской городской Думы от 29 августа 2006 года [16];

● Постановление Администрации г. Березники от 17.06.1999 № 712 «О ПАМЯТНИКАХ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ Г. БЕРЕЗНИКИ» [8];

● Объекты городской информации (мемориальные доски) г. Березники [9].

Изучив данные документы, мы отметили, что почти все памятники и памятные доски в нашем городе, были созданы березниковскими скульпторами – это Л. Мартынов, Г.П. Контарев, В.П. Шека, В. Аникеев, Н.Н. Заграбов, Ю.И. Устинов, Л. Пронина, Л. Митяева и др.

Мы изучили достопримечательности нашего города и разделили их на группы в соответствии с основными видами скульптуры (табл. 1).

Таблица 1

Памятники

1) Автомобиль АМО-ЗИЛ

2) Бойцам бронепоезда № 2

3) К.И. Циренщиков

4) В.Л. Миндовскому

5) Памятник комбайну «Урал»

6) Танк у ЦНТТ

7) И.И. Любимову

8) Е.А. Вагнеру

9) Первостроителям

10) А.Л. Решетову

11) В.И. Ленину

Мемориалы

1) Мемориальный ансамбль, посвященный Победе в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Монумент

1) площадь Фронтовиков

2) «Разбитое сердце»

Мемориальные (памятные) доски

1) Аллея победы

2) Е.А. Вагнеру

3) А.Л. Решетову

4) К.И. Циренщиков

5) Б.Н. Ельцин

6) Работникам ТЭЦ-4 погибшим в годы ВОВ

7) Вере Бирюковой

8) Школа № 2 в память о госпитале № 3129

9) Ю.П. Маркову

10) Пожарным погибшим на ОАО «БЕРАТОН»

Стелы

1) Памятник космическим пришельцам

2) Стела Березники

3) Въездной знак «Березники»

Скульптуры

1) Аллея Молодёжная

2) Сквер любви

3) Лев в Треугольном сквере

4) Скульптурная композиция «Город-Авангард»

5) Дом спорта «Титан»

6) Скульптурная группа «Рабочий и космонавт»

Обелиск

1) Погибшим в годы ВОВ

Барельефом

1) Почетным гражданам города

Подобрав изображения памятников, скульптур, мемориальных досок, мемориалов и памятников архитектуры нашего города, мы нанесли их на карту (см. Приложение 2).

Создав карту, мы увидели, что в основном памятные места на территории города расположены между ул. Березниковская и ул. Ломоносова, ул. Пятилетки и ул. Юбилейная.

Экскурсионные маршруты по городу

Для того чтобы учащихся нашей школы, знали историю города Березники были разработаны экскурсионные маршруты по памятным местам на территории города (без посещения промышленных зон). (см. Приложение 3, таблицы 5-9)

1 маршрут «Застывшая история г. Березники»: Бронепоезд № 2; площадь Фронтовиков; кинотеатр «Авангард», памятное панно «Орден Трудового Красного Знамени»; площадь Первостроителей; мемориал Победы; памятная плита погибшим в Афганистане; монумент «Разбитое сердце», посвящённый воинам, погибшим на современных войнах в Афганистане, Дагестане, Чечне; музей предприятия «Уралкалий». (Таблица 5)

2 маршрут «Защитники Отечества»: Площадь Фронтовиков; Дворец культуры имени В.И. Ленина; мемориальная доска на школе № 2 в память о госпитале N 3129, расположенном здесь в годы ВОВ; мемориальная доска в память о радистке партизанского отряда Вере Бирюковой; боевой танк у Центра научно-технического творчества; монумент «Разбитое сердце», посвящённый воинам, погибшим на современных войнах в Афганистане, Дагестане, Чечне; аллея Победы. (Таблица 6)

3 маршрут «Березники трудовые»: Памятник хирургу первой городской больницы Е.А. Вагнеру, памятник учёному-новатору, инженеру-лесоводу В.Л. Миндовскому, памятное панно «Орден Трудового Красного Знамени», мемориальная доска директору Березниковского магниевого завода К.И. Циренщиков, мемориальная доска участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, памятник российскому предпринимателю и меценату XIX в. И.И. Любимову, городская Доска почёта, проходческо-очистной комбайн «Урал-10 КСА» Уралкалия у Центра научно-технического творчества; барельеф «Почётные граждане города» в здании Центра научно-технического творчества. (Таблица 7)

4 маршрут «Они прославили наш город!»: Мемориальная доска первому президенту России Б.Н. Ельцину, памятник хирургу первой городской больницы Е.А. Вагнеру, памятник учёному-новатору, инженеру-лесоводу В.Л. Миндовскому, памятник российскому предпринимателю и меценату XIX в. И.И. Любимову, памятник поэту А.Л. Решетову, площадь Первостроителей (Таблица 8)

5 маршрут «Березники культурные»: «Сквер любви» в парке культуры и отдыха, ДК им. Ленина, Треугольный сквер, кинотеатр «Авангард», сквер Искусств, мемориальная доска художнику Л.А. Старкову, сквер В.Л. Миндовского, памятник поэту А.Л. Решетову, памятник архитектуры 50-х годов «Культурно-деловой центр г. Березники», скульптурные композиции на аллее «Молодежная». (Таблица 9)

Забытая история

Нашему городу 85 лет, за это время произошло много событий. С началом нового века в городе были установлены новые памятники и мемориальные доски и это хорошо. Но некоторые памятники и мемориальные доски были демонтированы и увидеть мы их можем только на фотографиях, вот некоторые из них (табл. 2).

Таблица 2

Демонтированные памятники и мемориальные доски

Мемориальная доска в память о Герое Советского Союза Г.И. Братчикове

Школьный пер., д. 3

Демонтирована в апреле 2012 г. в связи с расселением дома.

Скульптуры шахтёрам и ДК Калийщиков

пр. Ленина

Демонтирован.

Памятник первостроителям и космонавтам

Площадь Первостроителей, вид на парк Комсомольский.

Демонтирован в связи со строительством Никольского храма.

Памятник Павлеку Морозову

Треугольный сквер.

Демонтирован. В настоящее время на его месте установлена многоярусная клумба.

Скульптура Льва

Треугольный сквер.

Заменена на скульптурную клумбу Льва.

Скульптуры детей

Сквер Миндовского.

В настоящее время на их месте находятся клумбы.

Памятник Юрию Алексеевичу Гагарину

Школа 24 имени Ю.А. Гагарина

Демонтирован в связи с разрушением.

Таблица 3

Новый памятник в моём городе (г. Березники)

№ п/п

Название памятника, автор работы

Кол-во голосов

Место

1.

Наволоцкая Алина памятник «Доброте людей»

42

1

2.

Хузина Анастасия «Часы»

5

11

3.

Комаровских Влада «Памятник шахтёрам»

6

10

4.

Подъячева Ирина памятник шахтёрам «Труд и жизнь»

10

8

5.

Пегушина Ирина «Берёза – символ города Березники»

24

4

6.

Огорельцева Александра

«Буква «Б» – символ города Березники»

34

2

7.

Козлов Даниил «Памятник спорту и спортсменам»

15

7

8.

Чащина Елизавета «Памятник домашним животным»

31

3

9.

Городнова Лариса «Памятник кошке»

16

6

10.

Вавилина Ангелина «Памятник учителям»

7

9

11.

Горбылёва Мария «Памятник медсёстрам ВОВ»

15

7

12.

Лысенко Полина «Краса Природа»

18

5

13.

Шалахина Анастасия «Верный друг»

5

11

14.

Памятник «Березникам и Пермскому краю»

7

9

15.

Горшкова Дарья «Памятник перу и книге»

10

8

Структура интеллектуальной игры «Маршруты памяти»

1. Игра проводится в один тур.

2. Тур состоит из 4 тем в каждой по 5 вопросов стоимостью от 10 до 50 баллов – продолжительность игры 20 минут.

3. Подведение итогов тура по набранным баллам.

4. В игре участвуют по 6 человек в каждой команде, а в суперигре – 1 участник по выбору самой команды или капитан.

5. Первой выбирает вопрос и отвечает команда, которая по жребию будет первой.

6. Команда, правильно ответившая на вопрос, получает количество баллов, равное стоимости вопроса, а неправильный ответ – баллы снимаются в размере стоимости вопроса и вопрос переходит другой команде.

7. Зрители не подсказывают ответы на вопросы с места, иначе вопрос будет снят.

8. За экономию отведенного на раунд времени команды получают поощрительные 10 баллов.

9. По желанию болельщики своих команд могут заработать баллы, для своей команды дав ответы на вопросы пропущенные командами.

10. Суперигра – «Блиц-игра» – для капитанов команд несколько заданий на скорость ответа – продолжительность 5 минут.

11. Объявление результатов суперигры и подведение общих итогов интеллектуальной игры.

12. Награждение победителей и участников.

Памятник, которого ещё нет

На уроках Изо в 7 классе, мы проходили тему «Монументальная скульптура в жизни человека». Нам было предложено нарисовать памятник, которого нет в нашем городе, но по нашему мнению он должен быть. К рисунку обязательно прилагается обоснование, почему именно этот памятник должен стоять в нашем городе. Работы получились интересные.

Итоги голосования учащихся 5-8 классов МАОУ СОШ № 17

Мы выбрали 15 работ и провели голосование среди учащихся 5, 6, 8 классов. Всего в голосовании приняло участие 125 учащихся школы. На рассмотрение им были предложены следующие работы (см. Приложение 4)

Вывод: Проанализировав итоги голосования (см. Приложение 5), мы отметили следующее: наибольшее количество голосов набрали работы «Памятник Доброте людей» (17 %), «Буква «Б» – символ города Березники» (14 %) и «Памятник домашним животным» (13 %). Немного меньше голосов собрали «Берёза – символ города Березники» (10 %), «Краса Природа» (7 %) и «Памятник кошке» (7 %). Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что учащиеся нашей школы добрые, отрывчатые и любящие не только животных, но и наш город.

Заключение

В своей работе мы попытались выяснить, что знают учащиеся нашей школы о памятниках нашего города. Изучив информацию о памятных местах, мы отметили, что почти все памятники и памятные доски в нашем городе, были созданы березниковскими скульпторами.

Подобрав изображения памятников, скульптур, мемориальных досок, мемориалов и памятников архитектуры нашего города, мы нанесли их на карту. Для того чтобы учащихся школы, могли изучить историю города Березники, нами было разработано 5 экскурсионных маршрутов по памятным местам и составлен буклет с описанием памятников и достопримечательностей города Березники. Для пеших экскурсий учащихся все маршруты нанесены на бумажную карту города. А в программе Microsoft Office Power Point были созданы виртуальные экскурсии.

Мы создали интеллектуальную игру «Маршруты памяти» для закрепления знаний учащихся после экскурсий.

Учащихся нашей школы приняли участие в голосовании за один из памятников созданных учащимися 7-х классов на тему «Новый памятник в моём городе (г. Березники)». Может быть, один из этих памятников украсит наш город в будущем.

В своей работе мы затронули не все памятные места нашего города, поэтому считаем, что нужно продолжить изучение монументальных и архитектурных памятников города Березники и его истории.

Проект получился интересный и полезный не только для учащихся нашей школы, но и для жителей и гостей города.

Наш город небольшой, но из истории маленьких городов складывается история большой России.

Приложение 1

Анкетирование учащихся 5-8 классов МАОУ СОШ № 17

1. Нужны ли памятники? Да ответили 98,6 % опрошенных.

Почему? Самые интересные и популярные ответы:

● Так будущие поколения узнают о людях, которые однажды помогли городу (стране).

● Это красиво, их ставят как память другим людям, которые сделали какое то открытие или что, то изобрели или сочинили.

● Люди были отважные и они это заслужили.

● Чтобы не забывали историю нашего города.

● Люди должны знать своих героев или великих людей, которые внесли вклад в науку или историю.

● Чтобы люди не забывали об этом человеке и равнялись на него.

● Чтобы память осталась надолго.

● Это знак, что люди помнят и гордятся этим человеком или событием

2. Какие памятники в нашем городе Вы знаете? Перечислите их.

lis1.wmf

Приложение 2

Карта города Березники с достопримечательностями

lis2.tif


Библиографическая ссылка

Лысенко П.В., Наволоцкая А.Я. МАРШРУТЫ ПАМЯТИ ГОРОДА БЕЛЫХ БЕРЁЗ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 3-1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1001 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674