Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЦВЕТА В ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Горячев Н.В. 1
1 МОУ Ермолинская основная общеобразовательная школа Талдомского района Московской области, 9 класс
Гаврилова Л.Н. (, МОУ Ермолинская основная общеобразовательная школа Талдомского района Московской области)
1. Пушкин А.С. «Капитанская дочка».
2. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
3. «Словарь иностранных слов».
4. Благой Д.Д. «Мастерство Пушкина», 1955.
5. Виноградов В.В. «О языке художественной литературы», 1959.
6. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. «Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. Пособие для учителя, 1977.
7. Лотман Ю.М. «Анализ художественного текста», 1972.
8. Лотман Ю.М. «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь». 1988.
9. Лотман Ю.М. «Идейная структура «Капитанской дочки».
10. Маймин Е.А. «Пушкин. Жизнь и творчество», 1982.

Литературный язык как материал для всех поэтов оказывается единым, но каждый поэт по-своему видит возможности этого материала как средства воплощения своих чувств.

Огромное количество работ посвящено анализу цветообозначений в творчестве русских поэтов и писателей, поскольку через восприятие цвета выражается связь человека с окружающим миром. Цвет в тексте несет в себе массу смысловых значений, обусловленных культурной традицией, проблематикой произведения, а качествами личности автора.

Впервые обнаружил взаимосвязь между цветовыми впечатлениями и душевным состоянием человека И.В. Гёте. Он подробно описал физиологическое, нравственное и эстетическое воздействие цвета – «цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Идеи Гёте впоследствии разрабатывались поэтами, композиторами, художниками, психологами и лингвистами.

Слова, выражающие значение цвета, называются колоративной лексикой. (от лат.color – цвет). Колоративная лексика может выступать в прямом значении, а также может иметь дополнительное образное значение.

Слова-цветообозначения становятся символами, сравнениями, метафорами, они демонстрируют отношение автора к описываемому предмету или явлению, выражают его мысли. Это и есть проявление авторского стиля.

Выбор автором тех или иных слов-цветообозначений может быть обусловлен определённой тематикой и проблематикой произведения. Колоризмы могут использоваться писателем с разными целями: для точного определения цвета предмета, как средство характеристики, как образное средство. Колоративная лексика может быть фоном произведения, выражать внутреннее состояние персонажей, авторский подход к окружающему миру.

Колоративная лексика встречается и в произведениях А.С. Пушкина.

Он использует в своем творчестве разнообразные языковые средства, в том числе и прилагательные цвета.

Моя исследовательская работа построена на анализе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

«Капитанская дочка» явилась итоговым произведением в творчестве поэта, поэтому не случайно, что она «впитала» почти все основные пушкинские символы 1830-х гг.

Цветовые прилагательные в повести связаны со всеми сторонами жизни; они служат для описания природы, интерьера, внешнего вида человека, служат для характеристики состояния человека, действительности, есть прилагательные, характеризующие представителей животного мира.

Актуальность темы

В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление, она достигается благодаря использованию средств художественной выразительности. Доказывать это я буду, рассматривая роль прилагательных цвета в художественном произведении.

Я считаю эту тему актуальной, так как овладение приёмами и средствами выразительности и изобразительности обогащает нашу речь, делает ее интересной и красивой. Умение правильно и точно излагать свои мысли – большая проблема для сегодняшних подростков. Искусству слова учат нас писатели-классики.

Если слово нас удивляет, если оно остановило на себе наше внимание, то, значит, автор хотел, чтобы мы его заметили.

Моя работа является актуальной, потому что интерес к творчеству Пушкина не ослабевает вот уже более двухсот лет, и каждый раз исследователи находят новые истоки для анализа художественных особенностей его произведений.

Во время изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на уроках литературы я обратил внимание, что автором используется немного цветовых прилагательных, однако некоторые из них употребляются чаще других.

Заинтересовавшись прилагательными, обозначающими цвет, я решил изучить эту тему подробнее и провести наблюдения над прозаическим текстом, определив их роль в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В данной работе я рассмотрел такие особенности произведения, как символика различных цветов, их употребление для описания каждого из героев, а также их количество и зависимость употребления таких прилагательных от рассказчика.

Цель работы:

Изучить историю и метод исследования прилагательных цвета.

Проанализировать употребление прилагательных цвета в повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка».

Выявить все случаи употребления прилагательных цвета в повести А.С. Пушкина.

Классифицировать прилагательные цвета в повести «Капитанская дочка» по признакам.

Установить цель использования автором прилагательных цвета.

Определить, какому виду прилагательных цвета автор отдает предпочтение для изображения картин природы, портрета, костюма и чем определяется отбор автором тех или иных слов. Определить роль прилагательных цвета в повести «Капитанская дочка».

Основная часть

В качестве исследуемого материала я использовал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». После чтения текста я выявил все случаи употребления прилагательных цвета, выписал все предложения, в которых они встречаются, и выяснил, что данные прилагательные используются в 52 предложениях.

Затем, проанализировав, я составил классификацию по следующим признакам:

1. Количество употреблений

2. Употребление с другими частями речи

3. Функции прилагательных цвета

4. Роль прилагательных цвета

Классификация

Первый признак классификации я разделил на два вида: количество употреблений в повести и количество употреблений в главах повести.

Я выяснил, что прилагательные цвета употребляются в повести Пушкина 58 раз, затем я установил количество употреблений каждого прилагательного цвета в повести и составил сравнительную диаграмму:

а) Количество употреблений прилагательных цвета:

«белый» – 12, «бледный» – 9, «красный» – 8, «черный» – 5, «седой» – 3, «голубой» – 3, «зеленый» – 2, «кровавый» – 2, «золотой» – 2, «огненный» – 2, «серый» – 2, «свинцовый» – 1, «синий» – 1, «смуглый» – 1, «румяный» – 1, «светло-русый» – 1, «рыжий» – 1, «желтый» – 1.

Вывод: чаще других употребляются прилагательные «белый», «бледный», «красный», «черный».

Затем я посчитал, сколько раз встречаются прилагательные цвета в каждой главе повести и выяснил следующее:

Количество употреблений в главах повести:

«Мятежная слобода» – 10 раз, «Вожатый» – 9 раз, «Крепость» – 7 раз,

«Сирота» – 7 раз, «Суд» – 7 раз, «Приступ» – 6 раз, «Любовь» – 3 раза

«Разлука» – 3 раза, «Пугачевщина» – 2 раза, «Незваный гость» – 2 раза

«Сержант гвардии» – 1 раз, «Поединок» – 1 раз

Вывод: большее число употреблений прилагательных цвета встречается в главе «Вожатый», в которой мы впервые встречаемся с Пугачевым в роли мужика-вожатого, указавшего путь Гриневу во время бурана, и в главе «Мятежная слобода», в которой Пугачев предстает царем в окружении верных «вельмож», празднующих победу.

Следующий признак классификации –

б) Употребление прилагательных цвета с разными частями речи:

1. Прилагательное «белый» употребляется с существительными: степь (2 раза), облачко, туча, волосы, снег, платок, конь, лошадь, скатерть, собачка, платье.

2. Прилагательное «бледный» употребляется с существительными: Марья Ивановна (3 раза), Маша, отец Герасим, Палаша, лицо, Швабрин; с местоимением: вы.

3. Прилагательное «красный» употребляется с существительными: девка, кафтан (2 раза), рожи, пятна, рубаха, девица (2 раза).

4. Прилагательное «черный» употребляется с существительными: усы, борода (3 раза), волосы; с местоимением: что-то.

5. Прилагательное «седой» употребляется с существительными: волосы (2 раза), бородка.

6. Прилагательное «голубой» употребляется с существительными: лента (2 раза), глаза.

7. Прилагательное «зеленый» употребляется с существительными: мундир, сукно.

8. Прилагательное «кровавый» употребляется с существительными: лужи, голова.

9. Прилагательное «золотой» употребляется с существительными: кисти, бумага.

10. Прилагательное «огненный» употребляется с существительными: глаза (2 раза).

11. Прилагательное «серый» употребляется с существительными: армяк, глаза.

12. Прилагательное «свинцовый» употребляется с существительным: волны.

13. Прилагательное «синий» употребляется с существительным: заплата.

14. Прилагательное «смуглый» употребляется с существительным: лицо.

15. Прилагательное «румяный» употребляется с существительным: девушка.

16. Прилагательное «светло-русый» употребляется с существительным: волосы.

17. Прилагательное «рыжий» употребляется с существительным: борода.

18. Прилагательное «желтый» употребляется с существительным: роброн.

Установлено наибольшее количество употреблений прилагательных цвета с существительными: «борода» (5), «волосы» (5), «глаза» (4), «степь» (2), «кафтан» (2), «девица» (2), «степь» (2), «лента» (2), «лицо» (2).

С другими словами прилагательные цвета употребляются по одному разу:

облачко, туча, снег, волны,

платок, рубаха, мундир, сукно, платье, кисти, армяк, заплата, роброн

рожи, пятна, усы, голова

Маша, отец Герасим, Палаша, Швабрин девка, девушка

скатерть, бумага, лужи

конь, лошадь, собачка

что-то, вы (местоимения)

Вывод: чаще всего прилагательные цвета употребляются с существительными «борода», «волосы», «глаза». Значит, автор придает большое значение портретной характеристике персонажа.

Третий признак классификации –

в) функции прилагательных цвета:

1. Описание портрета:

белые волосы, красные рожи, красные пятна, черные усы, черная борода (3), седые волосы (2), седая бородка, голубые глаза, окровавленная голова, огненные глаза (2), серые глаза, смуглое лицо, светло-русые волосы, рыжая борода, румяная девушка

2. Описание костюма, одежды:

белый платок, белое платье, красный кафтан (2), красная рубаха, голубая лента (2), зеленый мундир, зеленое сукно, золотые кисти, серый армяк, синяя заплата, желтый роброн

3. Описание пейзажа:

белая степь (2), белое облачко, белая туча, белый снег, что-то черное, свинцовые волны

4. Описание внутреннего состояния персонажа:

бледная Марья Ивановна (3), бледная Маша, бледный отец Герасим, бледная Палаша, бледное лицо, Швабрин бледен, вы бледны

5. Описание интерьера, помещения:

кровавые лужи, белая скатерть, золотая бумага

6. Описание животных:

Белый конь, белая лошадь, белая собачка

7. Обращение к персонажу повести:

девка красная, красная девица (2)

Вывод: установлено наибольшее количество употреблений прилагательных цвета для описания портрета (19), костюма (одежды) (13), пейзажа (7), внутреннего состояния персонажей (9). Реже прилагательные цвета встречаются в описании интерьера или помещения (3), описании животных (3), в обращении к персонажу (2).

Четвертый признак классификации –

г) роль прилагательных цвета:

Я разделил прилагательные цвета на несколько групп:

● обозначение символа

● портретная характеристика персонажей

● характеристика персонажа, его внутреннего состояния

● описание русского быта, историческая деталь

1. Обозначение символа:

 

цвет

символ

значение символа

1

белый

белая степь (в начале повести)

чистота, свет, очищающая сила народного восстания (зимний пейзаж накануне бурана перед встречей Гринева с Пугачевым)

   

белое облачко

зарождающийся народный бунт (приближение бурана)

   

белая туча

разрастающийся народный мятеж (начало бурана)

   

белый снег

контраст между светлыми и темными силами ( белый снег и свинцовые волны в унылом пейзаже по дороге Гринева из Оренбурга в Белогорскую крепость)

   

белый платок

значимость, трагичность события (Пугачев подает сигнал для казни коменданта крепости)

   

белый конь (лошадь)

чистота, свет, правда; торжественность, важность седока (появление Пугачева-царя перед жителями крепости)

   

белая скатерть

торжественность и важность события (царский пир пугачевцев в захваченной крепости)

   

белая степь (в конце повести)

разросшаяся сила народного бунта (в сцене расставания Гринева с Пугачевым)

   

белое платье

чистота, свет; справедливость, благосклонность императрицы Екатерины II (встреча Маши с императрицей). В основе описания царицы – портрет В.Л. Боровикрвского, но Пушкин изменил цвет голубого платья.

   

белая собачка

на картине Боровиковского Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой итальянской породы – серо-голубой левреткой. Пушкин изменил породу и окрас собачки и вставил этот элемент в свою повесть.

2

черный

что-то черное

неизвестные, пугающие, черные силы (появление Пугачева в сцене бурана)

   

черная борода

темные силы, зло, жестокость (в образе Пугачева)

3

красный

красный кафтан

символ царской внешности Пугачева (во «дворце» после взятия крепости)

   

красные пятна

кровопролитие; жестокость персонажа (описание Хлопуши, соратника Пугачева, в его «дворце»)

   

красная рубаха

кровопролитие; жестокость персонажа (описание Хлопуши)

4

рыжий

рыжая борода

жестокость, бессердечие персонажа (описание Хлопуши)

   

красные рожи

кровопролитие, страдания, бесчинства пугачевцев (сцена пиршества пугачевцев)

5

кровавый

кровавые лужи

война, жертвы, страдания, бесчинства пугачевцев (описание комнаты «посаженного отца» в сцене сна Гринева)

   

окровавленная голова (Пугачева)

наказание за принесенные страдания, жертвы, смерть (сцена казни Пугачева)

2. Портретная характеристика персонажей:

 

цвет

употребление в тексте

значение

1.

черный

с черными усами

деталь портрета ротмистра гусарского полка Зурина

с черной бородою

с огненными глазами

детали портрета Пугачева

2.

белый

волосы совсем белы

деталь портрета генерала, к которому явился Гринев по приезде в Оренбург, указывающая на его преклонный возраст

3.

румяный, светло-русый

девушка, румяная, с светло-русыми волосами

портрет Маши Мироновой; застенчивая, скромная,

с непримечательной внешностью обыкновенная русская девушка

4.

Смуглый

Черный

с лицом смуглым

волосы, черные как смоль, поседели

деталь портрета Швабрина; Пушкин наделил этого неприятного персонажа чертами своей внешности, к которой относился скептически

портрет Швабрина-доносчика в сцене суда над Гриневым; произошедшие события наложили отпечаток на его внешность

 

седой

с седою бородкою

описание одного из любимцев Пугачева – беглого капрала Белобородова, исторического лица, участника Пугачевского восстания. «Седая бородка» говорит о возрасте персонажа, о его тщедушии.

5.

седой

дожил до седых волос

дожить до преклонных лет; обида Савельича на упреки Андрея Петровича Гринева в недобросовестном исполнении обязанностей

6.

красный,

с красными рожами,

деталь портрета пугачевцев

9.

рыжий, красноватый, серый

рыжая борода,

красноватые пятна,

серые глаза

вторым советником Пугачева был Хлопуша (Афанасий Соколов – видный участник Пугачевского восстания, историческое лицо, ссыльный преступник). На Гринева он произвел впечатление неизъяснимое

11.

голубой

голубые глаза

деталь портрета Екатерины II; создает приятный облик императрицы

3. Характеристика персонажа, его внутреннего состояния:

 

цвет

употребление в тексте

значение

1.

красный

красная девка (в эпиграфах)

близость Маши к народу, простота героини

   

красная девица (в обращении Пугачева к Маше Мироновой)

духовная связь Пугачева с народом, знание фольклора

2.

румяный

румяная девушка

застенчивость простой русской девушки (первая встреча Гринева С Машей Мироновой)

3.

светло-русый

светло-русые волосы

Маша – обыкновенная русская девушка (первая встреча Гринева с Машей)

4.

бледный

Марья Ивановна была бледна

волнение и испуг Маши Мироновой после поединка между Гриневым и Швабриным

   

«Как вы бледны» (о Гриневе)

отчаяние Петра Гринева после получения письма с отказом в родительском благословении

   

Марья Ивановна явилась к ужину бледная

горечь расставания Маши с родными и любимым человеком перед отъездом в Оренбург

   

Маша, бледная и трепещущая; отец Герасим, бледный и дрожащий;

страх всех обитателей крепости перед смертью в сцене приступа крепости

   

Палаша, бледная и трепещущая;

страх Палаши перед пугачевцами, захватившими крепость и учинившими погром и расправу

   

Марья Ивановна, бледная, худая; с улыбкой на бледном лице

тяжелое физическое и душевное состояние Маши, находившейся «под караулом» у Швабрина после его измены

   

Он (Швабрин) был ужасно худ и бледен

отчаяние и страх Швабрина в сцене суда над ним

     

Прилагательное «бледный» подчеркивает тяжесть бед и страданий, причиненных пугачевским бунтом.

5.

огненный

огненные глаза

многоликость персонажа; гнев, возмущение, ярость Пугачева (сцена со списком Савельича о возмещении разграбленного добра)

6.

голубой

голубые глаза

«прелестный», привлекательный образ Екатерины II; автор изображает императрицу милостивой, снисходительной (сцена встречи Маши с царицей)

4. Описание русского быта, историческая деталь:

 

цвет

употребление в тексте

значение

1.

черный

черные усы (ротмистра гусарского полка Зурина)

в XVIII в среди гусар было модным ношение черных длинных усов (сцена знакомства Гринева с Зуриным в Симбирске по дороге в Оренбург)

2.

зеленый

зеленый мундир (у старого офицера крепости)

в конце XVIII в пехотные войска носили зеленые мундиры (приезд Гринева в Белогорскую крепость)

   

зеленое сукно

мундир пехотинца из зеленого сукна

3.

синий

синяя заплата (на зеленом мундире)

бедность, убогость крепости, солдаты одеты в поношенные мундиры

4.

голубой

голубая лента (у пугачевцев)

царские вельможи, награжденные орденом Андрея Первозванного, носили голубую ленту (Пугачев выдавал своих соратников за вельмож)

5.

серый

серый армяк

крестьянская верхняя одежда; голубая лента поверх армяка пугачевцев создает комический эффект (описание пугачевцев во «дворце» после взятия крепости)

6.

золотой

золотые кисти

деталь «царского» головного убора Пугачева (соболья шапка с золотыми кистями)

   

золотая бумага

деталь интерьера пугачевского «дворца» (стены комнаты оклеены золотой бумагой)

7.

желтый

желтый роброн

в XVIII в модное торжественное платье с округленным шлейфом (сцена подготовки Маши к встрече с императрицей)

Заключение

Все прилагательные, обозначающие цвет, выполняют важную роль в повести: являются символами, придают живописность картинам природы, вносят дополнительные оттенки в портреты героев, их характеристики, в описание русского быта, являются исторической деталью, выражают отношение автора к событиям и героям.

В описании картин природы А.С. Пушкин отдает предпочтение прилагательному «белый», которое символизирует чистоту и свет (т.е. очищение общества от крепостного права, угнетения народа, от жестокости и самовластия правительства в ходе крестьянского восстания). Автор признает справедливость восстания Пугачева, глубоко и исторически верно раскрыл его причины, ход и характер.

Но в то же время писатель показывает бесперспективность, «бессмысленность» бунта, его пугала стихийность движения, неизбежная жестокость борьбы. Поэтому в повести при описании пугачевцев часто используются прилагательные «красный», «кровавый», «окровавленный», символизирующих кровопролитие, страдания, смерть.

Неоднозначным было отношение Пушкина и к Пугачеву. Облик Пугачева в повести сложен и противоречив: в нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь. Он постоянно перевоплощается из казака в самозванца, из «бродяги» в «великого государя»; то он нетерпеливый и скорый на расправу человек, то – рассудительный и примиряющий. В нем трагически сочетаются темные и светлые стороны. Символом темных сил в описании образа Пугачева преобладает прилагательное «черный».

По-разному относились к пугачевскому бунту представители высших и низших слоев общества: дворян и крестьян. «Народ» поддерживал Пугачева, неотступно следовал за ним, толпился вокруг него, радушно встречал, видел в нем мудрого и справедливого царя. Сторонники государыни-императрицы видели в Пугачеве разбойника и душегуба, вызывающего страх. Поэтому в сцене взятия пугачевцами Белогорской крепости Пушкин часто использует прилагательное «бледный» для описания душевных переживаний обитателей крепости: волнение, испуг, страх, отчаяние и др.

Это наиболее употребляемые прилагательные цвета в «Капитанской дочке».

Пушкин вводит в роман не только яркую систему образов людей, творящих эпоху, личностей исторических , но и такую систему символов, которая призвана соединить прежде всего историческое и поэтическое в произведении.

Пейзажи, портреты, описания настроения героев в повести необыкновенно скупы, немногословны. Но каждое точно подобранное слово помогает представить душевное состояние героев, их характеры, почувствовать стремительность событий. В этом большую роль играют прилагательные цвета.


Библиографическая ссылка

Горячев Н.В. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЦВЕТА В ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 3-1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1002 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674