Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА РЕЧЬ ШКОЛЬНИКОВ МОАУ СШ № 51

Новикова А.С. 1
1 МОАУ СШ № 51, 9 класс
Романова И.Б. (, МОАУ СШ № 51)
1. Барнс Джеймс. «Классы и собрания в норвежском островном приходе». 1954. – C. 15.
2. Ефимов Е.Г. Социальные Интернет-сети (методология и практика исследования). – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. – С. 168.
3. Копыл В.И. «Общение в Интернете». Изд-во: АСТ, 2005. – 48 с.
4. Кронгауз М. Новый русский: коллективное остроумие // Ведомости, 14.12.2006, № 236.
5. Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. / Под ред. В.А. Сластёнина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2005
6. Подлесная О. О чем кричит Интернет // Московские новости № 43/2006.
7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2010. – 448 с.
8. Сорокина А.Б. Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс // Современная зарубежная психология. – 2015. – Т. 4. № 1. – С. 45.
9. Тарханов А. Вход в эскейп // Forbes Woman. – 2010. – лето 2010. – С. 32.
10. Толстой А.Н. Полное собрание сочинений. ГИХЛ, 1934. О драматургии. Т. XII, С. 357.
11. Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России. Монография. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: РУДН, 2011. С. 5-6.
12. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016 – 2020 годы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 481.
13. http://www.gramma.ru.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/10/36079.

Интернет стал сегодня тем явлением, которое вопреки ситуации объединяет общество в его событиях, размышлениях и эмоциях. И язык, оказавшись в новых для него условиях компьютерно-сетевой опосредованности, приспосабливается к ней сам и приспосабливает ее к себе. Этот процесс ярко проявляется в речевой деятельности виртуальных коммуникантов и требует внимания и изучения. [11, стр. 5-6]

Виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Созданные в сети многочисленные чаты, открытые форумы и личные страницы – основные способы общения молодежи. Язык социальных сетей с каждым днём всё активнее проникает в нашу повседневную жизнь. Хорошо это или плохо? Какие изменения происходят в речи учащихся моей школы? Захотелось найти ответы на эти вопросы. В результате появилась данная работа – исследование по теме: «Влияние социальных сетей на речь школьников МАОУ СШ № 51».

Актуальность проблемы в том, что приоритетным в сети Интернет становятся не красота и правильность языка, а скорость передачи и обратная связь. Сокращения, искажения слов, компьютерный сленг становятся нормальными и общепринятыми. Я категорически против такого бездумного отношения к своему родному языку и мне хочется, чтобы люди, общаясь по Интернету, создавая свои комментарии в разных чатах, следили за языковой грамотностью, пытались сохранить нашу речь правильной и красивой. Ведь каков язык – такова и жизнь. Ещё в свое время Лев Николаевич Толстой говорил: «Язык – это орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». [10, стр. 357]

Предметом исследования стал процесс влияния сети Интернет на речь учащихся.

Объект исследования – речь школьников МАОУ СШ № 51.

Мной была выдвинута гипотеза, состоящая в том, что использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речь учащихся, вследствие чего школьники допускают много ошибок, как в устной, так и в письменной речи.

Цель работы: изучить особенности языка социальных сетей и их влияние на речь школьников МАОУ СШ № 51, а также подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) изучить литературу по данной теме;

2) посетить различные сайты и форумы, на которых часто общаются ученики школы;

3) провести социологический опрос и анкетирование учащихся;

4) рассмотреть часто употребляемые учащимися графические изображения, сленговые выражения и сокращения слов;

5) выявить особенности влияния языка социальных сетей на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок;

6) исследовать представления учащихся по поднятой проблеме;

7) создать базу наиболее распространенных ошибок;

8) представить рекомендации по предупреждению негативного влияния социальных сетей на язык их пользователей.

Новизна исследования состоит в том, что данная работа является призывом не только для подростков, но и для взрослого населения. Люди должны задуматься над тем, что нужно беречь наш язык и не поддаваться негативному влиянию при общении в социальных сетях.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что собранный материал систематизирован и приведен в данной работе таким образом, что изучение влияния социальных сетей на речь учащихся становится возможным для любого желающего, поскольку все материалы доступны для понимания и интересны.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования будут полезны как учащимся, так и их родителям с целью сохранения родного языка. Материал может быть использован как на уроках русского языка, так и во внеурочной работе по предмету.

Методы исследования:

1) теоретическое изучение литературы и Интернет – источников;

2) практический анализ информации в социальных сетях;

3) наблюдение, социологический опрос, анкетирование;

4) классификация ошибок и выяснение причин допущенных ошибок;

5) сбор, сравнение и анализ полученной информации.

Теоретическая часть

История и сущность социальных сетей. Крупнейшие социальные сети

Русский писатель, философ и общественный деятель XIX века Владимир Одоевский в своем незаконченном утопическом романе «4338-й год», написанном в 1837 году, предсказал появление современных блогов и Интернета в целом. В книге автор упоминал о том, что «..между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии разговаривают друг с другом…», а также о «домашних газетах», издающихся «во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства»: этими газетами «заменяется обыкновенная переписка», в них «помещаются обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости, потом разные мысли, замечания, небольшие изобретения и приглашения…». [2, стр.168]

В словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова нет определения социальных сетей и Интернета, следовательно, эти слова появились сравнительно недавно.

Термин социальная сеть был введён в 1954 г. социологом из Манчестера Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Он развил и дополнил изобретенный в 1930-х гг. подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними – в виде линий. Таким образом, социальная сеть – это универсальная система связей, которая призвана удовлетворять глубинные потребности людей, связанные с группировкой участников социальных сетей по определённым интересам. [1, стр. 15]

Социальные сети обладают следующими характерными особенностями:

1) создание личных профилей, в которых зачастую требуется указать персональные данные (место учёбы и работы, хобби и др.);

2) предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (размещение фотографий, видеозаписей, текстовых записей, организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т.п.);

3) возможность задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у человека имеются некоторые отношения (например, дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т. п.).

В настоящее время в Интернете действуют более тысячи социальных сетей, из них около 100 компаний можно назвать крупными. Самыми успешными на сегодняшний день являются MySpace, Facebook, LinkedIn и Twitter (в Рунете – «Одноклассники» и «ВКонтакте»).

Можно сказать, что уровень развития социальных сетей достиг своего пика, почти каждый день появляются новые. В последнее время возникли сайты для миллионеров и менеджеров, для любителей собак и поклонников различного вида блюд национальной кухни, для инвалидов и медицинских работников, а также много других.

Социальными сетями пользуются 83 % от всех Интернет-пользователей (в мире – это 1,3 млрд. человек). В самой популярной российской социальной сети «ВКонтакте» зарегистрированы 76 % российских Интернет-пользователей (более 98 млн. человек). «ВКонтакте» ежедневно посещает каждый третий пользователь Интернета. У другой популярной русскоязычной сети «Одноклассники» – более 45 млн. пользователей. 58 % пользователей социальных сетей – молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет.

Ещё красноречивее статистика времени, проводимого пользователями в сети. За последние несколько лет втрое увеличилось количество часов, затраченных на посещение различных сайтов. В 2017 году использование социальных сетей стало самым популярным занятием среди Интернет-аудитории. По данным статистики из пяти минут нахождения в Интернете, одна минута проводится в какой-нибудь социальной сети.

Языки социальных сетей

Особой популярностью в социальных сетях пользуются несколько так называемых языков.

1) Язык «падонкафф». Он стал одним из самых распространенных средств общения в Интернете, мгновенно завоевав народную любовь пользователей. Язык основан на фонетическом письме (как говорю, так и пишу). При этом в «неправильном» языке «падонкафф» довольно много правил: здесь вместо безударного о всегда ставят а («падонак»), -ться заменяют на -цца («нраицца»), а в некоторых словах жи и ши пишут через ы («жывотнайе») и так далее. В итоге получаются слова типа «превед, медвед», «жжош», «аффтар, выпей йаду» и др. В языке «падонкафф» также часто употребляется мат и определенные штампы, характерные для сленгов. Определить, где именно лежат истоки языка «падонкафф», точно невозможно. Предполагают, что его создали люди с высшим образованием, интеллигенция, которая захотела «поиграть» с традиционным языком, разнообразив общение новыми словами.

2) «Олбанский» язык. «Олбанский» (или «албанский») язык – то же самое, что и язык «падонкафф» (некоторые исследователи их не разделяют). Он также формировался по пути фонетизации, но в некоторые слова здесь добавляется и редукция основы. Иными словами, помимо того, чтобы писать слова так, как слышишь, их еще нужно и сократить. Так, на языке «падонкафф» «привет» будет «превед», а на «олбанском» – «прив». Вот некоторые слова из словаря «олбанского» языка и языка «падонкафф»: «аффтар» – автор текста, «афтар пешы исчо» – хотелось бы поподробнее ознакомиться с Вашим творчеством, «каммент» – комментарий, «криатифф» – креатив, «фтопку» – крайне низкая оценка произведения.

3) Язык геймеров. Геймер – человек, играющий в видеоигры. Те, кто играет в онлайн-игры, тоже используют для удобства свой, понятный только им язык. В напряженной интернет-борьбе нет времени на создание развернутых предложений и огромных диалогов. Поэтому геймеры вместо больших и сложных фраз пишут только первые буквы. К примеру, OMG означает «о боже мой!», LOL (laughing out loud) – «громко смеюсь», BB (bye-bye) – «всем пока». Все эти сокращения образованы в основном от английских слов и фраз. В Интернете играют люди из разных стран, а этот международный язык знают 90 % пользователей.

Изучение проблематики вопроса исследования

О том, как социальные сети влияют на язык современных людей, в последнее десятилетие написано большое количество статей, монографий, диссертаций. Так, известный редактор и журналист Алексей Тарханов в статье «Вход в «эскейп», опубликованной в журнале «Forbes Woman» признает, что не в состоянии повлиять на изменение роли компьютера и социальных сетей в жизни детей. Автор убежден, что, предоставляя ребенку доступ к Интернету и социальным сетям, родители неизбежно обрекают его на негативное влияние Всемирной паутины. А. Тарханов утверждает, что не все родители понимают негативную роль Интернета. Они совершенно не думают, что использование компьютера неизбежно повлияет на вкусы и интересы детей. «Почему-то родители уверены, что им удастся внести в дом заразу, ограничив при этом ее распространение. На столе у детей будет вход в удивительный мир, а они будут читать на ночь Маршака и просматривать фильм «Золушка» 1947 года?».

Также известный журналист отмечает, что зачастую не только дети, но и родители попадают под влияние социальных сетей. «Настает семейная идиллия. В одной комнате мальчик убивает монстров, в другой комнате девочка кормит выращенную в компьютере собаку. Жена ищет в сети редкое кино, муж виртуально присматривает автомобиль. И члены семьи переписываются через Facebook, сидя в соседних комнатах» – пишет в своей статье А. Тарханов. [9, стр.32] Таким образом, общение в социальных сетях является не просто времяпрепровождением, но и становится образом жизни подростков. Из этого вытекает множество проблем, одна из которых «негативное влияние социальных сетей на речь подростков».

В статье под названием «Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс», опубликованной в научном психологическом журнале «Современная зарубежная психология», А.Б. Сорокина поднимает проблему обучения и личностного развития подростков в контексте использования ими Интернета. Анализируются вопросы, связанные с особенностями развития коммуникативных навыков и рисками появления у подростков Интернет-зависимости, в частности, от социальных сетей. [8, стр.45]

Изучение литературы по теме исследования ярко показывает, что проблема влияния социальных сетей на язык пользователей актуальна, стоит очень остро, волнует педагогов, родителей, журналистов, всех неравнодушных людей. В статьях, посвященных данной проблеме, отмечается риск развития у подростков Интернет-зависимости, утраты связи с реальным миром, отсутствие умения общаться, выражая свои мысли правильно, точно, логично, выразительно, с учетом норм литературного языка.

Вывод: авторы сходятся во мнении, что новые формы общения существенно влияют на языковую ситуацию и требуют серьезных лингвистических исследований.

Меры сохранения чистоты речи в Интернете

Проблемы, связанные с русским языком, эффективно решаются в Сети с помощью специализированных филологических веб – ресурсов. К числу таких ресурсов относятся интернет – библиотеки, онлайновые словари и энциклопедии, научные проекты, учебно-методические сайты, специализированные форумы, персональные странички лингвистов и др.

В последнее время в сети Интернет прошло несколько акций: на многих блогах, форумах, персональных страницах появились таблички «Я умею говорить по-русски!», «Пишу по-русски, «аффтарам» просьба не беспокоить», «Хочу читать тексты на правильном русском языке».

Пожалуй, самое заметное место среди веб – ресурсов, посвященных русскому языку, сегодня занимает справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» (ГРАМОТА.РУ). Его значимость обусловлена рядом факторов: это и универсальность портала (представленные на нем материалы охватывают широкий спектр интересов пользовательской аудитории), и государственная поддержка, и сотрудничество с выдающимися языковедами, и многолетний опыт работы, и уникальность информационного наполнения.

С самого начала работы в Сети ГРАМОТА.РУ привлекла внимание интернет-пользователей своими уникальными бесплатными сервисами – электронными словарями русского языка (в числе которых «Русский орфографический словарь Российской академии наук» – пожалуй, самый авторитетный на сегодняшний день справочник по орфографии) и онлайновой справочной службой русского языка. Эти сервисы работают до сих пор, с каждым годом обращая на себя внимание, все большего числа пользователей Интернета. Сейчас на ГРАМОТЕ.РУ посетителям доступны 15 словарей русского языка, 9 из которых объединены универсальной системой поиска. А сотрудники справочной службы продолжают отвечать на любые вопросы по русскому языку. Прежде всего, это возможность открытого интернет – общения на любые темы, связанные с русским языком. На тематических форумах ГРАМОТЫ.РУ и в ходе регулярных интернет -конференций пользователи Сети не только обсуждают вопросы изучения и преподавания русского языка, но и спорят о его будущем, размышляют о путях развития русского языка, об опасностях, ему угрожающих.

Практическая часть

Исследование и анализ Интернет источников

Для того чтобы проанализировать влияние Интернет – общения на грамотность подростков, я исследовала сайты, блоги, форумы, чаты, наиболее часто посещаемые моими одноклассниками, а также другими учащимися МАОУ СШ № 51. Зайдя на любой чат или форум, можно увидеть, сколько ошибок допускают участники мгновенного общения. Например, в социальных сетях «Одноклассники» и «Вконтакте» отсутствует опция проверки орфографии, и, следовательно, пользователи допускают неимоверное количество ошибок при написании сообщений. Мои исследования известных социальных сетей позволяют сделать определённые выводы.

Специфика общения в Интернете способствует неграмотному и бездумному письму, так как предполагает анонимность пользователя, которая даёт большую свободу высказываний и поступков, ибо риск разоблачения минимален.

Вследствие этого существует особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность лексики и некоторая безответственность участников общения. В связи с затрудненностью передачи эмоций пользователи применяют специальные значки – смайлики.

На протяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги – сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок. Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. Часто пользователи не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона: «Я плакалЪ», «Пеши исчо». При помощи такого откровенного коверкания языка (отклонение от норм русской словесности, активной словесности, активной пунктуации, использовании заглавных букв внутри слов) молодые люди передают свои эмоции: иронию, сарказм, удивление, негодование. За порядком в личном дневнике смотрит его владелец, и в нём общение, как правило, ведётся с использованием сленга. Основная цель использования такой системы – экономия времени, отведенного на общение. Нехватка времени – это примета современного общества в целом: темп жизни ускоряется с каждым днем, и язык, соответственно, приспосабливается к новым условиям функционирования. Язык интернета – это по сути язык собственного русскоязычного молодежного жаргона программистов, что тоже несомненно оказывает влияние на письменное общение пользователей интернета.

Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет-общение является самым популярным в мире. Такой тип общения требует быстроты написания сообщений, поэтому письма отличаются краткостью и лаконичностью. Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. В связи с этим постепенно стал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи или, как его еще по-другому называют, Интернет-сленг.

Исследование влияния социальных сетей на речь учащихся МАОУ СШ № 51 г. Липецка

Проблема влияния Интернета на речь подростков актуальна, и ею занимается все большее количество людей. И лингвисты, и педагоги, и родители пытаются понять: каково влияние Интернета на речь детей? Не убивает ли оно русский язык? И вообще – надо ли следить за чистотой языка, точностью выражений, правильностью оформления мыслей?

Чтобы ответить на эти вопросы, а также для проверки гипотезы, было проведено анкетирование и социологический опрос в различных возрастных группах школы. (Приложение 1)

Социологический опрос показал, что самой популярной социальной сетью среди учащихся моей школы является «ВКонтакте» – 64 % пользователей, «Одноклассники» – 18 % опрошенных ребят, «Instagram – 13 % респондентов, и 5 % школьников предпочитают другие социальные сети. (Приложение 2)

В анкетировании приняли участие школьники из 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов СШ № 51 г. Липецка. Исходя из полученных результатов анкетирования, можно сделать вывод о том, что учащиеся моей школы больше общаются в жизни – 54 % респондентов, чем в социальных сетях – 46 %. (Приложение 3) А вот на вопрос о количестве времени, потраченного на виртуальное общение, были получены следующие результаты : большинство ребят тратят на общение в сети от 1 до 3 часов в сутки – 48 %; 34 % школьников утверждают, что проводят в Интернете от 3 до 5 часов;10 % учащихся находятся в сети меньше 1 часа в сутки; 8 % – проводят больше 5 часов (Пр. 4).

Преобладающее большинство школьников используют в своём онлайн-общении огромное количество сокращений. Например: «нормально», подростки говорят «норм» или «намана», вместо «пойдем» – «падем», «спасибо» – «спс», «почему» – «поч», «может быть» – «мб», «домашнее задание» – «дз» и др.

Молодёжь очень часто употребляет заимствованные англоязычные слова (что характерно для Интернет-общения). Например, многие подростки, здороваясь, стали употреблять английское слово «Нi» вместо слова «Привет». Подавляющее большинство ребят используют при общении смайлы, графические изображения, аббревиатуру и сленговые выражения.

Половина подростков, принявших участие в анкетировании, могут отказаться от сленга, смайлов, заимствований и различных аббревиатур.

Соблюдают правила орфографии и нормы литературного языка лишь единицы из общего числа респондентов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные подростки выражают свои мысли быстро и эмоционально, не обращая внимания на грамотность. На вопрос «Как вы думаете, влияет ли изменение написания слов в Интернете на вашу практическую грамотность?» Положительный ответ дали 55 % ребят, а отрицательно ответили 45 %учеников. (Приложение 8)

Большинство школьников, принявших участие в анкетировании, не испытывают проблем с выражением мыслей в устной речи.

На вопрос о выборе между чтением книг и общением в социальной сети почти все участники ответили, что они будут общаться в сети. Раньше, когда не было Интернета, люди читали книги. Соответственно, у них развивалась зрительная память, и они писали грамотно. Сейчас среди подростков, не читающих произведения классической литературы, говорящих на сленге, наблюдается всеобщая безграмотность. Для того, чтобы создать более полное представление об ошибках, совершаемых учащимися, мной был выбран и проанализирован фрагмент переписки между школьниками. Типичная переписка в Интернете выглядит следующим образом.

– Саша как дела? – Норм – Че делаешь? – Лежу и в вк туплю. – Чего в шк не было? – Я крч заболел. – Ну лан тогда

Скорее всего, для некоторых людей покажется странным тот факт, что кто-то может общаться подобным образом, но современные реалии таковы, что большинство пользователей известных социальных сетей допускают массу подобных ошибок в сообщениях. Для анализа ошибок, допущенных в этом фрагменте переписки, была составлена таблица (Приложение 9)

Таким образом, в данном фрагменте было обнаружено 8 ошибок; самый распространенный вид – грамматические ошибки. Они обусловлены неудачным сокращением слов, используемых в Интернет – переписке. Одна ошибка пунктуационная, характеризующаяся наличием обращения, которое обособляется запятыми, другая – речевая, обусловленная употребление слова «туплю» в неверном значении.

Хочется заметить, что вопрос о защите русского языка волнует не только участников социологического опроса, а также родителей и преподавателей.

Акция «День грамотного общения в социальных сетях»

В нашем классном коллективе был проведён классный час на тему «Негативное влияние социальных сетей на речь школьников». Большинство учащихся моего класса признало вред, наносимый родному языку неправильными сокращениями слов, жаргонизмами, бездумным использованием аббревиатур, искажением русских слов и заменой их англоязычными выражениями. Ребята выступили с предложением провести в школе акцию «День грамотного общения в социальных сетях». Эту инициативу подхватили школьники не только из моей параллели, но и некоторые старшеклассники.

В акции приняли участие ученики 5-11 классов. Важность такого мероприятия и пользу от его проведения осознали как взрослые, так и школьники. Было решено проводить акции систематически.

С 2017 года я являюсь членом городского Совета лидеров молодёжи. На одном из заседаний я выступила с инициативой о проведении единого дня грамотной и красивой речи в городских образовательных учреждениях. Выдвинутое предложение показалось интересным. В данное время оно находится на рассмотрении.

Понимая, что большую часть времени мы общаемся в социальных сетях, где очень часто употребляем необдуманные сокращения, аббревиатуру, сленг и искажения слов, в группе школы я разместила листовки с переводом сленговых слов для того, чтобы учащиеся сознательно контролировали свою устную и письменную речь, а также общение в социальных сетях.

С помощью социологического опроса мной были разработаны рекомендации по предупреждению негативного влияния социальных сетей на язык их пользователей. Эти рекомендации были оформлены в виде буклетов и распространены среди учащихся. (Приложение 15) Для родителей тоже были созданы соответствующие рекомендации. (Приложение 11)

Вывод: язык и культура неразрывно связаны. Интернет – это зеркало, в котором отражается наша жизнь и наша общая культура, поэтому все проблемы языка в Интернете – это проблемы нашего миропонимания, нашего общения и нашей системы ценностей. Проблемы можно решить только общими усилиями педагогов, государства, семьи и каждого отдельного человека.

Заключение

Мое исследование показало, что уровень грамотности и культуры речи неизбежно падает, и способствует этой тенденции множество факторов: Интернет, средства коммуникации, СМИ, друзья, реклама. Но наибольшее влияние оказывает Интернет. Произошло смещение акцента с книг на социальные сети, что повлекло за собой падение культурного уровня норм литературного языка.

На примере учащихся моей школы отчётливо видно, что:

● школьники не следят за правильностью написания слов в чатах,

● используют различного рода сокращения и жаргон,

● пишут слова так, как слышат,

● спокойно общаются с теми, от кого приходят безграмотные сообщения,

● не видят в нарушении норм культуры речи ничего страшного.

Вывод: моя гипотеза о том, что, использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речь учащихся, вследствие чего школьники допускают много ошибок, как в устной, так и в письменной речи, подтвердилась.

Но, конечно, можно исправить ситуацию в лучшую сторону. Сейчас государство делает определённые шаги, чтобы улучшить общий уровень культуры речи и грамотности. Например, в Интернете появились множество сайтов, которые предлагают учебный материал по русскому языку, а также интерактивные диктанты, с помощью которых можно проверить уровень своей грамотности. Одним из таких сайтов является gramota.ru. На одной из интернет-конференций Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев назвал этот сайт: « Интересной, полезной и нужной разработкой для Интернет – пространства и страны в целом».

Во многих институтах по всей стране собираются круглые столы по данной теме, где идет горячая дискуссия. Быть может, стоит ввести обязательные проверки сайтов с дальнейшим отправлением писем с рекомендациями модераторам или администрации сайтов, чатов, форумов. В данное время на таких сайтах, позволяющим пользователям мгновенно обмениваться сообщениями, есть определенный регламент правил и люди (модераторы), которые являются некими надзирателями и наказывают пользователей, в случаях несоблюдения правил данного сайта. В плане улучшения культуры на телевидении можно запустить общеобразовательные программы, ролики, пропагандирующие высокий уровень грамотности, нужно вести пропаганду о том, что быть грамотным – это модно, это тренд, это необходимо каждому. Например, во времена СССР просветительская деятельность в области языковой нормы носила весьма широкий характер: велась передача всесоюзного радио «В мире слов», детская передача «Радионяня», выходил телевизионный альманах «Русская речь».

Но, самое главное, это внутренний уровень культуры граждан. Нужно, чтобы человек сам себе не мог позволить писать или говорить низкопробно, фамильярно, используя жаргонизмы.

Следует отметить, что в связи с возрастающим влиянием социальных сетей на речь школьников, актуальной становится проблема определения позиции родителей, педагогов в формировании у школьников культуры речи и общей культуры. Взрослые должны понимать, что в плане речи они являются примером для собственных детей, поэтому старшему поколению стоит на протяжении всей жизни оттачивать свой разговорный и письменный навык, дабы быть достойным примером, образцом подражания для подрастающего поколения, которое должно учить язык не только потому, что в будущем надо будет сдавать экзамен, а для того, чтобы чувствовать себя человеком с высоким культурным уровнем, чувствовать себя достойной личностью.

Я считаю, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.

Ещё мне хотелось бы упомянуть такой факт. Правительство Российской Федерации 20 мая 2015 года утвердило Федеральную целевую программу «Русский язык» на 2016-2020 годы, направленную на поддержание русской языковой культуры. Но большая часть молодёжи об этой программе не знает. Я и сама узнала об этом, занимаясь исследовательской работой, поэтому, я считаю, что данная работа – это пусть мой небольшой, но вклад в русскую языковую культуру.

Приложение 1

Анкета

1) Где вы больше общаетесь – в социальных сетях или в жизни?

2) Сколько времени в день вы проводите в Интернете?

3) Используете ли вы в общении в социальных сетях сокращения и замену слов?

А) иногда Б) всегда В) не использую.

4) Используете ли вы в общении графические обозначения, смайлики?

5) Соблюдаете ли вы правила орфографии при общении в социальных сетях?

А) соблюдаю Б) не соблюдаю В) не всегда соблюдаю.

6) Можете ли вы отказаться от использования смайлов и всевозможных

сокращений, аббревиатур при общении в социальных сетях?

7) Используете ли вы в устной речи сленг, заимствованный из Интернета?

8) Испытываете ли вы затруднения при выражении мысли в устной речи?

А) да Б) нет В) иногда.

9) Как вы думаете, влияет ли изменение написания слов в Интернете на вашу

практическую грамотность?

А) да Б) нет.

10) Чем вы займётесь в свободное время – чтением книги или общением в ВКонтакте?

11) Напишите, какие слова вы чаще всего изменяете при общении в Интернете и почему?

12) Нуждается ли русский язык в защите?

А) да Б) нет

Приложение 2

nov1.wmf

Приложение 3

nov2.wmf

Приложение 4

nov3.wmf


Библиографическая ссылка

Новикова А.С. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА РЕЧЬ ШКОЛЬНИКОВ МОАУ СШ № 51 // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 3-1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1003 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674