«Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир».
И. Гете
Среди основных причин дезадаптации студентов-первокурсников в ВУЗе выделяют отсутствие навыков самостоятельной познавательной деятельности, способности к абстракции, индуктивному мышлению, практическому мышлению. Так перед учителями, работающими в старших классах, встает вопрос, как решить данную проблему. В своей статье мы попытаемся доказать, что именно учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность обучающихся школы способствует формированию устойчивой мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, а также решению целей ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования.
ФГОС устанавливает следующие требования к результатам освоения ООП ООО и СОО, которые включают:
● умение самостоятельно определять цели своего обучения, задачи познавательной деятельности;
● умение самостоятельно планировать пути достижения цели, умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;
● строить умозаключения, делать выводы;
● навыки работы с информацией, навыки смыслового чтения;
● компетентности в области использования ИКТ.
Кроме вышеуказанного, исследовательская деятельность служит инструментом формирования и предметных результатов в области «Иностранный язык», среди которых: формирование иноязычной коммуникативной компетентности и формирование интереса к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Что понимается под исследовательской деятельностью обучающихся? «Это – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий и собственные выводы» [1].
Все начинается с интереса. Так, тематика ежегодных региональных конференций для школьников на английском языке, проводимых в нашем городе, заинтересовала старшеклассников нашей школы, обучающихся по программе социально-гуманитарной профильной направленности. Научно-исследовательские работы, презентуемые на данной конференции, связаны, главным образом, с изучением культуры англоязычных стран в различных ее направлениях, а также сравнением с культурными особенностями собственной страны.
В течение последних двух лет наши обучающиеся 9-11 классов успешно принимали участие в муниципальных и региональных научно-практических конференциях исследовательских работ, посвященных изучению зарубежной музыки, литературы, достопримечательностей англоязычных стран, искусства.
В конце учебного года все работы были представлены вниманию учащихся школы на ежегодной конференции «Сигма+Веди», что вызвало дальнейший интерес большего количества обучающихся к исследовательской деятельности.
Выбирая тему собственной работы, учащиеся стараются быть оригинальными, выбрать то, о чем еще не говорили, не обсуждали. Но в то же время, учатся ориентироваться на актуальность темы и проблемы. Важными этапами для учащихся при работе над научно-исследовательским проектом являются: умение видеть проблему, выдвигать даже маловероятные гипотезы, умение их подтверждать или опровергать, а также стремление к самостоятельности умозаключений. В результате целенаправленной работы учителя – наставника и учащегося этого удается достичь.
Успешная научно-исследовательская деятельность невозможна без креативного мышления и изобретательности. Как показывает практика, школьники, активно занимающиеся исследовательской деятельностью, критически оценивают готовое знание, стараются творчески подходить к каждому виду задания при изучении предмета.
Презентация-выступление с результатами исследовательской деятельности не менее важный момент в реализации задач ФГОС. Среди особо важных качеств, которые будут востребованы в ближайшем будущем вместо профессий, выделяют умение не только решить поставленную задачу, но и красиво презентовать ее результаты. [2] Выступая на конференциях, учащиеся учатся самооценке своей работы, рефлексии, учатся сравнивать, анализировать, определять реакцию слушателей. По мере вовлечения в исследовательскую деятельность юные исследователи находят все более и более интересные и удачные формы презентации проектов. Успешным решением стало сопровождение докладов музыкальными номерами, поэтическими выступлениями, интерактивными приемами. Защищая проект в рамках научно-практической конференции школьников по теме «Искусство англоязычных стран», одна из учениц начала презентацию эпохи Возрождения с чтения отрывка из произведения У. Шекспира в оригинале. Была и игра на гитаре произведений собственного сочинения, а также виртуальная экскурсия талантливого гида на английском языке.
Особо хочется отметить желание, с которым учащиеся выступают на научно-практических конференциях различного уровня: муниципальных, региональных, международных, что свидетельствует об успешной самореализации обучающихся и дальнейшей социализации.
Еще одним мотивирующим моментом для вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность служит возможность дальнейшей публикации своих работ в научных журналах для школьников и студентов.
Итак, познавая мир вокруг в рамках учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, учащиеся познают себя, расширяют рамки своего сознания, развиваются интеллектуально и духовно.
Библиографическая ссылка
Луговая Н.И. ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 3-1. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1013 (дата обращения: 21.11.2024).