Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному собранию Российской Федерации отметил, что «система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя…». Современный учитель – это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения. [1]
Это правильно: Новое время – новые требования. Информационнализация общества привела к изменению целей, содержанию и технологиям образования. На мой взгляд только одно остается неизменным – школы без учителя нет! Именно учителю отведена главная роль в создании условий для развития творческих способностей детей, развивать у учеников стремление к знаниям, учить их самостоятельно мыслить, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.
Идеология ФГОС второго поколения, которая характеризуется ориентацией на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды привела к принципиально меняющимся квалификационным требованиям и квалификационным характеристикам учителей. [1]
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: это профессионал, который
● демонстрирует универсальные и предметные способы действий
● инициирует действия учащихся
● консультирует и корректирует их действия
● находит способы включения в работу каждого ученика
● создает условия для приобретения детьми жизненного опыта. [2]
В связи с переходом на новые образовательные стандарты, изменились приоритетные направления в обучении школьников. Педагогическая деятельность – это непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании.
Наряду с традиционной ролью появляются новые роли учителя:
● Учитель-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.
● Учитель-модератор. Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.
● Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика. [2]
Современный учитель должен стремиться найти ответ на вопросы: Как учить? (это связано с обновлением технологий образования), чему учить? (с обновлением содержания образования), ради чего учить? (с ценностями образования)
И найти ответы помогает технология деятельностного подхода, позволяющий решать важные задачи по формированию у детей деятельностных способностей. Теперь задача учителя организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока, объяснили, как надо действовать в новых условиях! Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначала учебных, а потом жизненноважных проблем – вот чему необходимо научить своих учеников. [2]
Главная революция стандартов – сделать системно– деятельностный подход основным инструментом педагогического труда:
● Деление на традиционный и нетрадиционный подход к уроку уходят в прошлое
● Идти на урок с новой установкой – формировать три группы результатов (личностные, предметные и метапредметные)
● Введение УУД (универсальные учебные действия) заменяет триединую цель на технологически достижимые результаты.
Обучающая: предметные результаты
Развивающая: метапредметные результаты
Воспитательная: личностные результаты [2]
Современный урок – это урок, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
– Информационно – коммуникационная технология.
– Технология развития критического мышления.
– Проектная технология.
– Технология развивающего обучения.
– Здоровьесберегающие технологии.
– Технология проблемного обучения.
– Игровые технологии.
– Модульная технология.
– Технология мастерских.
– Кейс – технология.
– Технология интегрированного обучения.
– Педагогика сотрудничества.
– Технологии уровневой дифференциации.
– Групповые технологии.
– Традиционные технологии (классно-урочная система) [2].
Личный опыт, посещение уроков других педагогов, изучение теоретического материала позволяет мне использовать в работе различные технологии и методики обучения:
Информационно-коммуникационные технологии позволяют осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании». Внедрение компьютерных технологий является из одним основных направлений модернизации системы географического образования. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
В последние годы система образования в нашей школе направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
– повышает мотивацию учащихся к обучению;
– активизирует познавательную деятельность;
– развивает мышление и творческие способности ребёнка;
– формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
На моих уроках использую три основные формы работы с ИКТ:
1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.
2. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии, краеведению, астрономии вне школьных занятий.
3. В-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.
В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ: учебные, тренажеры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.
Эта необычная форма подачи учебного материала помогает учащимся прочно усвоить новые знания. В ходе своих уроков стараюсь использовать все виды компьютерных технологий на разных этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Образованные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. На уроке закрепления использую программу – контролёр (тесты), позволяющую осуществить контроль за усвоением изученного материала. Такие уроки всегда интересны для детей: стараюсь дать игровые задания, тренажеры для закрепления навыков работы с картой на уроках географии; пользуюсь тестами и географическими диктантами для проверки знаний; играми-знайками для закрепления знаний по пройденной теме; на природоведении и физической географии есть возможность наглядно показать, как образуются природные явления. Использую в учебном процессе аудио-, видеоматериалы, компьютер для представления образовательных электронных ресурсов.
В современном процессе обучения компьютерные технологии играют особое место – как инструмент активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках географии и мощнейший из существующих в настоящее время источников информации. Вызывают интерес учащихся благодаря мультимедийным технологиям, позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся.
Многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, позволяют вести экстренную коррекцию (результат – сразу), являются будущим для поиска и сбора информации.
Мои методы использования компьютерной техники в учебном процессе:
1. Обязательное изучение компьютерных и информационных технологий, профессиональная подготовка.
2. Использование обучающих программ на предметах (география, краеведение и астрономия), планируя уроки-практических работ (работа с контурной картой, выявление влияния климатических условий на жизнь и деятельность человека, характеристика природных зон и др.), проблемные, деловые игры (подготовка презентаций, оценка рекреационных ресурсов района, региона, страны, уроки-семинары, урок изучения нового материала, уроки краеведения, уроки повторения, обобщения и систематизации знаний.
3. Использование учениками материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов.
4. Компьютерное тестирование и контроль знаний (результат – сразу, быстрая обратная связь).
5. Издание методических разработок.
6. Пользование электронными текстами учебников образовательной коллекции по географии 5-11 класс.
Основные задачи учителя на уроке с использованием электронного текста учебника:
1. Мотивировать учащихся на организацию самостоятельной работы.
2. Способствовать успешной реализации учащимися поставленных задач.
3. Содействовать в выработке учащимися оптимальных решений.
4. Руководить организацией и подведением итогов урока.
В школе составлен каталог медиатеки электронных пособий по курсу географии.
План урока с использованием электронного учебника:
Введение 5 мин |
Самостоятельная деятельность учащихся 30 мин 1. Работа по поставленным вопросам в группах (по некоторым темам можно использовать контрольные вопросы диска). 2. Ответы групп, учащихся по поставленным вопросам, сопровождаемые просмотром фото, фильмов, моделей, карт, формулирование выводов по вопросу. 3. Закрепление полученных знаний при выполнении практических заданий мультимедиа учебника, контрольных вопросов. 4. Контроль уровня усвоения знаний при выполнении тестов |
Обсуждение итогов работы и выводы. Разбор домашнего задания.10 мин |
7. Пользование электронными текстами. Использование электронных энциклопедий (Кирилл и Мефодий, предметные энциклопедии «Страны мира», «Россия на рубеже 3-его тысячелетия»).
8. Использование ресурсов компьютера для создания и размножения заданий, инструктивных карточек, оформления кабинета, что значительно облегчает мою работу как учителя.
В последнее время появилась возможность проведение уроков с использованием интерактивной доски и мобильного компьютерного класса, что дает дополнительные возможности работы на уроках с географическими картами и номенклатурой. В связи с этим стоит задача дальнейшего изучения методов и приемов их использования.
С прошлого 2017-2018 учебного года учителя и обучающиеся школы могут пользоваться и материалами электронной библиотеки.
Благодаря успешной реализации национального проекта образования все указанные методы использования компьютерной техники, теперь для меня не являются фантастикой. Модернизация процессов обучения и воспитания на основе компьютеризации и внедрения информационно–коммуникативных технологий является основной целью достижения нового уровня развития Канашевской средней школы. А при создании в нашей школе локальной сети значительно расширились возможности применения компьютерной техники в географическом и биологическом учебном процессе.
Возможности ИКТ применяются мной и во внеурочной деятельности. Мы часто проводим классные часы, литературные композиции, занятия по интересам (кружки) с использованием современных технологий.
Я думаю, что использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным и интересным.
В настоящее время информационную технологию обучения все больше связывают с деятельностным подходом к усвоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из информационно-личностноориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Создание творческих проектов сочетается с последующим использованием их на уроках географии, краеведения и астрономии. Оформление результатов исследований, наблюдений в виде рефератов (ученики 6 класса оформляют результаты исследований в работе «Реки Челябинской области», «Народные приметы и их достоверность» и др.), творческих работ в программе презентаций PowerPoint (например, ученица 10 класса Щипунова Ксюша создала презентацию PowerPoint «Село Канашево в прошлом и настоящем», ученица 11 класса Суворова Анна по географии мира «Химическая промышленность»).
Этапы работы над проектом
Этапы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Организационно- подготовительный |
Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп. |
Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах. |
Поисковый |
Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль. |
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка. |
Итоговый |
Оформление проекта, подготовка к защите. |
Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта. |
Рефлексия |
Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» |
Оценивание каждого участника проекта. |
Работая над своими проектами, дети научились работать в группе, в парах; проводить исследования; искать в справочниках нужный материал, готовя выступление; выделять из общего главное; защищать свои проекты.
Здоровьесберегающие технологии – технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Главная ценность – человек и его здоровье. На уроках использую индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки. Взаимодействую с учеником в реальной атмосфере сотрудничества. Создаю на уроках благоприятный психологический климат, используя личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы и выбор видов учебной деятельности. Эти методы раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, снижают тревожность и психическое напряжение учащихся. При разработке урока уделяю особое внимание отдыху детей. Систематически применяю на уроках методику Базарного В.Ф., в 5-6 классах различные формы физкультминуток, включаю физические и динамические паузы, смену поз. На уроках практических работ провожу физкультурные минутки на расслабление кистей рук; упражнения по предупреждения утомления глаз. Дыхательная гимнастика повышает активность коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках. Отдых снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам. Применение физкультминуток дает возможность использовать время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
Игровая технология. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. Игровая технология способствует расширению знаний об окружающем мире, способствует развитию трудовых навыков, воспитывает самостоятельность, творчество, сотрудничество, коллективизм.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования, учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Уроки – игры соревновательного характера. Их стараюсь проводить во время обобщения изученного материала, перед проверочными или контрольными работами. Элемент соревнования оживляет урок.
Активно внедряю в своей работе модульное обучение, которое создает благоприятные условия для самостоятельной работы детей. Ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретные цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ученик имеет инструкцию в которой определены:
1. Цель усвоения модуля.
2. Где найти учебный материал?
3. Как овладеть им? (выучить, составить конспект и т.д.).
4. Как проверить правильность выполненной задачи?
Готовность ученика к работе на уроке по модульной программе определяется:
– умением слушать;
– логически мыслить;
– делать выводы;
– самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой.
Памятка ученику для работы по модулю
1. Помни, что работу с учебным элементом необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь ее ввиду во время работы над учебным элементом и возвращаться к ней в конце каждого учебного элемента.
2. У тебя есть право на получение консультации у учителя. Используй это право!
3. Веди записи аккуратно, чтобы они помогли тебе в дальнейшей работе.
4. Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывайте об этом.
Планирование модуля по теме «Африка» – 3 часа.
1. Предмет: 2. Класс 3. Место занятий в структуре образовательного процесса: 4. Темы уроков по учебно-тематическому планированию: 5. Номера уроков по теме: 6. Типы уроков: 7. Виды занятий |
Экономическая и социальная география мира 10 класс Уроки по учебно-тематическому планированию «Регионы и страны мира» «Африка. История открытия и освоения европейцами. Население» «Природные ресурсы и хозяйство стран Африки» «Различия регионов Африки» Урок 55 Урок 56 Урок 57 Урок изучения нового материала Комбинированный урок Комбинированный урок лекция с элементами беседы и практической работой с картой модули практикум |
Ведущую роль при модульном обучении играет отбор содержания учебного материала, вычленение в нем основного и вспомогательного. Модульная программа нацеливает на систематическую работу с учебником на разных этапах урока в ходе проверки знаний и умений учащихся, при изучении нового материала.
Проблемно-поисковые технологии учат мыслить логично, научно, творчески; добытые знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах, самостоятельно добытые знания более прочные.
В моей практике имеют место исследовательские технологии, в частности, проблемно – поисковые, важным этапом которых является создание проблемной ситуации на уроке при активном взаимодействии всех участников процесса. Практика показывает, что наблюдается большой интерес проектной работы среди учащихся. Проблемные задания детям всегда интересны. Работают и слабые ученики, и сильные. Творчество ребёнка – это фантазия, уверенность в себе и адекватная оценка собственных способностей и потребностей, это, конечно же, неиссякаемое желание работать.
Формы организации учебной деятельности на уроках разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная.
Групповая работа. Довольно эффективна групповая форма работа. Создает наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке: побуждает мыслить, предлагать свое мнение, пусть и неверное; в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение в учебном диалоге. Дети учатся работать в группах, учатся подчиняться и руководить. Например, предлагаю группе одинаковые задания, допускающие неоднозначное решение, с тем, чтобы завершить работу дискуссией между группами, или даю группам разные задания по одной теме, обсуждение отчёта каждой группы позволяет всем учащимся познакомиться с содержанием темы в целом.
Коллективная работа. Считаю актуальной коллективную форму организации учебной деятельности, которая развивает умение сотрудничать, кооперировать свои усилия, рационально организовывать совместный труд. В своей работе на уроках использую методики коллективного способа обучения: опрос мнений, турнирная методика, методика взаимного тренажа, методика Ривина, географический диктант.
Показываю практическую значимость географии. Всегда побуждаю детей к рассуждениям, учу умению отстаивать свою точку зрения.
Важную роль в изучении географии играет карта. Чтобы она стала интересной для ребят, провожу игры с географическими матрицами, с которыми можно придумать массу интересных заданий поискового характера. Например, наощупь с закрытыми глазами определить, какой материк или остров они держат в руках. Кстати, подобные игры дают возможность каждому ученику легко находить на карте страны, озёра, моря.
Одним из завершающих этапов освоения карты, является «путешествие спиной к карте». Ученик отвечает на вопросы о географических объектах, встретившихся в его воображаемом путешествии по карте. Такие игры с картой детям всегда очень нравятся. Прием «географическая дуэль», когда к карте приглашаются два ученика, первый ученик задает вопрос, второй по карте на него должен ответить, позволяет активизировать произвольную память учащихся при изучении географической номенклатуры.
Практические работы так же являются неотъемлемой частью процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами. Поэтому тщательно продумываю выполнение программных и текущих практических работ.
В своей работе реализую личностно-ориентированный подход в обучении.
В старших классах в обучении географии использую лекционно-семинарскую и зачётную формы организации обучения, способствующие воспитанию у школьников самостоятельности, творческого подхода в добывании знаний. Например, изучение раздела «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды» в 10 классе начинаю с урока-диалога «Взаимодействие общества и природы». На этом уроке учащиеся получают перечень вопросов, на которые им предстоит ответить на зачёте, список новых терминов, необходимых при изучении этого раздела. Учащиеся получают представление о том, что узнают и чему научатся при изучении этого раздела. Второй урок – семинар «Загрязнение и охрана окружающей среды». Третий урок – практикум «Оценка мировых природных ресурсов». Четвёртый урок – конференция «Минеральные ресурсы». На пятом уроке провожу зачёт по теме «Природные ресурсы мира». Как правило, ещё до урока-зачёта несколько учащихся успешно отвечают на вопросы зачёта, эти учащиеся становятся моими помощниками на зачёте.
На своих уроках стараюсь сохранить высокий эмоциональный тонус. Ученики самостоятельно, через удачные и неудачные высказывания, споры, опыты, приходят к правильным выводам. Считаю, что главным на уроке является деятельность учеников в форме диалогов. На занятиях учащиеся делятся опытом, наблюдениями. Перед учащимися ставлю задачи для размышления, сравнения, доказательства, учу детей грамотно, уверенно и красиво высказывать свои мысли. Благодаря этому дети учатся думать, самостоятельно принимать решение, они стремятся ко всё более глубокому познанию. Учащиеся испытывают удовлетворение от интенсивной умственной работы, умеют выполнять сложные задания.
Учу детей правильно работать со словарём на уроках географии. Например, слово «река» произошло от старославянского «ректи» – говорить, изрекать, поэтому река – это нечто говорящее, имеющее свою речь и свои уста – устье. Реки и говорят по-разному: равнинные текут – тихо, неспешно, плавно, а горные – торопливо, громко грохоча. Благодаря такому разбору появляются многочисленные связи с изучаемым термином, рождается образ живой, одушевлённой природы, что настраивает ученика на бережное отношение к ней.
Помогаю учащимся войти в образ. Доказано, что чем сильнее развито образное мышление, тем богаче внутренний мир человека, лучше его память, пластичнее взаимоотношения с людьми и природой. Стараюсь, чтобы учение стало удовольствием. Что может быть интереснее, чем побывать во всех уголках земного шара, пусть даже не покидая своего города, прожить жизнь любого народа или племени, оставаясь самим собой.
Важное место в своей работе отвожу развитию образного мышления. Для представления картины мира использую географический и картографический тренаж. Часто урок начинаю с 5-минутных разминок «Путешествие по карте», «Мир в зеркале прессы», ребята выполняют многовариантные задания, у детей развивается образное мышление, речь, память, воспитывается культура общения
Широко использую наглядность с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.
Для уроков географии особую ценность представляют задания, выполнение которых требует использование разнообразных источников знаний, а результаты помимо словесного отчёта оформлены в виде картосхем, графиков, схем и т. д.
Применяю демонстрационный материал, таблицы, сигнальные загадки, схемы-конспекты. В их создании участвуют сами школьники. Это позволяет любому ученику реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать его окружающим.
Считаю принципиально важным стимулировать самостоятельную познавательную деятельность школьника, поэтому активно использую на уроках географии ролевые игры, например, «Экскурсионное агентство» (9 класс, тема «Связь. Сфера обслуживания»), «Путешествуем по рекам Челябинской области» (10 класс, тема «Политическая география»).
Особое внимание уделяю проблеме профессионального самоопределения. Профориентационные уроки в системе специализированной подготовки учащихся к жизни помогают им сознательно выбрать будущую профессию. Например, при изучении темы «Картографическая съёмка местности» в 6 классе мои ученики знакомятся с профессиями топографа и геодезиста; а, изучая тему «Общая характеристика рельефа России» в 8 классе, учащиеся узнают о профессиях геолога, геоморфолога, вулканолога, сейсмолога, эколога.
Активно использую внеурочные организационные формы обучения географии. Особое место среди них занимают экскурсии, наблюдения и практические работы на местности, которые значительно расширяют кругозор.
21 век объявлен ООН веком культуры мира. Знакомясь с культурой, традициями различных народов, мы начинаем их лучше понимать, что помогает развитию дружеских добрососедских отношений между народами, странами.
На своих уроках предлагаю ребятам задания с экологической основой. Например, оценить природные условия своего района, составить план природоохранных мероприятий озера Катай. Работа по этому направлению помогает получить навыки, которые позволяют в последующей профессиональной деятельности воспитывать у школьников бережное отношение к природным богатствам, повышать экологическую культуру подрастающего поколения.
В курсе «География России. 8-9 класс» особое место занимает изучение краеведческого материала, состоящего из конкретных тем и практических работ. Краеведческая работа в преподавании географии помогает не только достичь образовательных целей, но и воспитывает в учащихся любовь к своему краю, Родине.
Для реализации народного регионального компонента разработала учебно-тематическое планирование занятий с учетом использования современных образовательных технологий во взаимосвязи с преподаваемыми мной курсами географии и астрономии. Результатом работы являются проекты учащихся и участие в районных конкурсах «Люди села на фотографиях», «Моя малая Родина», «Старые фотографии рассказали», «Познай свой край».
Разработала программу занятий и провожу целенаправленно индивидуальную работу с одарёнными детьми. Ученики всегда принимают активное участие в олимпиадах по географии, астрономии и краеведению. Для их подготовки к успешным выступлениям на олимпиадах и конкурсах использую тесты, в том числе по краеведению, задания международных, всероссийских, региональных, олимпиад разных лет, даю задания поискового характера.
Существует достаточное количество традиционных и инновационных технологий обучения. Для получения желаемых результатов надо использовать технологии в комплексе с учетом всех факторов обучения.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций.
Библиографическая ссылка
Воротилкина Т.П. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СООТВЕТСТВИИ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 3-1. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1014 (дата обращения: 03.12.2024).