Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте II Международного конкурса научно – исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www. school – science. ru/2017/18/26285
Несомненно, что сегодня изучение истории малой родины, в особенности военного периода по – прежнему является актуальным и полезным для нас, молодого поколения. Научная ценность работы , на наш взгляд, состоит в том, что сегодня во многих европейских странах делается попытка переписать историю, приуменьшить вклад нашей страны в победу над фашизмом. Поэтому наша задача, изучая источники ,знакомясь с воспоминаниями , показать правдивую картину хотя бы одной страницы истории нашего города в период войны. Следует отметить, что в Петровском районе тема глубоко и системно не изучена.
Находясь далеко от линии фронта маленький провинциальный город Петровск, стал во время войны местом, где сотни раненых бойцов в трех размещенных госпиталях в период с августа 1941года по август 1945года обрели здоровье, а многие и вторую жизнь благодаря усилиям, профессиональному мастерству местных врачей. Лично для нас эта тема интересна и актуальна потому, что она тесным образом связана с историей не только родного города, но и с историей многих петровских семей, в частности нашего научного руководителя. Она позволяет понять насколько тяжелым было положение земляков , сверстников в тот период и оценить возможности спокойной жизни сегодня.
Через знакомство и анализ опубликованных воспоминаний ветеранов в книгах «Петровчане в Великой Отечественной войне», «Во имя жизни и победы», «Тернистый путь петровчан к победе», газеты «Лениниц» мы имели возможность познакомиться с судьбами многих земляков.
Цель работы: попытка создать целостную картину работы госпиталей в г. Петровске в период войны.
Главными задачами исследования стали:
познакомиться с историей появления эвакогоспиталей в г. Петровске , организацией и спецификой их работы ;
познакомиться с удивительными судьбами людей, причастных к работе медучреждений города,
привести факты взаимодействия госпиталей и жителей города.
Объектом исследования являлась деятельность эвакогоспиталей №16 – 92, №16 – 93, №51 – 35
Методы исследования:
анализ источников и литературы; интервьюирование.
База исследования.
Данная работа основана на материалах, собранных поисковой группой школы №1 в 70 – 80годы XX века, которой долгое время руководила учитель истории Литвиненко А. Е. Эти пожелтевшие листы с воспоминаниями, фото, к которым мы прикасались,не могли нас оставить равнодушными. Они позволили узнать о работе госпиталей, медицинском персонале, о помощи петровчан данным учреждениям. К сожалению, осталось не выясненным количество раненых , вернувшихся после выздоровления на фронт, их дальнейшие судьбы, а также скуден материал о лечившихся в госпиталях пленных немцах.
Ценным мы считаем личные встречи с оставшимися живыми очевидцами тех лет, их родственниками , т. к. интервью и записанные воспоминания позволили приблизиться к той эпохе.
В работе использованы также фотоматериалы экспозиций Петровского краеведческого музея, позволившие нам увидеть в живую людей, которые помогали раненым солдатам вернуться в строй, хотя целостной картины работы госпиталей из данной экспозиции мы не получили.
Помощь петровчан эвакогоспиталям
Город Петровск, находясь далеко от линии фронта, не остался в стороне и оказывал посильную помощь фронту.
Забота о раненых ложилась на плечи не только медперсонала госпиталей. Жители города оказывали посильную помощь и работникам и больным. В первые же дни войны нужно было приготовить помещения под госпиталь для раненых, которые уже начали прибывать в Петровск. Женщины помогали готовить помещения под палаты. Собирали среди населения комнатные цветы, посуду, мебель. Многие остались работать в госпитале санитарками, обслуживающим персоналом. Домохозяйки навещали раненых. Делали это организованно. Домкомы 2 – 3 – х кварталов собирали продукты, готовили по воскресеньям пищу, несли в госпиталь и угощали раненых, ухаживали за ними. Писали письма, дарили носки, кисеты, иногда что – то из одежды. Раненые получали деньги и могли делать покупки. Часто это для них делали шефы. Хорошо принимали раненые детей, которые приходили в госпиталь с самодеятельными концертами. Каждому хотелось погладить по голове юного артиста, сунуть ему в ладошку кусочек сахара, посадить его рядом с собой. В доказательство хочется привести воспоминание раненого Тюрикова Н., опубликовонное в газете Ленинец в 1975году: « В 1944 году, с июля по сентябрь, будучи тяжело раненым, я находился на излечении в эвакогоспитале в городе Петровске. От всей души, от всего сердца хочется поблагодарить и передать земной поклон всему медперсоналу бывшего госпиталя… Жители города сдавали кровь для раненых. Приходили ежедневно в палаты, приносили газеты, книги, выступали с концертами, дарили подарки, душевно беседовали. Жители каждой улицы шефствовали над определенной палатой госпиталя… » [1].
Работа госпиталя находилась под неослабленным вниманием и заботой местной власти, которая организовывала доставку полноценных продуктов питания, своевременно поставляла топливо. Отдел культуры обслуживал концертами художественной самодеятельности. Не оставались в стороне от этой работы и педколлективы, учащиеся старших классов средних школ, уборщицы – все стремились создать в палатах чистоту, уют, удобства.
Никогда не забудет, не вычеркнет из своей жизни Нина Назарова годы жестокой войны. В 1941г. ей исполнилось 15 лет, но она хорошо помнит те годы: «В 1941 году, когда в нашем городе стали создаваться госпитали, мы работали в них. Что мы делали? В основном грузили раненых, а их тогда было много. Иногда носилок нет, а он, бедный, лежит, кровью истекает, возьмешь плащпалатку, со слезами на глазах затащишь его на нее, почему затащишь? Так ведь это не дети – это сильные, крепкие бойцы. Так вот затащишь и уже не в силах передвигать ее, ищешь, просишь, кто бы помог тебе. Тяжело, но раненые – есть раненые. Попадались не только с ранениями в ногу, руку, но и в голову, в бедра. Сначала пугались, потом плакали, как мы плакали. Но со временем привыкли.
В дальнейшем стали стирать бинты, но их надо было не только постирать, но и накрахмалить, накрахмалив – натирали гипсом. Потом начали промывать раны, перевязывать, как – то не умело, но привыкли.
Помню, был у нас раненый мальчишка, совсем и тринадцати лет не было. Иногда придешь, станешь читать стихи или рассказы какие – нибудь. Кончишь, сразу зовет опять: «Сестра, сестра». Подойдешь, возьмет твою руку, пожмет так крепко – крепко, показывая: «Вот видишь, я еще держусь, а, значит еще живу», а сама убежишь и ревешь, ревешь, вспоминая его пожатие. Да, сколько было слез, всех было жалко. Был у нас в педучилище хор, руководителем его был наш учитель Моисеев. Подготовим программу, отрепетируем, а иногда и так, без репетиции, и едем в госпиталь. Стихи, песни, танцы – все это подымало дух бойцов. В основном пели такие песни как: «Огонек», «Землянка», «Вставай, земля огромная» и другие, в общем, песни довоенных и военных лет. Читали стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, Симонова «Жди меня». [2]
Длительное время в нашей школе работала учителем истории Литвиненко А. Е. В годы войны, она, будучи ребенком ,как и другие дети не осталась равнодушной к боли раненых солдат. Сегодня без боли она не может вспоминать о том времени.
Приложение № 11
«После того, как в город начали поступать первые раненые, дети бежали на вокзал и помогали взрослым доставлять раненых до госпиталя, кого на повозках, кого доводили пешком. Госпиталь находился напротив школы №3. С друзьями я выступала перед ранеными, с песнями и стихами. Ребята, кто был грамотнее помогали бойцам писать письма домой. О прибытии новых поездов и сообщениях с фронта узнавали из большого громкоговорителя, который находился на столбе по улице Московской. В летнее время дети помогали по – хозяйству: копали картошку, кололи дрова , сажали, готовили дома еду и приносили в госпиталь»[3].
Таким образом, находясь далеко от линии фронта, наш город активно участвовал в приближении победы. В госпиталях, размещенных в Петровске, поправляли свое здоровье раненые солдаты и возвращались на фронт. Медсестры, врачи, простые горожане создавали для этого все условия , не считаясь с личным временем. Ведь все они делали общее дело.
Заключение
Работая над данным исследованием, приходишь к выводу, что:
Во – первых, война – это период в нашей истории по своему напряжению перевешивающий иные столетия, это великое духовное напряжение всего народа, в том числе людей, связавших свою судьбу с медициной.
Во – вторых, благодаря слаженной работе медицинского персонала эвакогоспиталей №16 – 92, №16 – 93,№ 51 – 35 стали полноценным прифронтовым лечебным и реабилитационным учреждением, включающим в себя не только проведение своевременных оперативных вмешательств, но и процесс восстановления раненых и подготовки их к продолжению несения военной службы или максимальной адаптации к тыловой жизни.
В – третьих, три госпиталя размещенные по воле судьбы в городе Петровске были под особым вниманием городских властей и окружены заботой простых жителей, делившихся последним с ранеными, приближавших победу своим скромным вкладом.
Практическое значение работы велико. Она может быть эффективно использована как дополнительный материал на уроках истории, краеведения и во внеклассных мероприятиях , посвященных Великой Отечественной войне.
Работая над данной темой, возникло желание продолжить изучение истории госпиталей в г. Петровске, в частности их специфики , а также судеб людей, причастных к их деятельности.
Библиографическая ссылка
Панферова А.С., Смолькова А.Н., Андреев А.В. РАБОТА ЭВАКОГОСПИТАЛЕЙ В Г. ПЕТРОВСКЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Международный школьный научный вестник. – 2016. – № 4. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=106 (дата обращения: 21.11.2024).